Хиппи и новые левые, 1972 г

Хиппи и новые левые, 1972 г.

(Неопубликованный проект апреля 1972 года)
Соб-но, неопубликованный в те годы текст  известного анархиста
(1972 г), перевожу его для продолжения  темы "хиппи и новые левые - история конфликта".

========================

...Ценности, которые еще ранее массовых хиппи-выступлений потеряли свою власть: мораль, семья, патриотизм и все остальные...
Они отпадают гроздьями листьев, их так много, они уже мертвый груз.
Старые маски и социальные мистификации не способны компенсировать
убытки, требуется новый опыт. Бизнесмен, профессор, честный работник,
плейбой, домохозяйка - к чему им обратить свои взоры, чем восторгаться?
Доминирующие герои и идолы стали смешными. Везде фальсификации, всюду кризис. Этот распад значений создает положительную пустоту, в которой возможны свободные эксперименты. Но если эксперимент не противопоставит себя механизмам власти, то в критический момент все значения всасываются вихрем новых иллюзий, заполняющих пустоту; ибо власть не терпит вакуума.
Поэтому революционное недовольство хиппи, отказ от старых стереотипов, приводит хиппи к изготовлению и принятию новых иллюзий.
Hip-жизнь создает и потребляет свои, особые, роли - гуру, мастера,
рок-звезды. Возникают новые абстрактные ценности - всеобщей любви, естественности, открытости. И, конечно, обязательные новые мистификации "для утешения" - пацифизм, буддизм, астрология, всякий культурный мусор прошлого снова выкладывается для потребления на витрины.
Хиппи всего лишь вдохнули новую жизнь в спектакль.
Вместо того чтобы бороться за реальную жизнь, хиппи берет абстрактное
представление, "образ" жизни, и рекламирует через изменения внешности,
будто это реальные изменения.
Поскольку распространение образа жизни происходит параллельно с
распадом ценностей, оценки в свою очередь распадаются в направлении выбора цели "псевдо-жизни" из всевозможных стилей на рынке.
Отчеты, плакаты, бюллетени: интеллектуальные товары сделают вас
знаменитыми, но не "действенными".
Когда хиппи обвиняют в попытках погубить "старый капиталистический
мир", забывают, что "культурные герои" (Лири, Гинзберг, Уотс и т.д.)
немало способствовали возникновению нового образа жизни в стиле самой
культуры потребления.
Эти мужчины - рекламные клоуны нового стиля "покупай все", объединив
свои собственные культурные фетиши с ложным обещанием подлинной жизни породили квази-мессианскую привязанность к "истинному движению".
Они "развернули" молодежь от семейных ценностей к ценностям товарным. "Включение" означало в то же время потребление наркотиков, а также покупку некритического мировоззрения. Разница между "реальным" и "пластиковым" хиппи в том, что "реальный" имеет более глубокие иллюзии, он приобрел больший опыт мистификаций в их чистых, органических формах, а пластиковый хиппи лишь покупает их в красивой упаковке: астрология на плакатах, "натуральная пища", дешевый даосизм из "Битлз".
Хотя реальные хиппи, возможно, и "разрабатывают" нечто вроде
хип-идеологии, пластиковые хиппи всего лишь покупает товары, которые воплощают эту идеологию.
Отождествляемые с объектами в перевернутой реальности зрелища
человеческих качеств (спонтанность, самореализация, общинность) стали идеалами Потребления именно потому, что им не хватает реальности, и потому, что иллюзия подлинности становится необходимым для жизни условием.
Так называемая "революция в индустрии звукозаписи" с 1950 по 1960-е
годы была именно победой над промышленностью, когда недовольные слои населения начали создавать автохтонные (локальные) знаменитости и символы, своего рода" национальное освобождение" молодежи от старческой культуры.
"Каждый может стать звездой на час".
Рок-фестиваль - празднование победы неоимперского
посягательства на культурное потребление для молодежи, рок-фестиваль
отчаянно пытается выступать символом успеха "бунта молодежи."
Но не имея классовых и национальных границ "бунт молодежи" связывает в глобальную бригаду молодых боевиков-потребителей в усердном служение товарам и рок- звездам. На рок-фестивалях сексуальная страсть
превращается в созерцательный экстаз, чистое господства оргиастической
тоски перед тоталитарной знаменитостью.
Это и есть тот самый магнетизм товара, который обеспечивает единство
этого овеществленного хиппи-сообщества.
Те, кто делали Вудсток и Альтамонт на подобной ложной дихотомии,
скрывали свою внутреннюю идентичность.
На каждом псевдо-фестивале за группой следует группа, а зрители
показывает свою готовность терпеть дискомфорт  несколько дней лишь для того, чтобы реализовать свои самые смелые мечты потребления.
Но единение аудитории в любое время может распасться, и выявить
основные истины - полнейшую интеллектуальную дезинтеграцию.

Люди откликнулись на зов контркультуры, поскольку он содержал в
значительной мере критику старого мира и его ценностей (в
частности, например, работы ранних Гинзберга и Дилана).
В конце капитализма все искусства и поэзия не должны быть подачками со свалок культурного рынка для высоколобых и не должны потворствовать
"популярному вкусу" толпы, не быть бессвязными, циничными.
Сегодня Контркультуру, поскольку она не отрицает самую культуру, можно
только заменить новой оппозиционной культурой, новым контентом для неизменного успеха в продаже... Культурные инновации явились причиной ложного оптимизма хиппи: "Смотрите, все меняется!".
Да, но меняются только вещи, не содержание.
Тексты песен, а также другие художественные формы, могут стать
революционным оружием, но только если они выходят за художественные
рамки, становятся частью агитационной практики, которая направлена на явное уничтожение товара и культуры как отдельной сферы капитализма.
Проект, инициированный диггерам в Хайт-Эшбери - строительство
"свободного общества" в пределах города, существующий на отходы
мегаполиса, вскрыл факты материального изобилия и возможность накормить неимущих без особых усилий.
Но без прямого вызова социальной практики капитализма, этот проект
остался лишь жестом, боевым авангардом программы социального обеспечения. Вопреки ожиданиям диггеров, государство не собирается дарить всем гражданам способ к бесплатному существованию.
Да, диггеры организовали распределение продовольствия в одном из гетто
Сан-Франциско (1966), но комендантский час не позволил развить
практику. Диггеры продолжали этот проект в контексте "nonrevolutionary", подперев его идеологией примитивного коммунизма, фетишизируя идею бесплатного распространения еды и стали чем-то вроде  "антибюрократического" учреждения.
В конце концов они делают свою работу лучше, нежели иные социальные
работники. В Хайт предпринимались попытки прямого вызова урбанизму, выход из изоляции.
И эти попытки зачастую были в форме игры. Но пацифистские и
гуманистические идеологии, доминировавшие на практике, превратили Хайт в бессмысленный крестовой поход детей, а не восстание.
Критические действия были преобразованы в утопические надежды, будто
общество, как плохой ребенок, будет следовать хорошему примеру.
Идея построения общества, основанного на принципе "подарка" суть мечта, которая может быть реализована лишь подавлением реальности.
Вне критической деятельности имеются только идеалы, которым надлежит
следовать, принцип "подарка" превращается в "строить отношения по типу психотренингов гуманистической психологии".
Социологи уже давно знают, что беспорядки в гетто были печальным
следствием отношения черных к существующим условиям жизни, но хиппи все еще надеются, будто отчуждение лишь вопрос восприятия (" It's All In Your Head ").
Таким образом, по сути, делается попытка интерпретировать реальность, а
не работать с нею, с тем чтобы принять ее путем нового толкования.
Все негативные чувства и проблемы решаются простыми способам: "хорошими вибрациями", ментальной мастурбацией. Разочарования и страдания относят к проявлениям "плохой карме". "Плохое духовное путешествие" ответственно за нынешнюю социальную нищету, а утопические ожидания основаны на абстрактном лозунге "любите друг друга ". Все продолжается через диалектику обмана, дескать, существующие условия исчезнут, ибо они не существуют.
Это квази-христианская философия точно показывает, насколько серьезно
хиппи не понимают жизнь.
Они принимают свою судьбу в духе средневековой святости, уверенного
превосходства духа над плотью и с покорностью.
Что-то вроде бального предложения для подростков: каждому предлагается потанцевать и хорошо провести время в дешевом буфете.
Выйдя из чудовищной изоляции развитого капитализма, хиппи
отреагировали - просто схватив друг на друга за руки и тесно обнявшись.
Все разговоры о танцах на улицах, и все псевдо-фестивали только
скрывают реальное разделение и настоящие страдания.
Их улыбки еще один эрзац псевдообщения.
Повсюду - от коммуны до улице, в бесплатных клиниках - контркультура
возводит новую сеть ложных связей. Каждый становится торговцем
эзотерических товаров и розовых очков. Стремление жить за пределами
доминирующего общества может быть реализовано только жизнью на грани этого общества, в беспрерывном выживании.
Помните девиз одной коммуны "Я терплю вас, если вы готовы терпеть
меня". В сельских общинах ложные сообщества "неопримитивистов собираются на свои тусовки по ложному призыву добровольного "природного" отчуждения.
Этот природный заповедник кажется им священным пространством, в
котором они вернутся к эротической связи с примитивным коммунизмом и
мистическому единению с природой.
Но на самом деле это зоны для коммунитарных экспериментов, они служат в качестве амортизаторов для общества в целом, только воспроизводя
иерархические структуры бывшего общества, типа естественное разделение труда у некоторых племен и шаманизма в видоизмененной форме и без границ патриархата.
Романтизации хиппи природы примитивна, это ответ на разрушающейся
общественный порядок.
В самом деле, можно ли быть ближе к природе, если отказаться от сапог,
носить длинные волосы и выбросить на помойку лифчики?
Контркультура через своих идеологов оправдывает религиозные и
мистические искания как научные "исследования" и новые методы "духовного освобождения", необходимые для социальной революции.
На деле мы видим не революцию, а страстных поклонников мистики,
световых шоу, мультимедийных развлечений, наркотиков и психоделических плакатов.
Используются все технические средства для имитации жизни - ибо трудно
убедить себя, что мы еще живы. Поэтому хиппи бесконечно создают новые
стимуляторы в этой тоталитарной среде и вовсю манипулирует эйфорией
пассивности. Увлечение хиппи наркотиками и оккультизмом, несмотря на
"освободительные" притязания, на самом деле являются внутреннем
рабством.
Навязчиво пытаясь "чувствовать себя хорошо" в ужасных условиях, хиппи
пытаются найти новые обезболивающие вещества и способы.
Жизнь хиппи подобна тоске скучающего пенсионера: надо как-то
развеселить себя, чтобы не умереть от скуки.
Хиппи с энтузиазмом работает в "значимой" деле "Hip-компании", в
котором все сотрудники якобы представляют собой "семью".
Воображая себя примитивным ремесленником, он развивает и идеализирует эту роль.
За всем этим видна чистейшая мелкобуржуазная философия.
Интересы хиппи - процветающий бизнес на "органических" продуктах.
Но хиппи не думают о себе как обычные бизнесмены, поскольку они "верят" в свой продукт и хорошие вибрации для вклада в банк.
Отвергая роль студента, хиппи становится студентом на протяжении
всей жизни.
В рамках своих идеологий аппетит хиппи является безграничным.
Он читает Цзин. Он учится медитировать. Он садовник, он создатель новых ремесел, он рисует, делает свечи, печет.
Его энергии ненасытная, но все это растрачивается впустую.
Каждая вещь сама по себе безупречная, поскольку тривиальна; что
позволяет хиппи создать еще одну нелепую иллюзию, будто он занимается
"активной деятельностью".
По его мнению, чем более банальна деятельность, тем божественнее.
Хиппи живет мелкой версию вечного настоящего.
В отрыве от прошлого и будущего, последовательность моментов его жизни и составляет то самое пресловутое "путешествие".
Поездки - способ изменения обстановки, потребление ложных приключений.
Он постоянно пересекает страну в поиске "красивой сцены", которая
всегда ускользает от него.
Хиппи - вечная скука в движении.
Hip-урбанизм всегда старался выкроить некое "домашнее" пространство,
где его ложное сообщество могло бы процветать - но хиппи даже не смогли создать для себя еще одну оговорку, понять, что они туристы, безучастно взирающие друг на друга. Хайт-Эшбери, самый известный рок-фестиваль, там должно было (следуя философии хиппи) возникнуть дей-но свободное пространство, но доминировали пассивность, потребление и прочие прелести буржуазного образа жизни.
Рок-концерт в штате Орегон, организованный государством, по сути
отвлекал людей от антивоенных демонстраций - вот уж достойное
государство, где раздают бесплатно марихуану и психоделики, чтобы
пресечь уличное шествие. Это предельный случай в общей тенденции: "доброжелательно" организовать пространство для туристов из мертвого времени.
Hip-жизнь не имеет более активного содержимого в своем существовании.
И впечатляющий термин "хиппи" совсем не однороден, через эту
философию проходит много людей.
Культуру хиппи, их наследие - самый впечатляющий провал философии.
Когда в 1967 году хиппи устроили символические похороны своих прикидов (скорее, для прессы), они только показали театральным способом свой провал, зрелище, которое происходит с ними.
В попытке противостоять самым радикальным образом
доминирующей системе, хиппи построили лишь ответный спектакль.
Если хиппи ничего не знал, он знал, что революционное видение политики
не идет достаточно далеко.
Хотя хиппи-жизнь всего лишь реформаторское движение, попытка изменить повседневность ("по правильному" - как думали хиппи), их политика не создала никакой практической критики "для внедрения в массы".
Если сначала хиппи отклонили "политическую" деятельность отчасти по
неправильным причинам (дескать, утопизм важнее и т.д.), они же
частично критиковали политику за скуку, идеологическую природу и
жесткость.
Кен Кизи правильно видел роль политики как возрождение соблазнов
старого мира на новых условиях.
Но Кизи не мог предложить ничего кроме ЛСД, наркотиков и "отречения от жизни".
Примитивная аполитичность оставила хиппи в конце концов на ролях
статистов политики, а затем привела многих к поглощению политическими движениями.
Даже те, кто имел критическую политическую точку зрения.. их постигла
та же судьба.
Например, Гэри Снайдер, который симпатизирует Gandhiist-анархизму,
винит в своем раннем эссе за провал классического пролетарского движения "состояние души в западной традиции".
Контркультура оказалась авангардом для канализирования реального
недовольства обобщенной изоляции в ложные альтернативы, она служит
власти как лаборатория необходимых экспериментов по нейтрализации
потенциальных оппозиций.
(неопубликованный проект апреля 1972 года)


==============================
© Вольный перевод - Иван Шизофреник, для некоммерческого использования.


Рецензии