Интервью лауреата III премии Народный писатель

Галина Щекина, чернорабочая литературы
___
 От редакции:
Галина Щекина родилась в Воронеже, в 1979 году переехала в Вологду.
Прозу пишет с 1985 года. Публиковалась в газетах «Книжное обозрение», «Литературная Россия», журналах «Дружба народов», «Журналист».
Руководитель Литературной артели «Ступени», содатель  студи «Лист» для  молодежи, официальный координатор конкурса «Илья-Премия» в Вологде.
Член Союза Российских Писателей, Союза Журналистов России, Международной ассоциации писателей и публицистов (APIA).
На Прозе.ру – с 2003 года.
___

- Для начала – традиционный вопрос: Кто вы, Галина?
- Если в двух словах, то я чернорабочая литературы, у которой праздников в жизни раз-два, и обчёлся.
- Что ж так сурово?
- Дело в том, что авторы, которые меня окружают, для меня до сих пор важнее, чем я сама для себя.
Мой муж, прекрасный критик, тонкий ценитель литературы Сергей Фаустов так мне и говорит: чтобы быть настоящим писателем, надо выращивать в себе творческий эгоизм. А он во мне пока так и не вырос…
- Но ваш роман «Графоманка» совсем недавно вошёл в финал национальной премии «Русский Букер» в числе шести лучших прозаических произведений, опубликованных на русском языке, выдвинут на соискание премии «Национальный бестселлер»…
- А вы думаете, почему? Потому что в Вологде, где я теперь живу - родилась в Воронеже - возникли по поводу романа настоящие писательские драки: я же правдиво, как мне кажется, изобразила местные писательские нравы. В результате заслужила от собратьев самые разнообразные прозвища, вплоть до «раскольницы», «боярыни Морозовой» и т.п.
Бранили меня за роман в Вологде буквально день и ночь. Звонили по телефону и матом объясняли, кто я такая. Так и не поняла, кто это был…
- Переживали?
- Конечно.
- Муж как-то поддерживал в те дни?
- Говорил: чем больнее бьют, тем ты правее. И наливал стопочку.
- А что после «Графоманки»? Написалось что-то новое или вы в «состоянии паузы»?
- Да какие там паузы - написала два романа, а денег на их издание нет. Видно, опять творческого эгоизма не хватает. Я же всё своё между делом…
- Вы признанный сообществом профессионал. За что любите Прозу.ру?
-  Логиниться просто. Кстати, ники эти, клички сетевые, ненавижу и ненавидеть буду: ну что это такое? Приходит чуткий, грамотный, вдумчивый читатель на твою страницу, восхищается тобой, делает замечания, и вдруг исчезает, и никаких следов: стёр страницу, а ты гадай, где он, жив ли, умер… До сих пор горюю о многих своих знакомцах, а ведь даже имён их не знаю, и спросить не у кого. Но признаюсь в  нарушениях – наверно  страниц  20 открыла для  своих собратьев по перу, и многие теперь сами ведут свои старницы с огромным числом  читателей… Среди ниах страницы  Михаила  Сопина, Аси  Астафьевой, Марии Марковой. И  моих две – одна на  Стихи.Ру, другая на  Прозе.
- Ну, хорошо, раз творческого эгоизма у вас так мало, поговорим о ваших авторах. Вы вырастили целое поколение вологжан, принятых в столицах. Как вам это удалось?
- Не было такой цели. И жалко, если уезжают. Я им говорю – сидите  тут, пишите, просыпайтесь под звон колоколов…. Ларчик-то просто открывается: чтобы быть профессионалом в литературе, надо просто любить людей и их тексты - стихи, рассказы… Наши традиции литературного разбора заложены двумя прекрасными вологодскими поэтами – Михаилом Сопиным и Юрием Леднёвым, основавшими в 1972 году литобъединение «Ступени». К 40-летию нашего ЛитО мы выпустили сборник…
- …туда попали многие известные в Москве и за её пределами молодые литераторы – Ната Сучкова, Даниил Файзов, Дмитрий Гасин, Регина Соболева…
- Да кого там только нет! И все  вышли из «Ступеней»
- Вылетели птички из гнезда – о матери забыли?
- Нет, что вы. Помнят. Я ведь и с Машей Марковой, лауреатом Президентской премии для молодых деятелей культуры, тоже возилась. Она как–то сказала: если бы Галина Александровна со мной в 19 лет не общалась, я бы бросила писать. Представляете? Она теперь суперзвезда, к ней уже просто так не подъедешь, а была простая вологодская девчонка, сидела у меня на кухне, спрашивала, что ей делать дальше…
- Спасибо вам за неё и за остальных. А как же с вами?
- А что со мной? Мне 60, но не  дашь, правда. Мне еще  много написать надо.Муж мне советы даёт. Суровые! Но я всегда его слушаюсь. Вот хотите, верьте, хотите, нет - одно слово как-то в моём в рассказе подвинул, и его – единственный! – в толстом журнале напечатали. Сказали, что удивительный рассказ получился, а это, я считаю, мужа моего заслуга.
Меня ведь никто из «толстяков» в упор не видит – ни «Новый мир», ни «Волга», ни «День и Ночь»… долго перечислять.Василевский  однажды выступал в Вологе и с казал: «Вы думаете нам  авторы  нужны? Нет, ненужны» Я остолбенела.
- А что так?
- Понятия не имею. Так уж у них зрение устроено, наверно. Понятно: везде конкуренция. «Надо понимать формат  издания!» Но, думаю, в конце концов, прорвёмся. Не теряю надежды: права не имею. Хотя  обивать пороги  не смогу.
- Было бы, о чём, а там уж как-нибудь.
- Всегда есть, о чём.
- О русских судьбах, о семейных тяготах, о боли и счастье…
- Прежде всего, об этом.Но  еще  и о творчестве, о его звездных минутах. О том, что от земли отрывает.
- Желаю Вам успехов на всех фронтах. Надеюсь, что премия «Народный писатель» поможет вам донести своё слово до массового читателя.

Беседовал Сергей Арутюнов


Рецензии
Спасибо за все. Жаль, что не было шанса познакомиться с вами раньше. Многое мог бы спросить.

Максим Вельвич   13.08.2020 22:52     Заявить о нарушении
спраштвайте но в личку

Галина Щекина   24.08.2020 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.