Пианистка

               

Последние годы неволи Вера Августовна провела, по-видимому, в одном из лагерей Тагиллага, поскольку именно в Нижнем Тагиле появилась она весной 1954 года в видавшем виды ватнике, юбке из мешковины и в стоптанных валенках. Она шла по городу и на ломаном русском просила  изумлённых прохожих указать дорогу к музыкальной школе.
Ей показали здание. У недавней узницы было одно желание: остаться одной у фортепьяно. Пианистке позволили, и она начала играть. Сотрудники школы слушали ее за дверями.  Бетховен, Бах, Дебюсси, Шопен…

Миром правит Его Величество Случай.

Ни родившейся в 1901 году и проведшей юность в Париже Вере Лотар, ни ее родителям даже в самом кошмарном сне не могло присниться, куда забросит ее судьба и как сложится ее жизнь.

Девочка  училась у знаменитого французского пианиста Альфреда Корто. Ее отец Огюст Лотар часто брал дочь в научные экспедиции. Ещё ребёнком она побывала и в Азии, и в Африке, и в Австралии. У девочки рано обнаружили большое музыкальное дарование, и в 12 лет она уже солировала с оркестром, которым дирижировал сам Артуро Тосканини. Она  с блеском окончила Парижскую консерваторию и после стажировки в Вене объездила с гастролями все крупные города Европы и Америки. Играла даже в Букингемском дворце перед королевским семейством. Везде встречала восторженный приём.

В 30-х годах Вера Лотар вышла замуж за инженера-акустика Владимира Яковлевича Шевченко, которого за созданные им прекрасные скрипки называли ”русским Страдивари”. 
По одним данным он был сотрудником советского торгпредства, по другим – эмигрантом первой волны, членом французской коммунистической партии, мечтавшим вернуться в Россию.

В конце 30-х годов Владимир Яковлевич добился разрешения на въезд в СССР, и счастливая молодая семья переехала в Ленинград, где уже свирепствовали  репрессии. Как и следовало ожидать, вскоре его арестовали ”за шпионаж”, а, когда его убитая горем молодая жена явилась в  "органы” и сказала доблестным чекистам, что она о них думает, арестовали и ее.

По свидетельству авторов воспоминаний, знавших ее, Вера Августовна не любила вспоминать, где и как она отбывала тринадцатилетний срок наказания. За годы, проведенные на зоне, её муж от несправедливости и издевательств сошёл с ума и сгинул в лагерях, она же из красивой цветущей женщины превратилась в больную старуху.

Во всех публикациях о Вере Лотар-Шевченко описывается, как будучи в лагере она вырезала на нарах ножом клавиатуру фортепиано и в редкие свободные от каторжного труда часы “играла” свои любимые произведения  Баха, Бетховена. «Измученным нечеловеческими условиями сокамерницам казалось, что они слышат эту бессмертную музыку, так вдохновенно было лицо исполнительницы, и так выразительны её натруженные руки…»

Последние годы неволи Вера Августовна провела, по-видимому, в одном из лагерей Тагиллага, поскольку именно в Нижнем Тагиле появилась она весной 1954 года в видавшем виды ватнике, юбке из мешковины и в стоптанных валенках. Она шла по городу и на ломаном русском просила  изумлённых прохожих указать дорогу к музыкальной школе.

Ей показали здание. У недавней узницы было одно желание: остаться одной у фортепьяно. Пианистке позволили, и она начала играть. Сотрудники школы слушали ее за дверями.  Бетховен, Бах, Дебюсси, Шопен…

Многолетний директор музыкальной школы Мария Николаевна Машкова на свой страх и риск  приняла бывшую лагерницу на полставки иллюстратором музыки, поскольку взять ее преподавателем никто бы не позволил. Она же на первых порах помогла пианистке с жильём и одеждой. Вскоре после предварительного прослушивания Вера Августовна перешла в  местный театр драмы на должность тапёра.

Как пишет Нинель Пляцковская в своей статье ”Вспомнился Нижний Тагил”, опубликованной в журнале “Балтийские сезоны”, Вера Августовна “на первые, свободные от хлеба насущного деньги, взяла напрокат каби¬нетный рояль, а при следующей возможности сшила себе черное концертное платье, явно для филармонических стен, хотя до них еще было далеко... »

Как ни добры были тагильчане ко вчерашней узнице сталинских лагерей, но выдающейся пианистке мучительно не хватало концертной деятельности.

 После смерти Сталина, когда немного ослаб гнёт репрессивной машины, она добилась реабилитации и разрешения жить в крупных городах. Она переехала в Свердловск в надежде устроиться солисткой филармонии. Об этом непростом этапе жизни исполнительницы написала в своей книге Зера Германовна Мышкина ”Люблю гармонию”, в ней Вере Августовне Лотар-Шевченко посвящена глава ”Французский феномен”.

По воспоминанию современницы в Свердловске Вера Августовна сняла комнату, в которой отчаянно мёрзла, согревая свои и без того застуженные в лагере руки в старенькой меховой муфте.

На прослушивании перед поступлением в филармонию она играла прелюдии и фуги Иоганна Себастьяна Баха, и высокая  комиссия была поражена неженской мощью её исполнительской манеры. Впоследствии, однако, некоторые местные ценители фортепианного искусства не раз высказывались, что игра Веры Августовны слишком технична, ей не хватает напевности и мягкости, так свойственной российской исполнительской традиции.

По этой причине Вере Августовне редко разрешали сольные концерты. Ей пришлось “колесить” по области в составе бригад для сборных концертов и музыкально-просветительских лекториев. Пожилой женщине это было тяжело, да и не соответствовало масштабам её дарования.

После 1957 года Вера Августовна переезжает в Барнаул, но и там мало кто понял, какого уровня пианистка работает в местной филармонии, пока…

Пока не вмешивается Его Величество Случай.

Зимним вечером 1965-ого известный педагог, философ и журналист Симон Львович Соловейчик, будучи в командировке в качестве корреспондента «Комсомольской правды» в Барнауле, случайно увидел афишу с объявлением о концерте неизвестной пианистки. Человек музыкальный, не пропускающий такие события Симон Львович забросил вещи в гостиницу и тотчас поспешил на концерт.

То, что он увидел, взволновало. В полупустом, плохо освещенном нетопленном помещении с десяток слушателей в шапках, в верхней одежде внимали льющимся в зал завораживающим звукам прекрасной  музыки. Бах,  Дебюсси… Пианистка на сцене была тоже в пальто, время от времени она подносила ко рту замерзшие пальцы, отогревала дыханием…

Симон Львович оценил высокий уровень исполнительницы и после концерта встретился с пианисткой. Из опубликованного  им в декабре 1965 года в «Комсомолке» очерка вся страна узнала об этой женщине и  о ее удивительной судьбе. Очерк  называлась ”Пианистка”. Случайная встреча эта изменила всю ее дальнейшую жизнь.   

Нашумевшая статья в ”Комсомольской правде” вызвала неожиданную реакцию президиума Объединенного комитета профсоюза Сибирского филиала Академии наук.

Там сразу же зажглись идеей пригласить замечательную пианистку в Академгородок. Инициаторы договорились с директором Новосибирской филармонией об организации ее концертов в Новосибирске, они же убедили основателя Сибирского филиала Академии наук Михаила Алексеевича Лаврентьева принять участие в судьбе замечательной пианистки.

Вскоре Вера Августовна переехала в Академгородок под Новосибирском, где получила квартиру и прожила дальнейшие двадцать лет жизни.

Так к Вере Августовне Лотар-Шевченко, наконец, пришло признание. Она успешно гастролировала по крупнейшим центрам страны, посетив и Одессу, и Москву, и Киев, и Владивосток, и любимый ею Ленинград. Уже никто не обвинял её в неправильной трактовке Шопена и Равеля.

У неё было своё видение мира и свой взгляд на исполнение бессмертных музыкальных шедевров. В Новосибирске Вера Августовна общалась в среде высокоинтеллигентных людей, многие из которых знали её родной французский язык.

 Её любили студенты и учащиеся знаменитой ФМШ – физико-математической школы для одарённых детей. На протяжении ряда лет один из классов ФМШ брал на себя шефство над любимой пианисткой: ребята помогали ей по хозяйству, выполняли поручения, делали покупки.

Такая семейная связь помогала школьникам ощущать себя нужными и полезными, а Вере Августовне забыть об одиночестве. Говорят, что часто дверь её квартиры была приоткрыта – она играла, а молодые люди сидели на ступенях лестницы и заворожено слушали. В память об этой дружбе Лотар Шевченко подарила физматшколе  свой концертный рояль.

  Записей самой Веры Августовны почти не осталось. Только гибкая пластинка из журнала «Кругозор». Чиновники 1970-х долго решали: можно ли фирме «Мелодия» записывать лагерницу с 58-й статьей Уголовного Кодекса в биографии? А потом стало поздно.. .   

Однажды она поранила палец, долго не могла играть и вскоре умерла, потому что  только музыка давала ей жизненные силы. Это случилось в начале 80-х годов. Её похоронили  на Южном кладбище Академгородка. На скромном могильном камне высечены её слова: ”Жизнь, в которой есть Бах, благословенна”

В числе десятков тысяч людей, прочитавших статью Симона Соловейчика в «Комсомольской правде» был и  Евгений Антонович Козловский  - российский писатель, драматург,  журналист, режиссер театра и телевидения, известный также как дессидент, в свое время брошенный за решетку советской властью.

Писатель жил тогда в Омске, Вера Августовна  приезжала в Омск на гастроли из Новосибирска, и Евгений Антонович побывал на ее концерте.  Он встретился с пианисткой и, по его словам, «беседовал около часа, несколько раз сфотографировал (увы, снимки пропали)» .

Разговор с замечательной пианисткой лег в основу его пьесы для театра «Современник». «Это был "живой сюжет", дальше я писал "от себя"... – вспоминал Евгений Антонович. - Был написан не сценарий, а пьеса для "Современника", для Волчек и Нееловой. Где-то в 87-88-м. А потом предложена как основа для сценария. После тюрьмы и всех запретов открылась форточка и я много писал.

А затем и для написания киносценария для кинофильма «Руфь».
Этот фильм в 1989 году снял известный советский кинорежиссер Валерий Бакиевич Ахадов.

На роль пианистки он пригласил знаменитую французскую актрису Анни Жирардо, одну из самых талантливейших и востребованных актрис театра и кино, снимавшуюся у таких известнейших кинорежиссеров, как Клод Лелюш, Лукино Висконти, партнерами которой в разные годы были и Ален Делон, и Ренато Сальватори…

Почему она приняла предложение сняться в России?..

Возможно это было следствием переживаемого ею в  начале 1980-х годов  творческого кризиса, связанного с провалом одного из её театральных проектов- мюзикла «Исправлено и дополнено».

Режиссёром и автором текстов песен к мюзиклу был Боб Деку, на тот момент возлюбленный Жирардо. Непосредственно во время одного из представлений Анни актриса получила травму, и последующие спектакли пришлось отменить. Проекты Боба Деку практически разорили Жирардо, и, чтобы не попасть в долговую яму, она вынуждена была продать огромную квартиру в центре Парижа. Отношения актрисы с большим кино усложнились- режиссёры не предлагали ничего стоящего...

В интернете я нашел такую запись:

«Режиссер Валерий Ахадов встретил в аропорту Шереметьево заметно постаревшую женщину со следами бурной жизни и разочарований на испещренном морщинами лице. Жирардо со свойственной ей прямотой заявила: «Это вы тот идиот, который пригласил меня сниматься?» Ахадов кивнул головой. «А это я – та идиотка, которая согласилась на это предложение», - отрезала Жирардо. »

Роль репрессированной французской пианистки в фильме Валерия Ахадова «Руфь» (1989), показанном на Каннском кинофестивале, вернула интерес к персоне Анни Жирардо в Европе.

Ей вновь стали предлагать достойные ее таланта роли. Одним из таких предложений стала роль в фильме Клода Лелюша «Отверженные», снятом по мотивам романа Виктора Гюго.

Картина получила несколько престижных премий, а сама Ани Жиррардо в 1996 году стала обладательницей главной французской кинонаграды «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана.

Фильм о замечательной пианистке с известнейшей французской киноактрисой в главной роли всколыхнул и память о Вере Лотар-Шевченко. 

Видел ли Симон Львович Соловейчик фильм Валерия Ахадова, мне неизвестно. Когда через много лет в командировке он снова попал на концерт Веры Августовны, к его величайшей радости зал был переполнен, и в кассе ему был продан последний билет…

Имя замечательной пианистки в России не было забыто.
Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко был организован в 2006 году по инициативе Фонда первого президента России Бориса Ельцина и деятелей культуры России и Франции. С тех пор он проводится регулярно.

В 2011 году прошел третий конкурс. Это было последнее состязание, которое состоялось в Новосибирске. Следующее, четвертое состязание должно быть организовано уже на Среднем Урале, в Екатеринбурге.

"Мне кажется, что проводить этот конкурс на Среднем Урале будет логичнее хотя бы потому, что возвращение Лотар-Шевченко в музыку после тринадцатилетнего заключения в лагерях произошло именно в Свердловской области, в Нижнем Тагиле", - сообщил директор конкурса Юрий Данилин.

Закончу, с чего начал – с Его Величества Случая.

И Симон  Соловейчик, сыгравший неоценимую роль в  судьбе Веры Августовны, и Валерий  Ахадов, фильм которого способствовал пропаганде ее творчества, были близкими мне  людьми,  - увы! – не знакомыми друг с  другом.

И, хотя каждый из них объяснял свой интерес к личности Веры Лотар-Шевченко  случайным стечением обстоятельств, у меня осталось чувство, словно именно через меня  весть о  ней почти через четверть века после публикации той статьи в «Комсомолке» незримо передалась от писателя к кинорежиссеру.

 Именно незримо, потому что я никогда не говорил об этом с Валерием Ахадовым. Дальше все тоже как бы случайно - пьеса Евгения Козловского, посвященная Вере Августовне, положенная в основу интереснейшего киносценария, которая привлекла внимание кинорежиссера.

Такое чувство, словно на протяжении долгих лет память о знаменитой французской пианистке  незримо жила в узком кругу близких мне творческих людей, дожидаясь часа своего триумфального явления публике!..

 «Окна» 1 ноября 2012 Тель-Авив

 

 

12.12.2012, 15:53, "Майя Уздина" <uzdina34@mail.ru>:
ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО

http://www.youtube.com/watch?v=8UOePMCptL4

http://www.youtube.com/watch?v=8UOePMCptL4

http://www.youtube.com/watch?v=cmNMYF8t1tQ

http://www.youtube.com/watch?v=o6P77no6l-o&feature=plcp  Играет Вера Лотар.

(Ссылки предоставлены Майей Уздиной. Большое ей спасибо!)


Рецензии
В биографии Веры Августовны Лотар-Шевченко, приведённой Вами, есть неточности и фантазии. К сожалению, многие писавшие о ней, домысливали или переписывали друг у друга несуществующие даты и события, но в целом картина Вами представлена правильно.

Михаил Самуилович Качан   03.01.2014 22:03     Заявить о нарушении
Автор не может ответить в связи с кончиной...А человек был замечательный!

Григорий Сухман   04.02.2014 21:45   Заявить о нарушении
Сожалею и скорблю.

Михаил Самуилович Качан   04.02.2014 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.