Отдых

   Несмотря на то, что у меня были подруге и в школе,и в спорте, я любила одиночество. Почти с того момента, как я пошла в школу, у меня была отдельная комната. Сестры были намного старше, и рано вылетели из родительского гнезда.  Мне не приходилось все время быть на людях, в суете и шуме коммунальной квартиры. Зимой я любила уходить далеко в лес на лыжах, а летом совершала прогулки на велосипеде. ( Кстати велосипед долго был в моей жизни. Позже, уже с мужем совершала поездки на велосипеде из Москвы до Долгопрудного к родителям). Летом я любила оставаться дома, все-таки у нас был сад, где я могла много времени проводить на воздухе. Папа сделал легкую беседку, и поставил там кровать. В жаркие дни я иногда ночевала на улице. Кстати о ночевке на улице. Когда я вышла замуж мы жили с родителями мужа в Москве на Щукинской в бывшем военном городке. Кругом зелень, кусты сирени, и в жаркую погоду многие выходили с матрасами на газон и там ночевали. Никто никого не боялся, днем на этом газоне стояли коляски с младенцами. Я тоже оставляла там коляску с ребенком, и только он "засвиристит", я стремглав неслась с третьего этажа вниз (дома были трехэтажные).    
      Пионерские лагеря я не любила, но все же меня отправляли в них три раза, конечно только на одну смену, больше я бы не выдержала. Первый лагерь был в Новосельцево ( Станция Катуар Савеловской ж.д рядом с каналом им. Москвы), там моя сестра Алла была вожатой. Второй лагерь на озере Сенеж в Солнечногорском районе. Озеро фактически является водохранилищем, образованным в ходе строительства канала между реками Сестра и Истра, начатым в 1826 году. Целью строительства канала была доставка камня с Волги для постройки Храма Христа Спасителя в Москве (по другим сведениям, инициация постройки канала приписывалась ещё Екатерине Великой). Работы продолжались около 25 лет, в ходе них были построены три каменных шлюза, канал длиной 8,5 км и плотина. Впоследствии, не выдержав конкуренции с Николаевской железной дорогой, канал был заброшен. Озеро ледникового происхождения, давшее название водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища, именуемой Старым Сенежем.  Третий мой лагерь был под Клином на реке Лутосня. На Лутосне расположен Музей-усадьба Д. И. Менделеева «Боблово».
 А однажды, когда мне было 6 лет, а Алле 14, мама отправила нас в Казань к своим брату и сестре. Первый  день мы провели у дяди Саши в центре города на улице Баумана, а потом нас решили отправить к тете Оксе, она жила на окраине города в собственном доме. Дядя Саша и тетя Маруся решили, что нам там будет лучше, свежий воздух, домашние яйца, молоко, овощи. Как же они  ошибались! Мы не смогли там выдержать и недели. Скука была невероятная, а питание!? Тетя Окся все выращивала и разводила не для себя, а для продажи. За все время прибывания у нее, мы не съели ни одного яичка. Кормила она нас кашей на воде и тюрей (в воду режется зеленый лук, крошится черный хлеб, добавляется соль и немного подсолнечного масла). Когда дядя Саша приехал нас навестить, мы попросились к нему, и он нас тут-же забрал. Поселили нас в Галиной комнате, она в это время была на даче с детским садом. Как же хорошо было у них! Тетя Маруся кормила нас беляшами, варениками с вишней и разными другими вкусностями. Ездили купаться на Волгу, на Маркиз (все говорили на Маркиз, на Маркиз...). Я не знала, что это такое, но в памяти осталось. Оказывается Маркиз это остров!   Остров Маркиз! Он находится в 25 минутах от Речпорта, прямо посередине Волги. Большой пляж с речным песком, чистая вода, огромные ивы, прекрасная поляна в центре острова. До заполнения водохранилища в 1956-58 годах нынешний остров был частью гораздо большего острова, также называемого Маркиз, занимавшего пространство от русла Волги до протоки Воложки. Изначальный остров Маркиз был практически полностью затоплен. Наличие островов напротив Казани еще в ханское время подтверждается многими летописями, в частности, упоминался Гостиный остров, на котором проводились крупные ярмарки. В дальнейшем русло Волги много раз меняло свое направление, положение островов менялось довольно сильно (так, в начале XX века недалеко от Маркиза отделился от берега ныне затопленный Казанский остров). Более-менее современное положение острова прослеживается на лоциях с XIX века.   
         Мы проводили на Маркизе все дни, а вечером ходили в кино. Как я была благодарна, что нас забрали от тети Окси!!! Иногда мама отправляла меня ненадолго в деревню Папертники к  дедушке с бабушкой с папиной стороны. Деревня стояла на холме, а напротив через балку красивейший лес полный грибов. Рядом пионерский лагерь, в который можно было ходить на какие-то мероприятия. Недалеко музей-усадьба Мураново. Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России. 
               В  деревне было сносно, еще и благодаря корове Маруське и овцам. Я  вечером бегала за ними и загоняла во двор. Часто на меня нападал бык или курица, и я со всех ног бежала от них. Пастух, смотревший за стадом, ходил по очереди по дворам на обед или ужин, так оплачивались его услуги.  Поздним вечером устраивали танцы у колодца под гармошку. Ребятня располагалась неподалеку на бревнах и наблюдала. Девушки и парни выстраивались шеренгами,  притопывая, приближались  друг к другу и пели частушки.
              Я много читала, причем без разбора. Напротив нашей улицы Менделеева в Новом поселке Долгопрудного располагалась пожарная часть ( она и сейчас на том же месте). В ней была библиотека, которую я часто посещала. Выбирала какого-нибудь иностранного классика: Диккенса, Золя, Бальзака и т.д., и читала от первого до последнего тома. Не знаю была ли польза от такого чтения, но мне нравилось. У нас  дома все любили читать и петь. Когда я была поменьше забиралась к родителям на кровать, папа  читал вслух, а мы с мамой слушали. Это были в основном советские авторы: Шолохов, Шишков, Марков и т.д.  У сестер были чудесные голоса, мы пели  романсы и народные песни. Мама очень любила и пела " Летят утки ...", а папа часто слушал Шаляпина. Поставит пластинку и подпевает.
Так я отдыхала до 12 лет, а потом начался баскетбол и спортивные лагеря.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Рецензии
Лина, у Вас удивительная способность, описывая свои воспоминания, отправить читателя в экскурс по Вашим местам, это очень интересно и привлекательно и полезно узнавать новое.

Ольга Реймова   12.12.2012 22:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля! Мне самой интересно побольше узнать об этих местах. С теплом, Лина.

Лина Широких   13.12.2012 12:28   Заявить о нарушении