Сибирская легенда о белом остроге
газета "МузОн" поздравляет дуэт "Белый острог"
(Two Siberians") с 20-летием!
После пятилетнего молчания ансамбль снова вместе,
и уже этой осенью в США вышел альбом "Шесть восьмых"
Одноименная композиция с диска победила на
Международном конкурсе композиторов(Internationai
Songwriting Competition),в жюри которого был сам
Оззи Озборн, а отбор производился среди 16 тысяч
исполнителей из 112 стран мира!
В 1986 году музыканты из Иркутска гитарист Юрий Матвеев и скрипач Артем Якушенко стали
лауреатами фестиваля в Новосибирске, а в 1991 году они основали дуэт "Белый острог".
В конце 90-х "Белый Острог" под названием, адаптированным для американских слушателей,
"Two Siberians" работал в Ньюорской студии звукозаписи над альбомами "Out of the Woods" и
"Out of Nowhere".На запись были приглашены знаменитые музыканты Майкл Брейкер,Ричард Бонна,
Мино Синеву.
"Two Siberians"играли на джазовых фестивалях в Линкольнцентре,на одном из самых больших фестивалей академической музыки "Тенго-вуд", который проходил на площадке, где репетирует и выступает Бостонский симфонический оркестр.
Дуэт играл на одной сцене с такими музыкантами как Дэйв Брубек, Чик Кореа, Джордж Бенсон, Стефан Граппели, Даяна Кролл и другие.
"ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ,ИННОВАЦИОННЫЙ СИНТЕЗ КУЛЬТУР И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИДИОМ...УДИВИТЕЛЬНЫЙ УНИСОН "TWO SIBERIANS" ПОДНИМАЕТ ГЛУБИННЫЕ, ВИРТУОЗНЫЕ И ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ МЕЛОДИИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ".
Билл Милковски,
музыкальный критик "Rolling Stone"
За двадцать лет своего существования "Белый острог" проявил себя не только как блестящий, концертирующий по всему миру ансамбль, но и как не менее успешный композиторский тандем, создавший музыку к множеству театральных постановок , в числе которых балет. И,конечно, известны саундтреки для документальных и художественных фильмов, таких как "Next 2","Next3","КГБ в смокинге", "Граф Монте Негро". Спектакль "Русальская сказка" получил Гран-при на Международном фестивале театров кукол в городе Бекешчаба (Венгрия). Балет "Любовь моя - цвет зеленый" по пьесе Федерико Гарсиа Лорки "Дом Бернарды Альбы" номинировался на Российскую театральную премию "Золотая маска". Спектакль "Зимняя сказка" получил 1-ю премию на Международном фестивале театров кукол в городе Торунь(Польша) и "Золотую маску".
В композициях "Белого острога" присутствует некая театральность, яркая образность. Их творчество отличается индивидуальностью и своеобразием, в нем переплелись многие направления - от русского фольклора до рока и джаза. Несмотря на применение электроакустической гитары с нейлоновыми струнами и отсутствие ритм-секции,звучание выходит за рамки камерного. Юрий Матвеев рассматривает гитару как оркестровый , не камерный инструмент. Возможности электроакустической гитары с миди-системой позволяют модифицировать звук, наделяя его новыми качествами. Дуэт обладает магнетической силой воздействия, полностью завладевая вниманием слушателя, погружая в неистовый водоворот звука, благодаря невероятной, почти мистической энергетике.В альбоме "Шесть восьмых" перед нами предстает широкая палитра настроений от шепота до крика, от легкой шутки до разудалой скоморошеской пляски.На фоне доминирующей ритмимческой пульсации гитары, вводящей в состояние близкое к гипнозу, мелодия скрипки чертит линию судьбы - то взмывает в синеву исступления, то погружается в некое особое пространство где-то меж реальностью и миром духов. В этой музыке ощущается языческая стихийность, прикосновение к тайне бессознательного.
Интересно отметить альбом "Out of nowhere", записанный с музыкантами мирового уровня: это Майкл Брейкер(саксофон), Дон Байрон(кларнет), Мино Синелу(перкуссия),Ричард Бона(бас-гитара).Музыка альбома, написанная дуэтом "Белый острог" являет собой некий фьюжен,своего рода русский неофолк. Основная часть пьес - "Outpost Radio", "New Russian", "Lake Baikal","Vodka Diaries" - основана на мелодиях с характерными русскими интонациями, более того, в пьесе "Outpost Radio" цитируется "Камаринская". Нередко гитара имитирует балалайку. Типичным является и ритмический пульс русской плясовой с элементами рок-музыки, усложненный перекрестными ритмами и сменой размера. Сотрудничество с американскими музыкантами придало звучанию ансамбля особый колорит. Так, Майкл Брейкер и Дон Байрон привнесли значительную долю "джазовости".
ЭТИ ДВОЕ ДЕЛАЮТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ DAVE MATTHEWS BAND"
Мэтт Фернандес,
корреспондент MTV
Я встретилась с гитаристом группы Юрием Матвеевым, чтобы из первых уст узнать о невероятном творческом пути "Белого острога", и, возможно, глубже понять природу этой талантливой музыки.
- Юра, расскажи, пожалуйста, как образовался дуэт "Белый острог".
- Когда мы с Артемом учились в Иркутском училище искусств на эстрадном отделении, меня пригласили на джазовый фестиваль в Новосибирске. Я предложил Артему сделать дуэтную программу с гитарой и скрипкой, мне показалось, что это будет интересно.
Наше выступление прошло успешно, мы стали победителями в номинациях "Лучший гитарист" и
"Лучший скрипач". Потом работали в Иркутском молодежном театре в рок-группе "Театр пилигримов". В конце концов, через какое-то время остались вдвоем, это было двадцать лет назад - тогда и образовался дуэт "Белый острог". С тех пор мы выступали только вдвоем.
- Думается, что читателю будет интересно происхождение названия вашего дуэта в связи с неоднозначной трактовкой слова "острог"...
- Ну, это обычно москвичам интересно,поскольку они считают острог тюрьмой, хотя, например, в Краснодарском крае все казаки знают, что острог это укрепление.В Сибири тоже в курсе - все города начинались с острога , с крепости. А еще существует красивая легенда, повествующая о том, что души всех хороших людей уживутся в белом остроге.
- Да, действительно, красивая легенда. То, как вы попали в США ,наверное, тоже похоже на красивую легенду - расскажи об этом.
- Однажды, проездом из Парижа в Иркутск мы познакомились с менеджером Майкла Брейкера - Андресом Волленвайдером, известным музыкальным менеджером. У нас завязался диалог, позже переписка, в которой мы выразили желание приехать в Нью-Йорк, потому,что рассчитываем получить "Грэмми", а в Иркутске "Грэмми" не дают (смеется).
- Какие у вас остались наиболее яркие впечатления от США?
- Самые яркие музыкальные впечатления связаны с тем, что мы увидели "живьем" практически всех звезд, которых только мечтали увидеть. Первый год мы часто ходили на концерты, смотрели, впитывали в себя все происходящее. Это было удивительно, потому, что в Сибири даже и мысли не было, что когда-нибудь можно будет сидеть за одним столом с Чиком Корея, встретить на улице Джона Макклафлина, разговаривать с Джоном Скофилдом, играть на одном фестивале с гениальным Дэйвом Брубеком, ставшим легендой еще до нашего рождения. Там все это оказалось реальным. Когда нам Майкл Брейкер подарил ноты, созданные братьями Брейкерами (The Brecker Brothers) для обучения, мы взяли несколько комплектов и привезли в наше Иркутское училище искусств для своих друзей.
- Все эти легендарные музыканты, наверное, оказали на ваше творчество огромное влияние?
- Безусловно. В Иркутске казалось, что нереально так играть, а тут мы увидели, что это живые, такие же люди, и захотелось играть также. Они своим примером вдохновили нас.
- Юра, ты пишешь, как сам, так и с "Белым острогом", музыку к различным кинофильмам, театральным постановкам, для цирка. Что для тебя эта работа и чем она привлекательна?
- Когда ты сам для себя пишешь музыку, как правило, ограничиваешься своим жизненным опытом. Но для того, чтобы сделать то, что тебе говорит режиссер, нужно войти в образ, а это уже другой жизненный опыт. Это дает возможность пережить еще какие-то новые ощущения, что для меня очень интересно.
- Многие критики тщетно пытаются найти в музыке "Белого острога" какие-то конкретные стилевые границы. Как бы ты сам охарактеризовал ваше творчество?
- Это, наверное, самый сложный вопрос, хотя одновременно он и простой. Обычно, задавая этот вопрос, пытаются найти какую-то нишу для нашей музыки. Если логически рассуждать, наша музыка инструментальная, так как песен мы не поем, музыка авторская и, конечно, современная. Причем инструменты у нас тоже современные - электро, с миди-системой. Получается современная инструментальная музыка для гитары и скрипки. А играем мы с одинаковым успехом и на рок-фестивалях,и на фолк-фестивалях,фестивалях всемирной музыки, джазовых фестасах, даже иногда выступаем на тусовках с поп-музыкантами.
- Кто из великих музыкантов оказал влияние на твое музыкальное мышление?
- Первое, что припоминается, это время, когда я учился еще в первом классе и бегал в кино на Николая Сличенко, потому, что там звучало много гитарной музыки, мне это очень нравилось. Потом попался диск Андреса Сеговии, я слушал его постоянно, просто "запилил" его, позже таким же образом обошелся и с пластинкой Луи Амстронга. А дальше было столько впечатлений, что можно уже по ним отдельную книгу издавать!
- Какие, на твой взгляд, самые значительные события происходили в жизни "Белого острога"?
- Это основные вехи - создание "Белого острога", потом работа в театре, работа в США, распад и воссоздание.
- Расскажи о дальнейших творческих планах "Белого острога".
- Самые ближайшие планы - это двух месячные гастроли по западному побережью США, включая два концерта в Нью-Йорке.
- Что бы ты хотел пожелать газете "МузОн"?
- Хочется поздравить газету и интернет-портал для музыкантов, вы - молодцы, сейчас мало кто занимается этим, а также всех музыкантов и всех интересующихся музыкой со стартом замечательного проекта! Пожелать творческих успехов и главное - не унывать, не увлекаться пропагандой, а развивать прогрессивную, хорошую российскую музыку и знакомить людей с нею.
Газета "МузОн", в свою очередь, желает дуэту "Белый острог" творческих побед, ярких впечатлений для создания новой, самобытной музыки!
Свидетельство о публикации №212121301239