Положительный исход

С началом учебного года, у Марии Тимофеевны вновь начались обычные проблемы; в итоге первой четверти могли быть отстающие. И что самое обидное, именно по её предмету-по алгебре.
Словно подчёркивая настроение пожилой учительницы, по небу бродили неприглядные тучи из которых шло что-то в виде снежной крупы, наряду с мелким, холодным дождём.
Глядя на съёжившиеся, как ей казалось бесприютные деревца, Мария Тимофеевна на секунду ушла в свои думы...
Отрешившись на время от реальности, она прикидывала в уме, как же ей пограмотнее устранить этот неуместный двоечный балласт? Урок приближался к концу, и она со страхом ждала, когда дети положат ей на стол законченную контрольную работу. Оторвавшись от осеннего, вселяющего неуверенность пейзажа, она устало присела на стул: сказывалось напряжённое состояние утомившего душу, дня. И как бы она не пыталась успокоить себя тем, что может сегодня будет лучше, чем вчера, взгляд её всё же так и тянулся к сидящим на предпоследней парте.

На прозвеневший через несколько минут звонок, ребята отреагировали молниеносно: Мария Тимофеевна едва успевала складывать в аккуратную стопку подаваемые учениками тетради. Но профессиональный, с годами приобретённый навык, всё же помог и на этот раз обратить внимание на то, что одна тетрадь попросту отсутствовала: бегло-сконцентрированный на фамилиях взгляд, не смог и на этот раз выхватить из них нужное имя.
"Видно опять не справился с заданием",-с тревогой подумала она, и оторвавшись от просмотра, громко спросила:-Ребята, а где Прилепин Саша?
-А он уже ушёл, Мария Тимофеевна, вы разве не заметили? Он же только что прошёл мимо вас,-участливо отозвалась Лидочка Смирнова.
Растерянно оглянувшись, словно ученик всё ещё стоял за её спиной, Мария Тимофеевна с недоумением пожала плечами:-Жаль...Тем хуже для него. Он же от себя бежит, только пока ещё не понимает этого.

Дождавшись, пока за последним учеником закроется дверь, она раскрыла первую тетрадь.
Аккуратно вписанные в разлинованные клеточки, цифры, уже изначально убеждали, что данная работа доведена до совершенства. Сравнив решение с ответами в методическом справочнике, она принялась было за проверку, второй, но тревога, начавшаяся с полудня, и давившая центром тяжести, скоро дала уже знать о своём конкретном присутствии: постукивая молоточками в надбровьях, боль, постепенно, словно исподволь, медленно переместилась куда-то в затылочную область, отнимая последнюю надежду закончить рабочий день с плодотворной отдачей. Дыхание стало частым, И Мария Тимофеевна не дожидаясь приступа тахикардии, поспешила покинуть стены школы.
Пока спускалась с лестницы третьего этажа, почувствовала себя ещё хуже, настолько, что эту перемену в ней заметила их уборщица тётя Дуся:-Что с вами, Тимофеевна? На вас же лица нет! Давайте-ка я скорую вызову!
-Нет, нет, что вы, Евдокия Ивановна, мне тут недалеко...

Почти на ощупь отыскав ручку двери, она вышла на улицу.
Прохладный, освежающе-колкий воздух немного улучшил самочувствие: вдохнув его медленными порциями, Мария Тимофеевна нетвёрдой поступью двинулась в сторону своего дома.
В том же районе что и она, жил и разволновавший её сегодня ученик, Саша Прилепин, и она, пересиливая неуместную слабость, решила всё же, не откладывая проблему в долгий ящик, зайти к его родителям. Благо, что стрелки часов уже приближались к завершению трудового дня, и их отсутствие полностью исключалось.

Найдя нужный номер квартиры, Мария Тимофеевна нажала на кнопку звонка.
Ждать пришлось недолго. Через какой-то промежуток времени, щёлкнул дверной замок, и на пороге появился папа мальчика.
Застыдившись на минуту своего нездорового вида, Мария Тимофеевна невольно отступила в сторону, от осветившего её проёма, отойдя на несколько шагов в подъездную сумрачную тень: быть "притчей во языцех", сейчас не имело для неё никакого смысла.
Вежливо поприветствовав хозяина квартиры, она тихо проговорила:
-Виктор Леонтьевич, будьте добры, загляните ко мне завтра в школу. Мне нужно с вами очень серьёзно поговорить.
Ничего не понимая, с протянутой для приглашения рукой, Прилепин быстро оглянулся на стоявшего поодаль, сына. Тот, видимо испугавшись визита учительницы, недолго думая, быстро скрылся в своей комнате.
-Ну вы...это,-несвязно проговорил Прилепин. Зачем же откладывать на завтра? Давайте уж, раз пришли, подведём итог-сегодня!
Судя по запаху, когда тот заговорил, Мария Тимофеевна безошибочно определила, что этот человек находится в стадии алкогольного опьянения, и, поняв, что зашла не вовремя, быстро попрощалась.

Весь следующий день, ей не давала покоя представленная её взору картина быта её ученика. И всё ещё борясь в душе с расхожим мнением о взаимоотношениях отца и сына, она всё же пришла к выводу, что успеваемость по тому, или иному предмету, так или иначе, немало зависит от общей обстановки в доме, где проживает этот ученик, от созданной в нём неблагоприятной атмосферы. И в какой уже раз пожалела о том, что начисто лишена такого права: взять и одним росчерком вызволить попавшего в беду ребёнка, из такой среды, из этой засасывающей паутины бытия.
Теперь понятно, откуда берётся и плохая успеваемость и неадекватное поведение детей.
Бесконтрольная позиция взрослых незамедлительно накладывает свой отпечаток на их мировоззрение, поэтапно и негативно влияя затем и на их психику.

На очередном занятии, Мария Тимофеевна ни словом ни намёком, не объявила о своём недавнем визите к мальчику. К чему травмировать и так не защищённое восприятие ребёнка?
И лишь в конце урока, когда уже было записано задание на дом, она словно рассекая взглядом пространство, в поиске его глаз, тихо проговорила:-Саша, ты задержись сегодня пожалуйста, ты мне будешь нужен в 205 кабинете.
Заметив, как затрепетали ресницы мальчика, как он, видимо от волнения, непроизвольно, чуть привстал за своей партой, она неожиданно для себя, торопясь, добавила:-Ты не волнуйся, там мне просто необходима твоя помощь. Понимаешь, дверца от шкафа совсем отвалилась,плотников не допросишься, а ты, говорят у нас мастер...
Увидев, как гордо распрямились в осанке его плечи, она успокоилась: не зря видимо многие утверждали, что в ней заложены задатки психолога.

А в коридоре уже ощущалось влияние перемены. Десятиминутный отдых, вселял в ребят новую уверенность, перед ещё неразрешимыми задачами.
Идущий позади Прилепина, Ерофеев, дёрнув его за ранец, шутливо спросил:
-Санёк, я что-то не понял, а ты что же не хвалишься своей парой по "контре"?
Передние оглянулись.
-В натуре, Лепа, ты что, отличником что-ли заделался? Так поделись, с тянувшимися к свету знаний!
-Да не сдавал он тетрадь, ребята,-ответила за него Ирина Соколова.
-Я пыталась ему помочь во время урока, но он не принял моей помощи.
-Да...-послышалось со всех сторон. Далеко пойдёшь, Менделеев...
-А чему вы интересно радуетесь?- строго сдвинув брови, и не давая разразиться перебранке, вступила в разговор Лидочка Смирнова. Он же тянет нас по соревнованию вниз; вы заметили, как переживает по этому поводу, Мария Тимофеевна? Ведь это же минус её работе! Хорошо, что пока ещё идёт первая четверть, и итоговая оценка не может стать показателем заложенного...
-Ну вы тут прямо целый диспут открыли, айда уже на литру!-неокрепшим баском, перебил одноклассников Николай Симонов. И чего ты их завёл, Ерофей? Переживания математички, это её головная боль...
-Как тебе не стыдно, Коля?-бросив на него осуждающий взгляд, покачала головой, Ирина.

Через неделю по всей школе должен был пройти родительский всеобуч, в ходе которого, Мария Тимофеевна собиралась отчитаться перед родителями за проделанную ею работу, и озвучить конечные итоги. Тем более, что колеблющаяся отметка по алгебре была полностью аннулирована, благодаря дополнительным занятиям с Прилепиным, которые не преминули дать свои всходы.
Охарактеризовав таким образом каждого своего ученика, только с положительной стороны, она сможет наконец смело посмотреть в глаза пед.коллективу, потому-что эта характеристика будет исходить лишь из позитивно - исходной точки зрения, а именно от её грамотной завершённости.


Рецензии