Диалектика и неодиалектика

Очищение философией


Тезис.
Из всех философских концепций наиценнейшим является диалектика. Следовательно, с учетом исторического развития, назрела существенная необходимость собрать воедино наиболее эвристические элементы кантианства, гегельянства, марксизма и конституировать новейшую форму этого древнейшего учения в качестве неодиалектики. Диалектика классическая себя исчерпала, но она всегда останется в основе любых неодиалектических дискурсов и вообще философских концепций, в которых последовательно раскрывается объективная закономерность мира – вечное становление и изменчивость бытия (Гераклит). 


Актуализм тезиса.
Пролегомены к тезису.

В этой работе, состоящей из серии статей/лекций, я намерен по возможности адаптировано к популярной форме сознания доказать верность тезиса о превосходстве [обновленной] диалектики (неодиалектики) над всеми иными философскими концепциями, играющими в теории познания роль инструментальных методов. Но прежде, прошу ознакомиться с пролегоменами к тезису, ибо велики пробелы в базовой обусловленности языка и знания не только в обществе в целом, но даже в научно-гуманитарной сфере. 
О важности настоящего тезиса и пролегомен к нему говорят факторы, выявляющие в нашем обществе острый дефицит диалектических знаний, вообще, и непонимание применимости законов диалектики к познанию мира и мыслящего в нем духа, в частности. И речь не о широких слоях общества, которому даже в эпоху диктатуры пролетариата не вменялось в обязанность глубокие знания, господствовавшего тогда диалектического материализма. Но о том речь, что знания диалектики малоудовлетворительны в среде российских ученых-гуманитариев и госчиновников, а в ряде случаях, особенно в регионах, парадоксально эклектизированы или отсутствуют вовсе.
Следовательно, говорить о реализме повышения качества школьного, средне-специального, вузовского и аспирантурного образования в РФ преждевременно. Конечно, в этом направлении что-то делается, но насколько оно удовлетворительно, вот в чем вопрос.
Ситуация на сегодняшний день такова, что административно-политический корпус страны, т.е. армия чиновников, де-юре изобилует дипломированными  специалистами и обладателями ученых степеней, но де-факто они не соответствуют установленным законом стандартам образования и научных степеней. Если же сказать что армия наших чиновников на 80 % состоит из малообразованных и совершенно не отвечающих требованиям времени кадров, не ориентирующихся даже в элементарных вопросах познания мира и духа, наверное, прозвучит грубо и вызывающе. А если автор предаст забвению результаты своих негласных социологических опросов, показывающих, как много чиновников и депутатов среднего и высшего звена не ориентируются в таких понятиях, как например, «рефлексы» и «рефлексия», то он проявит неуважение к категориальному императиву.
Словом, возникает дилемма... Кому/чему отдать предпочтение? Смириться с тем, как доктора исторических, филологических, экономических, медицинских наук не пользуются концептами «рефлексия», «редукция», «объективация» и совершенно не сведущи в вопросах восхождения разума (Гегель, Ленин)? А попутно еще согласиться с чиновниками, которые горячо утверждают, что любую мысль можно выражать обычным языком, без «терминологии»? Не указывает ли это априори на императивную ущербность этих ученых и чиновников, а так же на отсутствие в их сознании подлинных интенций исполнят надлежащим образом служебный долг, не говоря уже о том, чтобы вести эффективную борьбу с коррупцией?
Конечно, читателю будет интересно ознакомиться с результатами таких соцопросов, которые документально подтвердят выше утверждаемое положение эпистемологических дел в номенклатурах ученых и чиновников. Причем, если идти на такой шаг, то следует приводить имена, регалии, вузы, НИИ, а так же госучреждения, региональные и муниципальные правительства. Но автор настоящей статьи не готов к войне со всем миром... Да и эффект будет априори тут обратным. Не зря великий кенигсбергец Кант говорил, что роющий под фундамент дома, хотя и не имеет такого опыта, должен заранее знать о негативности результата. Именно потому и важны априори (знания предществующие опыту и не зависимые от опыта), дающие прекрасные результаты в условиях строгой гармонии с апостериори (знаниями, извлекаемыми исключительно из опыта).
Так, в Махачкале, 8.11.2012г., выступая с докладом на Всероссийской конференции «Дагестан и дагестанцы: взгляд на себя и взгляд извне» доктор философских наук, профессор ДГУ М.И. Билалов сказал [буквально!] следующее: «...не надо мыслить эмпирически». И на вопрос автора о Марксе, который производил в своих трудах эмпирические доказательства, следовательно, и мыслил эмпирически, сей ученый-философ ответил категорическим отрицанием: «Нет, Карл Маркс эмпирически не мыслил, только рационально».
Между тем в работе «Наемный труд и капитал» Маркс пишет: «Необходимо было прежде всего проследить классовую борьбу в ходе текущей истории и эмпирически доказать на уже имеющемся и каждый день вновь появляющемся историческом материале...» то-то и то-то. Ясно ведь, что профессор не просто ошибается в этом простейшем для Высшей гуманитарной школы вопросе, но ошибается грубо, впадает в алогизм. Почему? Если я назову профессора Билалова профаном в вопросах философии, то я и сам допущу грубейшую, алогическую ошибку, ибо это не будет соответствовать действительности, как и то, что он отвечает требованиям установленных законом РФ стандартам объема и качества профессорского знания.
Точно такую же ошибку о понятии «эмпиризм» в научной беседе со мной допускал еще один дагестанский профессор философии, ныне декан факультета психологии и философии ДГУ, М.Я. Яхъяев. Казалось бы московские профессора философии не должны допускать столь банальных ошибок и лучше дистинкцировать (глубоко различать элементы предмета). Но нет, путающихся в сути различий между рациональным и эмпирическим встречаются, к сожалению, и среди них. Большинство лингвистов, этнологов, историков, экономистов недотягивают до вузовского «зачета» по вопросам рефлексии – мышления повернутого на мышление и/или высшая форма самокритического/критического сознания. А среди чиновников и депутатов и вовсе редко встречаются такие, которые знают о роли абстракции в природе мышления, не говоря уже о применимости в картинах мира, в том числе социального, классических законов диалектики.   
Таким образом, опуская многочисленные примеры несоответствующих научным регалиям ученых, хочу сослаться на академика Алексея Хохлова, который в своем интервью 16. 11. 2012 г. «Газета.Ru» («В российской науке изрядное количество «отдыхающих»), говорит об изрядном количестве бездельников среди ученых, хотя и в другом административном ключе. Но суть мысли в том же, что и я тут критикую – непростительно низкая квалификация весьма большого числа ученых. В этом смысле неодиалектика прямо указывает на детерминическую связь между засильем малоквалифицированных ученых-гуманитариев в науке и засильем малообразованых чиновников и депутатов во власти.
Следовательно, на передний план актуализма текущего времени выступает системное поражение двух номенклатур – научно-гуманитарной и политико-административной. И с этим что-то надо делать. Но вот что?
Разумеется, шаповаловщина не годится...
Во-первых, потому, что методы, предложенные профессором МГУ Шаповаловым в серии скандальных публикаций в Интернете, контрпродуктивны. Во-вторых, он диалектически совершенно не состоятелен, ибо выдвигает догмат Троицы в качестве средства решения проблем бинаризма и линейности. А между тем, профессору следовало знать, что бинаризм и линейность лежать в основе диалектики (бинаризм как противоположность (верх – вниз, белое – черное, справедливое – не справедливое и т. д.), а линейность [аксиоматическое] единство, что в совокупности производит основной закон диалектики: единство и борьба противоположностей). В-третьих, он критикует руководство философского факультета МГУ, мягко говоря, неконструктивно и несправедливо.
На самом деле в порождении и усугублении комплекса интеллектуальных проблем нашей страны виновато не руководство философского факультета, а руководство РФ. Ведь философы, сколь выдающимися не были, не имеют властных полномочий для принуждения чиновников к продуцированию федеральной формы сознания, даже собратьев своих, ученых-гуманитариев, философы не могут заставить придерживаться инвариантных основ познания, обязательных во всех академических дисциплинах науки. Положение Конституции РФ, лишающее всякую идеологию права на радение за судьбу страны, автоматически лишает и конструктивных ученых требовать от своих коллег соблюдения высших принципов академического науки. Как ни одна идеология по Конституции не имеет право доминировать, так и законы в сфере высшего образования и науки не позволяют ученым объявлять свое решительное:  «Нет фейерабендизму (эпистемологическому анархизму), бюрократическому самодурству и заигрываниям с креационистами и клерикалами!»   
Следовательно, основной поток конструктивной философской критики должен быть направлен на выкорчевывание зла из законодательства, в том числе уголовного. Но диалектический концептуализм (всесторонний охват проблемы) показывает со всей когнитивной очевидностью, что идеологизация законодательства в условиях дефицита основ академической философии (и прежде всего среди самих академических ученных!) чревато рядом обратных от ожидаемого результатов. Значит, прежде, чем вносит идеологические поправки в Конституцию РФ и другие Федеральные законы, необходимо начать в стране широкомасштабную компанию по проекциям основ философии. И когда, рядовые граждане будут знать сходство и различие между такими понятиями, как «рефлексы» и «рефлексия», «эмпирическое» и «рациональное», «абстрактное» и «конкретное», для мизософов (врагов философии) и гелленологофобов (противников терминологии) дорога во власть посредством связей и прочих противозаконных средств будет затруднена.
Это позволит надеяться на то, что чиновники в своей деятельности будут относиться к законам и прямым обязанностям – императивно. Именно императивы в сознаниях российских ученых-гуманитариев и политиков находятся в самом большом дефиците. Иначе, ничем нельзя объяснить приговор Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга 4 апреля 2012 года (http://svpressa.ru/society/article/54187/). Судья Андрей Дондик приговорил 22-летнего боксёра, цинично убившего 48-летнего пенсионера МВД Игоря Гаевского, к двум годам исправительных работ. Только еще более циничным произволом человеческого фактора, допущенного к рычагам правосудия. А потому и должно общество знать, что ни один закон позитивного права не работает вне человеческого фактора. Точно так же ни одна мысль не может возникать и развиваться вне языкового материала.
Отсюда возникает вопрос: что имеет компетенцию в деле кристализации человеческого фактора в системе правосудия? Конечно, философия вкупе со всеми ее инструментальными методологиями. Следовательно, власть должна зажечь на магистралях социальной жизни общества «зеленый» свет, для философии.
Надо ли еще говорит о важности кантовских императивов? Надеюсь, что нет. В том смысле нет, что императивное сознание первично, а юридическое – вторично и, естественно, зависимо от первичного. Актуальность такого приоритета ясна, как ясный день, она почти аксиоматична. Но вот, как синтезировать кантовские императивы и диалектическое наследие гегельянства и марксизма, не ясно даже самым лучшим умам современности, необходимо представленные в лице ведущих философов мира.
Собственно, идея синтеза кантовских антиномий, с одной стороны, и гегельянства с марксизмом, с другой стороны, как раз и является основной моей концепции неодиалектики.
Если диалектика Гегеля – идеалистическая, Маркса – материалистическая, то моя неодиалектика, продуцированная на кантовских императивах  [антиномиях и много прочем, бесценном...] будет – право-позитивной и/или эвристической, способной отыскивать и продуцировать новые методы и средства для решения любых потенциально актуальных задач и проблем общества и государства.
Разумеется, мой право-позитивизм не имеет ничего общего с позитивизмом О. Конта и всеми прочими разновидностями неопозитивизма. Но это другая тема. А тут, если перейти от общего к частному, и раскрыть некоторые, уместившиеся в статье детали неодиалектики, то это будет следующее.
Вся разумно-социальная данность природы имеет в своем основании – диалектическую механику, которую я обозначаю, отталкиваясь от гераклитовской парадигмы «Вечного становления и изменчивости бытия», – как взаимно обусловленный параллелизм процессов унификации и дифференциации природы. Природы вещественной, социальной и когнитивной. Но говоря о параллелизме процессов унификации и дифференциации, речь идет о диалектических механизмах природы. Это вечно дуализирующийся монизм и монизирующийся дуализм...
Звучит нелепо для не владеющих языком философии. Но как адаптировать эту сложнейшую парадигму к обыденному языку/мышлению вопрос второй по значимости. Сначала эту парадигму следует продуцировать, кристаллизовывать и конституировать.   
Примеры дуализации монизма и монизация дуализма обнаруживаются практически во всех более менее внятных учениях, как религиозных, так и научных. Об этом свидетельствует и 1-й закон логики – тождество...
Тождество образуется только при условии наличия двух и более вещей, которые уже одним своим фактором разности производят противоположности, а ухваченная логически верно тождество одновременно производит еще и единство. То есть само тождество возможно только при условии основного закона диалектики: «единства и борьбы противоположностей», необходимо возникающих при любых дихотомиях.
Мы исключаем гегелевский буквализм из его популярной идеи «тождества бытия и сознания» и сравниваем их в соответствие с действительностью. Например, наличие где-то миллиона долларов, которые закон не запрещает честно заработать, является «бытием» (элементом бытия), а желание их заработать (или украсть, отнять и т.д.) – «сознанием». Если миллион наличными и желание их иметь есть одно и то же, то Гегель прав в своем буквализме, а если нет – он досадно ошибался. 
Если о научных дуализациях монизма с неизбежным априори перетеканием одно в другое можно говорить без оглядки на абскурантов в науке и политике, то с религиозными аналогами диалектики дела обстоят гораздо сложнее. Особенно в обществе с мусульманским населением, которое в подавляющем большинстве даже не знает о том, что по канонам сунизма Коран есть книга не сотворенная, следовательно, Первопричинная так же, как Аллах. Это пример дуализации ранее заявленного в Исламе монизма. А Христианство буквально изобилует примерами дуализации монизма. Мало им догмата о Троице, так еще Богоматерью в Христианстве продуцируется квартет. Грешат этим и священослужители Иудаизма, например тем, что противопоставляют Богу волю равинов, высшего равинистического собрания, на котором могут приниматься и отменятся любые законы Иудаизма. 
Могут ли и должны ли смиряться с этим российские философы? Да, могут и должны, если бы религии оставались в рамках классического секуляризма. Но религиозные интенции имеют в качестве своего основного интереса, как скрытого так и открытого, политико-правовую сферу государства. Окапавшиеся в добросовестной научной номенклатуре страны псевдофилософы обязательно профанируют краткую демонстрацию настоящей неодиалектики. Раз они пролезли в академическую философию, не испытывая философских интенций, и даже убедившись в отсутствии философского дара продолжают работать в научной номенклатуре, то логичнее всего предположить, что им плевать на диалектичность мира и прочие проблемы общества по причине ущербности рефлектирующего духа. Они избрали науку, как способ зарабатывания на жизнь и без боя не уступят не по праву занимаемые места в научной номенклатуре подлинным философам. И власть пока еще нас не слышит. Но параллельно с тем, как возрастает актуализм неодиалектики, возрастает необходимость докричаться до власти.
Что же касается меня, как индивидуального субъекта философии, и моих постуляций неодиалектики, как эвристической методологии, то это не дело одного человека, тем более не имеющего базового философского образования и не представленного в научной номенклатуре, чтобы влиять хотя бы на умы студентов и аспирантов. Тут даже группы энтузиастов будет мало, ибо социально-экономическая природа не позволит правдолюбцам во второй раз перевернуть мир, якобы для его наилучшего устроительства. Всякая революция, направленная на захват власти, будь то в пользу буржуазии или социализма, неизбежно извращает апогею философии Аристотеля: «Человек живет в царствии целей, где самая главная - счастье» (эвдемония).
Отсюда вывод: из всех философских концепций наиценнейшим является та, которая позволяет совершенствовать общество, минуя насилие, революционные потрясения [неодиалектика]. Иначе говоря, тут необходима системная работа внутри уже существующих номенклатур науки и политики, самоочищения посредством философии, вооруженной всей полнотой эпистемологического профицита.
Марксизм-ленинизм, как показывает история, оказался не состоятелен в архимедовских рычагах «надстройки и базиса» и, соответственно, операторы КПСС закономерно допустили аварию или, что еще вернее, катастрофу. Так вот, неодиалектика эвристическая или Курс право-позитивной философии научит [гражданское] общество высмеивать псевдоученых, не по праву окопавшиеся в сферах гуманитарной науки, а затем, по мере эпистемологического очищения армии ученых, хитроумным бизнесменами все труднее станет проникать во власть, что рано или поздно кристаллизует армию чиновников и депутатов. Например, посредством гражданских аттестаций в форме экзамена по культурному минимуму в формате аспирантурного философского минимума... 
За кадром остается классически рефлектирующий вопрос: а судьи-то кто?! То есть, какие именно граждане будут оттестировать чиновников и депутатов? Неодиалектика решает и этот вопрос блестяще. Тогда и только тогда власть станет подконтрольной гражданскому обществу. Короче говоря, дайте мне точку философской опоры, и я переверну весь деструктивный мир.
Подробности о философской точке опоры изложу позже. Она непременно будет расположена в неодиалектике...


Рецензии
"Из всех философских концепций наиценнейшим является диалектика." - согласен.

"Следовательно, с учетом исторического развития, назрела существенная необходимость собрать воедино наиболее эвристические элементы кантианства, гегельянства, марксизма и конституировать новейшую форму этого древнейшего учения в качестве неодиалектики." - логически безосновательное утверждение.
"Диалектика классическая себя исчерпала," - не соответствует действительности. Гегель и его труды близко пока не поняты и тем более не стали основой научного мышления. повсюду пока торжествует метафизика.

Дальше читать не стал.

Пюрвя Мендяев   14.12.2012 20:32     Заявить о нарушении
П. Мендяев, интересные замечания, спасибо. Но вот мои разъяснения: конвергенция как естественный фактор во всех сферах социальной истории дело эмпирически подтверждаемое, мы это видим на примерах всеобщей и новейшей истории. Следовательно, тезис о возможности гармонического сочетания лучших образцов классической философии (кантианства, гегелянства и марксизма) весьма основателен и логически, и эмпирически, и политически. Другой мой тезис об исчерпанности классической диалектики следует оценивать неотрывно от предлагаемой методологии неодиалектики: классическая диалектика, начиная с его истоков (Гераклита) - инвариантна, она всегда будет лежать в основании любых новейших форм диалектики и не только. И последнее, Гегель ведь сам метафизик и диалектика его метафизична (Мировой Разум, Космический дух и т. д.). Но и вопреки метафизике своей Гегель дал миру бесценные концепты познания, один принцип историзма чего стоит!

Магомед Султанов-Барсов   14.12.2012 23:00   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, но ...
"тезис о возможности гармонического сочетания лучших образцов классической философии (кантианства, гегелянства и марксизма) весьма основателен и логически, и эмпирически, и политически." триада тезис - антитезис синтез в данном случае не совсем применим, в связи с тем, что в принципиальной своей основе эти три подхода противоречат друг другу. Кант ставит вопрос о непознаваемости вещей, когда речь заходит об объектах о которых нужно мыслить в бесконечных категориях, прямо противоречит учению Гегеля. А марксизм, который назвал диалектику своим основным методом на самом деле остался в рамках грубого материализма. И явился шагом назад по отношению к Гегелевскому пониманию диалектики все дальше и дальше все более теряя понимание движения, как основы любого процесса.

Пюрвя Мендяев   15.12.2012 02:47   Заявить о нарушении
Марксизм в результате отсутствия понимания диалектики, стал понимать мир как простое отражение объективной реальности. Но реальность вне движения не существует, и сейчас мы остаемся заложниками такого подхода, поскольку именно в рамках марксистских концепций сформировано наше общественное мировоззрение, мы от них никуда не ушли. А результатом является то, что нами, что в политике, что в экономике не проводится целенаправленная плановая работа по преобразованию мира в наших интересах, поскольку у нас сформировано мышление отображателей. Вот когда нам есть, что отображать в своем сознании, когда мы видим то, что уже создано другими, тогда мы это начинаем воспринимать как реальность, но то чего нет еще, нечто новое, полностью становится недостижимым при таком подходе.

Пюрвя Мендяев   15.12.2012 03:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.