Концепция государственной службы Казачества истоки

Если говорить о концепции государственной службы отечественного Казачества, то хотелось бы начать с истоков. Долгое время казачьи общины были вольными и служили московским государям за плату. В летописи первое упоминание о казаках встречается в рассказе о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Залесский и относится к 1444 году .

Государство постепенно расширяло свои границы, и казачьи области постепенно становились не пограничьем, а внутренними областями. Поэтому первоначально государство не вмешивалось во внутреннюю жизнь областей. Например, донское Казачество было приведено к присяге только после усмирения страшного бунта под руководством Разина. Выборность Атаманов порушил уже Петр Великий. С 1723 года войско Донское перешло в ведение коллегии и с этого же времени войсковой атаман назначается коллегией и получает название наказного атамана .
 
Таким образом, казаки донские (по сути прародители всех остальных казачьих Войск) вошли в состав громадной Российской империи не столько как земельная область, сколько как военная община. И с этого же времени кончается история войска Донского как самостоятельного военного братства, и начинается история его как части Русского государства, части русской армии . Наверное, именно  с этого времени и следует отслеживать историю государственной службы Казачества, превратившегося в одно из сословий империи.

В.О.Ключевский, разбирая сословный состав государства Московского все иерархические разряды общества того времени говорит, прежде всего, о так называемых чинах.  Чином в Московском государстве назывался общественный слой, который нес свою специальную государственную повинность, соответствовавшую его экономическому состоянию . Поэтому казаков, находящихся на службе Московскому Государю Ключевский относит к служилым чинам по прибору. Эти приборные чины вербовались правительством из охотников, людей разных классов; преимущественно из людей свободных от государственного тягла. Первоначально  люди этих чинов зачислялись на службу временно только на известный поход и распускались по окончании его. Но в 17 столетии и приборные люди становятся постоянными ратниками, служившими до своей смерти, до старости или до болезни.

 Эти приборные чины отличались от служилых по отечеству тем, что не составляли служебной иерархии, а считались равными между собой; отличались родом службы, а не достоинством звания…….Переход казака в рейтары или стрельцы  был переменой рода службы, а не служебным повышением, каким был, например, переход выборного дворянина в жильцы или жильца в чин дворянина московского.

В феврале 1571 г. боярином князем Воротынским был составлен первый Устав сторожевой станичной службы, впервые поделивший всех служилых казаков на городовых (полковых) и сторожевых (станичных) . С того времени городовые казаки стали числиться по Разрядному приказу вместе с государевыми стрельцами. Именно о таких казаках и писал В.О.Ключевский. А казаки войсковые (станичные) свои взаимоотношения с государством строили несколько иначе. Так казаки донские, например числом около 2000 человек поступили в ведение Посольского приказа Московского государства чуть позже, в 1623 году . И только 3 марта 1721 Донское войско поступило в ведение Военной коллегии. Чем же продиктовано такое изменение взаимоотношений? Как вполне справедливо отмечает в своей статье «Из истории казачества» Н.Крюкова русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые. Это позволяло не отвечать за их действия  и на все жалобы турецкого султана или крымского хана заявлять, что «на Дону-де, на Волге и на Тереке живут не царские люди, а воры и разбойники, беглые холопы и царского повеления ни в чем не слушают . В дальнейшем же  большинство территорий компактного проживания казаков стали внутренними областями. И эта насущная потребность отпала сама собой. Однако осталась другая потребность: в освоении новых земель по окраинам империи и формировании основной боевой силы того времени – конницы.

Именно поэтому в начале ХХ века мы уже видим стройную систему из 11 казачьих Войск Российской империи. На территории областей Войска Донского, Кубанской и Терской, войсковых землях Амурского, Астраханского, Забайкальского. Оренбургского, Семиреченского, Сибирского, Уральского, Уссурийского казачьих войск казаки как сословие пользовались особыми типом самоуправления и системой землепользования. Управление этих территорий подчинялось Наказным Войсковым Атаманам, назначаемым властью . А за то, что практически всю жизнь казак считался на службе государству, земля ему предоставлялась на особых условиях. По данным казачьего историка-исследователя Бориса Алмазова на 1916 год население казачьих областей составляло 4 389 тыс. человек, а территория порядка почти 53 миллионов десятин земли .

Но это, дела давно минувших дней. В пламени гражданской войны прежняя система жизни и службы казачества сгорела дотла. В 1990 возник Союз Казаков, попытавшийся как общественная организация объединить потомков казаков и направить их Служение в новое русло. До 1996 диалог государства и Союза Казаков России был плодотворным, были приняты определенные нормативные документы: Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (в редакции ФЗ РФ от 01.07.93 № 5303-1), Постановление ВС РФ (от 16.07.92 №3321-1) «О реабилитации казачества». В местах компактного проживания казаков (на Кубани, на Дону и т.д.) при администрациях самого разного уровня появились советники по казачеству, войсковые, окружные, отдельские, станичные и хуторские общины как СКР, так и других общественных казачьих объединений занялись реальной работой – воспитанием молодежи, формированием казачьих воинских частей в составе вооруженных сил страны, работой на земле.

В 1996 году случился указ президента от 16 апреля, уточненный в декабре того же года, который вроде бы ставил точку, определив, наконец, некоторые приоритеты. Все  казачьи общества желающие взять на себя обязательства по несению государственной и иной службы должны были быть внесены в государственный реестр казачьих обществ и впредь до принятия соответствующего закона руководствоваться Положением . Однако точка оказалась многоточием. Казачьи общины из СКР рванулись за призраком государственной службы в созданные реестровые казачьи общества. Так 2 декабря 1997 года решением ГУКВ №13 Астраханское окружное казачье общество (АОКО) было внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ и было выдано свидетельство о регистрации № 37 .Еще раньше, например, Союз Казаков России покинуло Волжское Войско, внесенное в этот самый государственный реестр под №1.

В одной из программных речей Войсковой Атаман Волжского казачьего войска Гусев предлагал на базе реестрового казачества формировать Национальную гвардию по подобию формирований в США. Но данное предложение осталось фантомом. Никто не стремился создавать на базе казачьих обществ внесенных в государственный реестр Национальную гвардию. Тем более что создание этого государственного реестра раскололо Казачество.
Правление Союза Казаков России добиваясь уже несколько лет принятия закона «О казачестве» считало, что в реестр вступать не нужно, что вот определимся с законом и все встанет на свои места. А СКР объединял большую часть российского Казачества в 90-е годы ХХ века. Камнем преткновения скорее всего являлся стандартный, шаблонный подход к трактовке службы. Без учета традиций в казачьи общества внесенные в реестр принимали любого гражданина РФ старше 18 лет. А основой службы Казачества считали охранную деятельность и помощь МВД в охране общественного порядка. Очень сложно решался земельный вопрос, вопрос соотнесения казачьих чинов с рангами и спецзваниями государственных служащих.
Атаманов войсковых казачьих обществ внесенных в реестр Президент своим указом производит в чин казачьего генерала. Одним из последних  казачьим генералом недавно стал Н.А.Долуда, сменивший на посту Атамана Кубанского казачьего войска многолетнего лидера реестрового Казачества Кубани Громова. Но кто такой казачий генерал? Какой реальной властью он обладает? Тот же Атаман Волжского войска долгое время подписывал различные войсковые документы как государственный советник 2 класса, поскольку находился на государственной гражданской службе как обычный чиновник, а атаманство в войсковом казачьем обществе было как бы общественная нагрузка. Хорошо когда войсковое казачье общество находится на территории одного региона. Тогда Атаман имеет возможность стать заместителем губернатора региона. Но даже Всевеликое Войско Донское или Волжское войсковое казачье общество раскинуты на территории нескольких регионов.
 Поэтому чем конкретно руководит казачий генерал и за что отвечает – неясно. Указом президента чины членов казачьих обществ приравнены к спецзваниям . Но если сотрудники МВД, МЧС и прочих государственных структур как то определены в российском правовом поле, то с представителями казачьих обществ как то все неопределенно. И закон «О государственной службе российского казачества» , принятый наконец в 2005 году и подписанные президентом РФ Д.А.Медведевым 9 февраля 2010 года Указы  касающиеся казачьих обществ в концепцию государственной службы казачества полной ясности так и не внесли. Указы просто привели нормативную базу в соответствие с текущим законодательством, не решив насущных и наболевших вопросов – землепользования, создания казачьих воинских частей, охраны природных ресурсов. Представители казачьих обществ заявляют – это все общая канва, вот выйдут подзаконные акты, тогда и механизм государственной службы заработает. Чтож время покажет. Генерал Трошев, советник Президента по вопросам казачества много ездил по стране, встречался и с реестровыми казаками и с общественными, стремился найти общий язык. Сегодня при Президенте существует Совет по делам казачества, куда вместе с представителями казачьих обществ внесенных в государственный реестр вошел и представитель общественного Казачества – Верховный Атаман Союза Казаков России П.Ф.Задорожный.
Опорой отечественной государственности видит современное казачество и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Поэтому неудивительно, что например Совет Атаманов Северо-запада России прошел в конце мая 2010 года именно в резиденции Владыки Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Можно в заключении сказать следующее – современное Казачество консолидируется сегодня именно вокруг концепции государственной службы. Тем более, что еще 2 июля 2008 года была принята
Концепция государственной политики российской Федерации в отношении российского казачества. Согласно данной концепции целями государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества являются:
; становление и развитие государственной и иной службы российского казачества;
; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
; создание финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов привлечения российского казачества к несению государственной и иной службы;
; создание условий для широкого привлечения российского казачества к реализации государственных и муниципальных программ и проектов;
; обеспечение участия российского казачества в возрождении принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций российского казачества;
; содействие участию российского казачества в развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества;
; развитие в казачьих обществах физической культуры и массового спорта, способствующих ориентации казачьей молодежи на здоровый образ жизни;
; развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества;
; содействие сохранению и развитию самобытной культуры российского казачества, образа жизни, традиций и духовных ценностей казаков;
; сохранение исторических, культурных и духовных традиций российского казачества в воспитательном и образовательном процессе;
; укрепление международных связей с казачеством за рубежом в рамках государственной политики Российской Федерации в отношении, соотечественников за рубежом, содействие возвращению на историческую Родину реликвий российского казачества .
 Как видим, концепция четко расставляет приоритеты органов власти по отношению к современному Казачеству. А, следовательно, к представителям Казачества власть сегодня поворачивается лицом и приглашает к диалогу. Так, например 26 февраля 2010 наконец вышло Постановление Правительства Российской Федерации за № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». Откроем данный документ. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:
а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
2. Установить, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы в следующих сферах деятельности:
а) охрана объектов животного мира;
б) охрана лесов;
в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
д) охрана объектов культурного наследия .

Как видим поле деятельности казачьих общин определено. Теперь казакам остается главное – взять на себя бремя государевой службы и осилить его. Но это будет объектом совсем другого исследования.
Март 2010   


Рецензии
Уважаемый Дмитрий! Как говорил известный классик: "Гладко было на бумаге, да вмешались овраги". Кубанцы, ещё, одной ногой встали на путь государственной службы, а другим войскам остаётся только мечтать.
С уважением, Николай.

Николай Панов   25.12.2020 18:16     Заявить о нарушении
а записали бы толпой в Нацгвардию думаю толку было бы больше чем сейчас от Золотова и компании.Я видел газету с речью Гусева, там была здравая концепция, даже привязка к истории Службы. Но ты брат правый вмешиваются овраги да буераки. И ро одноногих кубанцов ты правый...у штаба есть Представитель на Кубани, в майкопе и ситуация в ККВ не есть то чего хочется..Спаси Бог за прочтение и эмоции
безмерно благодарный автор

Димитрий Крылов   25.12.2020 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.