Политическая культура современного казачества

данная статья автора попала в сборник "Политическая культура как фактор прогресса: материалы межрегиональной научно-практической конференции Киров 14 декабря 2007" (Киров 2007 с.22 – 24) Прошло довольно много времени но мало изменилось к лучшему
*************
Сегодня, даже по прошествии 17 лет с начала  Возрождения Казачества России, достаточно сложно однозначно судить о том, сформировалась ли политическая культура Казачества как общественного института, как некой гражданской силы. Однако 8 лет службы автора в составе Общероссийской Общественной Организации «Союз Казаков России» на различных должностях, участие в делах и мероприятиях Казачества России, позволяют ему открыть сегодня дискуссию на эту тему.
Да, в период существования Российской империи существовала некая стройная система. Казачество было выделено в полупривилегированное служивое сословие. Существовало 11 казачьих Войск, у Казачества были Войсковые земли, возможность жить на основе собственных законов и традиций. Только Войсковых Атаманов назначало правительство, а на местах, на уровне хуторов и станиц власть была выборной.
Однако данная система сгорела в огне Гражданской войны. На долгие годы казаки остались практически бесправны, многие были репрессированы. Но это тема для отдельного исследования.
Летом 1990 года в Москве был создан Союз Казаков. Казаки в полную силу заявили о своем праве на изменение своей исторической судьбы. На правах общественного объединения Союз Казаков активно включился в политическую и общественную жизнь страны. Казаки протестовали против распада Советского Союза, пытались в меру сил бороться всеми доступными методами. Казаки-добровольцы защищали Приднестровье  и Югославию, в  составе  Ермоловского батальона участвовали в решении чеченского конфликта.
Долгое время Союз Казаков России стремился остаться вне политики. Правда отдельные представители Казачества во власть приходили и что-то делать пытались. Так, Первый Товарищ Верховного Атамана В.В.Наумов (трагически погибший летом 2004 года) в начале 90-х был депутатом Московской Думы, а сам Верховный Атаман Союза  Казаков России, Александр Гаврилович Мартынов в 1996 году прошел по списку НДР в Государственную Думу и активно добивался принятия Закона «О Казачестве».
Дискуссия же о том, готово ли сегодня Казачество стать общественным институтом, реальной политической силой в современной России  началась с самого начала 90-х и не утихает по сей день. Некоторые аспекты этой дискуссии автору и хотелось бы осветить.    
Впервые в литературе слово «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка «возделывать», «обрабатывать». В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания. В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие «культура» характеризуется уже как сложное понятие, применимое к роду человеческому, всему человечеству.
На мой взгляд, культурное  наследие наших предков огромно. И сегодня мы должны изучать это наследие и преумножать его. Но вот готовы ли мы стать политической силой? Дебаты на VI Всероссийском Большом Круге (проходившем в 2004 году на сибирской земле в г. Омске), свидетелем и участником которых автору довелось быть показали: пока еще не готовы. Да, в 2003 году казаки пытались сформировать политическую партию «Казаки России». Но партия эта заявить о себе не смогла. На мой взгляд, в силу изначальной неправильной ориентации. Когда Борис Ельцин объявил о создании государственного реестра казачьих обществ казакам показалось – вот она, долгожданная государева служба. И общественное движение раскололось. Часть казаков и атаманов (и не самая лучшая часть) покинули Союз Казаков и сформировали «реестровые» казачьи общества. По данным доклада советника Президента по вопросам казачества Г.Трошева по состоянию на 1 января 2004 года численность членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр составляла свыше 660 тыс. человек. Однако вот ведь какой парадокс. Вроде и поддержку реестру обещают и финансируют немного, ближе к очередным выборам, а реальной политической силы на основе реестровых «государевых людей» сформировать не могут. Более того, казаки из этих обществ возвращаются обратно в Союз Казаков, в общественное движение! Последний пример – восстановление 18 августа 2006 года под эгидой СКР Забайкальского казачьего Войска, некогда всем составом ушедшего в реестр.
Что касается самого Союза Казаков, то о его политической активности можно сказать следующее.
Существует, например Постановление Совета Атаманов СКР от 14.03.1997 о запрещении всем структурным подразделениям Союза вхождения в политические партии или общественные организации без решения Совета Атаманов СКР или согласования с Верховным Атаманом СКР. На упомянутом выше Большом Круге, делегация казаков Дальнего Востока (Амурское и Уссурийское казачьи Войска Союза Казаков России) внесла на обсуждение вопрос о формировании своей политической, казачьей партии. Были серьезные прения, и победила точка зрения русского патриота и государственника Владимира Наумова. В Резолюции Большого Круга мы найдем такие строчки: «…VI Общероссийский Круг Союза казаков еще раз отмечает недопустимость любых попыток превращения Казачества в чью-то разменную карту… VI-ой Общероссийский казачий Круг постановил: Раз     и     навсегда         прекратить     попытки     преобразования Общероссийской организации - Союза казаков в политическую партию. По убеждению подавляющего числа делегатов, политические партии не имеют будущего». А делегаты представляли практически всю Россию, и было их  949 казаков – выборных от 38 структурных подразделений СКР.
Однако все течет, все меняется. Сегодня Казачество России вынуждено для того, чтобы остаться значимым общественным институтом идти на различные альянсы и соглашения. На прошлых парламентских выборах казаки поддержали Державный Союз Леонида Ивашова. А перед выборами 2007 года Верховный Атаман СКР казачий полковник Мартынов заявил, что Казачество поддержит политическую партию «Народный Союз».
«Народный Союз» к участию в выборах не допустили, и казаки были вынуждены голосовать 2 декабря так, как каждому подсказывают Совесть и Сердце. И у каждого казака в составе Союза Казаков России 2 декабря 2007 года был свой, независимый выбор.
Казачество России получило ценный опыт. Впереди будут новые выборы и новая политическая борьба. Сегодня Казачество не может оставаться вне политики. Законы и нормативные акты Президента и Правительства РФ в отношении Казачества требуют серьезной доработки, правовая база еще очень слаба и противоречива. Многочисленные Указы Президента в отношении Казачества и Закон «О государственной службе российского казачества» практически не действуют.
Однако существует Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», существует Постановление Верховного Совета  РФ от 16 июля 1992 года «О реабилитации Казачества», работают Законы об общественных организациях, о местном самоуправлении. И может был прав Верховный Атаман сказав в своем юбилейном докладе еще летом 2000 года: «…Но  уж  слишком  поздно  мы  повернулись  к  экономике, к  земле…»? Время покажет.
Осень 2008
сегодня опять многое поменялось. И мы не в СКР а в совершенно автономном плавании. И партию казачью эта власть все таки создала. Будем надеяться казаки - здравые люди многое понимают и делают выводы ....


Рецензии
Дима! У нас казачество имеет реальную силу, много где можно увидеть - как охранников правопорядка. Но если цели и задачи в центре и на местах не совпадают,
вряд ли возможно вернуть былую мощь, -
спасибо!


Алла Марченко   22.05.2019 21:21     Заявить о нарушении
Видите Алла про цели и задачи Вы сами все очень точно сказали. А пока они ни разу не совпадают. На местах казаков власть в своих целях активно использует нона уровне страны все выглядит крайне размытым. Спаси Бог за такое созвучие
безмерно благодарный автор

Димитрий Крылов   22.05.2019 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.