Леонид Марков

Грани и кадры

13 декабря 1927 - 1 марта 1991. Народный артист СССР (1985).
Орден Трудового Красного знамени (1987).

Первые роли исполнил еще мальчиком в спекатклях Саратовского театра, где работал его отец. В 1945-1947 годах учился в студии при Вологодском драматическом театре. Окончил студию при Московском театре Ленинского комсомола (1950).
С 1950 года — актёр Московского театра Ленинского комсомола.
С 1960 — актёр театра имени А.С. Пушкина.
С 1965 года — актёр академического театра имени Моссовета.
Старшая сестра - известная актриса Римма Маркова.

Автор «Царской охоты» Леонид Зорин: «Он был из тех, кто не создан для старости, еще больше он страшился старения, и можно было его понять – такой темперамент, такое неистовство не могут смириться с уздою возраста, с угрозой немощи и зависимости».
 

Антиштамп. Самим своим видом, исполнительской манерой, не опереточным тембром он ниспровергал клише, шаблоны, стандарты... Об игре, о хрестоматийных персонажах, о добре/зле…

Еще один мальчик из «колонии» (родился, по сути, в казахском ауле), покоривший столицу и Империю, с которой и… ушел. Яркий, колоритный и отнюдь не одномерный «злодей» в кино. Достаточно назвать лучшее: Багров из «Следствия ведут знатоки» (Дело № 8 "Побег" 1974), пират Билли Бонс из «Острова сокровищ-3» (1982), бригадир (!) Гасилов («И это все о нем» 1978)…

Впрочем, лучшего так много! И, впрочем, в каждом его «негативном» образе есть некий магнетизм. Равно как и «положительная ипостась», зачастую, разит волей, жесткостью, расчетом и холодом – теми кулаками, без которых добру не побить зло (по Ст. Куняеву). См. «Схватка в пурге», «Русское поле»… И опять же как много!!!

Леонид Васильевич всегда и весь из полутонов. Классический вариант манихейского «неустойчивого равновесия» светы и тьмы – профессор Смирновский из «Гаража» (1979). Вроде б и добренький, и интеллигентненький, а уж импозантненьки-ий!.. Только гниловат-с. Весь из компромиссов-комплексов-конформизмов. В жизни это прощается, но на изломах эпох проявляется резче, а проливается в катастрофу. За что прощения уже нету.

Или вот  тоже Урбенин из «Мой ласковый и нежный зверь» (1978)? Где, ну где тут, скажите, окончательная, итожащая точка за белым… или черным?

Сам как «Солнечный ветер», Леонид Марков – испепеляющая изнутри энергия и самоотдача до исступления. Ведь «радиоактивный» сей ветер и сжигает, и губит. Он и спалил Артиста, точно накликавшего, предвосхитившего свой финал в «Змеелове».

Хотя закончить будет правильнее другим фильмом. «Остаюсь с вами».



Из биографии

Отец, потомственный крестьянин с 4 классами образования, был принят в театральную труппу за природный дар сочинителя и импровизатора. Став актером-самоучкой, Василий Марков разъезжал по всей стране и даже ставил собственные этюды и экспромты. А в сценах занимал родных чад. К примеру, в Якутске 7-летний Лёня и Римма в его сентиментальной постановке «Дети улицы» так замечательно изображали беспризорниц, что выжали реки слёз из тутошних театралок. Властный папаша и «обусловил выбор» сына: врёшь, никаких морских училищ, станешь артистом!

Ну что на такое скажешь, отцовское слово крепче гороха, его не размочишь. Закончив школу и актерскую студию при Вологодском драмтеатре, брат и сестра с чемоданом груш ринулись покорять столицу. Правда, первое время ночевать пришлось на вокзале. Расходы на основные нужды обеспечивались с "реализзации личных фруктов".
   
Впрочем, после первого же прослушивания обоим улыбнулось попасть в студию при «Ленкоме». Учились и попутно работали во вспомогательном составе труппы. Жили при театре. Спесивые старожилы "дерёвню" не замечали, более именитые - подкармливали. Сама Валентина Серова как-то раз облагодетельствовала мылом: туалетным и хозяйственным, что для 1947 года было всё равно, как даром небес!
 
Став актером «волею пославшего» его отца, Леонид Васильевич быстро подтянулся и...  втянулся. Да так, что его следователь Порфирий Петрович из «Петербургских сновидений» покорил всю Москву, и даже Иннокентий Смоктуновский, воссоздавший тот же образ в только что прогремевшем фильме "Преступление и наказание", признал превосходство: «Переиграл меня Лёня».

Римма Маркова: «Я его красоты не понимала, потому что блондины для меня как мужчины не существовали. Никогда не могла взять в толк, почему женщины буквально рвали брата на части. Он ведь такой застенчивый, тихий. Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошёл какой-то парень, упал в обморок – такой был чувствительный. Всю жизнь я его оберегала, дрожала за него».

Очень скоро позиции поменялись: уже женщины при приближении Маркова начинали сходить с ума. Только в официальном браке Леонид Васильевич состоял четырежды. А его неофициальные романы служили коронным предметом профсоюзных обсуждений. Видимо, не зря на протяжении двух пятилеток Марков «служил» одним из первых театральных «секс-символов»: в спектакле Игоря Виктюка «Царская охота» он блисательно исполнил сложнейшую роль знаменитого фаворита Екатерины Великой Алексея Орлова, выдающегося и противоречивого, как, собственно, и сам исполнитель.

Трудно поверить, но ради преодоления редкостной робости, Леонид Марков частенько прикладывался к рюмке, любил гульнуть на посиделках или в ресторане, причём, в лучших традициях купеческого куража персонажей Островского или петербургского загула героев Достоевского: щедро и с той же долей врождённого простодушия, открытости и доверчивости.

"Сгорел" великий артист за несколько недель от той же поздно диагностированной   болезни, что и два его поздних персонажа: горьковский Егор Булычев и торговый туз Котов из «Змеелова».


Сильные роли в кино: красный командир («Ветер» 1958), немецкий офицер («Сильные духом» 1967), нарком продовольствия Цюрупа («6 июля» 1967), Авдей Угрюмов («Русское поле» 1971), Бугор («Последний гайдук» 1972), профессор Лихачёв («Сибирь» 1975), Егор Байков («Крестьянский сын» 1975), Иван Крутов («Долги наши» 1976), Йост («Легенда о Тиле» 1976), де Риналь («Красное и чёрное» 1976), Глухов («Схватка в пурге» 1977), белогвардейский полковник  Степанов («Долг» 1977), Загорский («Время выбрало нас» 1978), Роден («Плата за истину» 1978), Ефремов («Соль земли» 1978), Швохнев («Игроки» 1978), комиссар полиции («Похищение «Савойи»» 1979), Осадчий («Сегодня и завтра» 1979), Торсуев («Безответная любовь» 1979), Анатолий Борисов («Коней на переправе не меняют» 1980), Никита Махов («Черный треугольник» 1981), полковник Орлов («Остаюсь с вами» 1981), Скобцов («Мать Мария» 1982), Крайнов («Владивосток, 1918» 1982), профессор Карпов («Солнечный ветер» 1982), Седов-Матюшинский («Срочно. Секретно. Губчека» 1982), генерал Безобразов («Анна Павлова» 1983), капитан ледокола («7 часов до гибели» 1983), «слепой» («Детский сад» 1983), Лыгановский («Чёрный замок Ольшанский» 1983), Недосекин («Наследство» 1983), Полосухин («Грядущему веку» 1984), Котов («Змеелов» 1985), Широков («Дорогой Эдисон» 1986), Протасов («Живой труп» 1987), Южин («Поражение» 1987), Сатана («Отель «Эдем»» 1991) и др.

  Театральные работы (по информации "Кино-Театр.Ру")

Театр имени Моссовета (1966-1986, 1987-1991):
• Завтрак с неизвестными (В.Дозорцев/ пост. П.Хомского) - человек в шляпе (1987)
• Цитата (Л.Зорин/ пост. П.Хомского) - Кирилл Петрович Балтазаров (1986)
• Операция "С Новым годом!" (А.Герман, П.Хомский/ пост. П.Хомского - Локотков
• Егор Булычов и другие (М.Горький/ пост. П.Хомского) - Егор Булычов (1982)
• Живой труп (Л.Толстой/ пост. Б.Щедрина) - Фёдор Васильевич Протасов (1981)
• Превышение власти (В.Черных/ пост. П.Хомского) - Шилов (1978)
• Успех (Е.Григорьев, О.Никич/ пост. П.Хомского) (1977)
• Царская охота (Л.Зорин/ пост. Р.Виктюка, художественный руководитель постановки Ю.Завадский) - граф Алексей Григорьевич Орлов (1977)
• Вечерний свет(А.Арбузов/ пост. Р.Виктюка) - Алексей Георгиевич Ковалёв (1975)
• Арктический роман (В.Анчишкин, И.Рубинштейн/ пост. А.Зубова) - Батурин (1974)
• Турбаза (Э.Радзинский/ пост. А.Эфроса) - Ходкин (1974)
• Последняя жертва (А.Островский/ пост. Ю.Завадского) - Флор Федулыч Прибытков (1973)
• Золото, золото - сердце народное! (литературная композиция В.Рогова по произведениям Н.Некрасова/ пост. Е.Завадского) (1971)
• Лилиом (Ф.Мольнар/ пост. И.Данкман) - Лилиом (1971)
• Спектакль-концерт (литературно-драматическая композиция Б.Яковлева/ пост. Ю.Завадского и И.Данкман) - «Воскресение» (Старик) (1970)
• Петербургские сновидения (сценическая композиция С.Радзинского по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"/ пост. Ю.Завадского, реж. В.Шубин) - Порфирий Петрович (1969)
• Моё сердце с тобой (Ю.Чепурин/ пост. А.Зубова) (1968)
• Шторм (В.Билль-Белоцерковский/ пост. Ю.Завадского, реж. А.Зубов) - Предукома (1967)
• Маскарад (М.Лермонтов/ пост. Ю.Завадского) - Арбенин (1967)
• Они сражались за Родину (пьеса П.Дёмина по роману М.Шолохова/ пост. А.Зубова) - Иван Звягинцев (1966)
• Затейник (В.Розов/ пост. И.Анисимовой-Вульф) - Валентин Селищев (1966)

Малый театр (1986-1987):
• Зыковы (М.Горький) - Антипа

Театр имени А.Пушкина (1960-1966):
• Поднятая целина (по роману М.Шолохова/ пост. Б.Равенских) - Тимофей Рваный
• Высшее существо - Ференц
• Столпы общества - Иухан
• Романьола (пост. Б.Равенских) - Микеле Даспонси
• День рождения Терезы - Марсело

Театр имени Ленинского Комсомола (1947-1960):
• Первая конная - Митряй
• Святая Жанна - граф Уорик
• Утраченные иллюзии (О. де Бальзак) - аббат Эррера
• Колесо счастья - Фазан
• Мужество - Калюжный
• Фабричная девчонка - комсорг
• Хлеб и розы - Тельнихин
• Друзья-сочинители - Кудрьков
• Живой труп (Л.Толстой) - Петрушин
• Вишневый сад (А.Чехов) - Яша, Петя Трофимов
• Сирано де Бержерак (Э.Ростан) - Кристиан, Карбон де Кастель Жалу
• Честь смолоду - Нехода


Рецензии
О хорошем Актере и написано хорошо, и читается с интересом. Фильмы смотрел, видимо многие, хотя больше вспомнился "Змеелов"... Пол

Пол Унольв   13.12.2012 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове!

Владимир Плотников-Самарский   13.12.2012 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.