Adam Wojtanek Записки о блаженных 60-х

Adam Wojtanek: Записки о блаженных 60-х.


Почему я решил перевести мемуары европейского автора?
Да очень просто: распространено мнение, будто хиппи
возникают в США как самостоятельное явление, никак не связанное с
европейской культурной традицией.
Даже несмотря на красноречивые факты о громадном влиянии
западноевропейской философии, восточных традиций на хипизм - вроде
дзэн-буддизма и учения Ганди. Забыли Маркузе, Фрейда? Не вспоминают русских нестяжателей и нигилистов?
Может быть, многие исследователи понимают историю хиппи упрощенно, лишь через призму истории музыки?
Ну да ладно... Знакомимся: замечательный пипл Adam Wojtanek
и его записки о блаженных шестидесятых.
Прим. Автор мемуаров сильно расширил свое сознание в 60-х, посему пишет он немного заморочено, не всегда в тему. Пришлось значительно
причесать его воспоминания. Разумеется, получился вольный перевод.
Например, я немного сократил авторские размышления о роли музыки во
Вселенной.

Введение.
Примечание к Интернет-версии текста.
Я делал свой сайт в надежде показать настоящую жизнь хиппи 60-х годов.
И мне очень хотелось передать вам свои впечатления, поделиться
пережитым. Конечно, рассказать о том, как хиппи повлияли на мою жизнь.
Большинство сайтов, размещенных в Интернет, создавали люди, которые
были слишком молодыми в 60-х годах, не способными в полной мере понять реальное значение тогдашних событий. Некоторые сайты созданы людьми еще не рожденными в то время.
Кроме того, освящение 60-х годов в прессе, средствах массовой
информации часто искажает события ради пропаганды интересов
политических консерваторов или коммерческих корпораций.
Итак, если вы не будете ожидать слишком многого от моих навыков письма и уделите мне немного своего времени, возможно, найдете нечто
интересное в моих записках. И это "личная история" о Чикаго 1960-х, а не научная работа, созданная по рассказам непонятных людей.
Также очевидно, иные описания будут отличны от моего мнения.
Что еще сказать? В 2001 году, когда я только что разместил свои
мемуары в Интернет, было не так много сайтов данной тематики. Возможно, это объясняется тем, что многие из нас никогда не стали специалистами веб-дизайна, несмотря на то, что психоделическая революция хиппи сыграла важную роль в развитии компьютерных технологий.
Увы, многих уже нет с нами,  может быть, мы просто не думали, что
наши рассказы кому-то интересны.
Сегодня я призываю каждого публиковать в Сети свои фотографии,
воспоминания и творчество, чтобы не допустить искажения истории нашего движения.
==========
Почему я, будучи европейцем, присоединился в юности к движению хиппи? Тогда мне казалось, все произошло как бы случайно. Сейчас я думаю, было много причин, которые отнюдь не очевидны. Кстати, лишь 2% американской молодежи приняли активное участие в нашем движении.
...Движение хиппи было прежде всего пацифистским.
Как вы помните, в 60-х годах Америка воевала со многими странами. Лаос, Вьетнам - те индокитайские регионы, которые беспрерывно подвергались бомбовым атакам американской армии. Американцы угрохали очень много мирных людей, даже сжигая их напалмом или бензиновыми бомбами. Поэтому хиппи были противниками войны во Вьетнаме.
Как мне сейчас кажется, по этой причине первая фаза истории хиппи
закончилась именно после вывода войск из Вьетнама.
(Прим. вывод войск из Вьетнама был осуществлен лишь в 70 годах уже при президенте Никсоне. Остался лишь сравнительно небольшой контингент в 150 тысяч человек, но бомбардировки продолжались. См. Говард Зинн и т.д.)
Так как я родился и вырос в Европе, многие события американской
революции 60-х годов казались мне само собой разумеющимися.
Европейцев отнюдь не смущали нудисты на пляжах или призывы к
сексуальным свободам, травяная (народная) медицина, эгалитаристские
тенденции в социальной политике.
Многое уже было хорошо известно европейцам, но кое-что пришло позднее, через движение хиппи. Да и Америка 60-х годов была разная. Например, к иммигрантам относились сложно. Уже была антикоммунистическая паранойя, мощное левое движение,
антихристианство, сатанисты и ведьмы и т.д.
По этим причинам американские хиппи отличаются от европейских.
Во-первых, последние возникают чуть позднее, во-вторых, американские
хиппи были реформистами по своему духу. Их порыв окончился внедрением в нашу цивилизацию множества лозунгов, идей и социальных льгот. С другой стороны, европейский пипл уделял большее внимание вольным путешествиям, борьбе за мир, вопросам социализма и экологии.
Вероятно, у европейцев, в отличие от американских коллег, свои
традиции.
Американское движение хиппи оказалось для меня чрезвычайно
привлекательным именно тенденциями к социальным изменениям и почти
"европейской" философией, образом жизни и мыслями, необычными для США того периода.
Здесь следует пояснить: я воспитан в семье европейских
космополитов. Мои родители знали несколько языков, языков, не столь
известных в Европе.
Мама родилась в Германии, а отец родом из Чешской Республики. Семьи родителей  переехали в Польшу после Второй мировой войны в начале 1920-х годов. До Второй мировой войны отец был успешным бизнесменом, а после войны он занялся творческой работой, будучи вольным художником, перезнакомился со многими по своему выдающимися людьми.
Это были игроки на скачках, завсегдатаи Монте-Карло, фотографы,
художники, музыканты, актеры и киноактрисы, духовенство, политики,
торговцы и производители электроники. Как правило, подобные люди много путешествуют, они знакомы с разными культурными традициями.
Жизненный опыт, приобретенный в других странах, делает их открытыми
передовым тенденциям. Поэтому в нашей среде мода на космополитизм опередила время.
Помню, еще ребенком я ощущал себя как бы гостем в нашей культуре, видел все немного отстранено.
Некоторая нетрадиционность присуща и моим старшим братьям.
Так что, когда мы переехали в США в 1961 году, для меня оказалось
естественным общаться с битниками, художниками и хиппи. Разве они не
продолжатели богемных традиций старой Европы?
Чаще всего хиппи были городскими или пригородными подростками из семей со средним достатком, отнюдь не уличные безнадзорные хулиганы.
Но почему-то даже сегодня находятся люди, которые считают, что любой
человек с длинными волосами есть хиппи. Бред какой-то...
Например, в 60-е годы длинные волосы носили члены банд мотоциклистов, совсем не разделяющие ценности хиппи.
Все-таки не только длинные волосы делают человека хиппи.
Хиппи - это прежде всего борьба за экологию, любовь к природе,
психоделия, музыка и искусство, стремление к справедливости и
реформированию общества в нужном направлении.
...Начиная с 1960-х годов хиппи остаются своего рода
социально-политическими реформаторами, которые помогли решить множество проблем в США, символизировали мир. Подобно Аллену Гинзбергу и другим активистам.
В отличие от некоторых других субкультур, хиппи никогда не носили с
собой пистолетов и не участвовали в убийствах животных, как думают
некоторые наивные молодые люди сегодняшнего дня.
Реальные хиппи были любящими людьми, пацифистами и даже немного
напуганными жизнью существами.
Движение хиппи было восстанием против насилия, войны во Вьетнаме,
бунтом против ложных ценностей американского потребительского образа
жизни. Столь же ошибочно толкования хиппи как беспрерывной наркотизатиции и уклонения от закона.
Действительно, многие хиппи были в бегах, скрывались от полиции.
Например, люди, которые уничтожили свои военные билеты, сжигали
документы на пунктах военных сборов или стремились вырваться из-под
опеки правительства, живя в коммунах. Иные просто уезжали из США на
другие континенты. Кстати, пиплы, уехавшие в Индию привезли в эту
страну замечательные музыкальные традиции.
...Наша семья жила в Чикаго. Этот город по своему знаменит. Очень много
событий происходило в те дни в Чикаго: студенческие волнения в кампусах университета, в кафе на 54-й улице или в Гайд-парке возле музея Науки.
Чикаго хорошо известен и среди хиппи демонстрациями в 1968 году
("демократические конвенции"), "Chicago Seven", а также как место
рождения "Yippie" движения, возникшего там благодаря усилиям Эбби
Хоффмана.
Да, Старый город был местом, где можно найти много художников,
писателей, битников и детей цветов, а также народных музыкантов и совсем старых хипстеров.
Там вы всегда могли увидеть странных персонажей во французских черных беретах, проповедующих жизнь через искусство, как ранее делал мой отец.
Так много всего происходило тогда, но я не думал о документировании
всего происходящего, жаль.
Все-таки, 60-е годы были известны не просто модой на йогу,
любовью к красивым закатам на пляжах западного побережья...
Это было время, когда мое поколения считало, будто наша жизнь
закончится в возрасте до 18 лет. Бессмысленная война в Камбодже, начатая американскими корпорациями, казалась особенно зловещей.
Бизнес губил молодые жизни. После того, как дядя Сэм (американские президенты Кеннеди и Джонсон с Никсоном) поддержал войну, движение хиппи потеряло много молодых людей.
Как не прискорбно, эти ребята, которые были несправедливо
утрамбованы в окопах войны, ничего не получили, когда вернулись домой.
Иные молодые люди, подобно мне, предпочитали уклоняться от
обязательной регистрации на сборных пунктах, сжигали свои военные
билеты. Мы были амнистированы во времена президента Картера, тогда же смогли вернуться к нормальной жизни.
Как же  Вудсток? Я не попал на Вудсток.
Вместо того чтобы поехать туда с друзьями из Ист-Сайда, я уехал в
Европу по совету родных.
Мне было всего семнадцать, и я не возражал, поскольку отдых в Европе
казался очень привлекательным и позволил мне избежать призыва в
американскую армию. Меня отнюдь не соблазняли лозунги типа "дядя Сэм
зовет тебя выполнить свой долг во Вьетнаме".
Кроме того, поездка в Старый Свет позволяла мне увидеть родных и
близких людей.
Мои каникулы в Европе затянулись на полтора года.
Я стал более космополитичным и расширил свой кругозор.
Но мне немного жаль, что я упустил свой шанс увидеть Вудсток.
С другой стороны, я посетил Канаду, Англию, Голландию, Данию и Польшу.
В Польше я находился на границе  несколько часов, пока
обыскивали мой багаж. После обыска и разговора с таможенниками я выплатил нелепые налоги на одежду. Видимо, потому что сотрудник таможни обнаружил пацифик на моей куртке и трубку мира в сумке.
Тогда еще хорошо помнили студенческие митинги, прокатившиеся по Европе в 1968 гг.
И это был также год после того, когда с января по март прокатились
студенческие протесты по всей Польше.
К сожалению, я не нашел каких-либо хиппи в Польше.
Местные студенты и неформалы больше стремились выглядеть модными,  их интересовали лишь мои стильные джинсы и коллекция музыкальных записей. Зато я узнал кое-что о марксизме. Как оказалось,
настоящий Маркс не имел ничего общего с "братьями Маркс" или "Маркс & Спенсер". Разумеется, я значительно улучшил знание языков.
Ибо тогда английский язык не был столь популярен в Европе, как сейчас.
Оказывается, Карл Маркс был романтиком, он думал, что каждый рабочий
человек должен иметь много социальных льгот и больше свободного
времени, чтобы наслаждаться музыкой, искусством и культурой.
Карл Маркс сильно напоминал мне Адама Смита, хорошо всем известного
шотландского экономиста 19 века. Маркс верил в глобализацию, он знал, что социализм будет хорошим только в высокоразвитых  капиталистических странах. Маркс не рекомендовал внедрять социализм в Россию или Индию. Думаю, поэтому социализм не смог выжить  в Восточной Европе или странах "советского блока", но утвердился в Финляндии и Швеции. В этих странах рабочий класс получил социальные льготы и автономию от правительств из-за опасений распространения идей
коммунизма.

\\ Прим. Такой взгляд на Карла Маркса явно следствие увлечения автором
"трубками мира".

К моему прискорбию, мне не удалось встретиться с Алленом Гинзбергом в
Варшаве. По чистой случайности я пропустил его концерт, куда был приглашен организаторами.
Я сильно любил Аллена как художника. У него был гениальный дар
передавать через юмор какие-то глобальные мысли.
Иными словами,  я до сих пор ломаю голову: как мне, человеку в центре
исторических событий, типа движения хиппи, борьбы за мир или поздней
Солидарности, удавалось избежать всех самых интересных эпизодов?
...Когда я вернулся в Америку, война закончилась.
Леннон женился, Beatles перессорились, а движении за мир стало
психологически более зрелым.
Некоторые хиппи вернулись обратно в свои пригородные дома, закончили
школы и колледжи, получили работу, присоединились к политическим
партиям. Наше поколение победило почти на всех фронтах.
Экология, права сексуальных меньшинств, гражданские права,
эмансипация...
А после 70-х многие из нас включились в музыку диско, которая
прибыла к нам из Европы.
Характерной ритм... как из песни "Любовь я потерял", написанной Earl
Young и выпущенной "Herald And The Blue Notes" в Филадельфии в конце
1960-х годов.
Дискотеки всегда были очень красочными и психоделическими. В некотором смысле семидесятые годы оказались забавными. Многие наши мечты о единстве со всеми людьми во всем мире, сексуальной свободе и счастье оказались воплощенными в реальность.
Моменты торжества, вечеринок и танцев в облаках...
Дискотеки объединили нас -  чернокожих и латиноамериканцев, гомосексуалистов,  выходцев из всех слоев общества.
А ведь самое начало казалось неприметным: какие-то борцы за непонятные права сексменьшинств, свободу употребления наркотиков и иные сумасшедшие идеи, андерграунд
Наши вечеринки проходили в основном в независимых клубах, даже в
гей-барах, которые открылись во множестве в Нью-Йорке, Чикаго и
Сан-Франциско. Первый диско-бар, который я посетил, это кафе Дугана в Чикаго. Позже я тусовался в других клубах и дискотеках между Дирборном и Бродвеем.
Но особенно любил посещать кафе на улице Уэллс в Старом городе.
Диско движение окончилось в начале 80-х годов.
Дело в том, что в США диско стало очень популярным после появления
фильма "Автомойка", а затем неповторимого "Ночного безумия в субботу" с Джоном Траволтой.
Культура диско влилась в майнстрим, потеряла исключительность и свой
"подпольный" характер.
Толпы людей хлынули на дискотеки, не утруждая себя философией или иными творческими аспектами направления.
Для прежних адептов диско массовость оказалась ошеломляющей, мы
обратились к панк-культуре, и во многих ночных клубах Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско начался переход на жесткий стиль.
Итак, еще одна великая эпоха закончилась.
Закончилась организованным сожжением записей диско на Чикагском
бейсбольном стадионе.
Говорят, идея пришла из "радио-DJ": будто гомофобия и расизм создали
это анти-диско сборище.
Тем не менее, дух 60-х и 70-х годов все еще живет.
В самом деле, разве он не всегда сопровождал человечество?
Сегодня он, как мне кажется, оказался в порочном круге между Старым
светом и Новым, но он сильно укоренился в афро-американской культуре,
которую я хорошо помню еще по жизни в Чикаго.
Этот дух переродился, трансформировался во что-то иное, но те же
основные идеи лежат в его основах.
Может быть, он сохранился в песнях Donna Summer's "Я чувствую
любовь", или в европейском трансовом движении, в берлинских парадах
любви?
Это все тот же древний шаманский дух, хорошо известный человечеству еще со времен рассвета.
Пожалуй, я  смотрю на события немного "по-траволтовски".
Может быть,  фильмы Траволты были созданы для нас, по калькам нашего
поколения. Траволта стилизован под парней вроде меня?
Я также считаю, у нас более интересная жизнь,
нежели у героев Траволты. У нас были психоделики, хотя я никогда не
пробовал кокс или героин, любые сильно действующие наркотики.
Да, моя жизнь не похожа на дорогу из роз.
80-е годы запомнились мне как очень мрачное десятилетие. Время
распространения ВИЧ, экономический и нефтяной кризисы, политический
застой. Думаю, все это было следствием долгих войн, которые вели США.
Мне посчастливилось не заразиться СПИДом, но не удалось избежать
вступления в ряды безработных.
Мама предложила мне переехать в Европу, где у нее была квартира и
небольшое социальное пособие. В США становилось все труднее сводить
концы с концами, поэтому я решил воспользоваться 13 статьей и подал на
банкротство в конце семидесятых годов. Но лишь в середине 1980-х  я
переехал в Европу к матери.
Но и у нее были проблемы.
Тогда в Польше помнили закон Маршалла, отношение к бывшим американцам было не очень позитивное.
...Я переехал в современную двухкомнатную квартиру в центре Варшавы.
Через дорогу от меня посольство Китая и другие исторические
достопримечательности, вроде "варшавского гетто". Иногда ночами я
физически ощущал призраки войны... брр...
Несколько раз я посещал в 1980-е годы нудистский пляж возле Варшавы.
Увы, интерес к нудизму в Европе упал, особенно после 1989 года в
Польше.
И тут сказалась роль римско-католической церкви.
Движение "Солидарность", освободив Польшу от
коммунистической системы угнетения, привело и к возрождению
католичества. Что ж... как всегда:  мы нечто приобрели, но что-то
потеряли.
На моей стене висит портрет Че. Долгое время он был иконой для меня,
я даже носил рубашку с его изображением, купленную в Амстердаме.
Впрочем, я никогда не сочувствовал коммунизму.
Я слишком большой индивидуалист и не сторонник общинных идеалов за
пределами моей спальни. Че Гевара навсегда остался для меня немного
загадочной фигурой.
Знаю, у хиппи популярны Дневники Че, описывающие путешествие через
Анды. Но мы мало знали о его последующей жизни на Кубе или тех ужасных вещах, которые он делал в Африке.
Дневники Че были источником вдохновения для хиппи и для битников, а
революционное насилие нас не интересовало.
Скорее, он был символом свободной и единой Южной Америки с Латинской Америкой, воплощал какие-то идеалы борьбы за свободу для слабых. Че говорил, что революции никогда не были мирными.
Он говорил так, потому что в его времена не было мирных
революций. В его время многие свободолюбивые американцы надеялись на победу коммунизма во всем мире.
С тех пор мы видели достаточно много мирных революций под руководством тех, кто вырос и на книгах Че.
А коммунизм оказался наиболее репрессивной, кровавой и утопической
системой из всех существующих.
Тем не менее ни один человек не может сравниться с Эйнштейном или
Ганди, которых, по моему мнению, все хиппи 60-х годов считали духовными наставниками.
Ганди начал ненасильственное движение в Индии, но столкнулся с
английской колониальной и недемократической системой правления. А хиппи проводили свои мирные шествия в свободной демократической стране. Кроме того, к хиппи присоединились настоящие индусы, оказывая нам духовную поддержку.
Хиппи желали мирного изменения политики правительства.
Думаю, в менее демократических культурах нашей планеты
мирные движения быстро приобрели воинственный характер.
Эйнштейн также свой человек. Он рубил фишку в индуизме, изучал писания и был яростным пацифистом.
Эйнштейн отказался от австрийского гражданства, чтобы не пойти воевать
и стал первым активистом борьбы за мир еще во времена Первой мировой
войны.
Хиппи не агрессивны и они не хотели воевать ни с кем. По своему хиппи
патриотичны. Им хотелось, чтобы Америка стала общим домом любви и мира для всех людей.
Путь к достижению этой цели хиппи видели не в эгоизме, а посредством сложных фундаментальных изменений мировоззрения людей через счастье, справедливость и свободу.
Многие мои школьные друзья исчезли из поля зрения. Кто-то умер во
Вьетнаме, некоторые преподают в Беркли. Иные уехали в Калифорнию.
Движение распалось, прогнулось под коммерческими ловушками и
поглощено поп-культурой.
Впрочем, в 1990-х годах президент Джордж Клинтон как-то смог помочь
Америке. Клинтон даже признался в курении травки.
В 1990-х годах я пережил сложный и длительный период жизни, а также
наибольший пик творческого вдохновения. Я осознал, какой я старый и консервативный. Время берет свое. Когда-то мы говорили: "не верь никому старше 30". Сейчас мне значительно больше лет. Не судите меня строго.
Современный мир сталкивается со множеством сложных проблем, с которыми мир моего поколения никогда не сталкивался.
Давайте просто любить рок-н-ролл!
PS>> Пожалуйста, помните о том, что папа римский Иоанн Павел II поляк!!


Рецензии