Кино строчкой. Немного истории

 

Хочется предупредить тех, кто случайно читает этот текст, что автор пишет не о кино, а о своих впечатлениях от фильмов (сгруппированных в ряде постов по тематическому принципу).
Надеяться, что «исторические» и костюмные фильмы заменят «истфак» (и чтение серьезных работ по истории), было бы наивно. Но отражения истории (то есть того, что в конкретный момент более всего интересует людей настоящего в прошлом) бывает любопытным. Ходя надо всегда помнить, что «исторические романы» (а тем более экранизации) ближе к фэнтези, чем к реализму. А прошлые эпохи для нас – это если и не совсем другие планеты, то, во многом, разновидность Атлантиды.


Клан Пещерного Медведя
 США, 1986 год

В таких фильмах трудно совместить правдоподобность и занимательность. Когда-то смотрел, но не знал тогда, что это по роману Джин Ауэл. Кинопродолжения вроде бы нет. Хотя, на мой взгляд, второй роман «Долина лошадей» наиболее удачный из серии.
 Да и вообще все книги Ауэл – Эйлы (Эйла – это кроманьонка и главная героиня ее романов) – это такая фэнтезийная история из жизни наших далеких предков.


Бунт. Дело Литвиненко
 Россия - Великобритания, 2007 год

 Раньше такое называли "антисоветчиной"
 
 Товарищ Президент
 Россия, 2004 год
 Документальные

Отстой от «лихих 90-х»...
 
 
Другой Дюма
 Франция, 2010 год

Довольно смешно, что у французов в последние годы в исторических фильмах почти всегда главные роли играет Ж.Депардье.
Разве Дюма, Дантон, Колумб, Бальзак и пр. - так похожи?
 
 
Эльдорадо   
 Испания, Италия, Франция, 1988 год

El Dorado.
На поисках богатств индейцев многие свихнулись и погибли.
 Не вполне характерная для К.Сауры костюмная историческая драма. Все же он больше камерный режиссер, и превратил историю для боевика в семейную трагедию. Но смотрел не без интереса.
 
Гараж Олимпо
Италия, 1998 год

 Очень сильный фильм.
  Вызывает ненависть к диктатуре и уважение к тем тысячам  мужчин и женщин в Аргентине, которые, хотя и подвергались пыткам электротоком и гибли страшной смертью (их сбрасывали в океан с самолета), но сопротивлялись хунте.
 В отличие от стада глупых и трусливых баранов, которые берегут свою шкуру, подставляя горло.
 
Венецианка
 Италия, 1986 год
 
Эротическая сказка и мужская утопия полутысячелетней давности. Красиво. Только почему «Венецианка» в единственном числе. В ту фантастическую ночь красавчику повезло с двумя венецианками.
 
Армавир
 СССР, 1991 год

Позднесоветский фильм-катастрофа с философским подтекстом.
Этому незаурядному фильму не повезло с массовым зрителем. Как-то затерялся. Вышел в самый разгар «времени перемен».
 Тогда была понятна отсылка к катастрофе «Адмирала Нахимова». Это кораблекрушение даже сравнивали с крахом СССР, который тоже неожиданно пошел ко дну. Но потом настали времена мародеров и катастроф. После всех этих путчей, штурмов, взрывов, пожаров, захватов заложников и т.п. уже мало кто помнит про прототип «Армавира», да и саму эту ленту. А ведь многое было предсказано.   
 
 
Агора
 Испания, 2009 год

Христиане в этом фильме изображены в виде черных муравьев, которые пожрали остатки развитой эллинистической цивилизации. Среди героев – математик Гипатия, замученная христианскими фанатиками, разгромившими Александрийскую библиотеку.
  Неплохо снято. Актуально.
 


Кентавры
 СССР-Венгрия-ЧССР-Колумбия, 1978 год

Так устанавливалась "демократия", вариант которой был взят за образец нашими "демократами", поклонниками генерала Пиночета
 
 
Женни Маркс - жена дьявола
 Франция, 1993 год

Странноватый фильм, очень конспективный, рваный. Если не знаешь истории, то ничего непонятно. Например, почему Маркс - "дьвол"? Потому, что оприходовал служанку Елену Демут, а отцом выставил своего дружка - Фреда Ангельсона?
 Насколько лучше был советский сериал на сходную тему "Карл Маркс. Молодые годы"
 
 Охота на Берию
 Россия, 2008 год

Обычно россиянские сериалы я не выдерживаю больше 5 минут, а этот – смотрю дисциплинированно каждую серию. Правда, хорошо сделано. Видно, что у нас снимать и играть еще не совсем разучились. Видно даже, что самим занятым актерам нравится изображать живые характеры, а не симулякры нынешней жизни. Впрочем, моя хорошая оценка относится к тому, КАК. Пока кремлевская и околокремлевская молодежь играет в «казаков-разбойников» - всё нормально и даже увлекательно. Но задумавшись о политическом содержании ленты, вспоминаешь песенку ленинградского матерщинника Шнура: «Никого не жалко. НИКОГО». Нет там плохих и хороших, «хорошие» проходят только в эпизодах как случайные жертвы. Берия, конечно, злодей. А его противники – лучше? Такие же «вождята» и подручные обер-палача.
  Дети? Но если говорить о реальных детях кремлевских, то, скажем, Серго Берия много полезного сделал для советского ВПК, а хрущевское отродье, к примеру, перебралось впоследствии на Запад и оттуда «поливает» русский народ за недемократическую ментальность. Преступны русские, ох, преступны! Главное преступление наше состоит в том, что не свернули вовремя шеи своим мучителями и идеологам этих палачей. «Хозяин» создал по-своему, эффективную систему, но она была эффективна до тех пор, пока кремлядь периодически стреляли как собак. Был страх – работали, бывало, на совесть. Страх исчез – пришли к тотальной коррупции и «перерождению».
 За кремлевских детишек, резвящихся в «Александровском саду» можно даже поболеть – условно, как в компьютерной игре. Но – никого не жалко. Никого.   
 
Секс и перестройка
 СССР-Франция, 1990 год

Сексуально-политическая порнография. Лихие времена всеобщего помешательства и мечты о СКВ. Все что угодно - за валюту. Выставили себя в качестве диких туземцев.
 "У советских собственная гордость"? Не стало гордости - не стало и советскости.
 
Битва за огонь / Борьба за огонь
 США, Канада, Франция, 1981 год

В своем роде отличное пособие по истории первобытного общества. Но потом утомляет. Надо, однако, отдать должное остроумию создателей картины.
 
 
Гинденбург (1975)
 1975 год

Германия предлагала не только экономическую, полититико-идеологическую, но и техническую альтернативу. И проиграла - дирижабли не прижились...
Да и Фридрих Лист уступил Адаму Смиту, несмотря на очевидные достоинства.
 
Триумф воли
 Германия, 1935 год

Ничего хорошего помимо операторской работы. Но и хорошая съемка надоедает, когда фюрер-фюреры, колонны марширен, ошалелые лица и вскинутые руки, бесконечные пауки свастик… Почему это подается как великий фильм и режиссер национал-социалистической пропаганды сейчас почти всюду рекламируется. Должен согласиться с нелюбимой Сьюзен Зонтаг в том, что она писала по поводу «нацисткой красотки».


 
 Византийская принцесса
 Италия-Испания-Великобритания, 2006 год

Пересмотрел заново «Византийскую принцессу». Казалось бы, всего лишь смесь «рыцарской» мелодрамы и исторического боевика. Но что-то в фильме трогает. Юная принцесса и одряхлевшая империя обречены на гибель – и чудо не спасает.
Почему у нас не снимают и не пишут про «второй Рим»? Ведь жизнь и гибель Константинополя – это такая ТЕМА! Это ставит под вопрос преемничество Третьего. Потенциально интерес к Византии велик. Но ему пришлось сосредоточиться на глупом и тенденциозно-охранительном «документальном фильме» «селигерского старца» Чаплина.
 
Исчезнувшая империя
 Россия, 2008 год

Откровенно слабый фильм. Квалификация режиссера все-таки не делает его совсем провальным, но все ожидали большего. На фоне «Курьера», например, «Империя» попросту не смотрится, возможно, из-за необоснованных претензий. Стилизация под 70-е выглядит натужной и чересчур прямолинейной. Как говорится, «не верю». Драма героев только где-то к концу начинает немного увлекать. Но в общем-то бытовая история на крупный символ не тянет, Аналогия СССР с Хорезмом выглядит исторически натужной и художественно неубедительной. Возможно. Вопреки замыслу постановщиков 70-е кажутся такими милыми и спокойными по сравнению с последующим «раздраем». Возможно, Шахназаров и Ко искали не то и снимали не о том, но дух 70-х – самого загадочного десятилетия прошлого века – им передать не удалось, несмотря на весь собранный антураж и поверхностную символику.   
 
Магнитные бури
 Россия, 2003 год
Постсоветская реальность никак не дается создателям фильмов - даже такому мастеру как Вадим Абрашитов. Получается какая-то неадекватная фантазия, хоть и сделанная "по мотивам реальных событий". Про дебилизм большинства сериалов я уж и не говорю. Да, распалась связь времен... Кинематограф в растерянности.

 


Рецензии