Манилов бессмертен

Нынешняя российская действительность никаких надежд не оставляет. Абсолютное вырождение народа в результате двухтысячелетнего отрицательного отбора кошмарнейшей историей; полное, запредельное оскотинивание власти, - привели к смятению в умах мыслящего меньшинства россиян.

То, что нынешний олигархический криминал-фашистский режим это тупик, ясно всем. Но что могло бы заменить его, случись чудо? Вот если бы явилась нам Пресвятая Дева, о чем попросили бы мы ее? Просто сказать: «Хочу чтобы все было хорошо», поставило бы в тупик даже божество, а сформулировать что-то более-менее вразумительное о путях выхода из того анального отверстия, в которое мы сами себя загнали, никто не может.

Вот из очень заграничного источника, украинского. Они нас понимают, похоже, лучше, чем мы сами себя. «Парадокс сегодняшней России: великое множество россиян могут вполне искренне ругать российскую действительность и тут же прославлять Путина. Коррупция, насилие над гражданами, бедность, неустроенность, традиционные дураки и дороги — и тут же «великий Путин». Словно Путин — фигура из некой другой реальности, и к коррупции, бедности и бесправию он не имеет никакого отношения.

В этом и состоит политтехнологическое достижение Путина, которое еще только предстоит объяснить политологам и социологам: он заставил россиян соотносить его не с унылой реальностью, а с той идеальной «великой» Россией, которую он вот уже тринадцатый год все обещает и обещает построить.

Путинский проект России оказался важнее и значимее реальной России. Собственно говоря, в этом и состоит одна из характерных черт тоталитаризма: именно тоталитарные режимы заставляют общество не обращать внимания на реальность, жить светлым будущим и даже не пытаться искать признаки приближения этого будущего в настоящем.
Пусть сейчас все уныло и безрадостно — зато придет прекрасный день, когда вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все коренным образом изменится.

Российский феномен состоит на самом деле лишь в том, что, совсем недавно наступив на одни тоталитарные грабли и крепко получив ими по лбу, россияне тут же с азартом принялись наступать на другие, даже внешне очень и очень похожие. Распространенная мысль из российских интернет-форумов: «России нужен Сталин, только в сегодняшние времена помягче, поцивильнее. Вот таким и является Путин».

Россияне живут в совсем другом измерении. Там, где «уважать» и «бояться» — синонимы. Где люди с детства воспитаны на сказках о волшебной палочке, а понятий «приложить усилия» и «преодолеть препятствия» в фольклоре практически не существует. Где «не подмажешь — не поедешь», а «уметь жить» и «крутиться» — выражения, крайне трудно переводимые на другие языки. Где ловкий жулик вызывает всеобщее восхищение («только чтобы лично меня не обжулил!») и всеобщую же зависть».
(http://rkm.kiev.ua/politika/38462/)

Так ли уж сильно изменился наш менталитет со времен «совка»? Ушел ли в прошлое тип «советского человека», пресловутого «гомосоветикуса»? Немалое, а может быть, и растущее число людей по-прежнему высоко ценят Сталина и были бы не прочь возродить хотя бы некоторые стороны сталинизма ради наведения порядка, борьбы с воровством, коррупцией, моральным разложением и падением нравственности общества.

Широко популярны антизападные настроения, по существу, тесно связанные с отрицанием ценностей «идущей с Запада» демократии, якобы чуждой духу России, у которой «особый путь, соборность и духовность». Все это хорошо известно и описывается в многочисленных публикациях. Вопрос в том, что произойдет, если, как предсказывают многие экономисты, ухудшится экономическая конъюнктура по причине ли падения цен на нефть или вследствие комбинированного воздействия ряда неблагоприятных факторов нашего хозяйственного развития, многие аспекты которого выглядят просто-таки угрожающе удручающими, если иметь в виду хилое промышленное производство, исчерпание ресурсов, износ оборудования, недостаточные инвестиции и т.д.

Нарастают симпатии к национал-социализму. Тот факт, что нацистские и коммунистические движения в Европе ожесточенно боролись друг с другом, вовсе не свидетельствует об их противоположности. Работая в основном на одну и ту же аудиторию, привлекая в свои ряды рабочий класс, они обязаны были столкнуться, поскольку и те и другие в принципе не признавали компромисса, раздела сфер влияния и сосуществования различных политических сил в рамках одного государства, а стремились исключительно к монопольному обладанию властью. Как у Бердяева: «Для  коммунизма  царство  кесаря  становится  царством Божьим, совершенно также, как в германском национал-социализме, но лишь более последовательно и радикально»..

Итак, умами думающих русских снова овладевает фашистская идея улучшения жизни путем насилия. Однако, опровергая ключевые сталинские мифы, история разоблачает несостоятельность и неэффективность тоталитарнй идеи и практики, за которые пришлось расплачиваться десятками миллионов жизней. Да, фашизм во всех его формах несостоятелен, и это легко доказывается не только историей. Чтобы понять, что маниловщина смешна и бесперспективна, не обязательно снова убивать сотню миллионов человек во имя «пламенных идей», достаточно просто пораскинуть мозгами, пока они еще есть.

Человек не так уж и далеко продвинулся в познании мира, как ему порой кажется, и чем больше «поле» его познаний, тем шире граница этого поля с миром непознанного. Как сказал кто-то из великих, «познавая жизнь, я все больше убеждаюсь, что я ничего не знаю».

Только полному невежде кажется, что он знает достаточно, чтобы написать совершенные законы, способные заменить законы мироздания и создать общество всеобщего счастья. Но это иллюзия, являющаяся следствием того, что «поле знаний» у невежды равно нулю, а у такой математической точки, не имеющей размеров, границы тоже равны нулю.

Иными словами, человеческий мозг не может физически быть адекватен природе, поскольку он конечен, а она бесконечна. И никому из нас не судьба написать ту Великую Книгу, по которой можно бы было построить даже не мифическое «коммунистическое будущее», но хотя бы коммуну примитивных муравьев, сколько бы мы ни писали «капиталов», «майн кампфов» и прочих сакральных «талмудов».

Удел человека учиться у природы, а не учить ее как жить. Эпоха романтики, когда Мичурин провозгласил: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!», безвозвратно прошла, обнажив наше полное ничтожество в наивных полоумных амбициях.

Общество, созданное искусственно, по «святой книге вождя», обязательно будет нежизнеспособным и завершится полным пшиком. Общественная организация биологических видов, независимо от того, бактерии это или люди, есть продукт той великой эволюции, которую мы еще и на полпроцента не поняли.

Мы говорим «демократия», и имеем в виду при этом мудрых старцев Древней Эллады, якобы ее создавших. Да ничего подобного, это весьма несовершенное, но, тем не менее, единственно работающее общество есть продукт многовекового естественного отбора. Только эта модель, на авторство которой претендует человек в ослеплении тщеславием, победила в нашем мире. Даже страны с пережитками не только феодализма, как Россия, но и более примитивных общественных формаций, вынуждены практиковать демократическую процедуру. И в клерикал-фашистском Иране, и в коммуно-фашистской Северной Корее проводятся выборы, что является признанием необходимости маскироваться именно под демократию. Но так или иначе – демократия как свободное волеизъявление всех членов общества, это всё, что мы имеем. Остальное – маниловщина.

Вот сейчас набрал в поисковике «коммунизм утопия», и получил сотни статей с названием «Коммунизм не утопия». Да полноте, господа, как же не утопия, когда он отменяет конкурентную борьбу за место под солнцем – главную движущую силу развития и самого существования биологических видов? Да даже если бы случилось чудо, и такое общество было бы провозглашено, и имело бы для этого все ресурсы, оно не просуществовало бы и года. Нынешняя гангрена в России – ничто в сравнении с тем, что мы получили бы тогда.

О национал-социализме и сталинско-ленинском псевдосоциализме я и не говорю: истребление людей по национальному или какому угодно иному признаку во имя идеи, сколь бы ни прекрасна она была, - это материал для психиатра.

Но… Манилов бессмертен, и всегда нет-нет да и возникает соблазн «поставить яйцо на попа» по-колумбовски: слегка расплющив его. Но простых решений у сложных задач не бывает. Простые, «волевые» искореживания не нравящейся нам действительности всегда кончаются конфузом. И если сейчас вновь увлечемся тоталитаризмом, конец у нашей истории будет особенно печальным. Ведь кончается нефть, и потеря еще 70 лет будет означать исчезновение России и ее титульного народа.

Закончу словами (http://cu-4.narod.ru/index.files/Politology/Totalitarizm.htm) . Автор, к сожалению, не указан:
«В вопросе о том, есть ли у тоталитаризма будущее, мнения сегодня расходятся. Некоторые либеральные мыслители (Ф. фон Хайек, Ф.Фукуяма) исходят из того, что после крушения германского фашизма и советского коммунизма и избавления человечества от «опасных иллюзий» в масштабах всего мира неизбежно восторжествует потребительский тип общества западного типа, что устранит возможность возникновения тоталитаризма.

Если некоторые из приверженцев формирующегося на наших глазах информационного общества (О.Тоффлер) считают, что в его рамках тоталитаризм невозможен, так как будут существовать полная свобода распространения информации (по типу нынешней системы «Интернет»), рассредоточение власти и управления производством, то его критики (Т.Адорно, М.Хоркхаймер) полагают, что именно в нем возникают огромные возможности для пропагандистского манипулировали и контроля за гражданами при опоре на новейшие достижения науки и техники. Кто из спорящих окажется прав - может показать только будущее.
 
Само по себе существование левой идеологии является частью отражения объективного хода истории. Как в своё время существование алхимии, шаманизма и прочих верований в возможность скачкообразного улучшения мира.

Развитие реальной демократии, как власти народа, а не политической элиты; доступность качественного образования, как основы массового понимания объективного хода истории смогут превратить левую идеологию в явление уже прошедшей истории, а вместе с ней и тоталитаризм».  Так что выбор за вами, дамы и господа.

Валентин Спицин.


Рецензии