Уроки валеологии профессора Лившица

     Мы не всегда верим тому, что нам другие люди говорят, да ведь? Ну, вот хорошо имярек говорит, а печёнкой чувствуешь: врёт, стервец! Ну, кто-то не печёнкой, а кожей чувствует, другие – сердцем или ещё каким другим органом. А вообще, мы не одним органом (глазами, ушами) мир воспринимаем, а – всем организмом. А у меня бывает, что ухо закладывает, когда фальшь у говорящего случается. С другой стороны, мир целостный и воспринимать его положено целостно: информации больше получаешь, да и ощущений к тому же. Как-то у меня нюх пропал: что-то сильно мир обеднел из-за этого. Видимо, обоняние в сочетании с другими органами чувств воспринимают такие вещи, которые в отдельности они воспринять не могут. И вот с этим восприятием иногда интересные вещи происходят: иной раз с кем-либо разговариваю – на рвоту тянет, а бывает – как из ямы выгребной пахнёт, хотя человек чист, опрятен и парфюмом опрыскан с ног до головы. Не бывало? – тренируйтесь. У нас у всех есть предпосылки к целостному чувствованию, только у одних они развились в процессе жизни проживания, а у других – нет, заглохли где-то, задохнулись от невнимания к ним.
     Служили мы в Советской ещё армии во времена Брежнева, председателем КГБ тогда был Андропов, Генеральным секретарём ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР – Брежнев, а министром обороны – Устинов. И, как и положено в тогдашней армии, были у нас политзанятия. Я до армии, когда слышал анекдоты об этом учреждении дополнительного образования, думал, что это чистой воды выдумка. Не-а.
    –  Болотов! – это фамилия бойца, а называет её офицер, ведущий занятие.
    –  Я! – названный Болотовым встаёт: положено так в армии.
    – Кто у нас является министром обороны? – задаёт вопрос ничего не подозревающий капитан.
     А у Вовы Болотова ни один мускул даже не дрогнул, который бы своим сокращением-дёрганием показал: думает человек. И сигнала отказа от вопроса не последовало: пожимание плечами, например. Нет – стоит и всё. И тогда кто-то шепнул: «Андропов».
   – Андропов, – говорит Вовец.
   – Хм, – сказал офицер, удивлённый, может даже и не ответом, а своей ошибкой в предположении, что он задаёт воинам-спортсменам очень лёгкий вопрос. – А Председатель Президиума Верховного Совета у нас кто? – видимо, решил, как он думал,  облегчить жизнь Вове.
       Последовало некоторое молчание, которое прервалось после того, как кто-то шепнул: «Андропов».
     –  Андропов, – ответил Вова.
     Тут, видимо, офицеру стало уже интересно. И он задаёт ещё вопрос:
     –  А Генеральный секретарь ЦК КПСС у нас кто?
     –  Андропов, – шепчут со всех сторон солдаты.
     –  Андропов, – отвечает Вова.
     – А кто…  – начал капитан следующий вопрос.
     – Андропов! – смехом взвыли солдаты. А Вовец даже и не обиделся: тупость у него такая – непробивная.
     И вот с этой непробивной особенностью своего организма он добрался до госэкзамена у нас на заочном отделении. А я был уже остепенённым преподавателем и входил в состав комиссии. А Вовец к этому времени превратился в настоящего Вована: пальцы веером, при пейджере: крут. Об этом-то я по-свойски, похлопав его, как однополчанина, по плечу и имел неосторожность ему сообщить, за что презрительно был брошен в кучу к нищим оборванцам и смешан с ними самыми последними и вонючими словами. О-па! Не ожидал.
     А рядом оказался Олег Давидович Лившиц – профессор института повышения квалификации, председатель нашей аттестационной комиссии. И, как мне показалось, даже и не смотрел в нашу сторону.
     Не ожидал, честно. И первая реакция: дать этому тУпику по голове. «Может, на экзамене срезать», – мысль мелькнула. Но, блин, служили вместе, пуд соли съели на погрузке-разгрузке поташа, цемента и заготовке банных веников. «Не буду, – решил, – но проучить бы… но как?».
     Когда мы заканчивали институт, Лившиц только начинал работать, и мы даже успели познакомиться с ним на занятиях по физиологии. Незаметно он защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую и перешёл работать в институт повышения квалификации, в котором стал заведовать кафедрой валеологии. Как председатель комиссии, был он человек понимающий, на многое закрывал глаза в пользу студентов, никого не валил, а даже наоборот: помогал сдающим выбираться из ситуаций, в которые они сами себя, по дурости своей, загоняли.
     И вот садится Вован отвечать свой билет и начинает гладко читать по написанному.
    – Можно, я посмотрю, – мило спрашивает председатель и протягивает руку к Вовановым записям. Тот передаёт листы Олегу Давидовичу и замолкает. Олег Давидович читает (или делает вид, что читает?). А Вован молчит.
   – Говорите-говорите, – подбадривает председатель студента и смотрит в его листы. А тот всё равно молчит.
   –  Это Вы писали?
   –  Я, – заговорил Вован, но продолжения не последовало.
   –  Вот и рассказывайте, что написали, – предлагает Олег Давидович.
   –  Я не могу, – заявляет спускающийся на глазах Вован.
   –  Почему?
   – Я болею, – Вован вмиг оказался маленьким Вовиком: жалким и беззащитным.
   – Чтобы не получить «неудовлетворительно» за экзамен, Вам нужно взять справку о Вашей болезни и тогда – на следующий год – Вам будет предоставлена  возможность пересдать экзамен, – сделал заключение Олег Давидович. – До свидания.
     И ни взглядом, ни словом мы с ним за весь экзамен не обменялись, но я чувствовал, что он чувствует мою обиду и понимает,  что мстить я не буду. И тогда он взял эту неприятную, но необходимую миссию на себя. При расставании я просто сильнее обычного пожал ему руку, а он – мне. Красиво у него получилось!
     Потом я стал работать в институте повышения квалификации, и мы стали частенько пересекаться в коридорах этого богоугодного заведения, но контакты были мимолётны: «Здрасьти-здрасьти-как-дела». Да слухи гуляли по тем же коридорам о чудачествах Олега Давидовича: мнение его часто расходилось с мнением начальства, то есть было основано на здравомыслии и благоразумии. В целях какой-то загадочной экономии, курсы часто устраивались по месту работы учителей, и преподавателям приходилось много ездить по области, вычитывая (экономия!) в день по 8 часов лекций. Это в день, а ездили и не на один. Как-то я работал («стоял у барьера» – местный жаргон) шесть дней подряд. К концу шестого у меня случились спазмы голосовых связок. Представляете судорогу в мышце: она сократилась, а расслабиться не может? Вот так и тут, только со связками: ощущение комка в горле, который звук выдавить не даёт. А преподаватели Олега Давыдовича всегда ездили вдвоём: полдня один читает, полдня другой. Вот с этим чудаком судьба не только свела нас вместе в командировке (этот раз он почему-то был один), а и поселила в одной комнате какого-то общежития. Заселившись, я тут же начал собираться на выход.
   – Ты куда? – удивился Олег Давидович.
   – Друзей здесь много, повидаться хочу.
   – После дороги надо перекусить, – сказал Лившиц. Не просил, не приказывал, просто сказал «надо перекусить», и у меня даже и мысли не возникло сопротивляться (что – я бы у друзей не перекусил бы, да?). Разложил привезённые с собой продукты, выставил бутылку шампанского.
   – Что за ужин без шампанского, – не вопросительно, не утвердительно высказался Олег Давидович, но вдруг – как открытие – пришло понимание, что ужин без шампанского – это какой-то дурацкий ужин. – Без шампанского, Саша,  это просто поглощение пищи получается, – продолжал Лившиц. – Вслушайся!
     Я сощурил глаза, вывернул голову вперёд-набок: прислушался.
     – «Ууужин», – произнёс Олег Давидович и, помолчав: – «поглощение пищи». Есть разница?
     – Да огромнейшая, Олег Давидович! Ужинать с радостью хочется, а пищу поглощать… как-то физиологично звучит. А «Ууужин» в Вашем исполнении – даже ещё и поэтично.
     – Да надоедает сплошная физиология, вот на поэзию и тянет. А потом, лекции ведь чем-то разбавлять надо. Особенно перед филологами что-нибудь процитируешь – и сразу становишься своим парнем. Ну:
          Что же сухо в чаше дно?
          Наливай мне, мальчик резвый,
          Только пьяное вино
          Раствори водою трезвой.
          Мы не скифы, не люблю,
          Други, пьянствовать бесчинно:
          Нет, за чашей я пою
          Иль беседую невинно.
     «Наливай мне,  мальчик резвый» я принял на свой счёт и разлил шампанское по стаканам.
     – Понимаешь, мальчик резвый…  Кстати, ты за сколько «сотню» бежал? – и, не дождавшись ответа, продолжал: – Поэты, они что-то такое чувствуют; бывает, что и предугадывают. Вот послушай:
          Бог весёлый винограда
          Позволяет нам три чаши
          Выпивать в пиру вечернем.
          Первую во имя граций,
          Обнажённых и стыдливых,
          Посвящается вторая
          Краснощёкому здоровью,
          Третья дружбе многолетной.
          Мудрый после третьей чаши
          Все венки с главы слагает
          И творит уж возлиянья
          Благодатному Морфею.
       – Ну? Это же сплошная валеология! А Пушкин, думаешь, такое слово знал? Он даже слова такого не знал, – сам себе ответил Олег Давидович. – Да я бы этот стих краеугольным камнем валеологии положил, а Пушкина бы назначил основателем науки валеологии. А про лень сколько у него написано! Кстати, ты во сколько завтра занятия начинаешь?
   –  В девять.
   –  А заканчиваешь?
   –  Как положено: в 16.30.
   – Саша, основной принцип валеологии гласит: работу надо начинать позднее, а заканчивать – раньше. А потом: кем положено?
   – Организаторами курсов.
   – У тебя часы на экзамены запланированы?
   – Нет.
   – И у меня нет. А кто-то их принимает! Кто? Ректор, проректоры. Часик-два попринимали – восемь записали. Есть разница: два часа слушать или восемь у барьера стоять? А деньги одни и те же. Справедливость, Саша, великий движитель в работе. А справедливо – я, доктор наук, получаю меньше нашей мусорщицы? Справедливость надо восстанавливать, иначе свихнуться можно. Мне нужно ощущать себя достойным человеком. Вот нужно, и всё. Поэтому я сам себе и повышаю зарплату уменьшением рабочих часов. Так что следующий раз организаторам так и заявляй: «Работаю с десяти часов. Заканчиваю в три! С перерывом на обед». Начинай прямо с завтрашнего дня. Начинай с девяти, коли договорились уже, – а уж в три часа! встречаемся здесь.
   – Рекламации могут быть от организаторов, – засомневался я.
   – Тебя это волнует?
   – Вообще-то да.
   – На меня ещё ни одной не было, им же главное – мероприятие провести. Да и понимают они всё. И не надо волноваться, для здоровья это не полезно; пусть враги наши волнуются: трепать себе нервы – это прерогатива дураков. Или ты себя к ним относишь? Пусть у них нервы горят, а мы их спокойствием и невозмутимостью задушим.
   – И осознанием чувства справедливости?
   – Правильно понимаешь.
     И мозги мои, метающиеся между долгом и справедливостью, сигналами от печёнок-селезёнок, от мышц, освободившихся от зажимов, и разлившимся теплом в области верхней части груди, постепенно пришли в состояние умиротворения и полного доверия к тому, что мне говорит этот человек. Я откинулся на кровать, закрыл глаза и открыл их только утром, чтобы осмотреть себя, лежащего в кровати одетым и обутым, но с чувством собственного достоинства.
     В тот день я решил обойти моего наставника и уже в два часа подходил к месту нашего пребывания. Но из окна нашей комнаты махал руками, приветствуя способного ученика, непревзойдённый учитель.

                Основные принципы здорового образа жизни.
                (по О.Д. Лившицу)

          Пускай волнуются враги,
          Свои подтачивая нервы.
          А мы с тобой не дураки
          И на отбой, как пух, легки.
          Морфей – наш друг по жизни первый.

          Ждём встречу с ним уже с утра.
          Работе нас не искурочить,
          И у накрытого стола
          Решаем с криками «Ура!»,
          Начав попозже, раньше кончить.

          Нам безмятежность дорога,
          Она предвестница здоровья.
          Позволим мять себе бока
          Постели… ну и всё, пока,
          Она лишь стоит славословья.

          Кровать, софа, диван, тахта –
          Её изменчивые лики,
          Их пресвятая простота
          Нас полонила навсегда,
          И прославлять её вериги –

          Подушку, простынь, одеяло –
          С тобою время нам настало,
          Но не у гласного барьера,
          А силой личного примера.

     Пути наши в дальнейшем разошлись, и я не знаю причин ухода Олега Давидовича из института, но государство Израиль на одного умного человека стало богаче.


Рецензии
Вы посетили мою страничку и, примерно, поняли, что меня интересует. Чтобы ответить на этот вопрос «Что мы собой представляем?», пришлось создавать «Науку о Человеке», которая позволила бы дать ответ – «что делать!».

В вашей статье, которая мне понравилась, Вы сформулировали один из возможных ответов на этот вопрос, «что делать?».

«С другой стороны, мир целостный и воспринимать его положено целостно:
информации больше получаешь, да и ощущений к тому же. Мы не одним органом (глазами, ушами) мир воспринимаем, а – всем организмом.
У нас у всех есть предпосылки к целостному чувствованию, только у одних они развились в процессе жизни проживания, а у других – нет, заглохли где-то, задохнулись от невнимания к ним».

Чтобы что-то научиться делать, надо правильно понимать такие простые (непростые) истины.

Спасибо за ваши мысли.

Владимир Плетнёв   29.11.2014 09:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.