По ребятишкам из пулемёта...

ХРЫПОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Родилась в мае 1933 года в городе Торжке. Родители -- Клюшин Николай Павлович и Вера Николаевна работали на кожевенном заводе. У Веры были две сестры старше ее и одна младше.

В 1939 году началась война с Финляндией. Отца призвали в армию, в кавалерию. Отец погиб в первых боях. Друг отца написал, как во время атаки эскадрона, отец был сражен вражеской пулей и упал с коня. Все заботы о семье легли на плечи матери.

День начала войны память ребенка сохранила слабо, а события ночи первой бомбежки и сейчас пожилая женщина видит как наяву. Заново переживает те страшные минуты и часы.

Тогда они всей семьей выскочили из дома и по улице Бакунина добежали до оврага. Над городом тяжело плыл зловещий гул многих больших самолетов. Гремели разрывы бомб. Ночное небо полыхало в сполохах взрывов и отблесках больших пожаров.

Они схоронились на дне оврага. Прятались там до утра. Вздрагивали от каждого нового взрыва, теснее прижимались друг к другу. На рассвете бомбежка закончилась. Люди потянулись к своим домам. Тревожно вглядывались в ряды строений. Уцелело ли...

Подходя ближе и окинув тревожным взглядом углы и крышу облегченно вздыхали. Пронесло. Да не все... Дома мирных жителей города, которые стояли вблизи заводов и фабрик были разрушены и сожжены разрывами фугасов и зажигательных бомб.

 В эту ночь Торжок потерял сотни человек убитыми и искалеченными. Тысячи людей лишились крыши над головой. Большой урон был нанесен промышленным объектам города Вышел из строя железнодорожный узел.

Вражеские самолеты бомбили город несколько дней и ночей. Разрушали корпуса цехов на заводах и фабриках.  Рушили и жгли дома мирных жителей. Дым пожаров заволакивал улицы города. Окутывал округу тяжелым смогом горелого воздуха. Забивал дыхание Душил.

Спасаясь от бомбежек, люди уходили в соседние деревни. Однажды мама завязала в узелок продукты и они вместе с толпой беженцев покинули пригород Торжка.

Едва они миновали небольшую рощицу, как налетел вражеский самолет. Женщины и дети кинулись к придорожным кустам. Упиваясь безнаказанностью, фашист устремился к ним. Нажал гашетку пулемета. Не достигнув кустов, сиротинки бросились на землю.

Сжались в беззащитные живые комочки.  Всхлипывали. Вскрикивали под прицелом пулеметов: " Ой, мамочка! Убьет... " Веер вражеских пуль прошил придорожную бровку рядом с их головами...

Наконец охота на людей иродам наскучила, вражьи самолеты скрылись за лесом. Вереницы людей снова потянулись по большаку. Едва перешли железную дорогу, снова появился вражеский самолет. Он тоже спикировал на распростертые тела детей , но не сделал ни одного выстрела. Скрылся в сторону села Грузины.

Миновав поворот дороги, путники увидели на земле три распростертых тела. Мать и двое детей лежали на обочине проселка. Васильковые глазенки маленькой девочки не мигая смотрели в синее небо... последним удивленным взглядом...

До города Омска семья Клюшиных добиралась больше месяца. Железнодорожные перегоны были все время заняты воинскими эшелонами. В Калининской области состав с эвакуированными пассажирами попал под бомбежку. Они опять чудом остались живы. Половину ночи брели до ближайшей станции.

В Сибири семья Клюшиных прожила до 1949 года. Мама и сестры работали на кожевенном заводе. Юля с сестренкой училась в школе. Довелось хлебнуть и холода и голода. Порой не в чем было идти на уроки.

Вернувшись в Торжок, Юля пошла учиться в Педучилище и в 1954 году закончила его. На каникулах работала воспитателем в пионерском лагере в Пузаково.
Однажды в Доме культуры Юлю пригласил на танго симпатичный лейтенант Виктор Хрыпов. Познакомились. Подружились.

Четыре старших брата Виктора: Василий, Борис, Владимир и Сергей -- воевали с немецкими захватчиками и все пали смертью храбрых. Виктор стал военным в 1945 году.
В то лето Лейтенант Хрыпов приехал в отпуск к родителям в Торжок из Вены. Там размещалась его воинская часть.

Они поженились и осенью Юлия Хрыпова, оформив визу, приехала к мужу в Австрию.
Столица европейского государства ошеломила истерзанную лишениями молодую женщину изобилием товаров и продуктов. Ошеломила, но не ослепила.

 Ухоженность и достаток, теснота и суета чужого горда скоро наскучили, а душа затосковала по вольным и родным русским просторам. По зеленым лужайкам, звонким от птичьих трелей рощицам и перелескам, Веселым ручейкам и речушкам.

До 1963 года кочевали они с мужем по воинским городкам и гарнизонам: Карнайбург, Закарпатье, Шепетовка.
Появились в их семье два сына. Сейчас это два взрослых мужчины. Оба пошли по стопам отца. Стали офицерами. Обзавелись семьями.

Старший сын Сергей служил на севере. Там, на берегах Ледовитого океана, через много лет после войны,  довелось ему отыскать могилу старшего брата отца -- Хрыпова Василия Михайловича. От всей семьи капитан - подводник возложил сыновний поклон на могилу дяди, капитана - летчика морской авиации. Сейчас в тех местах проходят службу два офицера - подводника, дети Сергея.

В 1963 году муж Веры Николаевны, Виктор Михайлович, Вышел в отставку. Семья поселилась в городе Торжке. На заводе Полиграфкрасок супруги Хрыповы трудились до выхода на гражданскую пенсию.

 Юлия Николаевна прошла путь от краскотера до начальника цеха. Имеет множество поощрений от руководства завода. А портрет ее украшал Доску почета города. Она награждена почетным знаком :" Отличник печати". Имеет несколько правительственных наград.

Но и на заслуженном отдыхе она не замыкается в своем углу. По поручению ветеранов города Работала в подростковом клубе :"Импульс", прививая ребятам патриотические чувства, какими богато ее поколение.
Поколение детей Великой Отечественной войны.


Рецензии
Спасибо вам за это произведение и за то, что несете эти воспоминания очевидцев в жизнь.
Есть желающие преписать историю. Например есть такой деятель, оппозиционер Путина -Илларионов, который считает , что Красная Армия осуществляла сознательный геноцид мирного населения на освобождённых территориях, творя более страшные преступления, чем это делали немецкие айнзатц-команды в годы Второй Мировой.
А раз так, то Россия, как правопреемница СССР, обязана покаяться перед Германией, страной, развязавшей агрессию, и первым шагом к такому покаянию должно стать приглашение офицера Вермахта или бывшего солдата СС, чтобы тот в Государственной Думе - в присутствии депутатов, министров и Президента - рассказал бы нам о том, какой нехороший был Советский Союз и как пострадали от него бедные немцы.
Вы скажете: Илларионов - сумасшедший. И вы ошибётесь.
Илларионов - уважаемый в определенных кругах человек, его с удовольствием публикуют на сайте "Эхо Москвы" (у главреда ЭМ Венедиктова ничего не шевельнулось, когда ЭТО появилось на его ресурсе), он - один из ведущих деятелей отечественного «протеста».

Марина Ван   31.01.2014 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Марина.
У политиков подобного окраса не вредно спросить:"Ты скажи ка гадина, сколько тебе дадено..."
А кто их ласкает, похожи на клещей которые сосут собаку и обижаются, что от нее воняет псиной.
С уважением,

Александр Васильевич Стародубцев   31.01.2014 22:57   Заявить о нарушении