Что держит в руках фараон 3. Знаки неолита

   Теперь,  когда  мы  познакомились  с  половиной  круга,  можно  в  темпе  определять  знаки,  о  которые  разбивается  ученая  фантазия,  не  зная  под  какой  предмет  их   приспособить.  Сейчас  надо  вспомнить  два  вида  симметрии.  Через  0 градусов  проходят  две  оси – условно  горизонтальная  и  вертикальная.  Относительно  их  возможно  два  положения  минус круга,  два  вида  симметрии  адресов.
1. Симметрия  относительно  оси,  делящей  круг  пополам.  Дает  двойной  вложенный  круг.  Минус круг  вложен  в  плюс круг.
2. Симметрия  относительно  оси,  касательной  к  нулю.  Дает  развернутый  двойной  круг  в  виде  восьмерки,  где  один  круг  является  плюс кругом,  а  другой – минус кругом.

   Перед  нами (1) исходная  половина  круга  с  двумя  готовыми  чудесными  точками – нулем  и  культовой  точкой  неолита,  180°.
Мы  уже взяли  точку А, 60°,  и  определили,  что  аспект  нуля  к  точке А  даст  адрес  этого  аспекта  -60°, Точку -А.  Просто  соединим  эти  точки  линией.  А  на  оси  0°-180°  отметим  часть,  которая  соответствует  проекции  углов +-60°  на  нее.  Мы  получили  букву “Т”  с  двумя  плечами – плюс и минус.  Это  и  есть  Т-знак,  который  говорит  нам  об  образовании  двойного  вложенного  круга,  о  первом  виде  симметрии. 
   Возникли  условия  для  значимой  симметрии.  Когда  появится  верхняя  половина  круга,  то  там,  где  находится  точка -А  должна  быть  и  точка А1,  а  напротив  соответственно  будет  точка минус А1.  Появился  двойной  вложенный  круг.  Посох  митрополита  (3) отражает  эту  схему  когда  мы  повернем  его  к  нулю,  указывая,  что  дуга  отображает  роль  перекладины А и -А  по  обе  стороны  нуля. 
   Когда  мы  получаем  +-перекладину,  то  возникает  естественное  желание  как-то  выделить  плюс.  И  в  реальности  так  и  было.  Египетский  скипетр  уас (4) состоит  из  вертикальной  части,  раздваивающейся  на  нижнем  конце,  и  увенчанной  поперечной  наклонной  секцией,  часто  в  форме  головы  животного.  Детальная  зооморфная  проработка  есть  только  у  “головы”  скипетра,  напоминающей  голову  животного  Сета.  Изначально  Сет  изображался  в  виде  животного  с  загнутой  вниз  мордой  и  высокими  прямоугольными  ушами. 
   Перед  нами  отчетливый  Т-знак  с  узнаваемой  осью  симметрии,  а  именно  склоненная  голова  Т-симметрии  определяет  ее  плюс плечо.  Мы  видим  на  фрагменте  золотой  подвески  из  гробницы  Тутанхамона,  как  знаки  склоняются  перед  фараоном (5).  Рядом  со  скипетром  уас  склоненный  анкх.  Уас  просто  повернут  склоненной  головой  к  фараону.  То,  что  определяют,  как  раздвоение  внизу  уас,  является  изображением  разомкнутого  круга.  Для  знаков  это  редкость,  и  надо  понимать,  что  речь  идет  о  большой  власти.   Разомкнутый  круг  говорит  о  власти  над  кругом.  Смысл  знака  уас – сила,  власть.  С  древних  времен  скипетр  уас  находился  в  руках  у  богов  и  царей.  Популярным  мотивом  во  все времена  было  изображение  двух  скипетров  уас,  которые  обрамляли  картину  или  надпись  и  головами  поддерживали  идеограмму  “небо”.  Часто  уас  комбинируется  со  знаками  анх  и  джед.
   
К  Т-знаку  относятся  Т-колонны  Гёбекли-тепе,  кольцо  сарсенов  Стоунхенджа,  Таулы,  Тау-крест,  Т-образный  молот,  Лабарум.
Надо  обратить  внимание,  что  внутри  каждого  круга  Гёбекли-Тепе  посередине  отдельно  стоят  две  Т-колонны  фасом  друг  к  другу.  Они  должны  обозначать  направляющую  ось  симметрии. 
Круг  сарсенов  Стоунхенджа  выложен  не  П-образными  трилитами,  как  ошибочно  считается,  а  Т-образными,  где  вертикальный  мегалит  является  направляющей  осью  симметрии,  а  два  горизонтальных  блока  составляют  перекладину.  Стык  блоков  отмечает  ноль  градусов. 
Таулы – памятники  культуры  талайотов,  существовавшей  в  период  1000-300 гг. до н.э.  Таула, букв. “стол” – тип  T-образного  мегалита,  характерного для  о. Менорка  в  составе  Балеарских  островов.  Таулы  могут  достигать  по  высоте  3,7 метров  и  состоять  из  вертикального  столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с  горизонтальным  камнем,  расположенным  сверху.  U-образная  стена  обычно  примыкает к  сооружению.
   Наиболее  известные  таулы: Торре-Тренкада, Талати-де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д’эн Салорд.  Горизонтальный  блок  может  быть  один  или  же  два,  примыкающих  друг  к  другу  на  вершине  колонны-оси,  где  по  краям  их  поддерживают  ряды  камней – прекрасно  подчеркнутый  Т-знак.

Т-образный  МОЛОТ  (6) имеет  схожий  вид  с  лабрисом – двусторонней  секирой.  Этрусский  демон  смерти  Хару (Харун)  больше,  чем  родственный  ему  греческий  перевозчик  душ  умерших  Харон  сохранил  черты  самостоятельного  божества.  На  более  ранних  памятниках  Хару – зловещий  и  молчаливый  свидетель  смертных  мук,  затем  вестник  смерти  и,  наконец,  под  влиянием  греческой  мифологии – проводник  душ  в  подземном  царстве,  узурпировавший  эту  роль  у  Турмса (греческого Гермеса).  Этруски  изображали  Хару  на  своих  фресках  как  грозного  крылатого  демона  смерти  с  вплетенными  в  волосы  змеями  и  молотом  в  руке,  который  не  перевозит  души  на  челне,  а  добивает  своим  молотом  умирающего  и  тащит  его  в  подземный  мир.  Молот  был  атрибутом  бога  земли.  На  молоте  Хару  изображение,  которое  можно  определить  как  лежащую  “восьмерку”. 
Перед  нами  знак  сочетанной  симметрии – Т -знак - двойной  вложенный  круг  и  двойной  развернутый  восьмеркой  круг.
   Тор,  в  германо-скандинавской  мифологии  бог  грома,  бурь  и  плодородия.  В  волшебное  снаряжение  Тора  входили: молот, железные  рукавицы,  без  которых  нельзя  было  удержать  рукоять  раскаленного  докрасна  орудия,  и  пояс,  удваивающий  силу.  Название  боевого  молота  бога,  Мьёлльнир,  могло  некогда  означать  слово “молния”.  Т-образный  молот  Мьёлльнир,  выкованный  для  бога  братьями-карликами – цвергами,  символ  созидательных  и  разрушительных  сил,  источник  плодородия  и  удачи,  всегда  попадал  в  цель.  С  раскаленным  молотом  и  поясом  силы (Мегин-гьорд) Тор  был  практически  непобедим.  Боевой  молот  Тора  служил  богам  защитой  от  великанов  и  обладал  многими  волшебными  свойствами: влиял  на  плодородие  и  смерть,  мог  возвращать  к  жизни  животных,  благословлял  браки.  Все  мифы  с  участием  Тора  свидетельствуют  о неограниченных  разрушительных  возможностях  его  молота.  Молот – Т-знак – отсюда  все  его  качества.

ЛАБАРУМ (7) был  эмблемой  Этрурии  за  века  до  Константина  и  христианской  эры.  Затем  священный  знак  Христа,  впервые  появившийся  на  боевых  знаменах  Константина Великого  после  312 г. до н.э.  Лабарум  вначале  было  знамя,  которое  несли  впереди  древнеримских  императоров,  с  изображением  орла  на  нем  как  знака  верховной  власти.  Это  была  длинная  пика  с  пересекающей  ее  под  прямыми  углами  материей.  Константин  заменил  орла  монограммой.
Это  Т-знак,  но  сходный  с  двойной  секирой,  а  потому  также  является  знаком  сочетанной  симметрии. 

Тау-крест  получил  название  по  имени  греческой  буквы  “тау”  или  “Т”,  которая,  ведет  происхождение  от  финикийской  “тав”  X-образной  формы.  Будучи  последней,  двадцать  второй  буквой  еврейского  письма,  в  библейские  времена  стал  означать  конец  света,  а  также  служил  знаком  Каина. 
Тау-крест  наносился  на  дверные  косяки (знак обхода) в  ночь  первой  еврейской  Пасхи  в  Египте,  чтобы  защитить  свои  дома от  Ангела Смерти  (10-я египетская казнь).
   Ряд  искателей  возражают  против  названия  Тау  крестом.  Мол,  крест  имеет  четыре  конца.  Это  от  непонимания  сути  знаков.  Тау  означает  особое  положение  Т-знака  в  90°  и  270°.  Там,  где  находятся  бог земли  и  преисподней  и  Великая богиня  соответственно.
Тау  для  90  остается  Т-крестом,  казнь  на  котором  была  отголоском  жертвоприношения  богу  земли.  Тау-крест  и  был  крестом  распятия  в  Римской империи.  На  нем  был  распят  Иисус Христос.  Это  место  Бога.
   Но  сейчас  я  обращаю  внимание  на  важное  обстоятельство.  Это  поможет  нам  понять,  что  такое  крест,  столб джед  и  в  чем  механизм  действия  оппозиции.  В  270°  два  Т-знака  сходятся (2),  и  они  автоматически  становятся  классическим  крестом. 
Т-знаки  становятся  симметричными.  10-й Знак,  вершина  круга,  место  Великой богини,  а  десятку  и  называли  “круглым”  числом.  22-й декан  второго  круга  совпадает  с  10-м Знаком.  Отсюда  название  22-й  буквы  еврейского  алфавита.  Отсюда  и  название  финикийской  “тав”.  Крест  сам  по  себе  рождает  круг,  выстраивает  его  каркас,  но  косой  крест  особо  подчеркивает  символ  рождения.  В  эпоху  неолита  косой  крест,  будучи  эмблемой  богини,  считался  женским  знаком (рожающая богиня – 2-я часть).  Он  обозначался  на  столбе  жилища  в  широком  ареале раннеземледельческих  культур – в  Юго-Восточной  Европе  и  Передней Азии,  а  также  на  Кавказе.  10-й Знак – вершина  круга,  Римская X  это  косой  крест.
  Так  вот,  когда  два  Т-знака  становятся  симметричными,  то  это  не  просто  их  красивое  положение,  а  качественно  иное  состояние.  Вот  теперь  настала  очередь  второй  чудесной  точки  круга,  к  которой  я  обещал  вернуться  в  части 2,  к  180°.  В  "Доказательство знаков Зодиака. Итоги"  мы  могли  убедиться,  что  луч  движется  прямолинейно  не  в  силу  экономии  времени,  а  потому,  что  движение  под  углом  180°  является  наиболее  выгодным.  Это  означает,  что  напротив  любой  Точки1  находится  самая  выгодная  для  нее  Точка 2.  Но,  что  это  за  точка?  Оказывается,  что  Точка 2  является  адресом  аспекта  Точки1  к  180°.  Вспоминаем,  что  +-Адрес  Точка1  получает  в  результате  двустороннего  аспекта  с  нулем.  После  получения  адреса  Точка1  может  составлять  аспекты  к  любой  точке  круга,  но  на  адресах  этих  аспектов  ее  функция  значимо  не  проявится.  Иное  дело  180° – это  вторая  по  силе  точка  круга  после  нуля  и  аспект  с  ней  является  значимым.  Таким  образом,  напротив  любой  точки  круга  находится  или  проявляется  функция  этой  точки. 
   Итак,  аспект  Точки1  к  180°  дает  Точку 2,  которая  является  ее  противоадресом.  Аспект  180°  к  Точке1  дает  точку,  которая  является  ее  минус противоадресом.  На  круге  возникает  новая  ситуация.  Если  +-Адрес  давал  подобие  верха  и  низа,  то  совместно  с  противоадресами  получается  подобие  право-лево.  Причем  все  равно  вверху  или  внизу.  Зрительно  кажется,  что  за  право-лево  симметрию  отвечает  вертикальная  срединная  ось.  Но  в  действительности  она  лишь  отмечает  ее,  а  рождает  эту  симметрию  горизонтальная  адресообразующая  ось. 
   А  теперь  представим  субъект  круга – бог  земли  в  90°,  как  Точку1.  Тогда  -Точка1  займет  место  в  270°.  Это  первый  Т-знак.  Великая  богиня  в  270°,  как  Точка 2  в  соединении  с  -Точкой1.  Тогда  -Точка 2  будет  в  соединении  с  Точкой1.  Второй  Т-знак.  Это  уже  знакомая  ситуация.  Но  именно  здесь  на  вертикальной  оси  произойдет  также  соединение  и  оппозиция  противоадресов.  И  на  этой  оси  уже  находятся  четыре  Т-знака.  Такое  же  событие  происходит  и  на  горизонтальной  оси.  Разница  только  в  порядке  соединения. 

   Каждая  точка  круга  имеет  три  подобные  себе  точки.  А  всего  их  четыре – два  +-адреса  и  два  +-противоадреса.  Когда  мы  смотрим  на  планету,  то  первым  делом  смотрим  зеркально  на  -адрес,  а  затем  через  180°  к  ним  и  проверяем  обстановку.  И  Карта  начинает  оживать. 

   Представление  о  двоичном  божестве  или  о  божествах-антиподах  проходит  через  все  древние  эпохи  человеческой  культуры: свидетельства  этого  дают  палеолит,  мезолит,  неолит,  эпоха  бронзы.  Такие  факты  широко  известны.  Но  в  чем  первоисточник  этой  двоичности,  ученым  не  ясно.  Обычные  рассуждения  с  псевдофилософской  жвачкой  о  двух  половинах  года  и  т.д.  Но  неолитические  материалы  предоставляют  данные  о  том,  что  в  ту  эпоху  существовали  двоичные  символы,  имевшие  иную  семантику.  Символ  неба с  двумя  точками  внутри,  которые  символизируют  идею  двоичности  неба  или  богини  Неба.  Двуликие  божества  и  двоичные  символы  богини Неба  отмечены  повсеместно: Египет, Месопотамия, Иран, Элам,  Сирия, Древний Крит, Европа, Австралия, доколумбова Америка (двуликий властитель Миктлана).  В  образе  древнеримского  двуликого  Януса  есть  известное  сходство  с  существующим  у  многих  древних  народов  архаическим  двуликим  богом  или  богиней Неба.  Самые  древние  изображения  Януса  представляют  его  в  виде  металлического  свода – неба.  Позднее  храм  Януса  строился  в  виде  покрытой  бронзой  двойной  арки  на  колоннах,  которая  символизировала  небо.  Лица  Януса  на  древнейших  изображениях  разные: одно  безбородое,  другое  бородатое,  или  одно  белое,  другое  черное.  Храм  Януса  в  Древнем Риме  закрывали  в  годы  мира.  Очевидно,  это  делалось  потому,  что  Янус  считался  причастным  к  войне.  Янус  по  своему происхождению  Великий  бог  неолитической  религии,  который,  как  и  Великая богиня,  представлялся  двоичным.  В  древнегерманских  рунах  символ  Януса,  круг  с  поперечной  линией,  служил  обозначением  года.  Всякое  значимое  божество  должно  иметь  знак  двойного  круга – источник  власти.  В  мифологии  Мезоамерики  Сиуакоатль (“женщина-змея”) считалась  всеобщей  матерью (ее титул “наша мать”) и  в  то  же  время  богиней  войны,  изображалась  иногда  двухголовой.  Пережитки  древнего  представления  о  двоичности  богини  сохранились  вплоть  до  нашего  времени.  В  Западной Европе  на  рождественских  празднествах  нередко  фигурируют  два  женских  персонажа,  оба  именуемые  Луциями.  В  Италии  и  Франции  был  обычай  в  дни  карнавальных  празднеств  раскалывать  на  двое  бревно,  на  которое  напялена  женская  одежда.  Но  Янус  считался  не  только  двуликим,  а  и  четырехликим.  Предшествовавшие  Янусу  этрусский  Кульсанс  и  италийский  Ани  имели  четыре  лика.  Как  и  соответствующие  четырехликие  божества  у  других  народов (8),  они  представляли  бога  земли. 


   Широко  известен  образ  “мирового дерева”  в  культурах  самых  разных  народов.  Он  засвидетельствован  практически  повсеместно  или  в  чистом  виде,  или  в  вариантах  – “древо жизни”,  “древо плодородия”,  “древо центра”,  “древо восхождения”,  “небесное древо”,  “шаманское древо”  и т.п.
   Но  понять,  что  же  в  действительности  означает  мировое  дерево  никак  не  удается.  Обычно  это  пространные  рассуждения  о  характерном  для мифопоэтического  сознания  образе,  воплощающем  универсальную  концепцию  мира.  Все  та  же  самая  картина – чем  настойчивей  древние  приглашают  к  кругу,  тем  быстрее  бегство  ученых  от  круга.  И  как  результат – заунывные  мантры  о  вечном-бесконечном.  Ну,  какие  еще  усилия  должны  были  предпринять  древние  люди,  чтобы  их  потомки,  наконец-то,  увидели  в  мировом  дереве  Линию  квадрата – срединную  линию  круга,  связавшую  самый  низ  круга  с  его  верхом? 
   Высшей  ценностью  обладает  cередина  мира,  где  стоит  дерево  мира – “ось мира” (axis mundi),  “мировой столп”,  “мировая гора”,  “мировой человек”.  Помещается  в  сакральном  центре  и  занимает  вертикальное  положение.  Оно  является  доминантой.  Обычно  по  обе  стороны  от  ствола  находятся  чаще  всего  симметричные  изображения  животных  с  рогами   или  человеческих  фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди).  В  ацтекских  изображениях   справа  от  дерева  солнечный  бог,  а  слева – бог  смерти.  Это  симметрия  двух  половин  круга  относительно  Линии  квадрата. 
  В  Ля Рош (Дордонь) в  мадленском  слое  был  найден  овальный  предмет  из  рога  северного  оленя  около  16 см. длиной.  На  нем  ясно  виден  геометрический  орнамент  с  доминирующей  трехчастной  символикой,  а  на  одном  из  концов  просверлено  отверстие.  Его  истертый  край убеждает  в  том,  что  предмет  носили  на  каком-то  шнурке.  Очень  похожие  предметы  с  геометрическим  орнаментом,  только  сделанные  из  дерева,  до  сих  пор  употребляют  австралийцы.  Они  именуются  ревунами  и  используются  для  общения  с  умершими  предками.  Когда  по  ревуну  проводят специальными  предметами (гребнем, шкурой тотемного животного) он  издает  звуки,  в  которых  аборигены  слышат  голоса  предков.
   Во  Фригии  существовал  бог  Аттис,  родственное  Адонису  божество.  Он  родился  24 декабря.  Бог  рождается  на  вершине  круга,  когда  там  же  находится  Солнце  в  день  зимнего  солнцестояния.  День  рождения  Митры,  древнего  индоевропейского  божества,  праздновали  25 декабря.  Как  затем  и  день  рождения  И.Христа.  Древний  знак  “диска на шесте”  отмечает  это  обстоятельство – богиня,  бог  на  вершине  Линии  квадрата.  Аттис  произошел  от  бога  Неба  и  матери-земли,  пройдя  целый  ряд  чудесных  превращений – гермафродита  и  миндального  дерева.  Обрядам  Атиса  современный  мир  обязан  символизмом  Рождественского  дерева.  Атис  передал  свое  бессмертие  дереву,  под  которым  он  умер,  и  Кибела  взяла  дерево  с  собой,  когда  забирала  тело.  Атис  оставался  в  могиле  три  дня,  после  чего  восстал  ко  времени  Пасхи,  и  своим  воскрешением  преодолел  смерть  для  всех,  кто  был  посвящен  в  его  Мистерии.  Число 3  это  уровни  срединной  Линии – верх,  середина  и  низ  круга.  В  Мистериях  фригийцев,  которые  связываются  ими  с  Матерью Богов,  каждый  год  сосна  срубается  и  внутрь  дерева  вставляется  изображение  юноши.  В  Мистериях  Исиды  срубается  сосна,  внутренность  дерева  тщательно  выдалбливается  и  идол,  сделанный  из  того  куска  дерева,  хоронится.  В  Мистериях  Прозерпины  дерево  обрабатывается  так,  чтобы  получилось  изображение  непорочной,  и  когда  оно  приносится  в  город,  то  хоронится  на  40 день,  но  на  41 ночь  сжигается.  На  срединной  линии  бог  рождается  и  там  же  умирает (“древо смерти”).  Многочисленные  образы  божества  на  дереве,  кресте,  столпе (испытание Одина на ясене Иггдрасиль в скандинавской мифологии, кровавая жертва на дереве у кельтов, И.Христос).

Джед – доисторический  фетиш (9).  Столб  или  колонна с  несколько  расширенным  основанием  и  четырьмя  поперечными  досками  на  верхнем  конце,  расположенными  ярусами.  Происходит  из  Мемфиса.  Уже  в  Древнем царстве  там  имелся  особый  жрец  бога  Мемфиса  Пта,  который  назывался  “джедом, достойным уважения”. В  Мемфисе  возник  также  ритуал  “установления джеда”,  который  совершал  царь  с  использованием  веревки  и  при  помощи  жрецов  в  начале  царских  юбилейных  торжеств  “Хеб-сед”,  связанных  с  восшествием  на  престол  нового  монарха,  сменяющего умершего. 
Позже  стал  связываться  с  Осирисом.  Миф  об  Осирисе  указывает,  что  столб  джед  был  стволом  дерева.  Исида  привезла  тело  Осириса  из  Библа  в  Финикии,  заключенным  в  ствол  дерева,  который  царь  той  местности,  муж  “Царицы Астарты”,  использовал  в  качестве  колонны  в  зале  своего  дворца.
   Дерево  указывает  на  вертикальную  ось,  соединяющую  верх  и  низ  круга,  Великую богиню  и  бога земли.  А  установление  джеда  означает  заключение  союза  с  ними.  Знак  джед  это  и  есть  соединенные  4 Т-знака,  один  над другим,  на  вертикальной  оси.  На  изображении справа (из храма Сети I в Абидосе) джед  показан  в  одежде  царского  достоинства.  В  эпоху  Нового царства  колонна  джед  рисовалась  в  гробе.  Для  умершего,  как  и  для  фараона,  союз  с  богами  был  не  менее  важен.

Шен-кольцо – древнеегипетский  символ  и  одновременно  иероглиф (10).  Представляет  кольцо  с  привязанным  по  касательной  прутом.  Боги-животные,  как,  например,  парящий  сокол  из  храма  Хора  в  Эдфу,  часто  держат  в  своих  когтях  этот  символ  вечности.  Предотвращающая  беду  сила  кольца  служила  защитой  фараону.  Оба  важнейших  имени  правителя,  которые  круг  символически  оберегает (тронное имя и имя, данное при рождении, которое стояло вместе с титулом сын “Ра”) помещены  на  царское  кольцо,  так  называемый  картуш.  Расширение  имени  вело  к  растянутой  в  овал  форме  картуша.  Первоначально  картуш  и  был  круглым,  но  символизировал,  конечно,  не  Солнце,  как  предполагают. 
   Перед  нами  второй  вид  симметрии  с  осью,  касательной  к  кругу.  Этот  знак  поясняет  нам,  что  идет  образование  двойного  круга,  развернутого  восьмеркой.  Аналогичный  знак  “прут и кольцо”  широко  представлен  в  древней  Месопотамии  и  Персии (часть 2).  Отличие  в  том,  что  там  прут  хоть  и  показан  в  основном  по  касательной,  но  он  не  привязан,  что  уже  само  по  себе  говорит  о  знаке  сочетанной  симметрии (возможность поместить прут посередине, как знак “соль”). 

Бант жизни или анкх (11).  Как  иероглиф  этот  знак  означает  “жизнь” (анкх),  как  символ – указывает  на  божественное,  на  вечную  жизнь  в  этом  и  потустороннем  мире.  Он  же  являлся  частью  слов  “благосостояние”  и  “счастье”.  Поэтому  он  является  всегда  атрибутом  богов,  которые  вручают  его  царю.  Воздух  и  вода  являются  элементами  жизни,  поэтому  они  могут  описываться  знаком  анкх.  В  качестве  символа  неиссякаемой  жизненной  силы  знак  анкх  наносился  на  стены  храмов,  памятники  и  окружающие  предметы.  Египтяне  считали,  что  изображение  анкх  продлевает  жизнь  на  земле.  С этим  же  амулетом  и  хоронили,  чтобы  быть  уверенными  в  том,  что  усопших  ждет  жизнь  в  другом  мире.  Именно  такую  форму,  по  представлениям  древнего  мира,  имел  ключ,  которым  можно  было  открыть  ворота  смерти.  Этот  символ  также  ставили  на  стенах  водных  каналов  в  надежде,  что  он  убережет  от  наводнений.  Сам  анкх  имеет еще  одну  функцию – это  одно  из  слов,  которые  древние  египтяне  использовали  для  обозначения  понятия  “зеркало”.  У  древних  это  верный  признак  симметрии.  Происхождение  его  формы  до  сих  пор  не  объяснено.  Часто  анх  комбинируется  со  знаками  уас  и  джед.
   Перед  нами  объединенный  вид  симметрии.  Т-знак  представляет  двойной  вложенный  круг.  А,  напротив  от  перекладины  находится  петля-круг  с  подчеркнутой  точкой  отсчета – шен-кольцо.  Это  знак  сочетанного  двойного  круга,  вложенного  и  развернутого  восьмеркой.  Отсюда  все  его  необыкновенные  свойства.  Это  действительно  ключ  к  двум  видам  симметрии.  Детальные  изображения  анкха  показывают,  что  нижняя  часть  его, вертикаль Т-знака,  раздваивается  продольной  чертой,  на  самых  древних  образцах  это  видно  совершенно  четко.  Это  отображение  двойной  оси – плюс  и  минус оси,  рождающей  двойной  круг.  Также  двойной  изображается  петля-круг. 

Кулон с жуком-скарабеем из гробницы Тутанхамона (12).  Очень  важное  изображение  для  понимания  причины  святости  этого  жука.
Священный  жук  скарабей  был  символом  самосотворения,  так  как  египтяне  верили,  что  жук  возникает  самопроизвольно  из  навозного  шарика.  Так,  почитался  черный,  как  антрацит,  навозный  жук  под  именем  Хепри,  т.е.  “возникший из-под земли”,  и  он  уже  издавна  рассматривался  как  образ  бога  восходящего  Солнца.  Хепри-скарабей  стал  одним  из  любимых  сильнейших  амулетов,  и  его  давали  с  собой  умершему  как  символ  вновь  возникающей  жизни.  Во  время  мумификации  вместо  настоящего  сердца  в  мумию  вкладывали  сердце из  керамики  или  камня  с  амулетом  скарабея.  Во  многих  египетских  текстах  скарабей  сердца  описывается  как  “Бог, обитающий в моем сердце, мой Создатель, мой Владыка, охраняющий свет во мне”.
   Ценно  то,  что  здесь  нет  дополнительных  знаков  двойного  круга,  какими  изобилуют  другие  изображения  скарабея,  и,  тем  не  менее,  все  предельно  понятно.  Т-знак,  разделящий  крылья  и  головогрудь,  которая  представляет  шен-кольцо,  а  вместе  знак  анкх – сочетанной  симметрии.

Бант Са (13).
В  качестве  знака  магической  защиты  бант  са  является  характерным  атрибутом  фигуры  Беса,  а  также  почитаемой  помощницы  при  родах Тоэрис.  Защитный  знак  становится  также  самостоятельным  символом  на  волшебных  палочках  в  период  Среднего царства.  Такую  петлю  жизни  часто  носил  простой  народ  как  амулет  в  виде  узла.  Как  и  анкх,  она  обозначает  бессмертие.  В  народных  суевериях  волшебные  кольца,  узелковые  амулеты  в  виде  кольца  должны  защитить  от  болезней  и  других  несчастий.  С  узлом  тесно  связана  магия  запутывания  и  распутывания.  В  узле  заключена  волшебная  сила.  Амулеты  часто  закрепляются  на  шнурках  с  узлами.  Узел  у  поясов  богов  был  популярным  амулетом.  Содержащаяся  в  узле  сила  описывается  в  “Книге Мертвых” (гл. 42)  как  символ  скрытого  зародыша,  который  распускается  из  своего  божественного  первоначала: “Я узел судьбы мира, скрытый в прекрасном священном дереве. Недвижен я, большой узел скрытого во Вчера. В  моей руке лежит Сегодня”. 
   Суть  такого  простого  амулета  в  самом  кольце  и  узелке,  призванном  отмечать  точку  отсчета,  от  которой  распределяется  энергетика  круга.  Тогда  круг  приобретает  свои  чудесные  и  волшебные  свойства.  Такое  кольцо  почти  аналогично  кольцу  с  прутом.  Здесь  роль  прута  выполняет  узел.
Отсюда  идет  обычай  завязывать узлы  лент  на  деревьях.  И  круг  начинает  работать. 
 
   Очевидно,  что  авторов  пастушеского  посоха  привлекло  сочетание  формы  половины  круга  и  прямой  линии (14).  Когда  же  фараон  держит  прямой  посох  без  рукояти (15),  то  это  повергает  искателей  в  ступор.  Так  удобен  был  посох  пастуха  для  объяснения  “пасти народ”.  А  этим  что  делать?  Ну  не  объявлять  же  его  электродом.
Адресообразующая  ось  симметрии.

Скипетр-хека (16) имеет  все  то  же  происхождение  от  кольца  и  прута  и  украшен  изображениями  колец.  “Сильно искривленный крюк”  это  разомкнутое  кольцо – окончание  крюка  направлено  кнаружи,  как  при  размыкании.  Прямая  линия  в  соединении  с  разомкнутым  кругом.  Он  символизирует  власть  фараона  над  кругом.  Знак-картинка  этого  скипетра  поэтому  и  служил  для  обозначения  слова  “править”.  Во  времена  Среднего  царства  крюк  как  знак  Осириса  помещался  на  фризах  гробниц.
   
Плеть  (по-егип. “нехех”),  состоящая  из  короткой  рукоятки  с  двумя  или  тремя  свисающими  полосами,  встречается  на  изображениях  фараона  с  прямым  посохом.  Прямая  рукоять  плети  выражает  то  же,  что  посох – адресообразующую  ось.  Три  полосы  означают  деление  круга  этой  осью  на  три  уровня – нижний,  наземный  и  верхний.  Две  полосы  имеют схожий  смысл – деление  круга  на  верх  и низ. 
   Когда фараон держит руки и знаки власти на груди в виде косого креста, в  одной руке плеть или анкх, а в другой – жезл-хека, словом, когда мы вообще видим любое древнее изображение "косой крест", то самое общее его значение это "божество в обители". Когда будет отдельная тема про срединную линию, мировое дерево, мировую гору, то я остановлюсь на этом более подробно. А сейчас нужно запомнить, что прямоугольник означает "обитель божества" (если быть в прямоугольнике), а косой крест в прямоугольнике дает четыре треугольника. Треугольник означает божество. Шумеры называли эту конструкцию также "факел богов на все стороны".

   Поскольку  изображения  половины  круга  и  круга  важны  для  передачи  знания  о  двойном  круге,  то  не  менее  важно  изображение  самой  направляющей  оси  симметрии,  благодаря  которой  появляются  два  вида  двойного  круга.  Эта  ось  может  появляться  на  изображении  рядом  с  кругом  и  отдельно  от  него.
   Прямая  линия  и  круг,  прут  и  кольцо – отсюда  происхождение  символа  власти.  Фараоны  могут  держать  в  обеих  руках  или  в  одной  руке  прут,  брусок,  цилиндр,  плеть,  прямой  посох,  жезл – и  все  это  направляющая  ось  симметрии  для  минус круга.  Если  это  прут-цилиндр,  то  его  держат  горизонтально  или  же  в  одной  руке  горизонтально,  а  в  другой  вертикально,  что  указывает  на  знак  сочетанной  симметрии.  Жезлы  богов  это  палки,  украшенные  головами  определенных  богов (или их священными животными).  Они  являются  не  только  атрибутами,  но  и  свидетельствами  их  божественности.  Они  исходно  имеют  две  чудесные  точки 0° и 180°.  Ось  симметрии  рождает  двойной  круг  и  определяет  все  его  качества. 
   Кольцо  и  прут,  а  затем  римские  фаски (фасции)  и  топор,  скипетр  и  держава.  Скипетр  считался  у  афинян  одним  из  атрибутов  священного  круга: главы  больших семейств,  которых  называли  “сынами Зевса”,  брали  с  собой  особые  скипетры,  когда  являлись  на  агору  и  заходили  в  священный  круг.  Хрустальные  шары  стали  эмблемой  монаршей  власти  сначала  византийских,  а  затем  и  германских  императоров.  Уже  в  X в.  венгерский  королевский  скипетр  был  увенчан  привезенным  из  Египта  хрустальным  шаром,  а  в  России  золотая  держава  привилась  стараниями  Бориса Годунова.  Связь  скипетра  и  жезла  с  кольцом  несомненна.  Жезл  Аарона  обладал  чудесными  способностями.  К  примеру,  он  мог  превращаться  в  змею (кольцо),  которая  пожирала  прочих  змей.  Скипетр  английских  королей  венчался  шаром  и  крестом,  или  голубем.  Жезл  православных  епископов  увенчивается  крестом.  Отличительное  свойство  папы – жезл,  имеющий  завершение  в  виде  креста,  а  у  епископов  жезл  загнутый.
   Фаски – связка  розог  с  вставленным  в  нее  односторонним  топором.  Фаски  и  топор  восходят  к  пруту  и  кольцу.  Кольцо  выражал  односторонний  топор.  Серп  топора  точно  так  же,  как  серп  ножа  означал  рождение  круга.  Для  наказания  применялись  палки,  которые  также  служили  римлянам  как  орудие  казни – избиение  палками  до  смерти  было  одним  из  видов  казни  за  преступления  против  воинской  дисциплины.  Если  обвиненного  в  нарушении  воинской  дисциплины  трибунал  касался  своим  жезлом,  то  по  этому  знаку  все  солдаты  бросались  его  бить  или  же  забрасывали  камнями.  Центурион  имел  специальный  жезл  из  виноградной  лозы,  который  означал  его  административную  власть  над  центурией.  Символическое  прикосновение  должностного  лица  палочкой (фестукой)  к  отпускаемому  на  волю  рабу  называлось  виндиктой,  как  форма  мнимого  судебного  процесса.  Виндикта  применялась  и  в  других  судебных  процедурах.  Ликторский  топор  и  фаски – символ  власти  круга – принадлежал  высшему  должностному  лицу.  Уже  в  то  время,  вряд  ли  кто-нибудь  знал  происхождение  и  значение  этих  символов.


Рецензии
Спасибо за статью, хорошо подобран материал, подробные объяснения. Я пишу похоже о том же, но с другой точки зрения,... астрономической. Если интересно, то это здесь
http://www.proza.ru/2013/03/13/1484

Алис Сила   03.12.2017 16:48     Заявить о нарушении
Прочитал, понравилось. Так держать.

Григорий Лейзгольд   04.12.2017 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.