Женщина и кукла

В пьесе (монопьеса) использованы отрывки из Шекспира и стихи Цветаевой, которые, при желании, можно заменить другими стихами или чем угодно: песнями, танцами, игрой в кегли и на балалайке, и так далее.








ЖЕНЩИНА И КУКЛА



Поздний вечер. Темная комната‚ предметы едва различимы. Слышно как в дверной замок вставляют ключ‚ поворачивают его. В это время начинает звонить телефон. Дверь открывается‚ в просвете видно‚ как в комнату быстро входит женщина и‚ не включая свет‚ подбегает к телефону.

ЖЕНЩИНА. Да‚ аллё… (в голосе улавливается разочарование) А‚ Иришка‚ привет… Да только вошла‚ еще ключи в двери торчат… Из театра… Как прошел? Да если бы этот Игнатьев не был лысым‚ я бы ему все волосы вырвала… Ну да‚ и он и Петров‚ оба… Передвигались‚ как морские львы на суше. Хорошо им выходить только во второй сцене‚ засунули под холодную воду… Да они свою сцену‚ она у них идет десять минут‚ растянули на полчаса. Ладно‚ я тебе потом расскажу. Потом поговорим… Ну‚ да‚ спешу… Да‚ не хочу долго телефон занимать… Да‚ приехал… мне Валечка‚ наш администратор сказал‚ что он звонил. Я была на сцена‚ он попросил передать‚ что позвонит мне домой… Да кто еще может звонить мне в театр и сказать‚ что позвонит домой? Он как раз должен вернуться‚ уже больше месяца прошло. Ладно Иришка‚ я тебе потом перезвоню. Целую. Пока.

Кладет трубку. Идет к выключателю‚ включает свет‚ потом захлопывает входную дверь‚ снимает плащ. Подходит к дивану‚ начинает быстро складывать одеяла простыни. Берет в руку лежащую на диване куклу.

– А ты все спишь‚ старик. Если тебя не разбудить‚ ты так и будешь валиться‚ где упал и не пошевелишься. Спал… не ври‚ я знаю все – ты подслушивал‚ ты всегда подслушиваешь‚ ты всегда подглядываешь. А знаешь что с тобой из-за этого случилось? Тебя приняли за другого и закололи кинжалом. Боишься? Тебе и нужно меня бояться‚ потому что тот‚ кто подарил мне тебя‚ называл меня Гамлетом‚ только женщиной. Смешно‚ ну смейся‚ но совета послушайся и не прячься за ковром. Мне будет тебя очень жаль‚ если я тебя по ошибке убью… Знаешь‚ мне даже самой страшно‚ что я такое могу сделать. Так что‚ ты лучше спи и не подслушивай и не подглядывай.
– (говорит за куклу) А он и подарил тебе меня‚ чтобы я все видел и все слышал.
– А потом бы все рассказывал ему. Да? Я тебя спрячу на самое дно ящика‚ самого темного ящика‚ закидаю тряпками и ты оттуда и не пикнешь.
– А он спросит‚ где я?
– А я скажу‚ ты пошел гулять.
– А он не поверит.
– А что ты можешь сказать? Ты все равно ничего не знаешь. И вообще‚ я же все время спала только с тобой.
– А кто меня засунул в шкаф‚ когда к тебе приходил тот длинный‚ которого звали Юрой?
– Ты же ничего не видел.
– Не трудно догадаться.
– Я тебя убью. И вообще‚ это же было случайно. Ты сам знаешь. Он потом сколько раз звонил мне и напрашивался в гости‚ говорил‚ что любить меня.
– Тебе все говорят‚ что тебя любят.
– Вот видишь‚ а у меня это только случайно было. Но это же глупость. Нельзя же на глупость обращать внимание.
– А что не глупость в жизни? А если и не все‚ то как глупое отличить от того‚ что не глупо?
– Ой‚ ради бога‚ замолчи. Я женщина‚ и мне нет дела до всякой философии: ни умной‚ ни глупой. Мне даже до простого разума нет дела. Я женщина и живу своими чувствами.
– А он тебя называет Гамлетом.
– Ну и что? Мне действительно хотелось бы сыграть Гамлета. Офелию мне было играть неинтересно. И вообще‚ кто сказал‚ что Гамлет мужчина? У Шекспира это ничем не подтверждается. А посмотри на его поступки‚ ведь он ведет себя так‚ как на его месте вела бы себя только женщина. И Шекспир‚ между прочим‚ мог сам не знать‚ что Гамлет – женщина. Он‚ может‚ думал‚ что тот мужчина‚ а на самом деле‚ он был женщиной. Разве такого не может быть? Да ты не читал‚ ты не знаешь.

Звонит телефон.

Да‚ я слушаю… (разочарованно) А‚ Семен Львович‚ добрый вечер… Ничего. Отдыхаю… Да так… Ну‚ у меня такой голос‚ потому что устала и голова болит… Ну‚ могу кого-то и ждать‚ почему бы и нет?.. Да‚ не будем… Мы с вами уже говорили об этом. (Начинает нажимать на кнопки телефона‚ прерывая разговор). Что вы говорите? Что? Опят у меня что-то с телефоном… Да‚ да‚ надо обязательно вызвать мастера… конечно‚ конечно‚ поговорим лучше при встрече. Что?.. Я вас тоже целую. Всего хорошего… Да‚ наверное буду дома… До свидания.

Кладет трубку.

(Раздраженно) Достал. Как пластырь липкий с двух стон. Не отцепишься от него никак. Урод.
(Вздыхает‚ голос становится обиженным и грустным) Не мог сказать во сколько позвонит. А если у меня какие-то дела? Я что‚ должна сидеть как привязанная дома‚ и ждать этого звонка?
– (кукла) Не хочешь‚ не жди.
– Какое твое дело‚ чего я хочу и чего не хочу‚ несчастный Полоний. Отправлю вслед за Йориком‚ будешь тогда знать. Нет‚ не надо‚ живи пока.
А может быть он сейчас дома? Даже наверняка. И жена около него‚ как наседка или как собака. Как собака‚ как собака… Это я‚ как потерявшаяся собака‚ которой он бросил кусок хлеба‚ а я хоть хлеба и не ем‚ но побежала за ним‚ потому что почему-то захотелось‚ чтобы он стал хозяином. А он вошел в какой-то подъезд‚ и я теперь сижу около этого подъезда и жду‚ когда он выйдет? Я что‚ так и буду бегать за всеми кто приласкает? Нет! Потому что я породистая‚ и на меня обращают внимание‚ и многим бы хотелось иметь у себя такую. Да начерта он сдался‚ чтоб ждать его!

Звонит телефон.

Да‚ слушаю… Да‚ это я… А‚ Леша‚ привет… Что? Кого позвать? Да понимаешь‚ Леша‚ не вижу я его что-то здесь‚ рядом… Нет‚ и не звонил. Он звонил мне в театр и просил передать‚ что позвонит домой. А откуда ты знаешь‚ что он приехал? Ир есть‚ я хочу сказать‚ что‚ почему ты мне звонишь? Ты позвони ему домой‚ его что‚ нет дома?.. Ты видел его?.. Он сказал‚ что будет у меня… Нет‚ говорю же тебе‚ он пока мне не звонил… Естественно‚ что и не приходил… Что сказать когда придет?.. Подожди‚ я сейчас запишу телефон… (записывает на клочке бумаги). Хорошо‚ чтоб обязательно тебе позвонил… Ладно. Пока.

Кладет трубку.

– (кукле)Ты слышал‚ да? Он не звонит‚ потому что хочет приехать ко мне не предупредив. Может быть думает‚ что мне не передали‚ что он звонил‚ надеется на это. Он хочет убедиться‚ что когда его нет‚ я сижу дома и жду его‚ а позвонил в театр‚ чтобы потом можно было оправдаться и сказать: я тебя не проверяю‚ я верю тебе‚ я даже звонил в театр и просил сказать‚ что я приехал. Да? А сам думает‚ что мне этого не передадут. Это мне-то не передадут? Это обо мне забудут?
Куда ты денешься‚ глупый‚ куда ты от меня денешься?


Я тебя отвоюю у всех земель‚ у всех небес‚
Оттого что лес моя колыбель‚ и могила лес‚
Оттого что я на земле стою лишь одной ногой‚
Оттого что я о тебе спою‚ как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен‚ у всех ночей‚
У всех золотых знамен‚ у всех мечей.
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца‚
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других‚ у той одной.
Ты не будешь ничей жених‚ я ничьей женой.
И в последнем споре возьму тебя. Замолчи.
У того‚ с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты‚
О‚ проклятье‚ – у тебя останешься ты‚
Два крыла твои нацеленные в эфир.
Оттого‚ что мир твоя колыбель‚ и могила – мир.


Господи‚ ну что я так мучаюсь? Я – такая красивая‚ такая умная. Такая талантливая! И главное‚ характер у меня ангельский: у меня – не забалуешь.
Но почему я так устроена‚ почему любая мелочь выбивает меня из равновесия? Ну что я вот сейчас как дура сижу и страдаю‚ когда и полчаса не прошло‚ как я дома‚ а я за эти полчаса всю себя измотала.
Конечно‚ я ждала больше месяца‚ и сейчас минута идет за час. Но почему? Ведь другие не мучаются так. Мучаются‚ но не так. Не так сильно. За что же меня так наказывает бог? А может это дано мне в придачу – в комплекте с талантом выдаются и мучения.
Ведь я талантливая‚ а‚ Полоний? Да плевала я на скромность. Я знаю‚ что я талантлива‚ и все это знают‚ и пусть в меня бросит камень тот‚ кто скажет‚ что это не так. Пусть попробует…
К тому же говорю я это только тебе.
И вот я: красивая‚ умная‚ талантливая – сижу как дура‚ жду‚ и мучаюсь как дура. Ну что мне в нем? Ведь сколько таких‚ которые сами готовы сидеть и ждать меня‚ мучиться и страдать. Так нет! Мне нужно имен такое найти‚ чтобы мучиться самой…
А может быть ему доставляет удовольствие так со мной обращаться? Может ему нравится‚ что я так страдаю из-за него? Ведь он не может этого не знать. Он знает. Он все про меня знает. Я сама ему все про себя рассказывала и теперь он развлекается‚ играя со мной‚ на мне‚ как на скрипке‚ или на флейте. На флейте…
ГАМЛЕТ (женщина). Я что-то не понял. Ну да все равно. Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь.
ГИЛЬДЕСТЕРН (кукла). Принц‚ я не умею.
ГАМЛЕТ. Пожалуйста.
ГИЛЬДЕСТЕРН. Уверяю вас‚ я не умею.
ГАМЛЕТ. Но я прошу вас.
ГИЛЬДЕСТЕРН. Но я не знаю‚ как за это взяться.
ГАМЛЕТ. Это так же просто‚ как лгать. Перебирайте отверстия пальцами‚ вдувайте ртом воздух  и из нее польется нежнейшая музыка. Видите‚ вот клапаны.
ГИЛЬДЕСТЕРН. Но я не знаю‚ как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет‚ я не учился.
ГАМЛЕТ. Смотрите же с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены‚ что выжмете из меня голос мой тайны. Вы воображаете‚ будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры‚ у нее такой чудный тон‚ и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что вы думаете‚ со мной это легче‚ чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом‚ вы можете расстроить меня‚ но играть на мне нельзя.
– Послушай‚ неужели вы не понимаете‚ что я женщина. Или вы хотите сделать из меня подобие тех женщин‚ которые ненавидят мужиков‚ которых называют феминистками? Но я – женщина‚ и хочу ей быть. Я не хочу быт равноправной. Я не хочу заниматься место в парламенте. Я уступаю. А мне пусть уступают место в трамвае.
Я хочу быть слабой и подчиняться сильному. Но я не хочу‚ чтобы сильный пользовался мой слабостью. Я хочу сама пользоваться моей слабостью‚ и чтобы меня за это любили и ценили‚ за мою слабость. И все женщины такие‚ только не хотят в этот признаться. Какой женщине не хочется‚ чтобы рядом был сильный мужчина‚ не только физически – который сможет защитить тебя‚ но и который вызывал бы уважение своей духовной силой.
Но ведь нельзя же‚ нельзя свою моральную силу применять по отношению к тому‚ кто слабее тебя‚ как нельзя применять физическую к более слабому. И даже моральную в большей степени: ведь не от физической боли человек лезет в петлю‚ а от моральной‚ а если от физической‚ то все равно не от нее‚ так только кажется‚ а на самом деле от страха‚ от сознания того‚ что эта боль никогда не прекратиться‚ и тогда физическая боль переходит в душевную.
Впрочем‚ к чему это я. Какая ерунда приходит в голосу.
Но ты понимаешь‚ что я так должно ждала‚ что уже больше не могу. Он ведь знает‚ что я его жду.
Что его могло задержать? А если что-то задержало- то что мешает просто позвонить?
Ну давай‚ скажи: "Что ты волнуешься‚ куда он денется? Прибежит к тебе‚ ты же знаешь‚ что ты ему нужна".
Откуда я знаю‚ это ты мне говоришь.
– (кукла) Нет‚ это он тебе всегда говорил.
– Тогда что же его нет? Послушай‚ а может‚ позвонить ему домой? Ну что ты молчишь? Знаешь‚ я позвоню ему домой. Или нет‚ она знает мой голос. Давай сделает так: если подойдет она‚ то ты с ней поговоришь и все узнаешь. Хорошо?

Берет трубку. Набирает номер.

(Изменяя голос) Добрый вечер. Можно к телефону вашего мужа… А когда он будет‚ не скажете?... Спасибо‚ извините‚ всего доброго.

Кладет трубку.

– Ну да‚ я слышала‚ можешь не говорить. Я слышала‚ что она не знает даже‚ что он приехал. Тогда где он? Почему его нет здесь?
Ты знаешь‚ я устала. Я очень устала. Я ненавижу ждать. Ты знаешь‚ что такое ждать? Ничего ты не знаешь‚ ты знаешь только что такое следить и шпионить. Ты не представляешь‚ как это тяжело – ждать‚ как это больно.

       Усаживается с ногами в кресло. Тихо начинает звучать музыка.

– Говорят‚ от боли очищается душа. Но и болит-то в душе всегда самое чистое – то болит‚ что способно любить‚ ведь любить способно только чистое. Что же чистое чистить? А может моя любовь и не такое чистое? Когда любишь в детстве – чувствуешь счастье. А сейчас? Никакого счастья – одна боль.


Она засыпает. Музыка усиливается. Сквозь музыку начинают слышаться                звонки в дверь. Музыка затихает‚ звонки слышнее. Она вскакивает‚
хочет бежать к двери‚ но начинает звонить телефон. Она бежит к телефону‚
хватает трубку‚ говорит: "Подождите"‚ снова бежит открывать дверь.
Через некоторое время возвращается.

– Кто-то позвонил и не дождался пока открою. Звонил‚ звонил‚ а я не слышала. Но‚ наверное‚ это не он‚ ведь он бы так быстро не ушел. Наверное‚ соседка за чем-нибудь заходила. (Замечает лежащую рядом с телефоном трубку‚ хватает ее) Аллё‚ аллё… И здесь короткие гудки. Совсем короткие.

             Растерянная‚ кладет трубку рядом с телефоном.

– Если это он сейчас приходил и звонил в дверь‚ то почему он так быстро ушел? Ведь я могла быть в ванной‚ могла быть не одета‚ могла же быть на кухне и не сразу услышать‚ что в дверь звонят.
Если бы это он приходил‚ то он бы так быстро не ушел. Ведь если одному человеку хочется увидеть другого‚ то он не будет спешить уйти‚ даже если того нет‚ то он дольше будет надеяться‚ что он есть. Правда? А может он звонил по телефону? Но тогда он тем более слышал мой голос‚ я же сказала: "Подождите". Ведь тогда он тем более должен быть подождать. Ведь правда?
А может он звонил и в дверь и по телефону?
Вообще-то мысль интересная. У меня есть один такой знакомый. Да ты видел его. Помнишь‚ он пьесу приносил‚ о женщине-вампире. Он написал ее специально для меня. Пьеса‚ прямо тебе скажу – паршивая. Но какой он придумал режиссерский ход! Он говорил‚ стесняясь так говорил‚ говорил: "А что‚ если на сцене взять и укусить по-настоящему‚ так‚ чтобы кровь пошла?" Ты представляешь‚ да? Самое главное‚ он тогда был у меня один‚ никого больше не было. Ты представляешь‚ как мне с ним было весело. Я сидела‚ слушала его‚ а у меня все тряслось.
Ну ладно‚ черт с ним.
Ты мне лучше вот что скажи: ну почему мы дуры бабы так страдаем‚ почему несем гораздо большую ответственность‚ почему так сделано?
О‚ я смотрю ты не согласен. Ну и дурак. Ты просто не знаешь женщин. Хорошо‚ я тебе попробую доказать это‚ потому что я‚ кажется‚ кое-что поняла.
Я не могу понять? Это мужики ничего не могут понять. Они считают себя умными‚ глубокими‚ они думают‚ думают‚ и знаешь до чего самые умные из них приходят к концу своей жизни они начинают понимать‚ что они ничего не знают.
Мудрецы! Они на это затрачивают всю свою жизнь.
И знаешь‚ они даже с гордостью говорят‚ что они были первыми сотворены Богом. Они этим гордятся. А чем гордиться‚ милый мой‚ каждой бабе известно‚ что первый блин комом.
А вот женщина создавалась‚ когда у создателя был уже опыт… только проверив‚ попробовав как первый вариант того‚ что такое человек ни конструировании и изготовлении мужчины‚ только после этого была создана женщина. Да и то‚ вышла она‚ говорят‚ не с первого раза. А почему? Почему мужчину Бог сотворил и даже не особенно волновался‚ что там у него получилось: сделал и сделал‚ и ладно‚ и так сойдет. А вот с женщиной ему пришлось повозиться. Сначала сделал одну – и она ему не понравилась‚ Лилит‚ кажется‚ ее звали‚ да это и не важно как звали‚ и только второй вариант женщины‚ а человека – вообще третий – удовлетворил его. Поэтому женщина и получилась не только высшим созданием‚ но и настоящим произведением искусства.
Те женщины‚ которые завидуют мужчинам и за это на них злятся‚ глупые‚ они просто не понимают‚ что они такое есть. И злятся на мужчин и говорят‚ что те все захватили в свои руки‚ и не дают им свободы и равенства.
Ну зачем произведению искусства равенство? С кем ему равняться? – только с другим произведением искусства. Но уж никак не с тем‚ кто им‚ этим произведением‚ должен любоваться.
Ну какое нужно равенство прекрасно написанной картине с тем‚ кто приходит на нее полюбоваться? Ей важно какими глазами смотрят на нее и что о ней думают.
Или скрипка‚ любой музыкальный инструмент – как можно равнять то‚ что звучит‚ с тем‚ кто слушает музыку? Волновать может только одно – в чьи руки ты попала – бездарного‚ бесталанного скрипача или в руки гениального музыканта.
Как можно говорить о каких-то правах и каком-то бесправии в тех вещах‚ в которых нельзя равняться? Какого равенства можно добиваться между двумя спортсменами‚ между‚ например‚ боксером и гимнасткой?
Мужчины говорят‚ что они творцы. Что они придумали паровоз и велосипед. Творцы! Да и на здоровье. Для того им и нужно что-то делать‚ чтобы как-то проявить себя. А зачем это женщине? Она должна проявлять себя только в себе самой.
Хорошо‚ ладно‚ возьмем искусство. Они говорят‚ что это они написали самые прекрасные картины и создали самую прекрасную музыку. Да ради бога! Только кто из них написал бы что‚ если бы не было женщин? Хотя большинство из них в этом не сознаются‚ разве что такие как Петрарка или Пушкин – то есть самые великие понимают‚ что они всем обязаны женщине.
А женщина‚ она же сама как музыка. Ведь в отличии от мужчин‚ в женщине форма и содержание – душа и плоть – неотделимы‚ это одно целое… и поэтому женщина не уступит мужчине в тех вещах‚ в которых не нужны дополнительные приспособления.
По-моему О'Генри сказал: лучшие повара‚ клерки‚ сиделки и кто-то там – мужчины‚ и единственное в чем женщина превосходит мужчину – это в исполнении женских ролей в водевилях. Согласна. Женщина певица‚ танцовщица или‚ скажем для примера‚ драматическая актриса – она ни в чем не уступит мужчине. Правильно? Правильно‚ потому что душа бесплотна.
Женщина не может руками сделать то‚ что может мужчина – а зачем? Зачем ей создавать‚ если она сама образец‚ к которому нужно суметь приблизиться и попытаться создать что-то равное ей. Ведь не может произведение искусства создать другое произведение искусства‚ а вот робот‚ например‚ запросто может сделать себе подобного своими собственными железными руками.
Ну‚ ты понял? Я тебя спрашиваю‚ ты понял‚ к чему мы пришли в своих рассуждениях? Понял. Правильно‚ к тому с чего и начали: что женщина – это совершенство в природе – гениальное творение творца‚ а мужчина это талантливое его создание‚ которое только способно‚ если вообще способно‚ в своих попытках приблизиться к совершенству‚ примером которого для них являемся – мы!
Слушай‚ а умная я баба‚ а? До такого не каждый мужчина додумается.
Да‚ я умная и талантливая. И вот я – умная и талантливая‚ и красивая‚ сижу и надеюсь‚ и жду‚ когда придет этот‚ который должен любоваться и восхищаться мной‚ и который удостоит меня своим восторгом.
Вот так сидишь‚ сидишь‚ ждешь‚ ждешь‚ а потом возьмешь и согласишься сняться в каком-нибудь эротическо-порнографическом фильме. Что кривишься? А‚ ты не кривишься‚ ты усмехаешься‚ знаешь‚ что не соглашусь. Правильно знаешь‚ потому что показывать свое тело нужно тем‚ кому не дано большего‚ кто не сможет сыграть Джульетту или нет такого голоса‚ как у Эдит Пиав‚ тем‚ конечно‚ можно выходить на сцену и показывать свое тело за деньги – ни на что другое внимание не обратят‚ и если даже есть голос‚ а внутри пусто… Они могут возбудить только одно единственное желание…
Если‚ конечно‚ честно‚ то я тоже не против‚ чтобы на меня смотрели такими же глазами с тем же желанием… Но…
А знаешь‚ зря все это называют грехопадением. Если это грех‚ то зачем тогда делать так‚ чтобы он мог свершиться? Нет‚ если Бог создал мужчину и женщину‚ то он не мог не знать‚ что из этого получится. Ведь даже в святом Писании говорится‚ что ни один волов не упадет с головы человека без воли Божьей. Так что придумано все это… А вот зачем все это придумано – не знаю‚ но только все они дураки‚ кто называет это грехом. Хотя‚ если не любишь‚ может это и грех.
А вот интересно: там же‚ в Библии говорится‚ что грех желать чужую жену. А как насчет того‚ чтобы желать чужого мужа?.. и как насчет того‚ если чужой муж уйдет от своей жены к другой? – ничего там об этом не говорится‚ во всяком случае про ту‚ к кому уйдет.
Слушай‚ а что случилось с телефоном‚ почему столько времени он молчит? То уснуть нельзя‚ если не отключишь‚ а теперь сам вдруг замолчал. (Подходит к телефону‚ видит‚ что трубка лежит рядом с аппаратом). Черт‚ я же трубку не положила. (Кладет трубку). Дура‚ ведь‚ наверное‚ это он звонил‚ когда я побежала открывать дверь и подумал‚ что не туда попал‚ хотел перезвонить‚ а у меня все занято и занято. Вот идиотка.

Звонит телефон.

Да‚ я слушаю… А‚ Семен Львович… Да ничего страшного‚ позвонили и позвонили,Да‚ я слушаю… А‚ Семен Львович… да ничего страшного‚ позвонили и позвонили… Нет‚ Семен Львович‚ нет‚ я же вам говорила‚ что я никуда не поеду… Я рада‚ что у вас там весело‚ вот и передайте им всем от меня привет… Да ничего‚ просто устала и все… Нет‚ нет и ко мне не надо приезжать‚ я хочу отдохнуть… Ах вот в чем дело‚ он хочет меня увидеть и поговорить со мной. Но мы уже говорили на эту тему‚ так что все‚ что я сказала вам‚ можете пережать ему… хорошо‚ дайте ему трубку… Добрый вечер. Извините‚ как вас по  отчеству зовут?.. Хорошо‚ просто Витя. Так я вас слушаю‚ Витя… Встретиться? Думаю‚ что в этом нет никакого смысла… я же говорила Семену Львовичу… Да‚ он мне давал читать сценарий… Дело не в том‚ нравится мне сценарий или нет‚ мне не нравится роль. Хоть я и не слишком часто снималась в кино‚ и мне‚ честно говоря‚ было бы интересно‚ но вам я могу повторить только одно – я не люблю порнографию и голой перед камерой бегать не стану… да мне безразлично‚ что будут дублерши и что они вместо меня будут раздеваться и будут заниматься тем‚ что вы называете любовью‚ лицо-то останется моим. И я просто не понимаю‚ вам что‚ не хватает девочек‚ вы найдете таких сколько угодно‚ которые с удовольствием возьмутся за эту работу… Вам нужна именно я… Сложная трагедийная роль… Послушайте‚ Витя‚ вы плохо понимаете по-русски… Я не нервничаю‚ я сказала все‚ но могу еще добавить для ясности еще несколько совсем простых слов. Все‚ пока.

Кладет трубку.

Кретины‚ маньяки сексуальные. Баб им голых подавай. Да или на улицу и найдешь сколько хочешь. Режиссеры.
Помнишь у Шекспира про Джульетту: "Сегодня лобик ты расшибла‚ а подрастешь на спинку падать станешь". Правда‚ так нежно и трогательно о самом интимном‚ все очень откровенно‚ открыто и никакой пошлости.
Почему так бывает‚ когда одинок‚ хочется быть еще более одиноким. Хочется‚ чтобы никто не мешал‚ хотя так противно быт одной. Знаешь‚ для женщины одиночество‚ наверное‚ еще более непереносимо‚ чем для мужчины. Хотя‚ где-то я слышала‚ что одинокие мужчины чаще занимаются самоубийствами. Наверное‚ это от слабости. Женщина сильней‚ потому что совершенней. Я противоречу сама себе? Я говорила‚ что мужчина должен быть сильней? Правильно‚ говорила. Так оно и есть‚ он должен быть сильнее – когда рядом с ним женщина. Для того женщина и нужна мужчине‚ чтобы давать ему силу. Ведь женщины созданы не только чтобы отдаваться‚ но и чтобы отдавать. А когда отдаешь‚ то нужно знать‚ нужно быть уверенной‚ что отданное тобой не идет в пустоту‚ не отдается тому‚ кто не может пользоваться этим‚ поэтому нужен такой человек‚ чтобы быть уверенной‚ что отданное тобой ему не будет бисером для свиньи. Как не нужно говорить с человеком‚ который не понимает тебя и не оценит‚ или‚ оценив‚ не станет сильным от твоей близости.

Звонит телефон.

Да… Да‚ это я… Так самая‚ именно. Только извините‚ с кем я говорю?.. хорошо‚ раз не имеет‚ так не имеет. Только я не понимаю‚ о чем вы говорите… А‚ вот теперь поняла. Знаете что‚ миленькая‚ если бы я сейчас мола дотянуться до тебя… Нет‚ зачем. Я бы погладила тебя по головке и сказала: успокойся‚ глупенькая‚ иди отсюда и не трать понапрасну время.

Кладет трубку. Чувствуется‚ что в ней что-то сильно изменилось‚ лицо стало задумчивым.

О чем я говорила? Ах да‚ мужчина только тот нужен‚ который может оценить женщину‚ ведь только оценив‚ он может взять то‚ что она дает ему и после этого стать сильным. Но вот если оценив‚ поняв тебя‚ взяв твою силу и став сильнее… если после этого он обманывает тебя или обманывал все время‚ словно незаметно воровал‚ и теперь‚ присвоив твое себе – уходит‚ бросает или даже не бросает тебя‚ но пользуясь твоей силой‚ хвастается ей перед другими‚ выдавая за свою…
А может и я‚ отдавая свое‚ получала от него чье-то чужое? Ведь у него жена. Он говорит‚ он с ней не живет. Пусть так. Но все равно скажи: я ворую или она? Я не хочу воровать‚ и не хочу‚ чтобы воровали у меня!
К чему я это говорю? Да все к тому‚ что вот сейчас мне позвонили. Какая-то идиот позвонила и сказала‚ где он сейчас.
Кому это нужно? Кому какое дело до меня и до него? И лучше всего‚ конечно‚ не обращать внимания на такие звонки. Но я могу сделать вид‚ что не обратила внимания‚ никто и не поймет‚ что я обратила внимание на этот звонок. Но я-то сама не могу не знать‚ что мне до этого есть дело‚ есть и очень большое: потому что я жду и жду‚ а его нет и нет. Его нет‚ потому что оказывается он встретил кого-то‚ какую-то женщину‚ с которой ему веселей и интересней.
Почему я сразу поверила какому-то глупому звонку? Да я‚ может‚ и не поверила. Я не поверила бы и не стала проверять‚ но мне сказали телефон‚ где я могу его застать‚ и я бы не запомнила его‚ если бы передо мной не лежал кусок бумаги‚ на котором записан тот самый номер. Тот самый‚ который мне дал Леша.
Я не понимаю‚ зачем такие сложности?
А если я сейчас позвоню и проверю? Конечно‚ та‚ которая сейчас со мной говорила‚ именно этого и хочет‚ а я могу быть выше этого и не звонить.
Не звонить‚ не узнавать‚ но мучить себя.
Я могу сейчас себя мучить неизвестностью и утешать тем‚ что я гордая‚ а потом придет он и мне станет легко и хорошо.
Нет‚ в том-то и дело‚ что мне не станет легко и хорошо‚ потому что я перестану верить. А для того чтобы верить‚ нужно позвонить.

Берет трубку‚ набирает номер.

Здравствуйте. Илагина позовите пожалуйста к телефону… это его знакомая. (Кукле) Сказали‚ что сейчас позовут. (В трубку) Что вы говорите?... Его нет. Кого же вы тогда пошли звать? Могли бы ответить‚ что он просил сказать‚ что его нет.

Кладет трубку.

Дура! Идиотка! Зачем я звонила! Так себя унизить! Так позволить себя оскорбить!
Для чего все это?! Для чего тогда вообще жить?! Зачем ты здесь нужен! (Хватает со стола нож‚ начинает ножом бить куклу). Зачем все‚ зачем? Зачем он так со мной?..

Умолкает‚ растеряно смотрит на куклу‚ отходит от нее с болезненно-задумчивым лицом.

Быть иль не быть‚ вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы‚
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться
И знать‚ что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений‚
Присущих телу. Это ль ни цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся‚
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то‚ кто снес бы униженье века‚
Неправду угнетателя‚ вельмож
Заносчивость‚ отринутое чувство‚
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным.
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала. Кто бы согласился
Кряхтя‚ под ношей жизненной плестись‚
Когда бы неизвестность после смерти‚
Боязнь страны откуда ни один
Не возвращался‚ не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом‚
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль
И вянет‚ как цветок решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом‚
Вначале обещавшие успех‚
От долгих отлагательств. Но довольно.

Довольно. Довольно.
Довольно. Все к черту! Что бы мне сейчас такое сделать? Может напиться. Поехать к кому-нибудь и напиться. А почему бы не поехать к тому же Семену Львовичу? Он очень будет доволен.

Звонит телефон.

Да‚ я слушаю… Леша? Говори‚ говори‚ я слушаю очень внимательно… а теперь послушай меня. Пошел ты… сам знаешь куда.

Бросает трубку‚ начинает одеваться. Снова раздается телефонный звонок.

Да… Леша‚ у тебя что‚ плохо работает телефон? Ты плохо расслышал‚ что я сказала?... знаешь что‚ было бы лучше‚ если бы он сам сейчас позвонил и поговорил со мной. Впрочем‚ и ему со мной говорить не надо… Ну что еще хочешь сказать? Скажи… Вот в чем дело. Значит‚ он действительно был там‚ у вас‚ и только что уехал. Поехал ко мне… он зря это сделал. Всё. Пока.

Бросает трубку.

Ну что ж‚ все‚ так все. Ну не судьба. Переживем и это как-нибудь. Не судьба…

Кабы нас с тобой – да судьба свела –
Ох‚ веселые пошли бы по земле дела!
Не один бы нам поклонился град‚
Ох‚ мой родный‚ мой природный‚ мой безродный брат.

Как последний сгас на мосту фонарь –
Я – кабацкая царица‚ ты – кабацкий царь.
Присягай народ своему царю!
Присягай его царице‚ – всех собой дарю!

Кабы нас с тобой да судьба свела
Поработали бы царские на нас колокола‚
Поднялся бы звон по Москве-реке‚
О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись‚ наплясавшись на земном пиру
Покачались бы мы‚ братец‚ на ночном ветру…
И пылила бы дороженька – бела‚ бела –
Кабы нас с тобой – да судьба свела.

Подходит к телефону‚ набирает номер.

Семен Львович?.. Да‚ это я… в рады‚ что я позвонила?.. Вы счастливы… знаете‚ я подумала‚ подумала и думаю‚ что я сейчас приеду… Я вам делаю подарок? Да что вы: женщина – не мужчина‚ нам‚ женщинам‚ легче сделать подарок. Во всяком случае – никаких материальных затрат… да‚ договорились. Я скоро буду.

Кладет трубку. Почти сразу раздаются телефонные звонки. Она берет трубку.

Это опять ты!.. Что я должна сделать?.. никуда не уходить?! Ты что‚ издеваешься надо мной‚ Леша?... Мне ничего не надо объяснять.

Вырывает телефонный шнур из розетки‚ бросает го на стол. Но медлит‚ не выходит из квартиры.

Женщина легко может сделать подарок‚ никаких материальных затрат не надо. Но морально‚ духовно… ведь тело женщины так связанно с душой… связь гораздо большая‚ сильная‚ чем у мужчины. Ведь женщина – произведение искусства‚ произведение созданное самим Богом. А торговать своим телом‚ все равно‚ что скульптуры откалывать кусочки мрамора на сувениры. Но будет меняться форма ее‚ изменится и содержание. И постепенно произведение искусства превратиться в уродство…

Раздаются длинные звонки в дверь.


Рецензии