Старатели

  Примитивным, но очень трудоёмким  дедовским способом добывают у нас старательские артели, золото. Не хитрое приспособление, устанавливают в золотоносных  местах, в виде длинных коробов расширенных вверху, для загрузки золотосодержащей породы,  а ниже по жёлобу каскадами устанавливают резиновые коврики с ячейками, для улавливания мелких самородков и золотого песка. Такая конструкция дополняется мощными водяными насосами,  которые подают воду под большим давлением на водяной трансбойт,  этим трансбойтом размывается золотоносная порода, вода вместе с породой стекает мощным потоком, по жёлобу,  где пустая порода смывается и уходит в озеро или реку, а тяжёлые частицы золота задерживаются в резиновых ковриках. Так добывали золото раньше, так добывают его сейчас. Уже не первый год на старании, выполнял эту тяжёлую работу размывщиком,  32 летний Алексей Ступенин со своим напарником чуть помоложе Дмитрием  Нужным.
   Рабочий график в старательской артели 12 часов работа, 12 часов отдых, без выходных и праздников. Старательский сезон начинался с первой капели и заканчивался, когда лед полностью затянул водоём. Заработок «подёнка» рассчитывалась из суммы добытого рудного золота и делилась на каждого члена артели, в зависимости от зачисленных подёнок, минус штрафных. Старательским артелям выделялись участки расположенные за сотни километров от населённых пунктов где дорог или путей туда нет, ни зимой ни летом, или участки на которых не возможно разрабатывать промышленным способом. Единственный транспорт оленьи нарты и вертолёт в современных условиях. Жильё и быт старатели,  устраивали сами и на протяжении всего сезона, руководством и хозяевами приисков  объявлялся сухой закон.
   Многотомными изданиями задумал описать труд золотодобытчиков А.М. Горький и уже начали выходить его книги, но когда Алексей Максимович, стал описывать события Ленских расстрелов в Витимо – Бодайбинском бассейне  4 апреля1912 года, когда было расстреляно 270 человек и 250 человек ранено по приказу ротмистра полиции Витимо-Олёкминского района - Трещенкова.
  Его издания были закрыты и изъяты цензурой, так как в 1937 году  для помощи борьбы с «врагами народа», в Сибире это «направление» явно отставало от центра, был и направлен эмиссар НКВД Кульвец Борис Петрович, о котором много писали, после того, как  в 1993 году в подвалах бывшей Киренской тюрьмы, были обнаружены многочисленные захоронения жертв репрессий.  И весной 1938 года, под командованием «преданнейшего» делу социализма  Кульвенца, несколько тысяч золотодобытчиков были расстреляны, фактически без суда и следствия, так как всего несколько человек оперуполномоченных НКВД,  могли писать протоколы допроса, да и то три – четыре в день. Судя по тому, что собранных со всех приисков обвиняемых почти не охраняли, и они просто находились в кабинетах отдела НКВД, и небольшой тюрьме рассчитанной на 60 человек, они не считали себя виновными и думали, что разберутся и отпустят, так как никто даже не сбежал. Об этом втором Ленском расстреле, не рассекречено ни одного документа, держалось  в строгой тайне,  разглашение пресекалось, да и документов очевидно не много, судя по обстановке, всего полуграмотно составленные протоколы, на которых в данный момент лежит гриф секретно.
    Так, закончился промывочный сезон для старателей 1938 года.
   Вот на очередной сезон и приехали Алексей Ступенин с Дмитрием Нужным, встретились в городской гостинице, предусмотрительно закупив большое количество спиртного, чтобы напиться перед предстоящим  полугодовым сухим законом до икоты.
 - А, Лёха привет! – Заорал Нужный, в фойе гостиницы.
 - Ты уже заселился?
 - Да, я снял номер для двоих, вот тебя жду. – Отозвался Ступенин.
- О, я сейчас мигом!
    Нужный зашёл в номер, по хозяйски стал раскладывать свои вещи, полотенце, зубную щётку, пасту,  всё разложил по местам, затем стал доставать из рюкзака спиртное и продукты приготовленные заранее, часть спиртного поставил в холодильник, а часть выставил на стол.
- Ну, что стоишь Лёха, давай разрезай колбасу и нарезай хлеб.
-Да ты для кого, накупил столько водки? – Удивился Ступенин.
- Как раз так, ведь там никто не нальёт, а я должен напиться так, чтобы там я протерпел целых полгода.
   И началось застолье, и только за полночь,  Нужный упал в тарелку.  Ступенин, аккуратно переложил товарища в кровать, прибрал со стола всё в полиэтиленовый пакет и сложил всё в мусорную урну.  Завёл электронный будильник на 7 часов утра и лёг спать.
   Утром до будильника проснулся Нужный, он сразу обследовал стол былого пиршества, но он был чист, открыл холодильник,  в нем стояла открытая бутылка водки и на тарелке подсохшая колбаса.
Он трясущимися руками налил в стакан, получилось почти полный и залпом выпил содержимое, ему стало лучше и даже повеселел, стал будить Ступенина, который тоже уже проснулся, пошёл умылся холодной водой но отвращение от выпитого у него не проходило.
  Нужный стал подсчитывать, сколько бутылок они выпили и по его подсчётам, должна ещё где-то быть одна поллитровка.
  Собрав свой рюкзак, нужный подошёл к вешалке и стал одевать свою куртку, как вдруг он почувствовал во внутреннем кармане приятную тяжесть поллитровки, он даже поцеловал её, эту драгоценную пропажу.
   Они вышли из гостиницы и направились к автовокзалу, база старательской артели находилась в сорока километрах от города, в рабочем посёлке городского типа золотопромышленников, автобусы ходили часто и они поспели на отправляющий автобус.
  Нужный заскочил в автобус и захватил свободное место заднего сиденья на задней площадке автобуса, Ступенин поставил свой рюкзак на пол и встал у заднего окна автобуса.
  Как только автобус тронулся, кондукторша обилетила всех пассажиров, Нужный достал из кармана поллитровку быстро откупорил её и из горлышка сделал несколько глотков, лицо его сразу заиграло и сделалось довольным.
  -Лёха, ты пить будешь?  - Протянул поллитровку Ступенину так резко, что водка плеснулась.
Алексей сморщился,  отвернулся  и сказал:
  -Нет, не буду.
   -Да ты что, Лёха!
   - На выпей, правда из горлышка.
   - А, ты же так не привык?
    -А может,  ты пиццу с грибами будешь?
    -Нет, не буду.
    -А Анкл Бенс  будешь?
    -Нет, не буду.
  - Ты что Лёха, ментам сдался?
Ступенину был неприятен этот разговор и он отвернулся, и стал смотреть в заднее окно автобуса.
Нужный повернулся, к рядом сидящему щуплому мужичку, который зажал свои руки коленями, чтоб не выдать волнение и дрожь.
  -А ты будешь?
 Мужичок, проглотив слюну, утвердительно кивнул.
   -На!
 Мужичок не мешкая схватил поллитровку и крупными глотками стал пропускать в себя спиртное.
 Нужный, глянул как быстро уменьшается водка.
  - Э-э-ей!
 И выхватил у него бутылку, сильно звякнув по зубам мужичка.
 Посмотрел на свет сколько осталось, покачал головой, и такими же глотками допил остальное и не обращая ни на кого внимание, уверенно запустил её в открытую форточку автобуса.
 Бутылка, вылетевшая из форточки автобуса и брызнула зелёными осколками перед капотом, встречного Жигулёнка,  водитель  резко притормозил и высунулся в открытое окно, выругался уходящему и подпрыгивающему на ухабах автобусу.

      На второй день, скомплектовав старательскую артель, их на вертолёте доставили в отдалённый разрабатываемый участок, где сразу же приступили к добычи  жёлтого металла.  Из них никто не догадывался, что на этом участке в 1938 году, были арестованы все старатели и двумя конвоирами НКВД, были уведены в Бодайбо, в пути они находились около двух месяцев, - назад не вернулся никто.

Одна из уцелевших фото, которое было изъято у станционного фотографа.
            Ленский расстрел 4 апреля 1912 года.


Рецензии
Печальная картина. Как государство относилось к геологам и старателям замечательно показано в фильме Территория.

Валерий Столыпин   03.02.2021 07:20     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик! Смотрел этот фильм.
Да и сейчас не лучше, автомобиль Краз, на горно рудном производстве держится три года и идёт в металлолом, человек как то дорабатывает до пенсии, а дальше...

Николай Крутько   03.02.2021 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.