задом наперёд

                ЗАДОМ   НАПЕРЁД

    Есть шутливое выражение: «Это было давно и неправда». Оно не всегда справедливо. И хотя я хочу рассказать о событии давнем, прошу поверить мне так как на самом деле оно имело место быть. А расскажу я о том как моя бабушка вышла замуж. Это произошло задолго до революции 1917-го года в селе, где я родился.
    Сам я бабушку не помню. Век её оказался недолгим. Она была очень работящей, могла запалиться в работе, вот и изработалась быстро. Мне о ней рассказывали родители. Бабушка моя была весёлым человеком, любительницей всевозможных  розыгрышей, много знала частушек, прибауток, присказок, забавных историй. Из её уст мои родители услышали много поучительного. Эту историю о ней я услышал уже из уст моих родителей.
    Было это в эпоху единоличного хозяйствования вольных поселенцев Сибири. У каждого крестьянина был надел, и в прибыли был тот, у кого руки росли именно из того места, откуда они и должны расти, у кого голова была заполнена мозгами а не опилками, не замутнена алкоголем. Кто-то жил зажиточно, кто-то бедствовал, а кто-то вообще оставался безземельным. Прадеду моему досталась земля на болоте. Труда при ходилось вкладывать много, а отдачи получать мало. Семья его хоть и не бедствовала, но жила не богато. К тому же из семерых детей было всего двое сыновей. «Отрезанный ломоть» - так раньше называли  в семье дочерей. И в самом деле дочь, выходя замуж, уезжала в другую семью, увозя с собой ещё и приданое. Сыновья же оставались в родительском доме до тех пор пока не построят себе дом и не получат надел.
    Ну, это была, так сказать, присказка, а сказка в том, что молодёжь, особенно девки на выданьи, любили ворожить, гадать. Очень уж им хотелось опередить события, узнать, прежде чем объявят родители, кто и каким будет их суженый: богатый или бедный, добрый или злой, красивый или не очень. Среди гаданий было и такое: в ночь на Ивана Купалу, когда по народному поверью расцветает папоротник, нужно поймать кобылу, завязать ей и себе глаза, сесть верхом задом наперёд и пустить её по селу. Куда она придёт, там и суженый живёт.
    О любви в те времена говорили мало. Замуж не выходили, а выдавали и чаще по расчёту. Невест выбирали не по красоте, а по трудолюбию. Женихов тоже по труду. Женихи с гармонью да с «подвешенным» языком хоть и пользовались у девок успехом, да за них своих дочерей добрые родители отдавали неохотно, говорили: «Гармошка не накормит, а языком пашню не вспашешь»...
    Моя бабушка, хоть красотой и не блистала, однако трудолюбием её бог не обидел: в трудолюбивой семье росла. Все девки, её сёстры, были разобраны по приличным семьям. Моей бабушке повезло первой.
    Волшебной летней ночью моя бабушка с подругами не пошла в лес за цветком папоротника, по пути к которому якобы будут сопровождать черти, провоцируя оглянуться, а пошла в луга, где паслись лошади, поймала самую смирную кобылу, привела к поскотине. Девки завязали ей и бабушке глаза и пустили в село. Лошадь пошла, пошла, а когда остановилась, бабушка сняла повязку и увидела сухининские ворота. Лошадь оказалась ихней. Сухинины считались на селе богачами. Девки гурьбой шли за кобылой на почтительном расстоянии. Смеху было!!! Но, когда они увидели куда пришла лошадь, притихли. У Сухининых было трое сыновей один другого статней.
-------- Федора! В каком доме ты будешь жить!! - восхитились подруги, а бабушка только фыркнула:
-------- Гусь свинье не товарищ! - и было не понятно, кого она имела в виду под этими нетоварищами.
    Но ворожба ворожбой, а судьба судьбой. Случился недород, и семья бабушкина, и до того не жировавшая, начала голодать. Пришлось бабушке идти в работницы к тем же Сухининым. На проворную весельчачку запоглядывали сухининские парни, начали приставать. Да бабушка-то не лыком шита, огрела одного, особо пристававшего, коромыслом так, что коромысло пополам, а парень с пробитой головой пару недель на полатях отлёживался. На трудолюбивую батрачку обратили внимание родители Сухинины, да и парни зауважали. Её батрачество в конце концов закончилось замужеством, и замужеством счастливым. Добрым оказался сухининский жених с пробитой головой.
    Вот и не верь приметам и ворожбе. Хоть и не ходила бабушка в лес, не срывала мифический цветок папоротника, якобы дарующий пожизненное счастье, а счастливо все свои сорок пять, отведёных ей судьбою лет.

Март 2004г.


Рецензии