Великий русский писатель А. П. Чехов

Великий русский писатель А. П. Чехов.

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился 17 января в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии владельца бакалейной лавки. Учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле, после окончания Московского университета работал уездным врачом и с этого времени его «юмористические мелочи» публикуются на страницах журналов под разнообразными псевдонимами.

Когда в восьмидесятых годах позапрошлого века подписчики юмористических журналов впервые прочли рассказы Антоши Чехонте, никто из них не подозревал, что через несколько лет имя автора, скрывавшегося за этим псевдонимом, станет знаменитым. Один за другим появлялись рассказы: «Смерть чиновника» и «Дочь Альбиона», «Хамелеон» и «Маска», потом «Злоумышленник», «Унтер Пришебеев» и постепенно Антоша Чехонте уступает место Антону Павловичу Чехову, писателю, которого читает уже вся грамотная Россия.

Герои коротких рассказов А. П. Чехова – маленькие люди: городская беднота, мелкие служащие, крестьяне. Они забиты, унижены, страдают от произвола сильных и часто так темны и невежественны, что даже не в состоянии понять весь ужас своего положения. А за спиной этих маленьких людей встает сама русская действительность тех лет: серая, убогая, страшная.

Все реже слышится веселье в чеховском смехе, он становится едким, горьким. На этом безрадостном фоне светлой и необыкновенно лирической нотой прозвучало первое «большое» произведение А. П. Чехова – «Степь». Оно вышло в 1888 году, и сразу на читателя повеяло степным простором, запахом полевых цветов, неудержимо понеслась ему навстречу зазолотившаяся в дорожной пыли даль, и из нее возник образ «прекрасной суровой родины», невольно напомнив собою гоголевскую Русь.

Любовь к родной стране побудила А.П. Чехова отправиться в 1890 году в далекое путешествие на Сахалин. Эта поездка помогла писателю глубже и шире увидеть народную жизнь. В произведениях, написанных в девяностые годы позапрошлого века, А..П. Чехов затрагивает «проклятые» вопросы своего времени.

Жалкой «попрыгунье» со всем ее пошлым окружением, с поисками «необыкновенной личности» Чехов противопоставляет простого русского человека, скромного самоотверженного труженика Дымова, показывая, что он-то и есть настоящий герой. «Палата № 6» - задыхаются и гибнут люди в страшной палате №6, охраняемой тупым жестоким надзирателем, да ведь это вся Россия, сдавленная рукой самодержавного деспотизма. В тине ничтожной обывательской жизни пропадают честные, думающие, но слабые духом люди, одни становятся стяжателями, другие тупеют и спиваются и всюду страдают от вездесущего «человека в футляре», который сковывает своим присутствием все живое и смелое.

В канун прошлого века, когда в России начался революционный подъем, А. П. Чехов сразу ощутил близость решительных социальных перемен. Предчувствие нового заставляет его еще требовательней относиться к себе. «Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строгого и честного», - говорил он Горькому. Этот этап в творчестве А. П. Чехова тесно связан с театром. Именно чеховские пьесы в 1898 году легли в основание репертуара Московского Художественного театра, которому было суждено сыграть такую огромную роль в истории русской культуры. На его сцене вновь родилась чеховская «Чайка», потерпевшая неудачу при первом представлении в Петербурге. На его сцене шел спектакль «Дядя Ваня», потом – «Три сестры» и «Вишневый сад».

Если в «Дяде Ване» А. П. Чехов заставлял зрителя скорбеть вместе с собой о том, что лучшие силы дяди Вани и доктора Астрова уходят напрасно, бесплоден их труд, и нет поэтому смысла в их существовании, то в «Трех сестрах» писатель уже осуждает своих героев: ведь надвигается очистительная буря, они чувствуют ее близость, и поэтому их безволие, пассивность, их «маниловские» мечты о прекрасном будущем через двести лет преступны, ибо они сами ничего не делают во имя этого будущего.

Бодрый и ясный тон окрашивает «Вишневый сад» - последнюю пьесу А. П. Чехова – и его последний рассказ «Невеста» - старое отжило и уже не вернется, Чехов это твердо знает. «Здравствуй, новая жизнь!» - радостно звенят в финале «Вишневого сада» молодые голоса. И в них слышится голос самого Чехова, великого русского писателя, который не дожил до этой новой жизни, но верил в нее и на весь мир провозгласил неизбежность ее прихода.

yuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии
Чехов, -- пишете вы, -- великий русский писатель.

И это, пожалуй, единственная фраза, которая в вашей миниатюре принимается полностью и безоговорочно. Но только она (если, конечно, не считать взятые вами из энциклопедий и литературных справочников биографических данных). А дальше набор хрестоматийных прописей, без которых не в том, что они хрестоматийны, и не в том, что они прописи (которые в таком качестве не представляют никакого интереса, как и никакого собственного мнения), а в том, что они дают ложное представление о писателе. "Бодрый и ясный тон окрашивает 'Вишневый сад'... старое отжило и уже не вернется". Это из репертуара школьных училок.

Старое, как его изобразил писатель, действительно, отжило. Какое сочувствие могут вызвать стареющая нимфоманка и ее нелепый брат-болтун? А новое? Вечный восторженный, неприспособленный к жизни студент-недоучка Петя? Или нахрапистый, хамоватый хапуга Лопахин. Победа, действительно, похоже на его стороне. Но если старое не вызывает никакого сочувствия, а только насмешку, то новое уже пугает. Тот конфликт, когда обе стороны хуже.

Почитал я и другие ваши миниатюры. Честное слово, русская классика заслуживает более внимательного и чуткого прочтения. Стоит ли повторять по ее поводу избитые "истины", которыми с таким азартом засоряют сеть многие авторы. Добавлю от сеяя, что казенные долдоны-литературоведы ничуть не лучше

Владимир Дмитриевич Соколов   24.08.2023 07:18     Заявить о нарушении