Кабардинцы - Пятигорские Черкесы и Крым

Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе за суверинетет   в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорские черкесы», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски — Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Существует множество преданий о взаимоотношениях Кабарды-России и Крыма. В этих событиях были и войны и совместное  мирное проживание, и выполнение  союзнических обязанностей. Один из первых крымских ханов Нур-Девлет, занимавший трон трижды, одно время укрывался в Черкесии. В крымско-русской переписке упоминается его жена «Юмадыкова дочь»  . Быть может, укрываясь в Черкесии, Нур-Девлет проживал в селении родственников своей жены.
Брат Нур-Девлета Менгли-Гирей, также занимавший крымский престол трижды , был женат на черкешенке.
Хафса, супруга османского султана Селима Явуза и мать Сулеймана Великолепного, согласно В. Аллену, была дочерью Менгли-Гирея, рожденной его женой-черкешенкой. Отсюда Аллен выводит «типично черкесский профиль» султана Сулеймана   . Создается впечатление, что черкесской принадлежности придавалось большое значение, поскольку дочь Менгли-Гирея была для османов черкешенкой, несмотря на столь знатного отца-чингизида. Само по себе характерно, что османские и европейские источники подчеркивают именно черкесскую половину ее происхождения .

Сахиб-Гирей I в 1533 г., согласно сообщению московского посла В. Левашова, едет в Керчь для встречи своей будущей супруги-черкешенки. Почему хан не мог поехать в саму Черкесию, но поехал максимально далеко, как только мог, для встречи будущей супруги? Очевидно, что подобная поездка была невозможна даже после его походов 1539 и 1545 гг.

Девлет-Гирей I, один из наиболее могущественных крымских ханов, имел значительное черкесское окружение. Он был зятем князя Тарзатыка, сыновья которого, упоминаемые в русских источниках как Татар-мурза и Ахмет-Аспат Черкасские, служили при его дворе. Младшая жена хана также была черкесской аристократкой, а ее брат служил у хана. Главными конюшими у Девлет-Гирея и у калга-султана Мухаммед-Гирея (сына старшей черкешенки) были черкесские дворяне Толбулдук и Верхуша Черкасские . Из исторических документов известно, например, что во второй половине XVI в. среди жен Крымских ханов все чаще появляются уроженки Северного Кавказа. Из знатной адыгской семьи была супруга Девлет-Гирея, Айше-Фатьма-Султан; ее брат бей Азхад (Ахмед) входил в число приближенных хана; сестрой находившегося на службе у хана адыга Алклыч-мирзы называют источники другую жену хана, Хан-Сугру. Наконец, черкешенкой была и невестка Девлет-Гирея - жена Ислам-Гирея, при хане состоял брат «царицы» Али-мирза» .
Некоторые из ханских жен и матерей активно вмешивались в политику, а их политические пристрастия могли быть отражением внешнеполитических курсов княжеских домов Черкесии. Так, старшая жена Девлет-Гирея откровенно лоббировала пропольско-литовский курс ханства. Московский посол А. Нагой сообщал, что хан «жалует свою большую царицу Аиша Фатма салтану... думает... со царицею и слушает ее» . Подавляющее большинство крымских ханов XVII-XVIII вв. являлись потомками Девлет-Гирея и Айше-Фатьмы-Султан по ветви их старшего сына Мухаммед-Гирея II (1577-1584).
Согласно крымским хронистам, матерью Джанибек-Гирея II (1610-1622; 1627-1635) и Мухаммед-Гирея IV (1642-1644) была черкешенка - дочь бесленеевского князя . Судьба этой черкешенки показывает нам, насколько влиятельной дамой могла стать уроженка Черкесии, выйдя однажды замуж за гирейского принца. «Крымские историки повествуют о Джаныбеке II, что он был сын Шакай Мубарек-Герая, одного из сыновей Девлет-Герая I. Этот Шакай-султан во времена жестокостей Гази-Герая бежал в черкесские пределы, где и умер, оставив двух сыновей - Джаныбек-Герая и Девлет-Герая. Мать их была дочь князя черкесского племени Бесленей. По смерти мужа она некоторое время жила на своей родине. Но потом на ней женился Фетх-Герай. Вскоре по гибели - этого последнего Гази-Гераем, снова овдовевшая черкешенка опять вернулась с обоими детьми в родительский дом. Когда Селямет-Герай сделался ханом, то и он, по прибытии в Крым, через посредство Шагин-Герая взял себе в жены эту даму, и таким образом дети ее очутились под ханской опекою. После бегства Мухаммед-Герая (будущего хана Мухаммед-Гирея III, правившего в 1622-1627. с Шагин-Гераем, Джаныбек сделан был калгою, а Девлет-Герай, его брат, нур-эд-дином, конечно, не без участия и ходатайства своей матери, должно быть, обворожительной особы, коли до трех раз находились искатели руки ее» . И в другом месте своей книги, говоря о происхождении Мухаммед-Гирея IV, автор указывает, что он «родился три месяца спустя после смерти отца своего Селямет-Герая и, будучи по матери сводным братом Джаныбек-Герая, остался на попечении последнего». После отставки Джаныбек-Герая «он себе не унывал и постарался завести связи с государственными сановниками Порты. Благодаря их-то старанию Мухаммед-Герай IV и получил ханство».


Рецензии
Я там написала тебе, по поводу перевода. Можешь смело оперировать переводными данными.Тот перевод, что тебе дан- не совсем соответствует, автор особо не заморачивался в изучении крымско - татарского литературного языка. Хотя........есть же хороший словарь- УСЕИНОВА С.М. Им можно пользоваться. А есть словари, составленные исследователями крым- татар языка иными национальностями. Исследователь иной национальности он не особо владеет информацией. Напимер:: исследователь истории крымско - татарского народа и его языка пишет::: ЧЕСМЕК-глагол обозначающий слово= РЕЗАТЬ , ОТРЕЗАТЬ.............попал исследователь. НА КРЫМСКО - ТАТАРСКОМ языке- ЛИТЕРАТУРНЫЙ!!!!!ГЛАГОЛ, означающий действие ОТРЕЗАТЬ и РЕЗАТЬ....это не ЧЕСМЕК! это == ЧЕЛЬМЕК!Может быть и есть деалекты, поищу. Но в данный момент мы переводим крымско - татарский язык!Разберем слово ЧЕРКЕС подетально : КЕС - означает = лицо, персона, человек,,,ЭР/ер/ - все,,,ЧЕР - такого слова в ЛИТЕРАТУРНОМ нет. ЕСТЬ слово-существительное - ЧЕРЕ.Оно означает ЛИЦО. Есть ЧЕРЕН - означает - СКИРДА, СТОГ. Но, я думаю - в данном случае оно нам не подходит. Берем ЧЕРЕ. Можем собрать теперь по смыслу: КЕС- лицо, ер- эр- все, чере - тоже лицо. Т е - ВСЕ ЛИЦО- дословно. Теперь глагол - / ЧЕЛЬмек явно не из этой оперы/ в крым тат язке есть глагол, более менее соответствующий нашей поисковой работе, это ЧЕРТМЕК- означающий = СТУКНУТЬ, ЩЕЛКНУТЬ.......общий вывод :: все ЛИЦО,КОТОРОЕ МОЖЕТ СТУКНУТЬ. ДОСЛОВНО .СЛОВО ВСЕ- опускается. В смысловом звучит так: бьющий человек,дерущийся человек. Это можно трактовать так:: ЧЕЛОВЕК -ВОИН.....НАМ подходит такой вариант для перевода слова ЧЕРКЕСС? По - моему - вполне. Кто не согласен- может поспорить с Усеиновым и его словарем. Но еще раз хочу заметить: не стоит АКТИВНО мешать крым - татар язык с языком казанских татар. Не все совпадает.

Инна Енгалычева   04.01.2014 10:01     Заявить о нарушении
Что еще хочу сказать по поводу нашей с тобой поисковой работы. Сейчас я планирую статью, на мой взгляд очень интересную - но мне бы хотелось набрать для нее фактов, подтвержденных, но не заезженных в инете. Заглянешь в ящик - там я уточню о чем будет статья. Может ты мне чем - то поможешь.Если все пройдет удачно, выпустим работу под двумя фамилиями. Твоя черкесская тема соответствует моей идее. И я думаю, что....пожалуй ты можешь оказаться прав в нашем с тобой гиблом! деле. В Крыму черкессов было очень много.....ты понял о чем я. А если опереться на то что, наши мужчины были в Царском Полку....почему бы и нет???

Инна Енгалычева   04.01.2014 10:08   Заявить о нарушении