история мировой культуры 8

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.


ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII В.

1.  Эпоха Просвещения и её идеология

 XVIII в. называют эпохой Просвещения. Философы – просветители, чьи идеи получили широкое распространение, учили, что любой человек, опираясь на здравый смысл, может осознать свои интересы, увидеть «неразумность» религии, несправедливость сословных привилегий. Главным условием торжества прогресса считалось широкое распространение образования. Наиболее значительный расцвет идеи Просвещения получили во Франции. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778)   в своих произведениях выступал против деспотизма и феодальных порядков. Истоки социального зла он видел в невежестве. Вольтер критиковал церковь за то, что она стремится держать народ в темноте и внушает ему фанатизм и нетерпимость.
  В религии философ видел источник нравственного воспитания. Вольтер надеялся, что появится «просвещённый монарх», способный провести нужные реформы (отменить сословные привилегии, ограничить власть церкви и собственный произвол государства), поэтому он вел переписку с императрицей России, шведским и польским королями.  Шарль де Монтескьё (1689 – 1755) обосновал идею конституционной монархии, в которой должно быть разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

  Жан - Жак Руссо (1712 – 1778)  выступал против социального неравенства и призывал ввести законы против роскоши. Идеалом его была республика. Руссо утверждал право народа на сопротивление тиранам.
Великой заслугой просветителей было издание многотомной «Энциклопедии», где были собраны статьи по всем отраслям знания и ремесла того времени. Редактирование и составление многих статей каждого тома принадлежит Дени Дидро (1713 – 1780).  Идеи Просвещения проникли в Германию, Италию, Америку, Россию.
Итогом Просвещения была волна революций. Сначала грянула революция в североамериканских колониях (1775 – 1783), послужившая толчком к образованию США. Затем – Великая французская революция (1789 – 1794). Место монарха заняли избранные народом представители, была принята конституция, провозглашено равенство граждан перед законом.

2. Промышленный переворот и его последствия

В  XVIII в.  Голландия уступила первенство в развитии Англии. Аграрная революция в Англии привела к утверждению высокопродуктивного сельского хозяйства. В бедных районах она увеличила число пролетариата, рабочей силы, которая была готова откликнуться на призыв крупной городской промышленности. Рост населения и спроса на товары, а также наличие свободных капиталов привели к необходимости увеличить размеры производства и заменить ручной труд машинным.
В 1733 г. Джон Кей изобрёл летучий ткацкий челнок, перебрасывав-шийся нажатием педали. Это уменьшило время, необходимое на изготовление ткани, но зато стало отставать производство ниток. В 1765 г. Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, на которой работали 16 – 18 веретён.
В 1767 г. Томас Хейс создал машину, приводимую в движение водяным колесом. Ричард Аркрайт в 1771 г. купил это изобретение и построил первую фабрику близ Дерби. В 1785 г. Джеймс Уатт изобрёл паровой двигатель, а Т. Белл – ситцепечатный станок.
Новая техника привела к переходу от мануфактуры к фабрике.


3. Наука и географические открытия

Огромным является вклад учёных эпохи Просвещения в науку. В 1783 г. во Франции  братья Монгольфье изобрели воздушный шар с нагретым воздухом, а учёный и изобретатель Жак Шарль в том же году – шар, наполненный водородом. Человек впервые поднялся в воздух.
Немецкий философ Иммануил Кант и французский учёный и астроном  Пьер – Симон Лаплас в разное время  выдвинули теорию происхождения Солнечной системы из раскалённой туманности. Английский астроном Уильям Гершель открыл планету Уран (1781 г.)
Первый российский учёный мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) разработал понятие  о химическом элементе, за 40 лет до Лавуазье обосновал закон сохранения вещества при химическом превращении, на 60 лет раньше Юнга установил тип волновых колебаний поверхности земли, за 135 лет до Ф. Нансена указал направление дрейфа в Северном Ледовитом океане.
Ломоносов первым доказал растительное происхождение каменного угля. Он восстановил тайну изготовления мозаичного цветного стекла и создал совместно с учениками грандиозную картину, изображающую Полтавскую битву. Учёный научно разработал русскую грамматику, создал основные типы стихосложения, очистив язык от устарелых оборотов и ненужных иностранных слов.
В 1722 г. голландец Якоб Роггевен в восточной части Тихого океана открыл остров Пасхи с его таинственными гигантскими статуями. Остров получил такое название, так как был открыт в день празднования Пасхи.
Русскими путешественниками были сделаны важные открытия в Америке. Ещё в конце XVII в. экспедиция Владимира Атласова открыла Камчатку, а экспедиция Семёна Дежнева доказала существование пролива между Азией и Америкой.  При Петре I была послана экспедиция (1728 – 1730) под руководством Витуса Беринга (1681 – 1741), чтобы вновь обследовать побережье Азии и узнать, не соединяется ли оно где с Америкой. Беринг достиг пролива, названного впоследствии его именем, и открыл остров Святого Лаврентия. В 1732 г. он встал во главе второй экспедиции, которая в 1740 г. основала город Петропавловск - Камчатский, обследовала побережье Аляски, открыла Алеутские острова и впервые вышла в море, названное позднее Беринговым. В 1741 г. командор Беринг вышел в своё последнее плаванье, собираясь достичь Аляски. Туманы, штормы, опасность сесть на рифы помешали ему достичь цели. Корабль прибило к неизвестному острову, на котором путешественник и половина его команды умерли от цинги и холода. Впоследствии этот остров также получил имя Беринга, а весь архипелаг – название Командорских островов.
В 1768 – 1774 гг. для исследования Поволжья, Урала, Западной Сибири, Алтая и Забайкалья в глубь России Екатериной II была послана экспедиция под руководством Петра Симона Палласа (1741 – 1811), которая собрала уникальные сведения по ботанике, зоологии, палеонтологии, истории, этнографии и быте народов России. Палласу принадлежат обширные труды по флоре и фауне нашей страны, сравнительный словарь всех языков и наречий России, двухтомная история монгольского народа.
Капитан Джеймс Кук (1728 – 1779), получив приказ английского правительства искать таинственный Южный материк, в 1769 г. прибыл на остров Таити и составил этнографические записки о быте и верованиях местного населения, до сих пор сохранившие научную ценность. Продолжив экспедицию, он открыл острова Общества, нанёс на карту береговые линии Новой Зеландии, исследовал восточную часть Австралии. Адмиралтейство решило, что Кук недостаточно усердно искал Южный материк, и отправило капитана в новую экспедицию. Во время неё капитан трижды пересекал Полярный круг, доказав, что никакого фантастического материка не существует. Были открыты архипелаги Туамоту, Тонга, Маркизские острова. В 1776 г. Кук отправился на поиски северо-западного прохода, отделяющего Атлантический океан от Тихого. В этой экспедиции он открыл Гавайские острова, но домой уже не вернулся, погибнув от рук туземцев.

4. Литература и искусство

В литературе эпохи Просвещения получил распространение просветительский реализм. Можно выделить несколько основных тем произведений того времени:
–  воспитательный роман, повествующий о становлении молодого человека, вступающего во взрослую жизнь (А.Прево «Манон Леско», Шодерло де Лакло «Опасные связи», К. Кребийон – сын «Заблуждения сердца и ума»);
– преодоление сословных перегородок, утверждение равенства всех людей, независимо от их социального происхождения (Мариво «Удачливый крестьянин», П. Бомарше «Женитьба Фигаро», Ж. - Ж. Руссо «Новая Элоиза»)
– критика социального строя, утверждение сильной личности, борющейся с несправедливостью и неблагоприятными обстоятельствами (Д. Дидро «Монахиня», Д.Дефо «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс», «Братья - разбойники» Ф.Шиллера, У. Годвин «Калеб Вильямс»).
В первой половине  XVIII в. в живописи господствовал стиль рококо. Он обслуживал интересы знатных и богатых людей, имеющих досуг и настроенных на приятное времяпровождение. Цель рококо состояла в том, чтобы доставить удовольствие и отдых для глаз, развлечь, поэтому для картин  этого стиля характерны  легкомысленные и фривольные сюжеты, миловидность персонажей, мягкие, пастельных тонов краски.
  Самым известным мастером рококо является французский живописец Франсуа Буше (1703 – 1770), директор королевской Академии живописи и скульптуры, одновременно заведовавший королевской мануфактурой гобеленов. Для его работ характерна изящная декоративность, лёгкая утончённость и игривая насмешка над галантными  похождениями его пер-сонажей – героев античных мифов и современных аристократов.
Рококо проявлялся также в изготовлении милых безделушек (фарфоровых фигурок, табакерок), оформлении мебели и интерьеров (Большие зеркала, позолоченная резьба, комфортные диваны и изящные столики на изогнутых ножках)
Реализмом отмечено искусство Уильяма Хогарта (1697 – 1764), соз-давшего циклы нравоучительных картин из жизни своих современников, с целью показать, куда приводят такие человеческие пороки как погоня за лёгкой жизнью, слабоволие, продажность, лень и беспринципность («История одной девушки», «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы»).
Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) в своих картинах воспевает семейные ценности, скромность и добродетель  буржуазии, противопоставляя их модной в аристократических кругах циничности и распущенности.
    Накануне Великой французской революции во Франции (1789 – 1799)  вновь завоёвывает свои позиции классицизм. Своей высшей точки развития  он достигает в творчестве Жака Луи Давида (1748 – 1825).
Художник начал как ученик Буше, но вскоре социальная действитель-ность оттолкнула его от кукольных и умилительных сюжетов рококо. Давид обращается к образам высокой гражданственности времён античности. Его героями становятся люди,  пожертвовавшие жизнью ради высокой цели («Клятва Горациев», «Смерть Сократа»).
Во время революции мастер пишет символические для революции события  («Клятва в зале для игры в мяч») , запечатлевает образы мучеников революции, уподобляя их античным  («Смерть Лепеллетье», «Смерть Марата» и «Смерть Барра»).
    Классицизм занимает прочное место в архитектуре многих стран, в том числе и России. Общественные здания и особняки украшаются античными портиками, колоннами, подобием античной скульптуры. В конце XVIII – XIX вв. модной становится псевдогреческая мебель. Женщины начинают носить платья наподобие античной туники.


Вопросы для самопроверки и задания

1. В каких странах произошли революции в период XVII – XVIII вв.? Назовите изменения в области политики и права, которые  они вызвали.
2. Перечислите страны, оказавшиеся затронутыми эпохой Просве-щения? Кто такие «просветители»? С какими социальными пороками и предрассудками они боролись? Почему круг просветителей, участвовавших в создании «Энциклопедии», называли «сборищем еретиков, врагов Бога, короля и церкви»? За что Вольтера называли «адвокатом справедливости»? Почему он заявлял, что самое большое счастье для людей состоит в том, чтобы ими управлял государь - философ? О церкви Вольтер как-то написал: «Раздавите гадину!» Одновременно ему принадлежит высказывание: «Если бы бога не было, нужно было бы его выдумать».
Охарактеризуйте отношение Вольтера к религии. Кто из просветите-лей предложил идею разделения властей с целью их взаимного сдерживания? Укажите, какие новые идеи он внёс в области политики и педагогики. Почему в конце жизни он подвергался ожесточенным преследованиям?
3. Соотнесите открытия в области науки и техники с их авторами:
А) Д. Кей,  Д. Харгривс,  братья Монгольфье, Д. Уатт, Т. Белл, У. Гершель, И. Кант.
Б) Летучий ткацкий челнок, теория происхождения Солнечной системы из раскалённой туманности,  ситцепечатный станок,  воздушный шар, паровой двигатель, механическая прялка, открытие планеты Уран.
4. Что такое «просветительский реализм» в литературе? Прочтите произведения писателей XVIII в. Какие проблемы поднимаются в них? Почему и сегодня они продолжают многократно переиздаваться?
5. Почему накануне и во время Великой французской буржуазной революции для выражения своих идеи Ж.Л.Давид обращается к стилю классицизм?


Рецензии