Фальгарский выбор

Видящий будущее старик-мудрец Аккум-бобо – Дед Белый Песок – рассказывал мне как-то об одном из самых древних таджикских обычаев. В Фальгаре бытует одно неписанное законом, но распространенное правило.  Если одинокая женщина идет по тропинке, а навстречу ей мужчина, то последний имеет полное право наброситься на нее и овладеть ею. В противном случае, вопреки писаным, но имеющим куда большую силу традициям, в глазах её не окажется он мужчиной.  И на смех будет поднят он на площади Варз-Минора за то, что не лишил чести женщину. А дети и внуки носить станут имена, произноситься которые всю жизнь будут со снисходительными усмешками. Уступив дорогу и дав ей пройти, а то и помогая спуститься по круче, дабы было легче преодолеть ей путь, он сломает веру в себя и ни одна из тех, кто мечтала о любовных утехах в объятиях его, уж не посмотрит боле на него без презрения и жалости.  И за наведенный на дом предков позор будет проклят он отцом своим. Мне всегда трудно было понять обычай этот, ибо не поддавалось разумению моему, как поругание чести беззащитной женщины в диком горном лесу может быть переходящим из века в век обычаем.

И так размышлял я об этом, поднимаясь по крутой тропинке, пока не встретил молодую женщину, спускающуюся с трехлетним мальчиком, сыном или племянником. Она ушла бы с тропы одинокая, увидев мужчину, как делают все спешащие по делам женщины Варз-Минор – города Глиняного Минарета – но сворачивать было некуда.  Она могла развернуться и убежать, чтобы избежать позора, но и этого не сделала.

С удивлением не обнаружив в походке её испуга, я отступил в сторону, освободив дорогу. Словно не подозревая об обычаях предков, она прошла мимо меня, и вскоре под моим удивленным взглядом скрылась в зарослях, почти коснувшись плечом груди моей.

Вернувшись в Варз-Минор, я рассказал Аккум-бобо об этой встрече и высказал предположение, что женщина та была из тех, скорее всего, кто уже давно не боится молвы людской.

Старик посмотрел на меня глазами, похожими на пятна покрытого облаками неба перед дождем, качнул головой, шевельнув молочно-белыми, потерявшими за полный век силу волосами, и сказал спокойно, как если бы не объяснял мне, глупцу, простую истину, а соглашался с моим предположением:
«Эта женщина была в безопасности. Ей не нужно было сворачивать с тропы и бояться быть поруганной тобою».

«Но она шла одна, и я был один».
«Ты сказал, что с нею был мальчик трех лет. Значит, у неё был защитник. И если бы кто прикоснулся к ней, стал бы он грязным насильником. И был бы он найден хотя бы и за пределами Фальгара. И был бы этим же вечером приведен на площадь к минарету Варз-Минора и казнен».
«Может ли быть, чтобы ты сам не понимал этого?», - укоризненно добавил он. Погладил жидкую бороду, посмотрел на одноцветное его взгляду небо, слился с ним, и на моих глазах словно ушел в него - спокойно и равнодушно.


Рецензии
прежде, чем вступить на узкую тропинку,
узнай обычай, как разминуться с женщиной, ибо:
"Восток - дело тонкое!" (с)

но как красиво поведал, Слава!

!!!

Светлая Ночка   15.12.2012 23:46     Заявить о нарушении
Обычно я не расхожусь (что-то вроде благородного смеха).

Вячеслав Ордынцев   16.12.2012 11:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.