Occult preparations for a new age by dane rudhyar

OCCULT PREPARATIONS FOR A NEW AGE by Dane Rudhyar (1975)

"Внутренняя история" контркультуры.
Эта книга впервые была опубликована в 1975 году.
Вероятно, подобная внутренняя "история" контркультуры известна многим -  в попытках "заглянуть" за горизонты шестидесятых, "найти" корни контркультуры в прошлом. Так, "архетипы" контркультуры периодически
"находят" у киников, стоиков, первых христиан. По крайней мере написаны с десяток весьма внушительных статей (и даже книг!), в которых
внимательно изучается философская "родословная" контркультуры.
Разумеется, кроме философских корней, делались попытки найти
религиозные, смежные традиции. Поэтому я решил  перевести фрагменты из опубликованной в 1975 году книги.
"OCCULT PREPARATIONS FOR A NEW AGE" by Dane Rudhyar
Контркультура: прошлое и настоящее.
Любое общество постепенно изменяет культуру, выбирает новый образ
жизни, отражающий коллективные верования и идеалы. Однако в силу медленного движения к изменениям, многое из прежнего накопленного опыта все еще сохраняет фундаментальное значение для всего общества.
Новые импульсы к духовному движению приходят от недовольных,
угнетенных, или даже примитивных групп людей, которых зачастую
вынуждают отказаться от старых верований; поэтому такие категории людей создают свои собственные идеи и символы, необходимые для их
психического и эмоционального благополучия.
Нечто подобное наблюдается у детей, когда они принимают веру по
требованию родителей - это  некие "абсолютные истины", нормы поведения родителей, заимствованные из подражания.
Позднее, повзрослев, такие дети переживают ряд кризисов, смотрят на
родительскую веру более широко, находят зрелые религиозные
"чувства-ответы". Может быть, кто-то из выросших детей пересмотрит все
родительские взгляды, кое-кто внесет коррекции, необходимость которых проистекает из новой социальной и интеллектуальной среды.
Многие из верований могут оставаться скрытыми (латентными), "ниже
уровня", необходимого для осознания.
И в более зрелом возрасте, к середине жизни, некоторые люди вновь
возвращаются к ранее отклоненным понятиям и чувствам - они уже не кажутся наивными, приобретают иные яркость и смысл.
Аналогичные процессы происходят в обществе; изменения во
всех западных странах свидетельствует о том, что наша цивилизация
переживает "кризис возраста".
Все большее число представителей интеллигенции, даже официальных
представителей "евро-американской" традиции (задача которых заключается в передаче своего опыта следующему поколению), наконец осознали: на протяжении всей истории европейской культуры происходили скрытые непрерывные движения идей, верований, религиозных практик. Движения считались "архаическими", наивными, морально устаревшими или еретическими.
Сегодня мы говорим о "нашей контркультуре", но многочисленные тайные
общества сохранились, пусть в измененном виде, с древних времен. Их не
смогли выкорчевать "ортодоксальные" церкви, но и философия древних культов зачастую противоречива - это останки древних культов и мифологических концепций, представляющих на самом деле стойкое контркультурное движение.
Наш мир христианско-европейской цивилизации был основан на убеждении в том, что пришествие Христа создало почти абсолютную демаркационную линию между "древним" и "новым".
Дохристианские верования считались "языческими", "недостойными", за
исключением той части иудейской исторической традиции и менталитета,
которые могли истолковываться как подготовка к появлению христианства
"во всей полноте и славе".
Иногда интеллектуальные аспекты греческой философии использовались для создания рациональной основы христианства, для "рационализации" тайн воплощения и воскресения.
Все остальное подлежало искоренению из философии и культуры: книги
сжигались, храмы и статуи разрушались.
Оргия уничтожения часто происходит при рождении новой культуры. Но
после распада общества неизбежны подпольные стремления людей
увековечить и сохранить по крайней мере некоторые из наиболее важных
особенностей почти полностью уничтоженных в прошлом культур.
Действительно, людям, находившимся в центре исчезающих культур, их
преемникам, придется искать "подполье"; и все что в состоянии
поддерживать себя и развиваться в  андегранудных условиях будет
иметь определенные характеристики.
Прежде всего, "старое" должно приобрести "психическую" и "физическую" прочности.
Старая культура должна выделить из своей истории абсолютные величины и создать "традиции"; старая культура должна оказать сопротивление
переменам посредством глубоких духовных и психических инерций.
В большинстве случаев группы, посвятившие себя сохранению культуры,
должны оставаться в тени и ревностно охранять свои тайны.
Тем не менее время от времени некоторые из членов скрытого общества
будут пытаться прямо или косвенно оказывать влияние на официальную
культуру. Ибо в последней всегда существуют недовольные.
Может быть, некоторые необычные идеи или явления, прикрываясь какой-либо культурной традицией или модой,  снова заставят людей задавать
тревожные вопросы, а "эмиссары" доселе тайных практик смогут
восстановить прежние знания в будущем.
Если эти идеи вызывают энтузиазм, даже небольшой, у динамичной части
населения, то "countercultural движения" возрождаются. Появление
интереса к старым традициям, видимо, можно объяснить целым рядом
факторов: социальных, экономических, политических и, в последнее
время, индустриальных.
Но эти экзистенциальные факторы возрождения также могут быть объяснены более глубокими причинами, например, что для скрытого ( "оккультного") знания вновь пришло время смены ритма, так как наличествуют "структурные" или функциональные изменения. Бесконечный циклический процесс, лежащий в основе эволюции цивилизации, подобен половому созреванию, вносящему функциональные изменения в биопсихический ритм индивидуальной человеческой личности, и это происходит независимо от внешних условий и давлений жизни.
Мы можем привести в качестве примера течения контркультуры, которые на какое-то время процветали в южной Франции в двенадцатом и начале
тринадцатого столетий, особенно в окрестностях города Альби.
Это красивое движение порождало новый и идеалистический подход к
женщине и любви, наблюдался отказ от влияния северного образа жизни.
Многие социальные и политические факторы - особенно первые крестовые походы - вклад в развитие этого движения.
Но оно было безжалостно уничтожено в ходе того, что историки называют
"крестовый поход против альбигойцев".
Это была политика французского короля и папы римского, попытка контроля за средневековой европейской культурой.
И вскоре после этого тамплиеры, находящиеся под влиянием некоторых
традиций старого средиземноморского варианта христианства, также были
безжалостно уничтожены.
Позднее было истреблено и коммунитарное движение, начало которому
положил чешский проповедник Ян Гус.
Алхимики и розенкрейцеры избежали преследования, поскольку они
сохраняли свои убеждения и истинный характер своей работы в тайне.
Работа мистических групп и выдающихся личностей, действующих как бы
в религиозных рамках официальных церквей, научной университетской
деятельности фактически оспорила догматические структуры официальной европейской цивилизации.
Романтические движения в девятнадцатом веке и возникшие в конце
восемнадцатого века философии Руссо, Блейка, молодого Гете, Бетховена, а также более загадочного Месмера решительно выступили против интеллектуального поклонения рационализму, против того, что наивно называлось "Просвещением".
Термин "контркультура" в последнее время используются со ссылкой
на всплеск политической активности американской и в некоторой степени
европейской молодежи, когда выявились скрытое глубокое
недовольство и мятежный дух нового поколения, бунт против самих основ
нашей официальной западной цивилизации.
У этого молодежного движения есть многочисленные причины бунтовать.
Восстание против вьетнамской войны поддержало огонь недовольства в
отношении все более прагматичных и лицемерных, технократических корней общества, чьи религиозные и политические лидеры постоянно делают ханжеские заявления, оправдывающие алчность.
Распространение ЛСД и других психоделических препаратов (однако
последствия применения оных вызывают сожаление), несомненно, оказало
мощный эффект на "эго-защиту", встроенную в традиционную культуру.
Ощущение надвигающейся ядерной катастрофы в значительной степени
помогло разрушить коллективные ценности нашего общества.
Даже весьма неоднозначная и пока еще нерешенная тайна НЛО ("летающих тарелок") способствует изменениям нашей психики. Что интересно, это произошло ровно через сто лет после начала движения американских "спиритуалистов".
...Впрочем, за последние несколько лет привлекательность для общества
молодых людей, ранее известных как "хиппи", в некоторой степени
исчезла.
После ряда бессмысленных публичных актов, вторжения в общество
торговцев наркотиками, хиппи стали пищей для жадных на сенсации СМИ.
Но делать заявления о "погасшей" контркультуре наивно.
Многие молодежные коммуны все еще существует, несмотря на прекращение явных протестов. Видимо, молодежь уже осознала бесполезность и бессмысленность преждевременных революций.
Молодые люди узнали ценности настоящей революции, которая происходит в сознании, в рамках или на периферии официальной культуры тихо подрывая силу и авторитет мейнстрима.
Настоящий аспект контркультуры определяется "психическими"
исследованиями всех видов духовной деятельности, модернизациями,
вносимыми в старую технику йоги и развитием ментальной дисциплины.
Последнее часто происходит под руководством лиц, ссылающихся (или
вдохновленных) на более или менее непосредственный контакт с
оккультными центрами в Азии, Ближнего Востока. .
...Более того, становится все больше зрелых людей, заинтересованных в
духовных аспектах контркультуры. Пусть эти люди часто неуверенны в
своих взглядах, и только наполовину сознательно оспаривают обоснованность наших "евро-американских" ценностей. Но мы уже имеем поддержку людей из университетской и научной сфер, достигших тридцати или сорока лет.
Контркультура не умерла, она никогда не была столь важной и значимой,
как сегодня. Все доселе почти непререкаемые традиции нашего рационального христианства становятся сейчас все более спорными, воспринимаются как пустые.
Наиболее консервативные церкви находятся в глубоком кризисе.
Все эти свидетельства психического брожения показывают, что цикл
цивилизации близится к концу.


Рецензии