Европейская модель сбора отходов

Отличие европейской практики системы сбора отходов от украинской  заключается в  цивилизованном подходе к обращению с отходами: ТБО управляют по критериям ресурсосбережения и экологической опасности. В итоге в городе образуется несколько потоков отходов: потоки вторсырья, опасных бытовых отходов (отработанные  батарейки, термометры, ртутные лампы, остатки красителей и т.п.) и остаточных отходов. У каждого потока свой путь, свой метод обработки. Задачи минимизации количества захороняемых  отходов начинают решаться на стадии сбора ТБО – за счёт отбора
ресурсов, пригодных для вторичного использования.

В европейской практике программы ресурсосбережения, осуществляются непосредственно в местах образования отходов и на специальных сортировочных комплексах.

В местах образования  ТБО практикуется раздельный покомпонентный сбор вторсырья (отдельно незагрязненная макулатура, упаковочная тара, стекло, пластмассы, металлы); по различным оценкам, выход селективно собранных отходов составляет 30-35% (в отдельных европейских городах – до 40-50%)

На сортировочных комплексах продукты  селективного сбора подвергаются доводке (преимущественно методами ручной сортировки на дальнейшей переработке (пакетирование, брикетирование, складирование, централизованный сбыт).

В условиях Украины достаточно проблематично организовать повсеместно селективный  покомпонентный сбор отходов потребления у населения по Европейской модели.  Это объясняется не только психологической неподготовленностью населения но и отсутствием соответствующих бытовых условий и технического обеспечения, наличием в жилых домах специфических мусоропроводов,  большими трудозатратами

Считаю, что в  Украине задача выделения из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного использования должна решаться  по другому.

Известно, что ТБО представляют собой гетерогенную смесь сложного морфологического состава.  При этом состав отходов жилого и нежилого сектора города различен, отходы нежилого сектора обогащены ценными компонентами и почти не содержат пищевых и растительных остатков.
В системе санитарной очистки города от ТБО предлагается выделить два аспекта:
; обеспечение чистоты города;
; снижение количества отходов, направляемых на захоронение (за счет их вовлечения в сортировку и утилизацию).

На сегодня в городах решается преимущественно одна задача – обеспечение чистоты города (за счет своевременного удаления ТБО из мест образования). Удаляют практически все образующиеся ТБО на примитивные экологически опасные свалки, расположенные в пригороде..
Европейский опыт показывает, что для сокращения количества захораниваемых отходов необходимо создать развитую индустрию вторсырья на базе организации селективного сбора ценных компонентов ТБО, создать и развивать систему специализированных производств по сортировке, термической и биотермической переработке отходов, по переработке вторсырья. 


Практика показывает, что в Украине  решается только одна из задач санитарной очистки – обеспечение чистоты города.
Чистота города, обеспечиваемая своевременным сбором и удалением ТБО из мест их образования, является необходимым, но недостаточным показателем эффективности санитарной очистки города. В XXI веке главный критерий санитарной очистки города от ТБО (при обеспечении его необходимой чистоты –это количетво отходов, вывозимых на захоронение


В Украинском законодательстве  по управлению отходами выделены три приоритетных принципа:
; минимизация количества образующихся отходов;
; максимально возможное вовлечение отходов во вторичное использование;
; переработка или захоронение неутилизируемых отходов.
Первоочередной задачей в управлении ТБО является оптимизация их сбора и удаления (при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке).
Базовые принципы оптимизации:
; количество отходов и их ресурсный потенциал учитываются во взаимосвязи с экономикой и экологией;
; все элементы управляемой системы (сбор, транспортировка, переработка, утилизация, захоронение) рассматриваются во взаимосвязи;
; проблема ТБО решается поэтапно (генеральная стратегическая линия – постепенное вовлечение ТБО в промышленную переработку с наименьшими экономическими затратами без негативного экологического влияния);
; создание основ рыночной экономики в системе санитарной очистки города (создание рынка услуг и формирование конкурентных отношений);
; механический перенос в практику санитарной очистки города мировых достижений, без их адаптации к конкретным условиям, недопустим.

Капитальные вложения в решение проблемы ТБО должны быть ориентированы на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами. При этом  сводится к минимуму оплата населением коммунальных услуг за сбор и вывоз ТБО (повышение качества услуг при одновременном снижении их стоимости – цель реформы ЖКХ).
.Считаем, что технологическая  модель санитарной очистки города от ТБО  должна разделена на  четыре взаимосвязанные части:
; оптимизация системы сбора отходов;
; выбор способа подготовки сырья к переработке и его оптимизация;
; выбор способа переработки подготовленных и остаточных отходов;
; оптимизация работы перерабатывающего комплекса (включая регулирование технологических процессов).


Первым  этапом  решения проблемы ТБО в городе должна бить реализация масштабной программы ресурсосбережения
Схемы управления ТБО на всех стадиях обращения с отходами (включая промышленную переработку) должны представлять собой комбинацию технологических операций разделения отходов на отдельные фракции (полупродукты) и компоненты с последующей их переработкой оптимальным методом. Предварительная сортировка отходов – основной метод их последующего комплексного материального и энергетического использования и, соответственно, минимизации их количества, поступающих на объекты санитарной очистки.
В европейских странах, США и Японии широко практикуется раздельный покомпонентный сбор отходов в местах их образования, что во многом предотвращает попадание в ТБО как ценных (незагрязненная макулатура, стекло, пластмасса, металлы), так и опасных (отработанные люминесцентные лампы, аккумуляторы, батарейки) компонентов. Однако необходимо признать тот факт, что  практика предполагает на кухне иметь  5-6 емкостей  отходи из которых выносится в спец-контейнеры .ю Например в  Берлине: синий контейнер предназначен для бумаги, коричневый – для коричневого стекла, зеленый – для зеленого стекла, белый – для белого стекла, желтый – для упаковки с зеленым знаком, черный с коричневой крышкой – для пищевых и растительных отходов, серый – для остаточных отходов)., .
Реализация в европейских городах селективного сбора компонентов ТБО в качестве сырья для вторичного использования основана на организации разъяснительной и информационной работы среди населения (начиная со школьных программ обучения) и закреплена законодательно. Раздельный сбор отходов часто стимулируется снижением платы за удаление ТБО (оплачивается в основном вывоз не утилизируемой части ТБО).
В Украине тоже стремятся использовать европейскую модель сбора бытовых отходов. Например, в Белой церкви Киевской области  делались  попытки  организации селективного покомпонентного сбора вторсырья у населения в разные контейнеры (или в один трех-секционный контейнер).  Практика показала, что установка контейнеров для селективного сбора сама по себе ничего не решает, ибо в отсутствии сортировочных комплексов система сбора остается разомкнутой (содержимое разных контейнеров загружается в один мусоровоз и вывозится на свалку, что дискредитирует саму идею селективного сбора). Кроме того, игнорируется разъяснительная информационная работа с населением, которая должна проводиться целенаправленно и непрерывно.
).
Анализ и эксперименты показывают, что в  условиях жилого сектора городов Украины прямо внедрить европейский принцип сбора и утилизации отходов проблематично. Мы пришли к выводу, что у нас   предпочтителен не покомпонентный, а пофракционный сбор вторсырья у населения.

Для реализации стратегии пофракционного сбора возможны в первом приближении такие тактические  варианты:
; все ценные компоненты (бумага, стекло, пластмассы, консервные и алюминиевые банки, текстиль) собираются в домовладениях в один контейнер «для вторсырья», для чего на кухне нужно иметь всего две емкости – для вторсырья (выносится в спец-контейнер) и для остаточных отходов (выбрасываются в мусоропровод);
; по мере развития системы селективного сбора и готовности города возможна установка еще одного спец-контейнера – «для пищевых отходов» и еще одной емкости на кухне – для пищевых и растительных отходов (идеальный вариант);
; предельно упрощенный вариант: на кухне нужно иметь всего две емкости – для пищевых и растительных отходов (выносятся в спец-контейнер «для пищевых отходов») и для остаточных отходов (выносятся в спец-контейнер «для вторсырья»).

На начальном этапе реализации программы ресурсосбережения предпочтителен 1-й вариант – с точки зрения выхода вторсырья и минимизации затрат. Реализация 3-го варианта приводит к снижению выхода вторсырья и требует одновременного создания не только сортировочного объекта, но и объекта для переработки пищевых и растительных отходов (один из рациональных вариантов их использования – производство биогумуса).
Для приема, сортировки по видам и подготовки к дальнейшей переработке «коллективно» собранного вторсырья должны быть созданы современные Комплексы по сортировке и компактированию ТБО. Без создания таких Комплексов масштабную систему выделения из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного использования, осуществить нельзя. Необходимо также иметь в виду, что переработчики не принимают в россыпном виде макулатуру, пластмассу, металлы и др., требуется их пакетирование и брикетирование. Эти операции осуществляются на Комплексе.
Помимо вторсырья, собранного «коллективно» у населения, на сортировочный комплекс направляются отходы нежилого сектора города (жилой и нежилой сектор города обслуживаются разными мусоровозами). Эти отходы обогащены ценными компонентами и почти не содержат пищевых и растительных остатков.
Таким образом, в городе образуются три потока ТБО: отходы нежилого сектора, вторсырье контейнерного сбора у населения, остаточные отходы жилого сектора. При этом население оплачивает вывоз на захоронение только не утилизируемой фракции ТБО. Отходы нежилого сектора и вторсырье контейнерного сбора у населения сортируются по видам на сортировочном Комплексе.
Направление на сортировку отходов, достаточно обогащенных ценными компонентами является необходимым условием самоокупаемости Комплекса: по расчетам доходы от реализации вторсырья превышают расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 10 % (от исходного). Таким условиям отвечает вовлечение в сортировку коллективно собранного у населения вторсырья и отходов нежилого сектора города, характеризующихся повышенным содержанием незагрязненной макулатуры, металлов, пластмассы и др.

Комплекс по сортировке и компактированию ТБО становится центром, объединяющим всю систему управления потоками отходов и вторсырья.
Принцип «делим на два» значительно упрощает всю систему обращения с отходами, сбор вторсырья у населения и транспортировку отходов. Разделение потоков отходов требует дополнительных затрат, но включение их в систему операций сортировки делает ее самоокупаемой.
Реализация масштабной программы ресурсосбережения обеспечит в перспективе снижение количества захораниваемых отходов на 30-35 % (до 50 % - при вовлечении в сортировку и переработку пищевой фракции).что в 2 раза снижает интенсивность загрузки полигона. В начальный период реализации программы выход фракции вторсырья от населения можно планировать на относительно невысоком уровне –           15-20 %. Чем выше качество исходного сырья, тем выше извлечение ценных компонентов и ниже себестоимость продукции.

Задача оптимизации технологии на уровне транспортировки ТБО решается путем снижения расходов на удаление ТБО по двум параметрам: минимизации количества вывозимых отходов (с помощью сортировки) и повышении степени их уплотнения перед вывозом (с помощью компактирования в стационарных уплотняющих устройствах, установленных на Комплексе). Участок компактирования Комплекса по существу становится мусороперегрузочной станцией – МПС. Хвосты сортировки и остаточные отходы жилого сектора (за вычетом собранного у населения вторсырья) после компактирования вывозятся на захоронение с помощью более дешевых машин, чем мусоровозы -(контейнеровозов),При этом этот мусор становится тоже товаром – он или продается на мусоросжигательный завод, или отвозится на захоронение на более удаленную свалку, что приводит к сокращению количества необходимых для города собирающих мусоровозов (последние работают только в черте города и доставляют ТБО на Комплекс – либо на участок сортировки, либо на участок компактирования).
Вторсырье, выделенное на Комплексе, доставляется на переработку потребителям (макулатура – в толерубероидное производство, в производство картона, эко-ваты и др.; черные и цветные металлы – в переплавку; стекло – в производство строительных материалов, в производство стеклоизделий и пр.; пластмассы – в получение гранулята, в производство изделий типа черепичной крыши и т.д.). Практикуется само вывоз вторсырья. В ряде случаев в составе Комплексов возможно создание производственных участков по переработке вторсырья, но этот вопрос требует дополнительного изучения (создание подобных участков может искусственно сузить сферу сбыта продукции, ибо может появиться спрос на другие виды продукции).

После выделения из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного материального использования (на основе вовлечения в сортировку отходов нежилого сектора города и организации коллективно-селективного контейнерного сбора вторсырья у населения), остается от 90 до 70 % ТБО (по массе), которые необходимо вовлечь в промышленную переработку, с применением прогрессивных технологий. Некоторые специалисты, например, Российские коллеги предлагают   термическую переработку хвостов сортировочного комплекса.
Для вовлечения в термическую переработку остаточных (после выделения вторсырья) отходов жилого сектора, которые на первом этапе подвергаются компактированию, требуется их подготовка методами механизированной сортировки с выделением горючей фракции, свободной от вредных компонентов  Во время термической переработки возникает проблема очистки дымовых газов от токсичных компонентов. Фирмы предлагающие оборудование для термической переработки отходов гарантируют чистоту выходящих дымовых газов. Однако они не учитывают низкую культуру обслуживающего Украинского персонала. Как показывает практика бывали случаи, когда  на некоторых вредных производствах в Украине фильтрующие системы просто отключались и это привадило к значительному повышению концентрации вредных веществ в воздухе.
Зарубежные фирмы, предлагающие администрации городов свои услуги по решению проблемы ТБО преследуют лишь одну цель: продать свою технологию (характерно, что любая фирма представляет свою технологию как лучшую в мире )
 Как показывает опыт, наиболее часты предложения от иностранных фирм поступают по внедрению технологии сжигания отходов. Мы провели сравнительный анализ разных технологий в том числе и сжигания и пришли к выводу, что строительство в Украине объектов для прямого сжигания всей образующейся несортированной массы ТБО экономически наиболее затратно, экологически опасно и ожидаемого эффекта в решении проблемы не дает.
Все заводы характеризуются негативным влиянием на экологию несмотря предлагаемые фирмами разные способы очистки.  При этом в некоторых городах у нас даже не ставится вопрос о предотвращении попадания в ТБО опасных бытовых отход ов (отработанные батарейки, термометры, ртутные лампы, аккумуляторы и т.п.), что усугубляет экологическую ситуацию.
В ряде городов появились дорогие установки по сортировке ТБО с целью выделения вторсырья, это в основном в г. Киеве. Выход вторсырья при сортировке всей образующейся массы ТБО составляет всего   5-8 % (что не покрывает эксплуатационные затраты и эти заводы практически убыточные. ), Задействованные сортировочные установки не стали теми центрами масштабного выделения из отходов вторичных материальных ресурсов, которыми они должны По этой причине в киевском регионе в частности в г. Белая Церковь отказались  от использования термических технологий утилизации бытовых отходов.
Чтобы не подвергать возможному риску население от потенциальной аварии, которая возможна при термической технологии и исходя из экономической целесообразности мы приняли решение в пользу промышленной переработке отходов., например, на полезные товары. В этом случае возникают наиболее оптимальные условия самоокупаемости и экологической безопасности. 

Инициативная группа специалистов из города белая Церковь Киевской области Украина под моим руководством объединились идеей внедрения передовых достижений Европейской науки и техники и предложили  к реализации  проект создания в регионе действенной экологически безопасной и экономически эффективной индустрии удаления, переработки, обезвреживания и использования промышленных и бытовых отходов, а именно « Строительство муссоро - перерабатывающего комплекса по переработке 250 тис т. мусора в год» и «Строительство системы сбора и утилизации парникового газа метана на Белоцерковском полигоне твердых бытовых отходов»

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТОВ

; Создание в регионе экологически чистых и экономически эффективных производств обеспечивающих потребности муниципальных образований в ликвидации и обезвреживании отходов.
; Обеспечение экологической безопасности региона путем минимизации размещения каких-либо отходов в окружающей среде;
; Создание механизмов формирования объектов муниципальной энергетики с возможностью переработки местных сырьевых ресурсов, какими являются отходы производства и потребления.
; Привлечение инвестиций в экономику региона.


Для реализации проектов  создан хозяйствующий  субъекта - компания в форме  общества с ограниченной ответственностью с участием заинтересованных региональных бизнес структур.
На прединвестиционной и инвестиционной фазе создания индустрии, компания, являясь с одной стороны  инвестором, я другой параллельно выполняет функции заказчика-застройщика по основным объектам -проектов
На эксплуатационной фазе управление текущей хозяйственной деятельностью производственных объектов осуществляют уполномоченные компанией  органы местного самоуправления.
Компания и органы местного самоуправления действуют на основании инвестиционных контрактов.
Компания, органы местного самоуправления и доверительные управляющие действуют на основании договоров доверительного управления имущественными комплексами.
Возможны другие организационные решения приемлемые сторонами – участниками инвестиционного процесса, в том числе холдинговая структура или организация бизнес процесса путем создания региональной финансово-промышленной группы.

Финансирование проектов планируется за счет европейских инвестиций , а этап прединвестиционных исследования (разработка обоснования инвестиций и бизнес планов) финансируется за счет средств Инициатора проекта, т.е. меня.
В проектах предлагается решение сбора и ликвидации муниципальных (коммунальных) и ряда промышленных отходов на основе использования комплекса наилучших существующих технологий (НСТ), обеспечивающих экологическую чистоту и экономическую эффективность процессов переработки.
Экологическая чистота технологических процессов подтверждена независимыми экспертизами сертифицированных европейских лабораторий и заключениями . Оборудование для реализации технологии планируется получить от австрийских компаньонов.
цикла

Технология предусматривает сбор отходов в Белой Церкви и прилегающих регионах общим объемом 250 тис. т. в год. При этом предполагается конечном итоге выпуск разных полезных товаров.

Второй проект «Строительство системы сбора и утилизации парникового газа метана на Белоцерковском полигоне твердых бытовых отходов» предполагает решить проблему с городским полигоном ТБО, который практически уже  полностью наполнен отходами. В этом случаи инвесторами предполагают выступить  японские компании. Прединвестиционные работы финансирую так же я.  Следует отметить, что в Украине пока отсутствуют полноценные системы сбора биогаза, не считая некоторых опытник демонстрационных установок. Строительство системы сбора биогаза в Белой Церкви может войти в число первых в Украине. Снижение эмиссии биогаза в этом случае предполагается 20 тыс.  т. эквивалента СО2 в год. Затраты на снижение составляют 2 млн. евро.


Рецензии