15. В. Агошков. Краев. поэма Екатерина2 в Тросне15

15. В.Агошков.

Краев.поэма Екатерина2 в Тросне.

часть-15.

ВОЛОТ, ВЕЛЕТЕНЬ. Известный составитель Толкового Словаря В.И. Даль даёт значения слова ВОЛОТЪ: «гигант, великан, могучан, магыть, могут, южное, велетень, богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях сила соединяется с ростом и дородством; в Сибирских говорах – целый народ волотов заживо ушёл в землю».

(Может быть, это были атланты, жившие на острове Атлантида, находившемся, по мнению некоторых учёных, на севере?! Волоты= Атланты?-В.А.)

Обратим внимание на ВЕЛЕТЕНЬ – богатырь. Велетень= Велесень= ВЕЛЕС! У того же Даля Велес обозначен как Веле’сЪ, с ударением на второе «е», «рязанское, (ве-ле’ть? великий?), укорно, повелитель, указчик, распорядитель».

Почему укорно: это влияние христианства, видевшего в языческом Велесе «поганую», недостойную внимания сущность. Киевские князья, ставшие христианами, попав в языческую Тросну, конечно же, свергли Велеса, построили на месте камня АЛАТЫРЯ свой ХРАМ, дабы этим самым очистить «осквернённое язычеством» место.
 
 
АЛТАРЬ, ЖРЕЦЫ, ПРИВРАТНИКИ. Как отнеслись к такому повороту предки троснянцев? Скорее всего, многие вначале переживали, устраивали свои капища где-то в тайном месте. А потом постепенно привыкли: и в церкви есть АЛТАРЬ, как напоминание о камне-алатыре…

Ведь языческие ЖРЕЦЫ, особенно их верхушка, на каком-то этапе перестали ЗРЕТИ, что происходило вокруг них, и ГРЕТИ присутствующих своими взглядами и делами, а потому плохо угадывали ЖРЕБИЙ-СУДЬБУ, но по-прежнему ГРЕБЛИ к себе нажитое людьми богатство и ЖИРЕЛИ за счёт ТРЕБЫ прихожан.

Видимо, точно так же, как первые народовольцы и большевики-бессребреники, не жалевшие своих жизней, денег и средств на благо построения справедливого общества, породили многих нынешних казнокрадов и коррупционеров, поздние властолюбивые жрецы стали утрачивать связь с народом, его нуждами и заботами.

Были среди язычников и недовольные жрецами, их богатой жизнью, не всегда верными предсказаниями. Ведь Велес – это и бог богатства. Волос- волость -власть!

И когда появились первые христиане из Византии, Новгорода и Киева, несущие идеи самопожертвования и бессребреничества, то многие язычники уже были готовы принять их веру, которая позволила бы им выбраться из нужды и бесправия.

Потом, может быть, они и пожалеют об этом… Не случайно именно Тросна стала центром Тро’снЕнской волости, а затем и ТроснЯнского района. Если ВОЛОТЫ – это великаны, то ВОРОТЫ=ОРОТЫ= РАТЫ=Ратники?! Воины, стоявшие при воротах, назывались позднее ПРИВРАТНИКАМИ! И вновь могучий русский язык даёт нам двоякое толкование: ПРИВРАТНИКИ – Ратники, стоявшие при ВОРОТАХ; и ПРИВРАТЬ – немного обмануть!
 
 
ВЕЛЕС, ВОЛОС. Учёный С.С. Аверинцев так описывает бога славянской мифологии: «ВЕ’ЛЕС, ВО’ЛОС – в древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками (в 907 году) в «Повести временны’х лет») выступает как «скотий бог» – покровитель домашних животных и бог богатства (!-В.А.).

В договорах с греками Велес соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог – Перун –  с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города).

В христианскую эпоху Велес был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота святым Власием, а также Николой и Юрией. Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна из восточно-славянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков – волотей, называемых «Волосовой бородкой».

Велес (стал) как «лютый зверь», «чёрт», нечистый, в чешском языке Велес – «злой дух, демон».

О Золотой Тросне мы говорили; село Никольское упоминаем впервые: названо в честь покровителя скота Николы?! Так где же всё-таки лежал камень алатырь: на горе (Арарат = Аларат= Алатар!) или в низине, на Подоле?! Отсюда, кстати, следует название села Подолянь Глазуновского района – находится недалеко от села Гнилец Троснянского района.
 
 
ЗОЛОТАЯ ПОЛЯНА, ЗОЛОТОЕ ДНО. Если это так, то языческие боги должны как-то сказать об этом! Смотрим карту Орловской области. Рядом с троснянцами, восточнее, – в Тагинском сельском поселении Глазуновского района находится деревня Золотая Поляна; а западнее, в Дмитровском районе, в Плосковском сельском поселении расположен посёлок Золотое Дно.

Эти примеры подтверждают точку зрения С.С. Аверинцева о нахождении «золотого» идола Велеса на Подоле, в низине.

Поскольку Велесу оставляли на зиму в дар несколько стеблей хлебных злаков – волотей, то идола Велеса ставили и на пашне! Сейчас селяне отпугивают птиц от засеянного поля чучелами, а в древности их заменяли идолы Велеса?!

Конечно, по нашему мнению, были главные идолы, истуканы, стоявшие на центральных площадях и их копии, украшавшие дома, пашни, долины, поляны, леса…

ВЕЛЕС – Золотой: имел отношение к камню Алатырю, стоявшему на солнечном, золотом  востоке…

см.16.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии