Любовники. Судьба, которая решает за нас все

Любовники / Lovers
===============
Год выпуска: 1999
Страна: Франция
Режиссер: Жан-Марк Барр
Жанр: мелодрама
Продолжительность: 01:36:34
В ролях: Элоди Буше, Сергей Трифунович, Женевьев Паж, Драган Николич, Тибо де Монталамбер.
Призы: Приз "Высокие надежды" на МКФ в Мюнхене (Германия, 1999), Приз ФИПРЕССИ на фестивале восточноевропейских фильмов (Коттбус, Германия, 1999).


Аннотация
============
Жанна работает продавщицей в парижском книжном магазине. Однажды к ней заходит молодой серб Драган, который ищет книгу об итальянском художнике. У Жанны и Драгана сразу возникает взаимная симпатия, переходящая в страстные любовные отношения. Но Жанна не знает, что ее новый друг живет во Франции нелегально...

Доп. информация:
--------------------------
 "Любовники" – первая картина "Трилогии свободы" Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда, в которую помимо нее входят фильмы "Слишком много плоти" и "Просветление". В ней авторы исследуют главное измерение человеческой жизни – любовь, возникающую так нежданно и изменяющуюся до неузнаваемости.


«…и бездны мрачной на краю»
===========================

Через 11 лет после своего звёздного часа в «Голубой бездне» Люка Бессонна, где он сыграл знаменитого ныряльщика Жака Майоля, Жан-Марк Барр сам снимает фильм, вернее, трилогию, один из которых называется «Любовники»…

Для меня и моих друзей «Голубая бездна» был культовым фильмом,  мы его смотрели несколько раз. Но не из-за того, что были фанатами Бессонна и даже не из-за драматичной истории о любви, а из-за того, что культовой личностью для нас был сам Жак Майоль. Жак Майоль – человек-амфибия «не от мира сего», которому, конечно, надо бы было родиться дельфином, а пришлось жить между двумя мирами… И это буквально разрывало сердце, потому что что-то мне было в этом очень-очень близко и понятно, хотя сама лишь дружила с «подводниками» (да видно, дело было не в этом). Так вот в один из киношных моментов герой Жан-Марка Барра, всё-таки, был вынужден сделать свой окончательный выбор. И выбор этот оказался не в пользу тех, кто его любит, а того, что является частью его существа – голубой бездны моря….

За 11 лет, как говорится, «много воды утекло». 1988-й и 1999-й годы в нашей стране  тоже разделяет бездна (затрудняюсь сказать, кого цвета). Но тогда (в те времена) мы искренне принимали эти перемены за желанную СВОБОДУ… – испытанием которой, в принципе, и подвергаются герои фильма «Любовники» Жан-Марка Барра (ставшего уже по другую сторону кинокамеры).

За минувшие годы он несколько раз снялся у Ларса фон Триера и твёрдо решил самостоятельно снимать кино, под влиянием его идей: в пику глянцевой голливудской продукции, –  «новое европейское кино» (как провозглашалось в «Манифесте» Триера «Догма-95») и, таким образом, делавшего свой личный выбор…

Я читала «Манифест»  и, честно говоря, он меня оставил равнодушной. Не потому, как замечали критики, что он весьма противоречив и не потому, что режиссеры, «подписавшиеся» под ним отступают от буквы написанного. А, наверное, потому, что тот, кто действительно хочет снимать «настоящее кино», так или иначе будет придерживаться схожих «правил». Да, и … силы слишком неравны: у коммерческого и некоммерческого кино. Утверждать обратное – утопия или хуже того  – осознанный самообман. (Однако всерьёз, думается, никто из «манифестантов» так не считал и не считает: немножко молодецкого куража, немножко богемного эпатажа). Кому интересно, почитайте «Догму-95», там «всё – прозрачно».

Тем не менее, «Любовники» Жан-Марка Барра – это такое «арт-хаузное», как мы теперь говорим, кино: пленка 35 мм (хотя первоначально и было снято на «цифру» (!)), отказ от нарочитости и «глянца», и совсем простая, почти банальная история: он и она… только-только начинающие постигать, что же такое настоящая любовь. Да, и, конечно же, как и прописано в «Манифесте» – сам загадочный город Париж: город-убежище, город-праздник, город-настроение… Не бутафорские декорации, а сам город и есть сцена для бесконечного спектакля под названием Жизнь.


Немного экзотики в холодной Сене
=================================

Впрочем, немного «экзотики» в фильме присутствует: это – главный герой-югослав, нелегально проживающий во Франции и, в итоге, депортируемый на родину (кстати, жена режиссера фильма (не знаю, сколько у него их было, – пианистка – родом из Югославии…). Остальным же (особенно во Франции) «удивить» просто невозможно. Героиня – юная француженка, пережившая «сильное разочарование в любви». С тех пор обитает одна (снимая квартирку в совсем нереспектабельном районе), разделив для себя «страсть» и «любовь» (то есть, сексом с мужчинами занимается, а любить больше никого не любит – то ли не может, то ли боится причинить себе новую боль), зарабатывая себе на жизнь работой в книжном магазине. Так и живёт. Всё по-европейски, рассудочно – без «слёз и соплей» (она так решила!). Что ещё? Во Франции она – дома.

Но однажды в книжный заглядывает парень, плохо говорящий по-французски и просит показать ему альбом какого-то художника. Как оказывается позже, он и сам (возможно, действительно талантливый, картин его в фильме нет) – художник, приехавший, из раздираемой гражданской войной Югославии. Абсолютно далекий от политики (на вопрос Жанны: серб он или хорват, парень недоуменно пожимает плечами: «Не знаю, югослав»). Он приехал в «свободную страну» учиться, но (похоже, из-за своего вольнолюбивого характера), забросил учебу и какое-то время проживает в стране нелегально. Неделями он сидит без денег, а потом продает картину за 10 000 франков, напивается, засыпает ночью в телефонной будке и наутро обнаруживает… что его обокрали.

Этот иноземец не только вступает в пределы чужого дома-страны, пытаясь продолжать жить здесь по привычным ему правилам, но так же входит и в дом, и в душу главной героини. Причем, весьма бесцеремонно. (Конечно, во всём этом нет никакого злого умысла. Скорее всего, Драган не по годам…. искренне-наивен: молод,  «опьянел от свободы». К тому же (есть такой намёк зрителю, - талантливый (потенциально) художник;  во всяком случае – «тонкая организация…» и всё такое…).
 
«Как художник – я в себе уверен, – говорит он Жанне, – но в быту – совершенно беспомощен»… И в самом деле, по сравнению с хрупкой юной Жанной, молодой мужчина всё равно кажется большим ребенком: бесшабашным, своевольным, иногда – пронзительно искренним, иногда – возмутительно эгоистичным… «Всё так быстро происходит, мне надо подумать», – в какой-то момент пугается Жанна своих чувств и той ответственности, которая неминуемо сопутствует настоящим, а не формальным отношениям. Но заверяет Драгана, что это не значит, что она его не любит или отвергает: её, как раз и пугает, что это – «очень похоже на то, что случилось со мной однажды…» (то есть, на те – «настоящие» – отношения, которые она, с некоторых пор, старается «обходить стороной»)…


…К сожалению, полиция обнаружит, что у Драгана нет соответствующих бумаг до того, как мы (зрители) поймём: произвели ли эти отношения, любовь к Жанне какие-то изменения в его душе «на деле», а не на не словах. Драгана депортируют на родину (где он, кстати, наконец повидает свою маму, которую не видел год, а у Жанны появится достаточно времени… «чтобы подумать»).


Судьба за героев решает всё сама…
========================================

Любопытно, но  в этот момент мне, почему-то, вспомнились Ромео и Джульетта. Только влюбленных Драгана и Жанну разводят не враждующие семейные кланы, а политические амбиции разных стран, заложниками которых являются их граждане…

Но, пока этого не произошло, молодым любовникам, понятное дело, и плохой французский – не помеха: они то наслаждаются друг другом; то выясняют отношения из-за того, что каждый не спешит менять своего образа жизни ради другого (тут тоже особый перевод не нужен); то пылко признаются, что «жить друг без друга не могут»…
 
Очень интернационально и «глобалистично», по-моему, и более чем современно (хотя со дня выхода фильма (!) и прошло 11 мистических лет. (От автора: напомню: 11 лет прошло и с тех пор, когда на пике своей актёрской карьеры Жан-Марк Барр решает стать кинорежиссером; обсуждаемый фильм – его дебют).

Лично мне было интересно наблюдать за некоторыми «приметами» любви, возникающими «из ничего», проклевывающимися, словно почки на весенней гладкой ветке. Но… «динамика любви», вероятно, не входила в планы сценариста и режиссера. А жаль. Потому что наблюдать (отслеживать) аналогичные мгновенья в самом себе «в процессе» – невероятно сложно. Собственно поэтому они, за редким исключением (исключением являются, собственно, те немногочисленные счастливчики, могущие замечать в себе эти удивительные перемены и сами же, «в процессе», их наблюдать) и оказываются навсегда утраченными для большинства из нас. Зато, испытав однажды реальную (а не виртуальную) силу того, что действительно можно назвать Любовью, в дальнейшем – значительно проще «отличить одно от другого». Скажем, наблюдая аналогичные метаморфозы даже на расстоянии, со стороны. (И тут я имею в виду уже не «изображаемые», «сыгранные» чувства, а то, что может (если повезёт) испытать любой из нас)…


Пс1: Так совпало, но на следующий день по ТВ шел, не менее культовый в своё время (здесь я провожу сравнение с «Голубой бездной») фильм режиссёра Бернардо Бертолуччи (вышедший на экраны в 1972 году) «Последнее танго в Париже». И,  отчасти, содержащем в себе «ответы» на вопросы, могущие возникнуть при просмотре «Любовников» …

Но, это, конечно, сугубо моё личное мнение.

...................................               
Пс2: Смотрите, чувствуйте, сопереживайте (или нет) и … думайте. Думайте ещё и потому, что «не натренированные» чувства и ощущения могут выдавать желаемое за действительное.


Удачного просмотра


Рецензии