Маски для Читателя

Мне часто хочется спросить: кто Вы, мой Читатель? Тот, кто пробегает глазами эти строчки и ухмыляется мысли, что мне никогда Вас не увидеть?
Возможно, и не ухмыляется…
Возможно, и не читатель вовсе…
Но я говорю в общем.
Интересно, Вы, мой неизвестный Посетитель, можете представить, сколько Вас: Читателей, разных людей, точек зрения, интересов, подходов к решению проблем и необходимости/желания прочесть этот текст? Здорово, если Вы в состоянии – честное слово! Потому что я – ваш автор – не могу.
Я пытаюсь осознать, насколько разные индивиды могут встретиться на страницах моих произведений, как многие могут согласиться с тем, что я пишу, сколькие – раскритиковать; какое количество из Вас почерпнёт для себя нечто новое и… не могу. Да, наш мир огромен и все, кто живёт в нём – особенные. Но есть ещё одна проблема, которая кроется в том, что каждый из Вас, мой дорогой Читатель, далеко не всегда один и тот же человек.
О чём я? О, Вы, наверняка, слышали что-то о «социальных ролях» и прочем подобном. Знаете, это как та фраза, что гуляет по интернету: «когда мне говорят «будь собой», я теряюсь и не знаю, кем из «собой» мне быть». Я имею в виду, что каждый человек в определённый момент жизни демонстрирует разные качества, играет различные роли… или, иначе говоря, показывает маску. Размышляя об этом, я пришла к выводу, что, даже читая книгу, мы можем использовать «маски».
Они не похожи на театральные или на то, как мы выглядим перед другими, ведь книга  даёт возможность «быть собой» с собой наедине. Но, в тоже время, именно воображаемый мир, пробуждаемый в наших умах, позволяет примерять иные «маски».
Например, спасти мир вместе с главным героем романа или отправиться в путешествие в далёкие галактики. Найти сокровища, уничтожить опасного преступника, а, может, и оказаться этим головорезом.
Читая, каждый из нас (да-да, я тоже читаю, представьте себе) может погрузиться в мир произведения настолько, что поставит себя на место одного из персонажей и будет следить за развитием сюжета (порой, мысленно подправляя его). Если идея понравится, то так увлечётся окружением, что после ещё долгое время в мечтах будет возвращаться в «тот дом» к «тем людям» и в «те времена».
Книги бывают разные: одни позволяют побыть философом, другие – авантюристом, третьи – детективом, четвёртые – упасть в мир розовых грёз, в пятых нам предоставляется возможность вершить судьбы человечества, а в шестых мы способны совершать величайшие научные открытия. Казнить, миловать, создавать, уничтожать, любить, предавать – текст лишь помогает нам найти в себе нечто и раскрыть это, представить, почувствовать. Надеть «маску».
Лично мне интересен тот факт, что на это способны слова вообще. Или действия. В принципе – всё, что угодно.
Скажем, я напишу:
«конец света»
Ну как?
Фантазия заработала? Что представилось? Пути спасения? Горечь потери? Или вам безразлично?
Сколько вариантов? Много? Бесконечность! Если Читатель окажется в хорошем настроении, он может столько всего себе представить, что сборника мировой энциклопедии не хватит уместить его образы.
Произведения не должны ограничивать – напротив, они позволяют увидеть гораздо больше.
Но я, опять же, говорю в общем. Есть, например, вредные тексты или сужающие сознание (это строки о самобичевании и ничтожности существования, со всем подобным), а ещё злые и разрушающие. В нашем мире не без этого. Но, не будем об этом.
Я веду к тому, что книги создают для читателя «маски». Далеко не одну и не все полезные. Но, по большей части, это развивает.
 Нравится ли вам такой эффект, мой уважаемый Читатель? Или Вам удаётся остаться собой?
Мне интересно знать ответ на этот вопрос.
Но Вы можете промолчать – ведь это Ваш маленький секрет: кто Вы, как выглядите, о чём думаете, что читаете и чего хотите.
А ношение «масок»? Это, наверное, человеческая привычка.
Или, быть может – сущность.


Рецензии