Образец антисемитской пропаганды. вагнер

ОБРАЗЕЦ АНТИСЕМИТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
ВАГНЕР. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Вы не человек, вы просто болезнь.
Бедный Вагнер! Куда он попал!
- Добро б еще он попал к свиньям! А то к немцам...
Ф. Ницше. Из высказываний в письмах о Вагнере.

За последнее десятилетие в средствах массовой информации значительно увеличилось количество публикаций, посвящённых оценкам или переоценкам творчества немецкого композитора XIX-го века Р. Вагнера, связанных, главным образом, с появлением новых, ранее неизвестных общественности, антисемитских высказываний из его личной переписки со своей женой Козимой Лист-Вагнер и единомышленниками. Взрыв интереса усилился после публикации в 1983 году в израильском журнале "Алеф" статьи дирижёра Ю. Арановича "Любите ли вы Вагнера?" Злобное антисемитское содержание писем ещё более укрепило евреев во мнении, что Вагнер был предтечей нацистов, которые пришли к власти спустя полвека после его смерти композитора и назвали национальным композитором Германии.
Эти материалы вызвали особо злобную реакцию русских антисемитов, которые под прикрытием необыкновенной "любви" к музыкальным достижениям композитора стали голословно отвергать достоверность новых сведений и в своей риторике дошли до защиты антисемита и обвинении евреев в искусственной "истерии". Зачем евреи дошли до "истерического" состояния, они, естественно, объяснить не смогли. На то они и антисемиты. С какой целью они сами вклинились в обсуждение межнациональных вопросов, которые их совершенно не касались, антисемиты также не объяснили. Может быть, из-за чистой, ничем не омрачённой любви к высокому искусству?
Настоящая статья даётся подробный анализ рассуждений композитора на еврейскую тему, в которых впервые были изложены антисемитские взгляды Вагнера, давно известные и переведенные на многие языки мира. Речь идёт о статье под названием "Еврейство в музыке", некоторые авторы называют её эссе или памфлетом, но от изменения жанра смысл и содержание публикации не меняется. Впервые статья была опубликована в 1850 году в немецком "Новом Музыкальном Журнале" под псевдонимом Фрайгеданк (Вольнодумец), когда автору исполнилось 37 лет, то есть он достиг весьма зрелого возраста. Спустя 20 лет Вагнер снова опубликовал эту же статью, но за своим именем. В бывшем Советском Союзе статья также была известна, и её упоминали в том смысле, что в ней Вагнер впервые в публицистике ввёл такие понятия как героическая арийская музыка и ущербная еврейская. У Вагнера нашлись последователи, которые стали разделять и некоторые точные науки по расовому признаку, например, физику, в развитии которой евреи внесли наиболее заметный вклад.
Само название вагнеровской статьи говорит о том, её содержание имеет обобщённый смысл, касается не отдельного еврея, а всей еврейской нации в целом, и претендует на знание особенностей всего еврейства. Причиной появление своей статьи Вагнер называет дискуссию в немецком обществе "о еврейском художественном вкусе", в которой проявились, этот факт признаёт автор, непреодолимые разногласия. Вагнер особо указывает на то, что дискуссию нужно вести так, чтобы "не извратить своего существа... и должна была обращаться исключительно к области фактов несомненных и ясно заметных". Похвальное пожелание.  А далее следует текст, который показывает, что Вагнер относит к "несомненным фактам": "К числу таких весьма значительных в интересующем нас вопросе фактов следует отнести, прежде всего, глубокое, внутреннее нерасположение ко всему еврейскому, которое всем нам знакомо, и, присущее всему народу". Эти слова Вагнера подтверждают существование в немецком обществе XIX-го века национальной неприязни ко всему еврейскому. Однако называть эту враждебность, подпитываемую антисемитскими статьями немецкой интеллигенцией, свидетельством того, национальная ненависть якобы подтверждает полное отсутствие у еврейства "художественного вкуса", неоправданно, смешно и наивно.
И тут же оговаривается, что речь-то идёт о "глубокой антипатии народа только по отношению к еврейству в искусстве, а именно - в музыке", то есть не касаясь вопросов  религии и политики. Странно, что понятие многообразного искусства у Вагнера вмещается в рамках одной музыки.
Во второй главе статьи Вагнер разглагольствует о том, как немецкое общество из-за наивности боролось за равноправие угнетаемых евреев, забывая о собственном равноправии: "Весь наш либерализм оказался только игрою недальновидного ума, так как мы взялись за освобождение народа, не зная его, и естественно чуждаясь какого бы то ни было сближения с ним". Во-первых, непонятно, почему евреи, появившиеся в Германии с IX по XI век, то есть к моменту написания статьи более восемьсот лет назад, оказались для Вагнера, "незнакомым народом", и на каком основании композитор высказывает весьма спорные мысли от имени всего немецкого народа. Во-вторых, Вагнер не объясняет, кто в Германии мог покушаться на равноправие самих немцев. В-третьих, почему сближение с евреями не является для немцев естественным гуманным шагом. На эти существенные вопросы межнациональных отношений Вагнер не отвечает. Такое впечатление, что немецкий композитор ничего не знает жизни в Германии, а её придумывает. Ему как бы неизвестна длительная борьба евреев за эмансипацию, то есть за уравнение в правах остального населения немецкого государства. Согласно данным Еврейской энциклопедии, общины немецких городов Вормс, Майнц и Шпейер были центром еврейской диаспоры Европы. Полученные евреями в 1789 - 1878 годах гражданские права позволяют им интегрироваться в обществе западноевропейских стран, поселиться вне еврейских кварталов и гетто.
В XVIII-м веке во многих странах Европы, в том числе в Германии, наиболее известные и влиятельные общественные деятели еврейского населения приобрели значительный экономический вес и стали приобщаться к европейской культуре. Провозвестником идей эмансипации в Германии задолго до Вагнера стал Г. Э. Лессинг (1729-1781), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик - просветитель, основоположник немецкой классической литературы. Литературная полемика вокруг его пьес «Евреи» (1749) и «Натан Мудрый» (1779) способствовала распространению идей веротерпимости. На формирование в немецком обществе мировоззрения эмансипации значительное влияние оказал М. Мендельсон (1809-1847), немецкий композитор, пианист, дирижёр и педагог еврейского происхождения.
Процесс эмансипации евреев Германии был болезненным и долгим: то евреи получали права, то их у них отбирали, как, например, в 1817 году в великом герцогстве Макленбургском. Энциклопедия сообщает: "В Германии в наиболее тяжелом положении оказались евреи вольных городов, в которых их лишили гражданских прав (Франкфурт, Гамбург) и даже права на проживание (Бремен, Любек)". Евреи были выселены из городов Бремен и Любек, а во Франкфурте-на-Майне их вынудили отказаться от участия в органах городского управления и сократили число разрешений на брак, на строительство новых домов и т. д. В конце 1870-х – начале 1880-х гг. в Германии, неожиданно для ассимилированного немецкого еврейства, появилось требование отмены эмансипации.
За равноправные права немецких с 1848 года евреев активно выступали многие выдающиеся евреи, которые занимали ведущие позиции в различных областях - в литературной, общественной и политической жизни. Среди них - Г. Гейне, Л. Бёрне, И. Куранда, Г. Риссер, Л. Филиппсон, И. Якоби, Б. И. Берр, М. Фейт, Д. Саломонс, Л. Н. Ротшильд, И. А. Кремье и другие. Среди них следует назвать депутатов первого немецкого парламента во Франкфурте - М. Фейт, Г. Риссер, И. Якоби, И. Куранда.   
Отмеченная ситуация свидетельствует о том, что с одной стороны, антисемитские настроения в немецких городах получили значительное влияние, а с другой - о росте участия и влияния евреев в жизни европейских стран. Однако усиление антисемитизма среди представителей немецкой элиты не может оправдать обвинения, которые предъявляет Вагнер немецким евреям. Кроме того, он ни разу не упоминает о борьбе, которые вели евреи за свои права, как будто для композитора они не существовали. Первую главу Вагнер завершает странным утверждением: "Настоящее положение вещей этого мира таково, что евреи более чем уравнены в правах. Они господствуют и будут господствовать, пока за деньгами сохранится сила, перед которой бессильны все наши стремления и дела". Обратите внимание на витиеватые, а вернее, лживые слова знатока еврейского вопроса: "евреи более, чем уравнены в правах", и в то же время совершенно провокационный и ложный посыл: евреи "господствуют и будут господствовать, пока за деньгами сохранится сила". Евреи Германии, у которых уже не в первый раз отнимали урезанные гражданские права, оказались господствующей силой в антисемитской стране!
О чём свидетельствует подобного рода безобразная риторика? Прежде всего, о невежестве композитора и  его ненависти к евреям, а также страхе перед их достижениями во многих областях жизни общества, в том числе и в искусстве. Рассуждения Вагнера являются типичными для антисемитов многих стран. Русский националист и монархист В. Шульгин в книге "Что нам в них не нравится... Об антисемитизме в России" (1924) также обвинял бесправных евреев Российской империи, в господстве и засилье. В этих противоречивых фразах антисемитов разных стран отражается их примитивный интеллект. С одной стороны антисемиты обвиняют евреев в ничтожестве и отсутствии каких-либо способностей, а с другой утверждают нечто противоположное. Вагнер, не стесняясь соплеменников, обвиняет евреев в том, что они якобы воспользовались переломным моментом в развитии немецкого искусства, "чтобы руководить художественной критикой и захватить искусство в свои проворные руки".
Ничего конкретного сказать о коварстве евреев Вагнер не был в состоянии, поэтому его голословные обвинения основываются только на национальной ненависти. Его публицистика ведётся на эмоционально-примитивном уровне обо всех евреях сразу. Согласно обвинениям подобного рода, весь труд многих поколений "римского и средневекового времени, по Вагнеру, "в наши дни еврей перевёл на деньги". С таким же успехом и с таким же азартом то же самое можно утверждать про немцев, русских и прочих шведов. Нагнетая ненависть, Вагнер утверждает, что все предыдущие достижения в искусстве, которые "создавались тяжёлым и священным трудом гения (то есть, по Вагнеру, немцев - В. О.) в продолжение двух тысячелетий", "евреи обратили в предмет торговли художественными произведениями".
В следующей фразе Вагнер открыто говорит о необходимости применения к евреям физического насилия. От имени всех немцев он утверждает, что "мы в недоумении остановились перед неизбежной необходимостью освободить искусство от еврейского гнетущего влияния". Каким образом? Вагнер считает, что вначале немцам нужно осознать, "что именно отвращает нас в еврействе", чтобы затем "прогнать с поля враждебного нам демона, укрепившегося под надёжным прикрытием непроницаемой полутьмы, которую мы, добродушные гуманисты, сами на него набросили, чтобы сделать его вид менее противным". После такой безобразной риторики до погрома осталось рукой подать. При этом Вагнер ещё хочет выгладить благородным немцем, называя соплеменников из числа насильников "добродушными гуманистами". Русские ненавистники еврейского народа также причисляли себя к большим гуманистам, в том числе Ф. Достоевский, А. Куприн, Н. Гоголь, А. Чехов и другие классики русской литературы.
Далее следует окончательный приговор Вагнера без права на обжалование: "Человека, наружность которого мы должны считать неспособной к передаче изящного, мы должны признать вообще неспособным к артистическим проявлениям его существа". Вагнер отказывает евреям во всём, даже язык, на котором говорят евреи, вызывает у него повышенное раздражение. "Евреи говорят языком той нации, среди которой они живут, но говорят, как иностранцы". Более того, Вагнер считает, что каждый еврей "окончательно лишён какой бы то ни было способности выражаться на них вполне самостоятельно и индивидуально-своеобразно". И высказывает мысль, которая является примитивной даже для самого отсталого человека: "А творить на чужом языке до сего времени не было возможно даже для величайших гениев". И эту несуразность придумал так называемый великий композитор, который, как бы ничего не ведает о существенном вкладе еврейских поэтов и литераторов, современников Вагнера, говорящих на немецком языке, в немецкую культуру. Он сам упоминает имена Г. Гейне и Л. Берне, которые были признаны выдающимися литераторами Германии ещё при жизни Вагнера, однако, отказывает им в признании заслуг.
Сегодня можно лишь подтрунивать над высказываниями немецкого "гения" о евреях, который оказался недальновидным антисемитом: "Они одиноки со своей национальной религией, одиноки как племя, которое лишено почвы и которому судьба настолько отказала в развитии внутри себя, что даже его собственный язык сохранился лишь как мёртвый". Антисемиты сами лишали евреев прав заниматься многими видами деятельности, а затем обвиняли евреев в отсутствии у них способностей. Так, русские чиновники веками лишали евреев прав на владение земельной собственностью, считали их неспособными для заниматься земледелием. Однако свободные евреи Израиля в короткий исторический  срок достигли таких успехов в земледелии, которые и не снились русским земледельцам в течение веков.    
Вагнеру в  евреях не нравится буквально всё: внешний вид, язык, неспособность к театральному искусству и так далее. "Сам язык евреев противен нам", - утверждает Вагнер. - Само звуковыражение, чуждое нам, резко поражает наш слух". И ещё: "Прислушайтесь к речи еврея, и вас неприятно удивит отсутствие в ней чего-то гуманного: его речь - это какое-то холодное, полное равнодушия своеобразное калякание". Ниже приведу несколько фраз из последующих глав статьи: "Еврей, который имеет одного Бога и только для себя, прежде всего в каждодневной жизни бросается нам в глаза своим наружным видом". "Мы невольно не желаем иметь ничего общего с человеком, имеющим такой вид", "должны обратить внимание на ту еврейскую внешность, которая никогда не может быть предметом чистого изобразительного искусства". "Никогда же еврей не приблудится и на театральную сцену". "Мы не можем представить себе какую-нибудь драматическую сцену античного или современного характера, в которой роль играл бы еврей, чтобы до смешного не почувствовать несоответствия такого представления".
Однако, обратите, читатель, внимание на ту ненависть и невежество, которые проявляет "великий" композитор, не подозревая о существовании огромного фактического материала, который легко опровергает все его злобные измышления. Вагнер как бы ничего не знает об истории развития человечества. В его фразах проскочила любимое выражение русских антисемитов "бросается нам в глаза". Как будто все антисемиты списывали друг у друга одни и те же фразы. Напомню, что почти все известные художники средневекового искусства питались сюжетами, взятыми из священных еврейских книг. Многие великие художники разных национальностей тяготели к написанию еврейских, а не немецких образов. Видимо, немцы не представляли для них художественного интереса.
Чтобы посрамить невежество Вагнера и обличить его в примитивной лжи, достаточно вспомнить имя и творчество великого голландского живописца Харменса Рембрандта (1606-1669), который пронёс через всю жизнь искреннее сочувствие к страданиям и судьбе угнетённого народа. Сюжеты большинства картин художника взяты из библейской мифологии, насыщены еврейскими темами и образами. Под кистью великолепного мастера оживают и обретают особую остроту психологической выразительности портреты евреев. В качестве примера приведу известную картину Рембрандта "Портрет старого еврея". На полотнах голландского художника обнаружить художественные образы немцев невозможно. Очевидно, их вид не воодушевлял замечательного художника. Российский академик живописи, художник Л. Пастернак опубликовал в 1923 году в Берлине книгу “Рембрандт. Его искусство и еврейство в его творчестве”, в которой собрал многочисленные работы, посвящённые еврейской теме.
То, что говорит и пишет Вагнер о евреях, напоминает склочную перепалку примитивных базарных торговок на одесском Привозе. Приведённые ранее цитаты из статьи Вагнера представляют собой всего лишь незначительную часть его отвратительных высказываний по поводу евреев. Если же напомнить все негативные высказывания французов о немцах, если написать правду о внешнем облике большинства безликих немецких женщин, напоминающих скорее гладильные доски, чем женские лица, если упомянуть самовлюблённых баварцев, говорящих на лающем, гортанном языке, на котором легче отдавать военные команды на плацу, чем объясняться в нежных чувствах, тогда Вагнер со своей примитивной говорильней может отдыхать. Так же к месту можно вспомнить отрицательные суждения француза Ж. Жубера о русском народе, которые автор изложил в книге "Мысли" (1861). Или же процитировать высказывания русских об украинцах, евреях, кавказцах, поляках, а поляков  - о немцах и русских, если собрать в одном месте все высказывания представителей разных народов друг о друге, тогда станет ясно, что ничего положительного сказать об этих народах - невозможно. Если в статье Вагнера слово "еврей" заменить словом "немец" или "русский", то с небольшими корректировками смысл статьи останется таким же "убедительным и доказательным", как и в редакции самого Вагнера. Попробуйте сделать эту замену сами, и у вас всё получиться. Эмоции в духе Вагнера никогда не были признаком ума и аргументации каких-либо убеждений, тем более антисемитских.

      
          Х. Рембрандт. Портрет старого еврея. 1640 г.      

Другими словами, справедливым будет утверждение, что любой из народов, заселяющих землю, имеет такое множество отрицательных качеств и свойств, которые, по мнению ближайших соседей, окажутся совершенно нетерпимыми и отвратительными. Из такого наблюдения следует неизбежный вывод: все национальности и народы, без исключения, имеют огромное количество недостатков и отвратительных национальных свойств, и в этом отношении почти не отличаются друг от друга. Основное же отличие народов заключается не в негативных качествах, а в достоинствах - в творческих достижениях и в размерах национального вклада в жизнь человечества. Именно эти положительные особенности национального интеллекта являются предметом гордости одних народов и зависти со стороны других. Однако почти никто из националистов не желает говорить о преимуществах своих соседей, потому что эти качества наносят ущерб их национальному самолюбию и вызывают низкие чувства зависти. Таким образом ведут себя все антисемиты мира.
Евреи, как очень небольшое по популяции племя, вкраплённое в среду чуждых народов, постоянно преследуемое и уничтожаемое, имеют достаточно много впечатлительных особенностей. Евреи внесли в общую копилку человечества такой заметный творческий вклад, с которым не всегда могут сравниться даже самые великие по своим размерам другие нации и народы. Именно эти выдающиеся качества еврейских представителей и их значительные достижения почти во всех областях человеческой деятельности порождают постоянную ненависть и намерения экстремистов из числа других народов, чтобы физически уничтожить своих конкурентов. Еврейский народ до сих пор не был полностью уничтожен только потому, что почти на каждом этапе развития человеческого общества многие народы нуждались и нуждаются в творческом участии евреев для решения наиболее сложных проблем. Как только в какой-либо отдельной стране необходимость в позитивной деятельности евреев сокращается или исчезает, почти сразу возникает неодолимое желание освободиться от тех, кто своими способностями невольно задевает национальное самолюбие больших народов. На этом противоречии между полезностью евреев и желанием освободиться от нежелательных конкурентов зиждется "философия ненависти" большинства антисемитов мира, в том числе и Вагнера. Признать своё поражение в мирном соревновании с евреями они не в состоянии, личные и национальные амбиции не позволяют. Поэтому большинство идеологов антисемитизма говорят и пишут о ничтожестве евреев и даже приписывают им такие недостатки, которых трудно обнаружить у еврейского народа.
Вагнер утверждает, что евреи неспособны выражать "высшую взволнованность, достигнуть страстности" и что эти свойства проявляются при исполнении песен, когда еврей становится "просто невыносим". И подобный вздор сообщает немецкий пигмей в адрес народа, для которого акапельное пение (хоровое пение без инструментального сопровождения) является древнейшей традицией, а песнопение при молитвах за многие века собрало и создало такое количество прекрасных мелодий, которые и сегодня служат неиссякаемым источником для заимствования или подражания для многих современных композиторов. Следует напомнить, что при жизни Вагнера в Германии евреи основали национальные немецкие театры, огромное количество выдающихся еврейских оперных исполнителей существенно потеснили немцев в этом виде искусства. Вагнер, конечно, знает об этих фактах, но сознательно клевещет и унижает еврейских исполнителей. Кстати, следует заметить, что первая жена Вагнера, еврейка Минна Планер, была актрисой театра, в котором Вагнер дирижировал оркестром.  Минна была вынуждена принять католичество, иначе не смогла бы выступать на сцене немецкого театра.
 
К. Писсарро. Автопортрет.1900
"Но осмысленный дар созерцания у евреев никогда не был достаточно велик, - заявляет вздорный Вагнер, - чтобы из их среды вышли великие художники". Замечу, что в России в конце XIX-го века появились известные художники, в том числе выдающийся еврейский художник Исаак Левитан и скульптор Марк Антокольский, произведения которых представляли Российскую империю и демонстрировались на международных выставках. Однако Вагнер гнёт свою антисемитскую линию: "До настоящего времени нам не известен ни один еврейский архитектор, ни один еврейский скульптор...". О себе пишет во множественном числе. Напомню, что во Франции одновременно с Вагнером жил и творил выдающийся еврейский художник Камил Писсарро (1830-1903), он был одним из основателей нового направления в живописи - школы импрессионистов.
После общих рассуждений о недостатках евреев Вагнер вновь заговорил об их всесилии, в том числе и в музыке: "Как это ни странно, но необходимо признать, что евреи, отличающиеся полной неспособностью к художественному выражению своего существа, как в речи, так и в пении, всё же достигли господства, руководства общественным вкусом в наиболее распространённой области современного искусства - в музыке". Каким образом "бездарные и убогие" евреи достигли "господства, руководства общественным вкусом", объяснить Вагнер не может, ответить на этот вопрос ему не по уму. Приведённая фраза автора проливает свет на истинные причины появления антисемитского опуса Вагнера. Отсылаю всех читателей к замечательной книге немецкого писателя Адольфа Когута "Знаменитые евреи, мужчины и женщины в истории культуры человечества: Биографии и характеристики великих людей настоящего и прошлого во всех поприщах деятельности". Перевод с немецкого А. А. Френа. 2 тома. Одесса: Книгоиздательство М. С. Козмана, 1902-1903. Когут собрал огромное количество документов и биографий, которые составили содержание двухтомной книги. Эта энциклопедическое издание содержит биографии более пятисот евреев, которые проявили свои таланты в разных областях науки и культуры. Книга поражает своим огромным фактическим материалом. В предисловии к книге Когута приведён следующий текст автографа канцлера Тюрингского университета Г. Рюмелина: "Все лучшее и важнейшее, чем может гордиться наша просвещенная современность, есть не более, как наследие трех народов древнего мира: евреев, греков и римлян".
Оказалось, что евреи европейских стран, получившие совсем недавно урезанные гражданские права и доступ к образованию, в короткий исторический срок не только догнали представителей коренных наций по уровню образования, но и явно превзошли их. Достаточно напомнить, что первые национальные театры, национальные галереи и художественные музеи Германии создали евреи, что прекрасные еврейские исполнители заполнили оперные и драматические театры. Стало известно, что первое Международное телеграфное агентство было создано евреем П. Рейтером. Последнее сообщение агентства Рейтер, связанное с именем Пауля Юлиуса Рейтера, было передано 25 февраля 1899 года: «Барон Рейтер, основатель агентства Рейтер, сегодня утром умер в Ницце на 83 году жизни. – Рейтер». Сегодня филиалы этого агентства работают почти во всех странах мира.
Следует напомнить, что в Германии в течение двух последних веков (XIX-го и XX-го) появились 247 писателей еврейского происхождения, которые творили в разных жанрах и имена которых стали известны всей стране. Из их числа Вагнер упоминает только два имени - Г. Гейне (1797-1856),  немецкого поэта, публициста и критика еврейского происхождения, а также Л. Берне (1786 - 1857), публициста и литератора, который боролся за равноправие евреев.


Выдающийся немецкий поэт еврейского происхождения Г. Гейне

В сталинское время книга Когута в СССР была запрещена, а за её хранение можно было получить пять лет ссылки в лагеря. Содержание книги Когута даёт ответ на причины появления антисемитского опуса Вагнера. Успехи евреев во всех областях жизни немецкого общества вызвали такой страх среди националистов, что они пришли к выводу о необходимости освободится от евреев. Открыто призвать к уничтожению евреев они ещё не решались, а чаще использовали эзопов язык. Все эмоциональные обвинения евреев со стороны Вагнера не стоят выеденного яйца. Под ними скрывается паника и страх немецких интеллектуалов, которые почувствовали реальную творческую силу своих еврейских конкурентов. Конечно, евреи в Германии физически никому не угрожали, ничего разрушать не собирались. Наоборот, они полюбили эту страну, отдавали ей все свои творческие силы и точно так же, как в России, встречали непонимание, клевету и ненависть. Образцы этой ненависти к еврейскому народу подробно прокомментированы в настоящей статье.
Утверждая, что единственным промыслом "злокозненных" евреев является ростовщичество, которое "обеспечивало им огромную выручку даже без надлежащего труда", Вагнер заявляет, что евреи Германии получили "право на первенство в обществе столь жадном до денег, тем более что это право евреи сами и принесли с собой". Бессмыслица этого предложения до сих пор не смутила читателей и почитателей Вагнера. Он договорился до абсурда, что евреи сами "принесли с собой право" руководить творческой жизнью немцев. Ради этой цели они как бы по собственной воле шли на "принятие христианского крещения, лишь бы только уничтожить все следы своего происхождения". Зачем евреям нужно было уничтожать следы своего происхождения? Никак из-за страха перед преследованиями немецких антисемитов!
Вагнер приписывает евреям состояние отчуждённости в немецком обществе, забывая о личном вкладе в создании этой искусственной отчужденности. Он привык обвинять евреев даже в собственных злобных поступках. "Образованный еврей произвёл невероятнейшие усилия, чтобы лишить себя заметных признаков своих низших единоверцев", - так хочется думать немецкому гному, собственный рост которого не превышал 153 сантиметров. 
В XIX-м веке немецкие евреи получили право на образование, и у Вагнера появились новые страхи. Вагнер считает, что в искусстве евреям осталось только подражание немцам, потому что  "Всё, что в музыке, как в обособленном искусстве можно было выразить - всё выражено, всё исчерпано в ней творчеством величайших гениев. После них оставалось только подражать". По Вагнеру, у образованного еврея нет связи с почвой, со своим народом, который вообще не существует. Поэтому, согласно глубокому убеждению Вагнера, "образованный еврей увидит себя снова притиснутым к корням своего собственного племени, где, по крайней мере, взаимного понимания, безусловно, для него больше. Желая того или не желая, он должен будет черпать из этого источника; но этот источник иссяк: жизнь народа утратила своё историческое содержание". Вагнер решил навсегда "закрыть" еврейский народ, потому что ему показалось, что жизнь евреев утратила "своё историческое содержание". Последующие исторические события посмеялись над глупостью немецкой гадалки на антисемитской гуще. После страшных лет Холокоста еврейский народ сумел найти в себе силы для возрождения из фашистского пепла и создать сильное демократическое государство Израиль на Ближнем Востоке среди мусульманских антисемитов, наперекор усилиям международных ненавистников еврейского государства. Прошу заметить, читатель, что у Вагнера не нашлось ни одной реальной мысли, достойной внимания. Весь его "мыслительный" потенциал утонул в собственном океане ненависти. 
Последние четыре главы статьи Вагнера посвящены творческим возможностям евреев в музыке. Чтобы еврей не пытался осуществить, "всё будет бесплодно", - утверждает немецкий публицист. - Синагога - единственный источник, из которого еврей может извлечь понятные ему народные мотивы". Ну, спасибо, хоть синагогу оставил в виде последнего источника. "У евреев, не имевших своего искусства, никогда не было жизни с художественным содержанием". Ну, конечно, всё "содержание" искусства следовало искать у пьяных нацистов, которые после пивных возлияний горланили вульгарные песни, совершали нападение за немецких евреев, убивали и грабили их.
У евреев нет "истинной страсти", - считает Вагнер, - которая побудила бы его сама по себе к художественному творчеству. А где нет этой страсти, там нет и спокойствия, а существует одна косность". На самом деле нет душевного спокойствия у самого Вагнера, который многократно, с разных сторон продолжает бубнить об отсутствии у евреев художественного вкуса и способностей к творчеству. В заключительных главах статьи Вагнер, наконец-то, вспоминает о еврейских композиторах, которые помогали ему в начале становления музыкальной карьеры.
О творчестве Д. Мейербера, своего первого учителя и помощника, Вагнер заявил: "Мы искренно верим, что он хотел бы создавать художественные произведения, и в то же время знает, что он не в состоянии их создать". Этот секрет знал, конечно, только неблагодарный ученик, который решил после смерти учителя возвести на талантливого музыканта безграмотную и злобную напраслину.
"Для еврея сделаться вместе с нами человеком, значит, прежде всего, перестать быть евреем". Эта фраза из заключительной главы статьи достойна особого комментария. Если это словоблудие имеет хоть какой-то смысл, то из неё следует, что еврея можно сделать человеком только при условии, когда он перестанет быть евреем. Вагнер наивно считает, что только немцы имеют право и достойны называть себя людьми. Точно так же можно утверждать, что немец может стать человеком, когда перестанет быть немцем. И так далее, можно говорить в таком духе про каждый народ. Что значит, перестать быть евреем, если национальность означает ничто иное, как происхождение каждого еврея от еврейских родителей. Это происхождение от своих родителей может исчезнуть только с физическим уничтожением носителей национальных генов. Вагнер не оставляет евреям иного выбора, кроме смерти. Этот смысл заключён в слегка закамуфлированном призыве Вагнера к самоуничтожению, потому что иначе никак нельзя перестать быть тем, кем ты родился. Заключительная фраза статьи Вагнера, фактически, означает призыв к физическому уничтожению евреев, который так не хотят замечать убогие русские и прочие антисемиты. Пусть русский Д. Горбатов, называющий себя музыкантом и зачем-то решивший "улучшить" текст статьи Вагнера никчёмными комментариями, согласно рекомендациям своего любимого композитора перестанет быть Горбатовым, и мы посмотрим, что из этого может получиться.
Если бы не было никаких других антисемитских высказываний Вагнера, в том числе его многочисленных фраз из личной переписки, которые обнаружил дирижёр Ю. Аранович в Венском архиве, было бы достаточно одной статьи композитора "Еврейство в музыке", чтобы объявить её автора отвратительнейшим человеконенавистником и навсегда оставить за ним славу бездарного и невежественного антисемита.
Не случайно, немецкие нацисты придумали расовую теорию о неполноценных нациях. Среди последних они называли славян, евреев, цыган, подлежащих частичному или полному уничтожению. Евреев они отнесли к недочеловекам, специально подчёркивая уничижительным существительным слабый интеллект и отрицательные качества еврейского народа. После разгрома нацистской Германии многим стало совершенно ясно, что разговоры о величии арийцев были пропагандистской хлопушкой, в которой, кроме гнилого воздуха, ничего не оказалось. Фактически, немецкие нацисты подтвердили расовую теорию о собственной неполноценности. Нацисты сами оказались врагами человечества и недочеловеками. Приговор Международного суда в Нюрнберге признал преступной идеологию нацистов, их партию и многие организации.  Вместе с ними были осуждены как преступные взгляды таких "интеллектуалов" как Вагнер. Однако некоторые меломаны, притворяющиеся ягнятами, не желают оценить творчество Вагнера, как подготовительную ступеньку перед приходом к власти нацистов. Те музыкальные деятели, которые пишут о величии Вагнера, сами превращают себя в пигмеев. Они ими, фактически, и являются.
Навряд ли немецкий обыватель был знаком со статьями Вагнера из XIX-го века. Они были написаны для идеологов антисемитизма и для антисемитствующих интеллигентов. Статьи весьма точно отражали идеологию немецких нацистов XX-го века. Вагнер не был единственным немецким антисемитом. Подобных ненавистников евреев в Германии XIX-го и последующего века было достаточно много во многих странах. Однако примитивные суждения о национальных недостатках евреев и музыкальное содержание большинства опер Вагнера наиболее полно соответствовали мировоззрению Гитлера и его партийных единомышленников. Поэтому не случайно среди огромной массы антисемитов Германии нацисты выбрали именно Вагнера. Тот, кто отрицает этот очевидный факт, льёт воду на мельницу нацистов.
 
ВЛАДИМИР ОПЕНДИК
19 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА     
 


Рецензии
Ну, это в "Новом Меридиане" уже было опубликовано.

Геннадий Стальнич   28.12.2012 05:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.