Утилизация и дегазация твердых бытовых отходов

На выезде из Белой Церкви,  жители и гости города могут наблюдать интересный ландшафт: из-за деревьев посреди равнины виднеются высокие холмы. Но полюбоваться ими вблизи ни у кого не  возникает желания: местный люд знает, что холмы - это огромные груды присыпанного землей городских отходов.
Бесконечным потоком специализированный автотранспорт свозит сюда бытовые отходы из всего города и окраин. Образованный с 1949 года городской полигон твердих бытовых отходов (ТБО)  сегодня исчерпал срок эксплуатации и достиг своей критической массы. На полигоне собралось около 1,8-2 миллиона тонн отходов, причем каждый день он увеличивается еще на 60 тонн.
Полигон является потециально агресивнм как  для окружающей среды так и для  здоровья жителей города.
Влага в виде естественных  осадков систематически попадающая на поверхность полигона проходят через его внутренние слои, растворяет в себе все твердые токсичные накопившиеся вещества и в виде, так называемого фильтрата,  фильтруется в подстилающий грунт, поскольку гидроизоляционный слой на полигоне отсувствует.
За данными соответствующих профильных  институтов со времен советской империи,  установлены такие  превышения  ПДК  токсичных элементов  в зоне влияния полигона ТБО:
Свинца в 16,8 раз, мишяка в 8 раз, олова в 5 раз, хрома в 2,8 раза, цинка в 138 раза, меди в 19 раз. За суммарными показателями загрязнение  в зоне влияния полигона  относится к чрезвычайно опасным.  Биологический мониторинг показывает, что растительность на полигоне  находтиится в крайнем угнетенном состоянии. Поверхностные воды  в зоне его влияния не соответствуют гигиеническим требованиям. В подземных водах обнаружено в том числе превышение амонийнгого азота в 29 раз, хлоридов в 83 раза.
В атмосфернорм воздухе на територии свалки обнаружено превышение ПДК амиака в 30 раз. Но самое неприятное то, что эта гигантская масса мусора есть огромным химическим реактором, в котором образовывается свалочный газ с производительностью 7 миллионов кубических метров на год. Поскольку поверхность мусорных холмов не герметичная, последний выделяется в атмосферу. И все было бы ничего, если бы не одна деталь: в состав мусорного газа, кроме двуокиси углерода входит высокотоксычный газ метан (вспомните систематические летальные исходы от утечки природного газа с незакрытых кранов газовых плит), концентрация которого составляет около 50% от общего объема газа. Этот газ является сильным загрязняющим фактором среды обитания.
Конечно власти города прекрасно знают об указанных экологических угрозах для населения, но поскольку вдихаемый газ метан не имеет запаха, в отличие от пронзительного запаха, например, выхлопных газов двигателей, то никогда на этих проблемех не акцентирповалось внимания. И напрасно: Метан, который выделяет полигон, а также другие сопутствующие токсичные компоненты вдыхают жители города. Конечно, пока этот газ от полигона доходит к легким жителей, он растворяется в воздухе и его концентрация не является смертельной. Но  не следует забывать, что полигон находится в черте города на растоянии 5 км от его центральной части, а жители города дышат отравленным воздухом с момента рождения на протяжении всей жизны. Указанные отрицательные экологические факторы в совокупности с другими аналогичными гадостями провоцируют  легочные, раковые и другие серьезные аболевания, сокращают при этом  средний возраст граждан, особенно мужского пола.
Однако указанная проблема полигона решаемая известным всем способом. Согласно ДБН В.2.4-2-2005 «Полигоны твердых бытовых отходов», полигоны, которые завершают срок эксплуатации, к которым относится и Белоцерковский полигон, должны пройти процесс рекультивации или процесс обезвреживания его вредного действия на окружающую среду. Это обязательная процедура, для  выполнения которой необходимы значительные бюджетные средства города. Первым основным и наиболее финансово затратным этапом рекультивации является дегазация полигона.
Еще в 2005 г. я в качестве директора профильного предприятия обратился в Белоцерковский горисполком с предложением акцентировать внимание на указаннорй эколгической проблеме, однако не получил в ответ даже традиционной отписки. Тогда я обратился к предпринимателям города с просьбой поучавствовать в решении городской эколгической проблемы. К сожалению только один предприниматель Людмила Борисовна Дрыгало, узнав об угрозе, которая дамокловим мечом занесена над Белой Церковью,  без лишних разговоров согласилась помочь решить проблему. В свою очередь она предложила городским властям совместными усилиями произвести рекультивацию закрываюшегося порлигона, при этом для дегазации был привлечен  инвестор – японская корпорация  Шимидзу .
Одновременно городу так же было предложено  решить проблему в комплексе. Закрыть старый полигон, а отходы вывозить на другой полигон. При этом городу была предложена територия альтернативного полигона - площадка в 10 га из земель запаса,  распорложенная на гарантированном безопасном расстоянии от города.
Для нормальных  здравомысдълящих властей такое предложение как манна небесная. Ведь по сути, местной громаде забеспллатно предложено нейтрализовать экологического монстра - прекращающий свое действие полигон ТБО, распорложенный  в черте города и одновременно предложено новое место складирования городских отходов на безопасном расстоянии от города.
Я не собираюсь утверждать, что руководители города не имеют здравого ума,  поскольку практически все они уважаемые люди из бизнесовых кругов, где без гибкого мышления не достигнеш хорошего общественного положения в  каковом сейчас они находятся. Однако их дальнейшие действия в отношении мусорной проблемы города  все больше  и больше склоняют к справедливости указанного выше утверждения, т.е. или руководители города действительно имеют неадекватную оценку протекающей в городе жизни, или они настолько умны, что нам простым не осязнуть их пытливого и гибкого дальневидного ума.
Не успела уехать делегация от инвестора приглашенная госпоржой Дрыгало для проведенния переговоров с администрацией об условиях инвестирования экологичного пороекта, на которох была поддержана инициатива Дрыгало, как миерия города, объявила пани Дрыгало «вне закона», т.е откалъзалась от ее услуг по дегазации полигона.
Вместо технологии дегазации было принято  решение разобрать старый полигон, отобрать полезные компоненты, а остальное пустить на строительство дорог. «Может быть в этом эсть действительно большой смысл, ведь остатки зловонного запаха внутреннего содержимого полигона перенесенное на дорожное покрытие всегда бы содержали водителей в бодром  и трезвом состоянии, как нашатырь. Отсюда снижение ДТП.» Однако этого никак не могла понять специализированная фирма «Биомасса», куда обратилась Дрыгало за экспертным заключением по данному предложению . Разобравшись в чем дело «Биомасса» письменно предупредила, что вскрытие полигона неминуемо приведет к возгоранию биогаза, что существенно увеличит количество  токсичных выбросов в атмосферу. С большим трудом компании Дрыгало потом еше долго пришлось убеждать руководство города, что вскрытие тела полигона до его рекультивации  это серьезное нарушениу положений ДБН В.2.4-2-2005 «Полигоны твердых бытовых отходов», что приведет к крайне  негативным последствиям для экологии города. А инвесторы были шоковпаны тем, что городской совет отдал предпочтение сомнительным, экологически проблематическим технологиям утилизации отходов, явным образом не на пользу общине На вопрос чем лучшие выбранные технологии для общины города от указанных выше представители горсовета не в состоянии пояснить до сих пор..
Другим «правильным» судьбоносным  решением мерии города, было решение отказаться от использовавния предложеного альтернативного  полигона Дрыгало (которых к стати было 2 варианта). Действительно, ход мисли городских менеджеров явно творческий , нестандартиный.  На этот раз было принято официальное решение - свежий мусор пресовать в тюки с последующим закапыванием на полях Киевской области. А поскольку такого мусора за год накапливается 60 тис т. несложно расчитать, что через 10 лет вся Киевская область превратится в сплошную мусорную свалку.
И наконей «вершиной профессионализма» и жгучим желанием помочь многострадальному простому народу города отличилась последняя сесия народных избранников, состоявшаяся в начале апреля месяца этого года . На сесию, в том числе,  был вынесен на утврждение прект договора о сотрудничестве между компанией Дрыгало и громадой в области рекультивации полигона ТБО..
Согласно договора она взяла обязательство за свой счет провести рекультивацию городского полигона ТБВ, взамен при этом не потебовала ничего. На этот раз чиновики города никак не могли понять намерений Дрыгало. Ведь решения сессии построено исключительно на том, что кто- то просит что -то взять от громады. В основном это земельные участки. А тут наоборот, человек предложил безвозмездно что то дать городу, при этом согласен понести затраты в размере 188 тис. евро необходимые для  решения этой проблемы. В заполитизированных умах городских депутатов, усталых от хронической борьбы за выживание в местном парламенте уже не осталоось места для для добрых дел, извините, но и здравого смысла.  Договор большинством голосов отвергнули.
Городские власти сначала отвегнули предложение Дрыгало провести  бесплатную дегазацию полигона , потом отказались от услуг размещать городские отходы на альтернативном полигоне Дрыгало, потом откалъзались от бесплатной рекультивации полигона. А потом после всего этого профильная депутатская комисии по социальному развитии города и экологии заявила в своих замечаниях, что прелдожения Дрыгало отвергнуты потому что не решают главной проблемы города – проблемы закрывающейся городской свалки. Извините, но это уже групповой бред или сюжет для анекдота.
 Люди стоящие у власти сейчас забыли, что кроме карманно – материальных интересов существует еше простое понятие человечности и сострадания к проблемам других людей. Людмила Дрыгало каж житель города, меценат,  учавствующий в решении  городских проблем на сумму 400 тис. грн  ежегодно, приняла решение в очередной раз оказать спонсорскую помощь жителям города - освободить их наконец от мусорной свалки , но власть почему – то посчимтала, что население города этого не достойно. 
Таким образом  решение экологических местных проблем крайне затруднительно по причине отсутствия элементарных знаний по экологическому законодателоьству у людей, которые принимают решения в области экологии. Практически все они забыли, что все они назначены для решения вопросов людей, а не наоборот – люди существуют для того, чтобы решаит их вопросы. Они перестали ориентировать в казалось бы простых вопросах – что такое хорашо, а что такое плохо.  Что бы это исключимт необходимо организовать специальные семинары со сдачей зачетов, хотя бы лддля депутатских кормисий. Тогда хотябы с ними мвозможно бкуудет разговаримвать на одном языке.   


Рецензии