Тщеславие

(Мистика)

- Скажи, Писатель, - обратился ко мне Он и Его вертикальные зрачки стали похожи на два лезвия, - зачем ты пишешь, ради чего мараешь бумагу?

- Ну как же, - принял вызов я с гордо поднятой головой и полный уверенности в своих силах,- ведь писатели во все века были проводниками самых светлых, самых добрых, самых высоких идей.

- Мдааа? - проговорил мой собеседник, всем видом показывая крайнюю степень удивления и заинтересованности.

- А скажи-ка, мой милый Писатель,- продолжил он, подавшись вперед,-  из каких источников писатели узнают об этом ВЫСОКОМ и СВЕТЛОМ, чтобы потом доносить ЭТО до широких масс? - каждое Его слово так и источало яд и желчь.

- Хм, - презрительно хмыкнул я, но тут же, испугавшись допущенной фривольности, поправился, - Прости! Я просто хотел сказать, что существуют базовые принципы этики и морали, и опираясь на них, развивая их, писатели формируют те идеи, которые я назвал ВЫСОКИМИ и СВЕТЛЫМИ.

- Ты имеешь ввиду это? - скучающим тоном проговорил оппонент, как фокусник доставая из ниоткуда Самую Главную Книгу Откровений, и покачивая ее у моего носа.

- Не только, но это главное, - полностью уверенный в своей правоте, твердо проговорил я.

- Дружочек, но ты же идеи свои берешь не из первоисточника, а из его копии. У тебя есть уверенность, что копия и оригинал идентичны, ты в это веришь?

- Вооот, верно, - уловив мои сомнения продолжил он, - Любой здравомыслящий человек понимает, что Книга переиздавалась миллионы раз и каждая последующая копия базировалась на предыдущей, а не на оригинале. Вспомни, почему в третьем классе ты получил свою первую четверку за четверть. В контрольной, списывая пример с доски, ты случайно вместо знака «плюс» поставил знак «минус». Банальнейшая опечатка, а какие последствия. Ты не допускаешь, что кто-то из переписчиков также мог допустить опечатку, которую никто не заметил и которая прописалась в Книге на правах Истины. И миллионы писателей, творя свои поучительные и в высшей степени назидательные произведения, опираются на ошибочные постулаты и аксиомы? Какова же ценность всего этого, как ты считаешь? - проговорил Он назидательно-скучающим тоном, подобно профессору, в тысячный раз читающему свою скучно-непонятную лекцию перед аудиторией студентов-лоботрясов.

- Хорошо, - подумал я, - сейчас я играю на Его территории, с Его знаниями в этом вопросе мне состязаться бессмысленно, кроме того, этот довод у меня не единственный. Проиграв первый тур дебатов, я все еще имею шанс выиграть всю дискуссию целиком, за счет других аргументов.

- Хорошо, - произнес я вслух тоном великосветского вельможи, - оставим этот довод. Он не единственный. Допустим, что роль писателя в формировании морально-этических норм спорна, но ведь тяжело отрицать, что писатель позволяет своим читателем пережить чужую жизнь, учит их сопереживать и сочувствовать, позволяет отвлечься от каждодневной суеты, отдохнуть душою, наконец.

Мне самом понравилось сказанное и я с видом победителя взглянул на собеседника.

Однако, Он по-прежнему был объят скукой и, похоже, моя яркая речь не произвела должного впечатления. Прикрыв рукой зевок, гость промолвил:

- Скажу тебе честно, чтобы развлекать людей, нужен программист и компьютеры. ВСЕ! -почти выкрикнул он последнее слово. К моей радости, Его эмоциональный взрыв не получил своего продолжения и, практически, мгновенно мой оппонент успокоился и принял, уже ставший мне привычным, скучающий вид.

- Для того, чтобы развлечь людей, достаточно автоматического писаки, который возьмет стандартный шаблон: «Высокая длинноногая, высокогрудая блондинка (шатенка, брюнетка), вместе с высоким, загорелым, мускулистым брюнетом (блондином, шатеном), спасает мир (город, континент), от полчищ оживших мертвецов (фашистов, атлантов) по пути взрывая, сжигая, убивая все что им попадается под руку. Они достигают своей цели и в финальных строках проникновенно целуются». Затем надо раскрасить этот шаблон случайным набором деталей, библиотеку которых можно создать не напрягаясь, и ВСЕ! Шедевр готов, публика развлекается и требует следующего творения, где, в чуть измененных декорация, те же герои, но в другом гриме говорят те же слова, но в другом порядке. И опять все счастливы. О чем ты говоришь, Писатель! Человеку не выстоять против этой машины!!! - последние слова были сказаны с таким напором и такой энергетикой, что я почувствовал, как волны чистого, незамутненного, первобытного страха, вкупе с водопадами смертной тоски обрушиваются на меня, парализуя волю, разум, останавливая сердце и дыхание.
Находясь под таким давлением, мой мозг перестал соображать и поставлять на съедение моему собеседнику новые доводы и аргументы.

Потея под Его пронизывающим взглядом, я с трудом выдавил первое, что болталось на языке: «Тщеславие».

- Что ты сказал?- резко отшатываясь проговорил мой оппонент. Затем, вероятно, Ему почудилось, что Он ослышался и тоном первоклассницы-отличницы Гость тихо попросил,
- Пожалуйста, повтори.

- Тщеславие, - безмерно удивленный повторил я, еще немного заикаясь и запинаясь, - тщеславие... я хочу, чтобы мои книги стояли на книжных полках, чтобы мое имя знали все от мала до велика и узнавали меня на улицах, я хочу стать звездой ток-шоу, чтобы всех интересовало мое мнение. Я хочу ИЗВЕСТНОСТИ.

- Конечно, конечно, - сложив ладони на манер восточного божка, мой собеседник птицей взметнулся со стула, и начал пятится, при каждом шаге склоняясь в глубоком поклоне,
- Не смею задерживать, Вас, Писатель, - Его голос сочился медом и подобострастием,
- Не смею отрывать, так сказать, от творческого процесса, — лебезяще прихихикнул Он и растворился в воздухе, оставив после себя запах сирени.


Рецензии
Создался образ беседы с дьяволом, с самого начала, а потом и окончательно утвердился после упоминании об одном из смертных грехов. Так и есть?
Дай волю читателю и он сам придумает смысл за автора.

Ольга Хаецкая   16.12.2012 00:53     Заявить о нарушении
Да, именно он, Искуситель, и подразумевался. :) после вашего комментария подумалось, что, может быть, не стоило намекать на него с самого начала, чтобы дать большее пространство для полета фантазии читателей? :) в любом случае, спасибо за комментарий он навел на размышления.

Евгений Тимаков   16.12.2012 01:23   Заявить о нарушении
Как по мне, так эта предсказуемость очень даже уместная, потому что догадавшись, что один из героев - дьявол, захотелось прочесть и дальше

Ольга Хаецкая   16.12.2012 19:53   Заявить о нарушении
Понял, спасибо за комментарий, ничего менять не буду :)

Евгений Тимаков   16.12.2012 22:14   Заявить о нарушении