Атакуется материализм

                АТАКУЕТСЯ  МАТЕРИАЛИЗМ.
Хотя название статьи Сергея Горюнкова «Россия в глобальном мире: чужой и свой тексты» (журнал «Наш современник» 2012г.,№11, стр. 171-190) и не предвещает такой коллизии, пафос автора и большая её часть посвящена атакам материализма по многим направлениям. В довольно объёмной статье автор в полной мере продемонстрировал знание заявленной в наименовании темы. Из трёх наиболее растиражированных ныне взглядов на Россию: 1) Россия – чёрная дыра, тоталитарный монстр, представляющий угрозу для всего свободного мира; 2) Россия сбилась с магистрального пути исторического развития, на который ей следует вернуться и догонять развитые страны; 3) российская цивилизация изначально отлична от западной,  С. Горюнков разделяет последний и подкрепляет свой выбор, цитируя Джеффри Сакса,  М.А. Миропиева, А. Панарина, В.О. Ключевского, В.В. Кожинова, А.Ф. Лосева и  К. Маркса. Для возвращения к «первичной реальности» российского восточно-христианского цивилизационного текста, автор, солидарно с покойным философом А.С. Панариным, предлагает освободить его (текст) от позднейших наслоений чужого опыта, чужих стереотипов, то есть от «чужого цивилизационного текста», которым является либеральная идеология, посредством  анамнезиса-припоминания нас самих, когда мы были ещё «подлинными».
             Уже здесь начинаются «нельзя согласиться». 1) Первичный (аутентичный)  российский цивилизационный текст  не может быть восточно-христианским. Совсем недавно отпраздновали 1150-летие крещения Руси, но ведь и до восприятия христианства языческая Русь существовала длительное время.   2) Анамнезис-припоминание возможен только для индивидуума или сообщества индивидуумов в пределах времени их существования. Более глубокий анамнезис (за этим временным пределом) может быть только предположительным, гадательным, гипотетическим, что недопустимо в науке. Любая и феноменологическая редукция тоже – простая гимнастика для ума. Проверим это на примере редукции воздухо- и космоплавания. В основе воздухоплавания  - казавшаяся ранее нереальной мысль, что можно и нужно опираться на воздух (крыло) и отталкиваться от него (винт). В основе космоплавания – мысль, что можно и нужно опираться на само летящее тело и отталкиваться от него (реактивная струя) , даже и воздух не нужен. Что может дать редуцирование технического воплощения этих мыслей?
              Вполне справедлива критика либеральной теории и утверждение о её несводимости  «…только  к рыночному максимализму либералов, не терпящих социального государства и других ограничений рыночного «естественного отбора». За асоциальностью либерального рынка «чикагского образца» скрывается более глубокая и последовательная асоциальность, выражаемая уже …. «специалистами по культуре». … «..либеральное учение легитимирует повальную коррупцию, гражданскую безответственность, стяжательские инстинкты и даже прямое национальное предательство с помощью идеологии безграничного индивидуализма и «морали успеха»  … взамен нравственных устоев как идеологической сверхвласти .. нормального общества».  Но она – не  «чужой текст», а  часть  и «нашего текста» и не только потому, что очень многими гражданами России воспринята с энтузиазмом. А главным образом потому, что её элементы с древних времён развивались в недрах  и российского общества тоже. 
         «Наш текст» формировался на более ранних стадиях развития всех человеческих сообществ. Эти стадии характеризовались низким уровнем развития производительных сил. Отдельный человек не мог выжить вне коллектива (семьи, рода, племени и т.д.). Хочешь выжить – соблюдай моральные и нравственные нормы, обеспечивающие единство коллектива, его сохранность, выработанные в  коллективной борьбе за выживание.  С достижением определённого уровня энерго- и техновооружённости возникла возможность выживания отдельного индивида. Это – момент зарождения элементов либеральной идеологии. В конце концов, «наш» или «чужой» тот или иной цивилизационный текст решают для себя люди. Приемлют они либеральную идеологию, значит, «чужой» по мнению С. Горюнкова цивилизационный текст, для них -  свой, «наш». И наоборот.
           Суть  различий научной (эволюционно-исторической, материалистической) и религиозной моделей мира автор видит в том, что с каждой из них человеческое «Я» взаимодействует по разному. В научной – «… «Я» - это «субъект», противопоставляющий себя  «Не-Я» как «объекту», это «Я», утверждающееся в своей самодостаточности и независимости от «объекта»» (стр.177). С некоторой натяжкой с этим можно согласиться. Но совершенно неприемлемо  его утверждение, что в религиозной модели мира  «.. «Я» - нечто абсолютно неустранимое из модели , то, без чего она невозможна в принципе. Это  «Я», не отделяющее себя от  «Не-Я»».(стр.177)
Как такое возможно?  Если  «Я» не отделяет себя от  «Не-Я», то не может быть и противопоставления, ибо «Я» не осознаёт себя как «Я», растворено в сущем, «Не-Я» просто нет.
          По мнению С. Горюнкова только религиозное миропонимание заставляет человека быть справедливым, совестливым, нравственным неважно из-за телесного ли страха перед загробными муками или высокодуховного страха потерять свою бессмертную душу. В научной (материалистической) модели мира, уверяет он, для совести, справедливости и нравственности ,как и вообще духовному миру со всей его метафизикой, места нет. На этом основании автор выводит либеральную идеологию из эволюционно-исторической парадигмы (стр.178). А на стр.179 утверждает, что «..исторический материализм – это та «несущая конструкция» эволюционно-исторической парадигмы, которая впервые в истории человеческой мысли наукоподобно обосновала право человека и общества на бесссовестность и безнравственность». Но при этом не указал (за отсутствием таковых) ни один труд ни одного учёного, стоящего на позициях исторического материализма, где обосновывались бы права на  бесссовестность и безнравственность.
         Господствующая в настоящий момент либеральная идеология препятствует, по мнению автора, смене материалистической парадигмы, которая  для неё «является главным инструментом самооправдания, средством камуфляжа и орудием господства. … материалистическое мировоззрение служит моральным оправданием сложившегося в мире бессовестного и безнравственного глобального порядка (составной частью которого является показная конкуренция капиталистического и социалистического, но в обоих случаях материалистического, социального строя). Отказываться в этих условиях от материалистической парадигмы – означает ставить всё здание этого порядка под угрозу нравственной ревизии». (стр.186-187).  С. Горюнков, по видимому, не хочет понять, что: 1) любой социальный строй, который когда-либо существовал, существует или будет существовать – материалистический, ибо другого материальные субъекты – люди – просто не могут создать; 2) социализм – это воплощённый в реальность результат в первую очередь нравственной ревизии капитализма. То есть нравственная ревизия в том числе и либеральной теории уже осуществлена в рамках именно материалистической парадигмы (исторического материализма). Так чего после драки кулаками махать-то?
           Мышление - реальный физический процесс, происходящий в мозге человека, но,согласитесь, что нельзя из мозга выделить (вырезать) какую-то конкретную мысль.
         Справедливость, мораль, нравственность – нельзя потрогать руками, это мысленные конструкты, результат осмысления общественной практики. А мысль, способность высокоорганизованной материи, может овеществляться в результате деятельности человека. Поэтому «духовный мир», справедливость, нравственность и другая «метафизика» никак не противоречат научной (материалистической) картине мира. Нравственные нормы не даны Богом в неизменном на протяжении тысячелетий виде, а выработаны людьми и постоянно развивались в процессе общественной практики, борьбы за существование. Проблема выживания рода человеческого не исчезла, только отступила в тень, снизилась её острота. В недалёком по историческим меркам будущем она вновь встанет во весь рост. Человечество сможет выжить только сообща, только в единстве, по крайней мере, большинства его членов. Сохранить единство можно только соблюдая моральные и нравственные нормы. Культура, конечно же, более широкое понятие,не сводимое к борьбе людей за выживание, в процессе которой вырабатываются отдельные её (культуры) элементы. Исторический материализм, материалистическое мировоззрение в целом, не только не посягают на духовность (духовный мир), но и ставят его существование, его необходимость  на  прочную  материальную  (научную) основу.
          Вряд ли правомерна предлагаемая С. Горюновым аналогия диалога культур (цивилизаций) с функциональной асимметрией полушарий головного мозга, закрепляющая за народами различные, но взаимообусловленные функции.Эта неправомерность усугубляется наделением субъектностью частей единого органа -мозга - его исследователями. Левое полушарие выступает в роли активного (доминантного), соответственно «исторические», «прогрессивные» народы западной цивилизации, правое – в роли кажущегося пассивным, соответственно «неисторические», «неприспособленные» народы восточной цивилизации, в том числе русские. Нет таких народов, как нет мозга, у которого оба полушария левые, или оба полушария правые.
            Не Бог создал человека. Но человек создал Бога по своему образу и подобию. Бог – осуществлённая духовная потребность человека в законченной картине мироздания. Человек мыслит завершёнными логическими цепочками. Именно поэтому ребёнок изводит родителей бесконечными «Почему?». Недостаток или отсутствие знания для завершения логической цепочки замещается вспомогательной конструкцией – гипотезой, являющейся ступенькой в дальнейшем познании мира. Вот такой всеобъемлющей ненаучной гипотезой на определённой ступени познания и явилось понятие Бога.Вера - желаемое человеком и произвольно конструируемое им виртуальное бытие (виртуальня реальность) в области непознанного. Знание - закреплённый тем или иным способом в памяти человечества жизненный опыт, события и процессы,обязательно и  единообразно происходящие в конкретных условиях.Научная гипотеза - распространение нашего знания на область непознанного,ещё не подтверждённое ( не прошедшее проверку) опытом. Знание объективно . Вера субъективна. Если научная гипотеза опирается на знание (знание - фундамент или стартовая площадка научной гипотезы), то вера (ненаучная гипотеза) не нуждается в знании как в фундаменте.
          Нельзя согласиться с автором статьи и в том, что «.. Церковь сегодня является институтом, выполняющим, главным образом, функцию сохранения духовно-нравственной традиции …. ограничение  Церковью деятельности функцией сохранения низводит Церковь на уровень заповедника нравственных ценностей.» стр.183. Церковь не только стремится приватизировать роль духовно-нравственного водителя, но и позиционирует себя одним из столпов государственности России. Если же говорить о функции сохранения духовно-нравственной традиции, то это, всё-таки, не заповедник, в котором процесс развития продолжается при максимально возможном устранении влияния внешних факторов, а музей в котором развития нет.
               С. Горюнков не назвал уже идущую, по его мнению, на смену материализму парадигму. Но из нижеследующей цитаты можно предположить, что это нечто мистическое: «Если индивидуальное человеческое бытие – это не изолированный отрезок времени между рождением и смертью, а особым образом организованный «квант» в не имеющей начала и конца структуре информационно-энергетических взаимодействий….. И если сами рождение и смерть – суть двери, через которые неуничтожимая информация о нас переводится из одних потенциальных накопителей в другие….». (стр.186).
      17.12.2012г. Александр Мальчуков.


Рецензии