Вторая годовщина арабской весны

                ПЕРЕВОД:  Е.БОЛЬШЕНКО

           ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА ЕВРОПУ
              Эфир: 16  ДЕКАБРЯ 2012                Автор: ЯЗОН И.

                МАГРИБ: ПАНОРАМА НЕДЕЛИ
                ВТОРАЯ  ГОДОВЩИНА АРАБСКОЙ ВЕСНЫ
                ~~~~~~~~~~~~
               S.P.  VOUS ETES A L’ECOUTE  DE LA VOIX DE LA RUSSIE   
В эфире               
наша еженедельная программа «Магриб: панорама недели». Сегодня ее постоянный ведущий – наш обозреватель Алексей Григорьев предлагает вам послушать интервью с марокканским археологом Abdelkhalek Lemjidi в связи с отмечаемой 17 декабря второй годовщины «арабской весны». Завершит программу краткий обзор некоторых событий в маргибинском регионе.
Напоминаем, что  эту программу можно слушать и интернет-сайте  р\с «Голос России»  www.french.ruvr.ru    …
S.P. Abdelkhalek Lemjidi – далеко не политик, он археолог- специалист по доисторической  культуре. С ним корреспондент «Голоса России» познакомился неделю назад в Агадире, куда Abdelkhalek вернулся из экспедиции вместе с двумя россиянами – доктором исторических наук Алексеем Подцеробом и журналистом и кинооператором Николаем Сологубовским, часто выступающими в наших программах. Экспедиция изучала петроглифы, оставленными людьми, населявшими юг Марокко по меньшей мере 12 тысяч лет назад. Понятно, что накануне второй годовщины начала «арабской весны», потрясшей весь арабский и не только арабский мир, наш корреспондент попросил Abdelkhalek высказаться по поводу этого события…
  (на французском в аннотации) LEMJIDI– АРАБСКАЯ ВЕСНА- 16 ДЕКАБРЯ
       ГОЛОС:  «Арабская весна» стала весной не только для арабов. Она затронула амазиг-берберов, курдов, другие народы,  имеющие отличную от арабской культуру. Так что это понятие скорее географическое. Могу только сказать, что руководители арабских стран   даже не могли себе представить в прошлом веке, что такое может возникнуть. Не все из арабских стран были богатыми, имели нефть, газ, в основном это были развивающиеся страны. Тем не менее… Те, кто правили ими, просто не видели и не хотели замечать настроений народов. Было  недовольство экономической и социальной ситуацией. Так было и в Марокко,   и там были группы, добивающиеся каких то перемен. Но Марокко поддерживало хорошие отношения как с Западом, так и с Востоком и в целом страна развивалась. Поэтому страна не скатилась в хаос,  порожденный «арабской весной».
     КОРР: И все же можно говорить о том, к чему привела «арабская весна»?  Какие страны сумели перестроиться после нее
    ГОЛОС: Думаю, что дальше всех пошел Тунис, где,  пускай с большим трудом,  но все же идет становление нового государства, правда несколько с исламистским уклоном. Ведь раньше Тунис был скорее светским государством. Теперь тунисцы строят новое общество. Чего нельзя сказать,  конечно,  о Ливии, там продолжается хаос, но хуже всего и опаснее всего развивается ситуация в Египте
      КОРР: Мне представляется, что в обстановке арабской весны резко актвизировался исламистский радикализм.  В частности, повсюду и все чаще напомнинают о себе салафисты. И в Тунисе, и в Ливии, и в Египте, даже в Марокко, даже в Сахеле…
     ГОЛОС: Действительно,  радикальный исламизм поднял голову в арабо-мусульманском мире,  и это представляет собой новую угрозу  для развития умеренного ислама. В Марокко, например, в прошлом веке он был не очень заметен, но потом, в связи с ростом левых движений и групп кому то показалось выгодным оживить эти секты, чтобы противопоставить их подъему левых движений.  Правда, власти вскоре поняли,  что несколько переусердствовали,  и начали проводить реформы демократического толка, в которых уже не было места салафистам. Тем не менее,  в Магрибе салафисты все еще представляют собой большую угрозу. Тем более, что очень часто власти спекулируют на этой угрозе, чтобы затормозить  развитие левых тенденций в обществе. В то же время пример Мали ясно показывает,  что с радикалами, с салафистами  не может быть никаких переговоров,  что нужно объединить усилия, чтобы поставить заслон на путях его распространения. Уверен, что одним из итогов «арабской весны»  станет укрепление магрибинского сообщества. И здесь вы правы, говоря о том, что нужно искать путей к нормализации международных отношений, в том числе  между Марокко и Алжиром. Для наших народов это не проблема. Но все тут определяют политические классы. Тем не менее,  я уверен, что Магриб займет достойное место не только в арабо-мульманском мире, но и в международномс оообществе  в целом.

http://nikolaysolo.livejournal.com/633623.html


Рецензии