Эссе о колбЕ, о жарках, о шорцах и о себе!

Колба (по-сибирски),(колбинный, колбишники) — черемша, дикий (по латыни: медвежий) лук с острым вкусом и запахом чеснока.

 Жарки, огоньки -цветы, купальница сибирская (азиатская).
 Курослеп — лютик ядовитый, яркие жёлтые цветы.
 Шорцы — несколько племён сибирских татар живущие в Горной Шории на юге Кузнецкого края.
 Кайчи — певец шорского эпоса.

                `

 Калба (шорское и саяно-алтайских татар общее написание черемши, такой же вариант слова и в словаре В. Даля и на самодельных сайтах в интернете). Я выбрал ботанический вариант написания "колба"(ударение в конце), так как увидел это слово первый раз напечатанном в этом виде!Пусть это - варваризм (заимствование из другого языка), но логика написания в русском языке такая (мои домыслы).Косьба,молотьба, судьба! Суффикс "ба" придает слову обширность действия корневой основе. Кол (палка) и правда черемша собираемая на засолку с обрезанными листьями похожа на пучки колышков, а с суффиксом "БА" кол-ба звучит как множество колов, кольев!


Волшебный цветок  http://www.stihi.ru/2012/11/24/7261

-Чувствуется что вы хорошо знаете о чем говорите и любовь к тем местам пронизывает всё стихотворение...)))рада знакомству.
=Конечно, родился в Аба-Тура (по-шорски: Отец-город) ныне Новокузнецк!
 Вокруг Горная Шория и Кузнецкий Алатау! В детстве жил в таёжном поселке леспромхоза. Черневая тайга - это пихты, кедры, берёзы! В начале лета все полянки, берега ключей, болотины горят от огоньков. Это нечто!


Дорогой, спасибо за такие стихи. Так - изнутря! - о Сибири и о любви еще - никто. В твоих стихах есть либидо! Это важное качество. Так же как и в стихах Любы Арбачаковой.
 Я лично знаком с Любой. Она прекрасна. Был в Кабырзе вместе с Ибрагимовым два года назад. Но сопутники не позволили нам сходить к Арбачаковым. Вечная спешка куда-то. Вечная дурацкая цель перед глазами. Читал некоторые ее стихи, прозу. Редактировал некоторые шорские сборники. Где была и она. Меня восхищает в прозе и стихах шорцев некий минимализм. За которым тьма легенд, сказаний, Тор, Эрлик, Ульген, Тагээзи, Сугээзи, иннеры (голоса), полумедведи-полулюди, всемирное пламя в разломах земли и потоп - но это лишь намеками. У них явное тяготение к восточной традиции, даже к японской. Мне кажется, это для шорцев очень перспективно. Потому что все равно по-своему. Люба Арбачакова еще и гениальный художник. А ее муж - прекрасный кайчи. Я слышал, как он играет на камусе и поет нутряным голосом. Я обожаю скромный,гордый и четкий национализм этих ойротов. Больше суток во время того путешествия пробыл в Порушке. Которую назвал шорским небоскребом. Чтобы понять - надо увидеть эти домики друг над другом на крутом склоне горы. Хозяева этой скребушки неба ночью потчевали жареным хариузом, абырткой и записью песен о любимой свободной Шории в исполнении покойного Бельчегешева, который упоминается у Любы...
 У тебя замечательные стихи. Новых успехов и счастья.
 В.

Владимир Соколов 4   01.12.2012 http://www.stihi.ru/avtor/sokolovvladimi

К шорцам отношусь с теплотой, в них какая-то трогательная наивная непосредственность. Детство моё было в поселке Теба, это на полпути от Междуреченска в Лужбу. Как я в юности восторгался шорочками на танцах, когда все перетаптывались с пятки на пятку, они такое вытворяли: пластика — не то лебеди, не то змеи, не то рыбы!!!
 В 91-м году у Чудоякова попытался учится языку, но лодырь я несусветный, хватило терпения только на две глагольные формы, по сложности и количеству глагольных образований шорский сравним с английским.
 Конечно восточно-азиатский лаконизм и визуальность близки. В них сохранился природный дух, который позволяет понимать природу невербально почти без логики!
 Володя, вкус твоих басок во мне остался, с каким теплом ты описываешь своих друзей! А моя кузнецкая неформальная литературная молодость рассыпалась в какую-то непонятную шизофрению. Сделали по паре самиздатовских книжек и каждый уже отсыпал монбланы амбиций! Помню, когда у меня ещё не было ни одного опубликованного стихотворения меня в шутку обзывали «классиком» организма(оргаизма), а теперь попадаю как лох уже четыре раза в одну и туже ситуацию; просят стихи или участие в мероприятии, а потом моё присутствие улетучивается. На фестивале забраковали как «профессионала», из трёх «братских могил» выкинули. Из одной по указанию с верху, из другой, как я понял уже набранную страницу, сокращая объём издания, а в третьей с формулировкой: «ты нам ничего не давал»! Вот с такой паранойей я живу! Нет, чтобы написать гротесковый памфлет: «Житие мученика от литературы», я обуреваем маетой самореализации!
 Спасибо, что прочитал моё эссе «Письмо как способ психотерапии»! То, абзацем выше!
 Как говорил другой классик: «Живи один лишь только бы писалось, всё остальное повод для письма!»
 Бокин, выделив в молодости, поддержал меня, хотя по-матроски поиздевавшись, но дал хороший пинок.
 Володя, и тебе я благодарен за оценку!
 Вчера читал на одном поэтсобрании «цветок». Сначала оборвали на эпиграфе, потом со второго захода получил глухое молчание, господа полицейского рождали!
 Давай не хворай, бодрости тебе на всё зиму!
 С теплом

Сергей Озеров Лунь   01.12.2012


Рецензии