Серые тучи над Карфагеном
http://maxpark.com/community/1443/content/1715175
Два года назад. Серые тучи заволокли небо над Карфагеном
В связи со второй годовщиной событий, которые начались 17 декабря 2010 года и вошли в историю под названием «арабской весны», предлагаем вашему вниманию отрывок из новой книги Н.Сологубовского «Четырнадцать дней, которые потрясли Тунис» Издательского дома Ключ-С.
Он был свидетелем этих событий с самого первого дня...
Серые тучи заволокли небо над Карфагеном
С 17 декабря 2010 года в Тунисе неспокойно. Беспорядки, начавшиеся в центре страны, охватили другие города, в том числе и столицу. Полиция была вынуждена применить оружие против погромщиков. Есть погибшие.
Президент Бен Али обратился с первым посланием к народу. Ряд министров, в том числе и министр внутренних дел, были сняты со своих постов.
11 января вечером президент Бен Али снова обратился к народу и заявил по телевидению, что созывает Национальную конференцию, чтобы вместе выработать Национальную программу выхода из кризиса. Он призвал тунисских граждан, все политические партии и общественные организации не поддаваться на провокации, «объединиться против насилия, беспорядков, актов разрушения и поддержать Государство перед лицом изолированного меньшинства, которое грабит и поджигает общественное и частное имущество».
12 января в столицу были введены войска и объявлен комендантский час в связи с уличными беспорядками.
Но манифестации не прекратились. В разных городах снова произошли столкновения, есть разрушения, разграбления и уничтожение личной и общественной собственности. И самое печальное: манифестации приводили к гибели людей и страданиям как простых тунисцев, так и тунисцев-полицейских, пытавшихся сдержать погромщиков.
Что же послужило искрой для народных выступлений?
Самоубийство 17 декабря 26-летнего безработного учителя в маленьком городке Сиди Бузид в центре страны (265 км на юг от столицы). Чтобы прокормить семью, он торговал зеленью и фруктами. Доведенный до отчаяния, он облил себя бензином и вспыхнул факелом на площади перед мэрией. Через несколько дней заполыхала вся страна.
Почему молодой человек, образованный, воспитанный в духе идей Бургибы, решился на такой шаг?
Мой тунисский друг рассказывает: « Это был безработный. Он торговал зеленью без лицензии. К нему подошли полицейские, сказали, чтобы он не торговал. Он возразил: «Как мне жить? У меня дети. Надо же заработать что-то...» Его жалкий товар конфисковали. А женщина-полицейский ударила его по лицу. Это страшное оскорбление для мужчины. И он с отчаяния взял канистру с бензином, облил себя и поджег... Его имя - Мохаммед Буазизи. В конце декабря за этим суицидом последовали еще несколько самоубийств безработных. На улицы Сиди Бузид, а потом и других городов вышли тысячи человек, чтобы выразить протест против условий жизни. И тут же начались погромы, разграбление магазинов, поджоги машин. Полиция была вынуждена применить оружие для разгона воров».
С каждый декабрьским днем волна протестов захлестывала один город за другим. Но в туристических приморских зонах, в том числе и Хаммамете, беспорядков не было.
Проблемы Туниса
Каковы причины недовольства населения? На первом месте, безработица, особенно среди молодежи, которая получила образование. Затем - инфляция, дороговизна жизни, коррупция и произвол чиновников. Тунисцы осуждают непотизм и чрезмерное обогащение некоторых личностей, в том числе и членов семьи президента, его жены и клана Трабелси. Говорят они и об ущемлениях демократии и свободы слова.
Как видите, проблемы, с которыми столкнулся не только Тунис, - те же, которые могут вызвать серьезные беспорядки и в других странах. Проблемы, которые долгое время замалчивались, загонялись в угол, не решались. Но рано или поздно социальные проблемы дают о себе знать. И чаще всего в форме спонтанных уличных выступлений. А когда народ выходит на улицы, то всегда этим пользуются провокаторы.
Что происходит, когда полиция вынуждена бездействовать?
Вот что произошло на курорте Хаммамет и свидетелем каких событий мне пришлось быть...
12 января вечером начались первые столкновения на центральной улице Хаммамета. Чтобы разогнать толпу, полицейские применили оружие. Были раненые и убитые. Толпа рассеялась.
Утром 13 января силы порядка получили указание строго охранять курортные зоны Хаммамета, а сам город остался... без полиции. В середине дня центр был уже в руках погромщиков. Группы молодых людей действовали организованно, в их поступках просматривается хорошая подготовка: сначала были перекрыты баррикадами улицы, ведущие в центр, затем атакованы: полицейский участок, представительство правящей партии, банки, вилла одного из родственников семьи президента, главные магазины. Защитные решетки бутиков и лавок взламывались быстро, с помощью грузовиков и цепей. Все подверглось разграблению: коробками растаскивались консервы, спиртное, сигареты, спагетти, другие продукты, а также мотоциклы, в том числе и четырехколесные "кады". Беснующиеся "мальчики" подожгли и лабораторию анализов, оборудованную по последнему слову медицины...
Нападающие были вооружены бутылками с горючей жидкостью типа «коктейля Молотова»: готовились эти бутылки быстро, из пластмассовых бутылок, которые заполнялись дизтопливом, а затем вставлялись фитили. Ограбленные магазины поджигались, к небу потянулись столбы черного дыма.
Прибывшие военные подразделения открыли стрельбу в воздух и применили слезоточивый газ...
И даже тогда, как стемнело, я видел с крыши дома своего, - а крыши в Хаммамете плоские, сделаны как террасы - как мотались по соседним кварталам на украденных «кадах» молодчики, развлекаясь и пытаясь... даже продать украденное, в том числе и спиртное... Об этой «торговле» мне тоже рассказали мои друзья...
К темнеющему небу продолжали подниматься столбы дума...
Из туристов никто не пострадал...
Вечером наши друзья сообщили, что напряжение спало после состоявщегося телевизионного выступления, третьего по счету за эти дни, президента Бен Али... Он сказал то, что здравомыслящие тунисцы ждали от него. И предложенные президентом меры, которые он обязался выполнить, были встречены с одобрением. Как и его фраза, что «все, что произошло в эти дни в Тунисе, совершенно не свойственно тунисцам».
На ночные улицы столицы снова вышли тунисцы, в том числе и молодежь, чтобы выразить свою поддержку президенту Туниса.
Свобода? Равенство? Достоинство?
Все эти дни западные телеканалы продолжали передавать изображения столкновений тунисской молодежи с полицией и армейскими подразделениями. С сочувствием к погромщикам. Особенно интересно звучали с экрана заявления озлобленных молодчиков, что это... «сами полицейские» «поджигали» машины, «грабили» магазины, «забрасывали друг друга камнями»... Много выкрикивалось на фоне горящих зданий о правах человека, о свободах и демократии. 13 января по тунисскому телевидению, официальному и контролируемому властями, передавали реплики тунисцев, возмущенных этими погромами: «Права? Они хотят получить права крушить, поджигать и разворовывать? Нет, не выйдет. Демократия? А кто теперь будет платить за все эти разрушения? Народ!»
Мой тунисский друг добавил свой комментарий: «Когда человека доводят до отчаяния, он и не такое сделает. Цены заоблачные, работы никакой, как жить?»
Эти дни часто можно было услышать от тех тунисцев, которых охотно показывали западные каналы, что они хотят «свободы, равенства, достоинства». Что они не хотят жить «под пятой диктатора», в «тоталитарном государстве».
Исламисты?
В передаваемых сообщениях Евроньюс о «бесчинствах полицейских» в Тунисе и осуждении «мировым сообществом» «чрезмерного» применения силы властями Туниса не было сказано ни словами о том, что Аль-Каида призвала тунисцев к вооруженной борьбе до свержения демократического строя и установления в Тунисе власти исламистов. Мнение моего друга по этому поводу: «Нет, эти призывы не для нас. Да, недовольство огромное. Но требования просты: снизить цены, дать работу... И между нами и исламистами – ничего общего».
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №212121701556