Школа молитвы

"Дом Мой - дом молитвы наречется"

Одна из основных задач, стоящих перед новоначальными, и, соответственно, перед их учителями, - это понять важность молитвы, как средства Богообщения и единственного способа Обожения (т.е. спасения) человека. После осознания первоочередной важности молитвы новоначальный должен предпринять следующий шаг – взяться на изучение молитвословий. Ему необходимо приобретать молитвенный навык, вкус к молитве и терпение в молитве, чтобы постепенно возрастая в вере и восходя от силы в силу достигнуть своей меры возрастания во Христе и приблизиться к исполнению апостольской заповеди о непрестанной молитве.

 
Молитвенное делание – делание ангельское и процесс безконечный, который на земле только начитается, а конца не имеет, поскольку все вошедшие в радость Господа своего станут подобны Ангелам и будут подобно им вечно воспевать Бога в блаженной Вечности. Это будет их (и будем надеяться, что и наше) непрестанное делание, совершенствоваться в котором мы будем непрестанно и безконечно, постольку поскольку Совершенство безконечно, как безконечен Бог.
Вечность – это «время» преимущественно молитвы и славословия Бога, тогда как время это «время» обучения и подготовки к Вечности, время обучения и приобретения навыка в молитве. Мы уделили рассмотрению этого наиважнейшего вопроса не так уж много времени и места, но надеемся, что смогли хотя бы в некоторой степени довести до читателя всю важность темы, которую мы планируем раскрыть в этой главе.


И в миру и в монастыре обучение молитвы происходит постепенно и обычно начинается с участия новоначальных в общественном храмовом богослужении. Обычно, на этом этапе почти все катехумены жалуются на непонятность церковной службы и церковно-славянского языка. В этом нет ничего особенного, так было всегда и во все времена. Язык Церкви всегда был таинственен для непосвященных и новоначальных, потому что на этом языке к человеком говорит Бог и раскрывает ему «безвестная и тайная».


Архаичность церковно-славянского языка образует лишь внешний покров тайны: не самый плотный и далеко не самый непроницаемый. Церковь Христова – это особый мир, а христиане – это особый, избранный Богом от различных языков и взятый Им Себе в удел, народ. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом мире (который не от мiра сего) существует свой особый язык, своя тайная символика, свои неотмiрные ценности, свои обычаи и свои трудности и сложности. Было бы странно если всего вышеперечисленного не было…


Церковь – это мир в мiре, это вещь в себе, время уходящее корнями в Вечность и имеющее Вечность своими плодами. Дух Святый напояет, питает, сохраняет сие Божественное Древо и всех верных, которые находят себе приют, сень, прохладу и отдохновение в Его раскидистых ветвях, которые питаются Его нетленными Плодами.
Поэтому нет ничего удивительного, что новоначальные первое время чувствуют себя неуютно в этой новой для них, чудесной и такой необычной и непривычной для них стране. Они чувствуют себя одинокими, не понимают языка этой страны, не знают ее обычаев, не успели завести здесь новых друзей, а старые, как правило, остаются за стенами храмов.


Нам было бы странно видеть чужестранца, который, приехав нашу родную страну и воспользовавшись нашим гостеприимством, обосновался в ней и пустил корни, но при этом не хочет учить нашего языка, усваивать наших обычаев и традиций, перенимать наши нравы, учить нашу историю, уважать нашу Веру. Но было бы еще более странно, если бы этот чужестранец стал навязывать нам свои обычаи и язык, вряд ли бы такой или такие долго прожили бы в России. Наша история знает, чем заканчивали такие «гости».


Не менее странно видеть и граждан страны, которые ратуют за изменение родного языка, за смену дедовский обычаев, за разнообразные реформы и модернизации. Не думаю, что они дорожат своим небесным гражданством…
Но мы несколько уклонились от основной темы, поэтому вернемся к нашим барашкам, которые будут со своим Господом – Добрым Пастырем словесных овец…
Как любому иностранцу нужен проводник и переводчик, для того чтобы жить и передвигаться в новой и незнакомой для него стране, так и новоначальному нужен неравнодушный к нему и подготовленный человек (катехизатор), который поможет ему  разобраться во всех тонкостях и нюансах нового для него и прекрасного Мира Церкви.


Желательно, конечно, чтобы в роли такого наставника выступал добрый знакомый или друг, но даже если такого нет, нужно постараться, чтобы катехумена и катехизатора связывали не просто формальные отношения студента и преподавателя, но простые теплые человеческие срастворенные любовью о Христе  отношения ученика и Учителя. Чтобы с первых своих шагов в Храме Божием новоначальный христианин проникался не столько мертвящей буквой Закона (хотя и она необходима), сколько Святым и Животворящим Духом Любви, которая и есть исполнение Закона, его Цель, его Вершина.

Первый этап обучения новоначального молитве – устная молитва.

На первом этапе обучения новоначальный должен освоить, т.е. понять содержание, смысл и выучить наизусть, наиболее часто употребляющиеся в церковном Богослужении и домашнем правиле молитвы. К ним относятся:
- «Отче наш», «Богородице, Дева, радуйся!», «Символ Веры»
- «Иисусова молитва», «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая     Троице».
При этом нужно обращать особое внимание, чтобы изучение этих молитв не превращалось в механическое зазубривание, а было осмысленным и сопровождалось чтением толкований и поучений. Надо стремиться «разжевывать» каждое молитвенное прошение, каждую фразу, поскольку слова молитв (особенно «Символа Веры»), как правило, несут большую догматическую нагрузку, и могут быть восприняты новоначальным искаженно.


Впрочем, и чрезмерное увлечение глубокими духовными толкованиями вредно, так как ум новоначального христианина едва ли готов к твердой духовной пище, и нуждается в некоторой укрепляющей его «молочной диете». Определить духовное состояние ученика можно лишь индивидуально и необходимо применяться к нему, тщательно отслеживая, как он воспринимает христианское учение, не возникают ли у него некие ложные интерпретации, которые могут надолго затаится в его душе и уме, а впоследствии привести к самым печальным результатам.


В целом, надо понимать, что подавляющее число обучаемых, прежде чем пришли ко Христу прошли долгий многолетний путь блуждания по духовной пустыни современности, их багаж состоит из самых разнородных и разнокалиберных понятий и знаний, в которых ложь смешана с Истиной в самых замысловатых пропорциях и комбинациях.


Господь призывает всех, взявших свой крест и следующих вслед за Ним, полностью отвергнуться себя,  совлечься ветхого человека и отсечь суетные мiрские понятия, но это путь совершенных и мало кто из современных новоначальных способен на подобное самоотречение. Большинство предпочитают рубить хвост по частям… С этим невозможно ничего поделать, но нужно всячески помогать человеку понять, что из его прошлой жизни без Христа и вне Христа нужно отсекать обязательно и безо всякой жалости (страсти), а что можно потерпеть (вредные привычки). Через подобное отсечение страстей и пороков в душе новоначального освобождается почва для посева Слова, которое «даст свой плод во время свое».


В качестве учебных пособий на данном этапе катехизации можно рекомендовать пособие по оглашению Архимандрита Бориса (Холчева), посвященное объяснению «Символа Веры» и Господней Молитвы, а также «Катехизис» Святителя Филарета Московского. Для того, чтобы получаемые новоначальным знания не были оторваны от реальной жизни было бы полезно посвящать часть урока занятиям по «Социальной концепции Русской Православной Церкви», специально написанной и адаптированной для светской части современного российского общества.
Нужно отметить, что очень часто, по сути не успев начаться, катехизация и прекращается на этом начальном этапе, на котором лишь закладывается фундамент для дальнейшего возрастания христианина во Христе.


Особенность первого этапа воцерковления заключается в том, что новоначальный христианин начинает понимать, что христианство – это вам не лобио кушать… Это труд, труд и еще раз труд. Труд каждодневный, тяжелый, но такой нужный и спасительный, как никакой иной, ибо награда за него безмерна – Вечная жизнь со Христом во Царствии Его.


Но, к сожалению, в наше непростое, расслабленное и такое бесовольное время очень многие оказываются не способны не только на многолетний тяжелый труд ради своего спасения, но даже на кратковременное интеллектуальное, психическое и волевое усилие. Печально, но факт: всем известно выражение «знать что-либо как «Отче наш», но многие ли знают «Отче наш», даже из тех христиан, которые хотя бы время от времени ходят в храм? Хотя что может быть легче того, чтобы выучить эту коротенькую молитву?


Вопрос риторический, но далеко не праздный, так как именно из этой «ленивой прослойки», не желающей ничего учить и ни во что вникать, и раздаются наиболее активные призывы реформировать «устаревшее» богослужение и язык. Если бы их энергия, с которой они настаивают на своем, была направлена в мирное русло, то они выучили бы наизусть Псалтирь не только на церковнославянском, но и на иврите. К сожалению, это не так, и еще более огорчает, что значительную все более поддержку их бредовые идеи получают в среде епископата Поместных Церквей.
Эти люди не желают воцерковляться, то есть изменять себя в соответствие с требованиями Церкви, но предпочитают вочеловечивать Церковь, подгоняя ее под свои представления. Им нужно комфортное, удобное, безразмерное, демисезонное, деканонизированное христианство, каким забит весь Запад, и которое они отчаянно пытаются навязать России. Двух мнений тут быть не может: пусть оставят его себе, а нас в покое.


Второй этап катехизации: укоренение в Таинствах Церкви.
 

Но вернемся к тем, кто не ищет легких путей и пришел в Церковь, чтобы измениться самому (недаром одно из главный Таинств Церкви – Покаяния, по-гречески звучит, как «метанойя» - изменение). Пришел, чтобы учиться, а не учить; чтобы лечиться, а не лечить; чтобы спасаться, а не спасать…


Такие, выучив наизусть основные церковные молитвы и приобретя базовые знания об основных церковных службах, Таинствах, обычаях, получают опытное знание (хотя и несовершенное) о несомненном присутствии Самого Господа Иисуса в главном Таинстве Евхаристии и Нетварной Благодати Духа Святого в прочих церковных Таинствах. Эта Благодать помогает их немощному произволению, целует их чистосердечные намерения, укрепляет их расслабленную грехом волю, поливает первые еще слабые ростки духовной жизни, благословляет труд делателей на ниве духовной, уготовляет им (и делателям и делающим) вечные кровы во Царствии Небесном.


Путь возрастания в Вере, возрастания во Христе – путь тяжелый, узкий и тернистый, но спасительный и очень благодарный, конец его – Царствие Божие и Вечное блаженство со Христом в селениях Праведных. Но достичь его очень нелегко: «Царствие Небесное нудится (т.е. приобретается усилием воли, ума, сердца в напряжении тела) и нуждницы восхищают е» (Матф. 11,12).


Рецензии
"в миру и в монастыре обучение молитвЫ происходит"
не опечатка?
Первые 2-3 абзаца дались с трудом. Впечатление близости к "церковным текстам" и "отдаленности смыслового содержания". Мне кажется, статья популярная и начало не должно отпугивать читателей. Вы же свою позицию излагаете, а не перепечатываете религиозные тексты, которые мы и так можем прочитать.
Понравилось сравнение нововерующего с иностранцем. Вы правы: "коробит от модернизированного, удобного христианства".
А разве молитва идет не от души, а от приобретаемых навыков образуется?
Мы знаем, что Бог Велик и не познаваем. Великие мыслители и Святые не смогли постичь его полностью. В самом Христианстве существует много различных течений. Чего может на этом поприще добиться обыватель обремененный мирскими заботами? Наше время заметно ускорилось и "соблюдение рекомендованного режима богослужения" автоматически означает "неисполнение обязанностей служебных и по воспитанию детей". Отказаться от Чистоты Веры и остаться верующим невозможно. Где выход?

Зет Просто Зет   02.01.2015 03:12     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, раб Божий! Жаль не знаю Вашего имени. Отцы также пишут, что "молитве учит молитва", так что главное дерзать. Господь близок к каждому, Он слышит не только произносимые нами молитвы, но и сердечные помышления, и даже отвечает на них, и исплняет, угодные Ему просьбы.

Иерей Александр Звягин   02.01.2015 09:44   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за ответы, Пастырь овец Божьих!
Сколько же не угодных ему просьб - сколько сирых убогих...

Зет Просто Зет   03.01.2015 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.