Эссе. Лина Кавальери. Продолжение

                ИЗ   ПЕВИЧКИ  - В  КНЯГИНИ.
Дебют Кавальери в качестве оперного сопрано состоялся в 1900 году в  Лиссабоне.Так и шла по жизни эта холодная красавица- гордая и неприступная. Дрогнуть её сердце заставил лишь один мужчина- Александр Барятинский, русский князь, богач, известный ловелас и вдобавок ко всему- писаный красавец. Говорят, сначала он вознамерился  просто обольстить неприступную  «снежную королеву», дабы пополнить ею свою коллекцию побед.  Но потом сам в неё влюбился и  всё готов был отдать за то, чтобы завладеть любимой женщиной. Об их блистательном романе знал не только весь Петербург, но чуть ли не весь мир. Но Лиина проявила стойкость. Она не желала быть любовницей! Она хотела войти в дом Барятинского, только став женой.   Позже Кавальери уверяла, что через месяц после знакомства князь уже сделал ей предложение, и православный священник обвенчал их в домовой  церкви Барятинских. Александр якобы возложил на её голову княжескую корону, а она добровольно сложила с себя корону «королевы варьете». Вряд ли этот похожий на сказку обряд мог состояться на самом деле. Да и документально подтверждения заключения брака не существует, так что простим влюблённой женщине её маленькую ложь. Законный брак между обыкновенной певичкой и князем, потомком Рюрика, был абсолютно невозможен: кастовые предрассудки были слишком сильны, чтобы родные простили подобный брак. Семья Барятинских была весьма и весьма могущественна и влиятельна. Родители Александра играли большую роль при дворе. Лину тотчас объявили заморской колдуньей, околдовавшей бедного князя, пытавшейся заполучить его титул и состояние. К тому же стало известно, что Кавальери имела незаконнорождённого сына семи лет. Чтобы окончательно положить конец скандальной связи, его родители нашли ему более подходящую невесту - светлейшую княжну Юрьевскую, дочь Александра II  от морганатического брака с Долгоруковой. Высокая, стройная брюнетка с огромными тёмными глазами, княжна до странности походила на Кавальери.  Кстати, брак этот не стал счастливым. Барятинский так и не смог смириться с потерей любимой: Александр подчинился воле Двора, как всякий военный обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его душа окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней. Уже после свадьбы Барятинский приходил к Лине: сетовал на совершённую ошибку, клялся, что был принуждён к этому браку, что сердце его принадлежит одной лишь Лине, что он хочет развестись с женой. Но Лина, понимавшая, что никогда этого не будет, была неумолима, и не пускала бывшего возлюбленного на порог. Она не хотела иметь соперницей такую умную, властную и влиятельную женщину, какой была дочка русского царя. Вскоре Лина Кавальери покинула Петербург, увозя с собой значительное состояние, коллекцию  драгоценностей, несколько шуб – и разбитое сердце.

                ДАЛЬНЕЙШАЯ  ЕЁ  СУДЬБА.
.В дальнейшем Кавальери вслед за Хариклеей Даркле стала одной из первых звёздных исполнительниц оперы Пуччини «Тоска».В 1904 году она пела в опере Монте-Карло, затем в 1905 году в театре Сары Бернар в Париже Кавальери выступала вместе с Энрико Карузо в опере Умберто Джордано «Федора». Затем она и Карузо отправились в Нью-Йорк, дебютировав со своим исполнением в Метрополитен-опера 5 декабря 1906 года. Кавальери оставалась с Метрополитен-опера в течение следующих двух сезонов, снова выступив с Карузо в 1907 году в «Манон Леско» Пуччини.Известная больше своей красотой, чем музыкальным дарованием, она стала одной из самых фотографируемых звезд своего времени. Ее часто называли «Самая красивая женщина мира», она следовала традиции тугого шнурования, которая предписывала женщинам использовать корсеты, чтобы создать фигуру «песочные часы». В 1910 году карьера Лиины Кавальери закончилась самым блистательным образом: 36 –летняя красавица вышла замуж за миллионера Роберта Чендлера. Был составлен брачный контракт, по которому Лине Кавальере отходила вся недвижимость, принадлежавшая её супругу: четыре особняка в Нью-Йорке и два имения.
А что же «верный рыцарь» Лины, князь Барятинский? В том же, 1910 году он скоропостижно скончался во Флоренции. Ему не было ещё и 40 лет. Поговаривали, что он не вынес известия о помолвке и предстоящей свадьбе любимой женщины. Лина пережила Барятинского на 34года.   Брак Лиины и Чендлера продлился очень недолго, и Кавальери вернулась в Европу, где она много выступала, в частности, в дореволюционном Санкт-Петербурге и на Украине. На протяжении своей карьеры Кавальери пела с другими великими оперными певцами, такими как итальянский баритон Титта Руффо и французский тенор Люсьен Мураторе, за которого она вышла замуж в 1913 году.После ухода со сцены Кавальери открыла косметический салон в Париже. В 1914 году, накануне своего сорокалетия — ее красота по-прежнему была впечатляюща, — она пишет колонку советов по макияжу для женщины в журнале «Фемина» и публикует книгу «Мои секреты красоты».В 1915 году она вернулась в родную Италию, чтобы делать кино. Когда эта страна приняла участие в Первой мировой войне, Кавальери вновь отправилась в Соединенные Штаты, где она сделала еще четыре немых фильма. Последние три из ее фильмов были продуктом его друга, бельгийский режиссера Эдварда Хосе.Выйдя замуж в четвертый раз, за Арнальдо Павони (имел писательский псевдоним Паоло д’Арванни), Кавальери вернулась в Италию, чтобы жить там с мужем.
Талант и природный ум госпожи Кавальери-Чендлер блеснул ещё несколько раз спокойнои достойною звездою в её книгах, посвящённых секретам женской красоты. Все модницы того времени с живейшим интересом регулярно изучали «Наставления Лиины Кавальери», где автор делилась своими советами в «искусстве быть красивой». Знаменитая оперная дива больше не пела.  Она просто выгуливала своих собачек, каталась на яхтах, шила платья у знаменитого Скиапарелли, обсуждала  светские светские сплетни и сама становилась их предметом. Одним словом, жила скучнейшею жизнью обыкновенной жены миллионера. Когда ей исполнилось 60 лет  началась Вторая мировая война, она тем не менее работала в качестве волонтера — медсестры. Она погибла 8 февраля 1944года- удар авиабомбы разворотил её виллу и похоронил под обломками и Кавальери и её гостей.
Судьба Лиины довольно долго волновала воображение драматургов. По мотивам её биографии были написаны пьесы, поставлены мюзиклы и сняты фильмы- причём два из них при её жизни (1920 году – с Дорис Кин в главной роли и в 1930- с Гретой Гарбо)Но постепенно о Кавальери забыли. И сейчас лишь открытки, время от времени появляющиеся в антикварных магазинах, напоминают о «последней роковой женщине девятнадцатого столетия и первой супермодели века двадцатого».
                17декабря 2012г.
                Санкт-Петербург.


Рецензии
Тамара! С интересом прочитала ваш рассказ о прекрасной красавице.
Большое спасибо. С теплом и наилучшими пожеланиями,

Любовь Кирсанова   27.12.2016 06:46     Заявить о нарушении
Спасибо,Любовь,за Ваше чуткое внимание.С сердечностью и теплом души.

Тамара Рожкова   27.12.2016 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.