Великая степь. Текут времена и реки...

      
       Нижнее Поволжье – край яркого солнца и ветров, «место встреч» лесов и степи, рек и пустынь, запада и востока.
       По утверждению учёных, до III в. до н.э. низовья Волги не были похожи на те, которые существуют ныне. Тогда несла она чистые воды свои меж  высоких бугров сухой степи и впадала в Каспий много южнее, чем сейчас. То есть прежнее устье Волги вместе с древними городищами  утонуло в море. Да и сама она в те времена была более мелководна и протекала не по современному руслу, а восточнее. Много живности кормилось на мелководьях Волги, рыбы было невиданно обильно, зверья неслыханно много, берега протоков были густым лесом, а долины между буграми – заливными зелеными лугами. Давно это было…
       Нынче же лесов у нас немного, однако, флора и фауна разнообразны и водится ещё рыба и дичь. Дичь в смысле промысловая: водятся утки, дрофы, куропатки, а также кабаны, зайцы, куницы, выхухоли, барсуки, бобры, лисицы, косули, норки, лисы, волки, хорьки и ондатры. И потому многочисленные охотничье-промысловые хозяйства Волгоградской области всегда при деле.
       Главным богатством Нижневолжских и Волго-Донских степей всегда   были реки – их голубая кровь. Это и Волга-матушка, Дон-Батюшка и Седой Хопёр. А ещё  Ахтуба, Медведица, Иловля, Кумылга, Бузулук и их притоки. Только в Волгоградской области насчитывается 199 водотоков общей протяженностью 8182 км.
      
      
       ВОЛГА-МАТУШКА не просто голубая кровь наших степей – она их главная артерия. Это крупнейшая в Европе и одна из величайших рек мира. Ее питают около 15000 притоков, она принимает в себя воды таких выдающихся рек, как Ока, Кама, Белая. Она поит и кормит более 60 миллионов россиян, которые с любовью и благодарностью называют ее Волгой-матушкой. Волга имеет одну из величайших (19 тысяч кв. км) и уникальных дельт в мире, которая связывает ее с Каспием, со странами Востока. Нижняя Волга протекает по маловодному, местами полупустынному региону, житницей которого, его жизнеобеспечивающей осью является Волго - Ахтубинская пойма – оазис опалённого зноем Нижнего Поволжья и «зелёные лёгкие» волжских городов.
       Пойма – последний естественный участок волжской речной долины, который начинается за плотиной Волжской гидроэлектростанции. Это – естественный коридор между границами евро-азиатского ледника и древних береговых линий Каспия, по которому «шли» мигранты флоры и фауны – выходцы из лесов  Европы и Сибири, среднеазиатских пустынь, средиземноморских и придунайских степей. Это уникальное природное образование между основным руслом Волги и ее рукавом Ахтубой. Она простирается на 450 км от Волгограда до Астрахани. Ниже Астрахани пойма переходит в обширную дельту, а через 120 км – в прибрежную зону Каспия. Площадь поймы – 7,56 тыс. кв. км, а вместе с дельтой и подстепными ильменями – около 20 тыс. кв. км. Верхней границей поймы является исток реки Ахтуба, в южной части пойма плавно переходит в начало внешней волжской дельты.
       Природа поймы уникальна. В мире известно лишь несколько мест, отчасти схожих с Волго-Ахтубинской внутренней дельтой. К ним относятся Шатт-эль-Араб и нижнее течение рек Гвадалквивир и По. А еще Волго-Ахтубинскую пойму сравнивают с поймами Нила и Амазонки. Её водно-болотные угодья выполняют важнейшие биосферные функции, в том числе и  по отношению к дельте, где раскинулся известнейший и первый в России Астраханский заповедник. Основал его в 1919 году отец великого русского поэта Велимира Хлебникова – Владимир Алексеевич Хлебников.
      
              Между Ахтубой и Волгой
              Заливных лугов раздолье,
              Под  незримой сенью волглой
              Дышит сладко травополье.
              Птицы утром неустанно
              Там в сиреневом раю
              Несказанно - разливанно
              Песни радости поют.
             
              Спой мне, пойма,
              Про свои забавы
              Птичьим чистым звоном,
              Шелестом дубравы.
              Спой мне, пойма,
              Про свои дела
              Летним ветром знойным,
              Клекотом орла.
             
              Между Ахтубой и Волгой
              Теплых ериков плетенье
              Плещет серебристой  воблой
              Рыбакам на загляденье.
              И природа щедрой данью
              Томной ночью, жарким днем
              Несказанно - разливанно
              Жизнью полнит окоем.

      
        ДОН-БАТЮШКА вьётся в Волгоградской области широкой голубой лентой длиной 537 км,  и, огибая Донскую гряду, образует излучину. На своем пути он принимает ряд притоков: слева – Хопёр, Медведицу, Иловлю, Донскую Царицу, Мышкову, Аксай, Курмоярский Аксай, а справа – Голубую, Чир, Цимлу. Долины Дона и его притоков и в древности, и в средние века играли особую роль в истории Евразии. Это была интенсивная контактная зона в великом поясе степей, который протянулся от Дуная до Байкала.
        Правые берега Дона высокие, крутые, местами обрывистые. Левые берега низкие, пологие.  В поймах рек Дона, Иловли и Медведицы зеленеют леса и луга, экзотическими островками в долинах рек выглядят песчаные массивы: Арчедино-Донской, Голубинский, Цимлянский. Флора и фауна Придонья разнообразна и привлекательна для туристов. Здесь всё еще значительны промысловые запасы рыбы: сазана, сома, леща, синца, рыбца. Встречается и стерлядь. Очень живописна ковыльная степь, с лесочками в балках и по берегам Дона, с многочисленными озёрами и старицами. А ещё богато Придонье, особенно в излучине своей родниками и источниками с минеральными водами.
        Дон не зря называют не только «батюшкой», но и Тихим Доном. Он завораживает своим покоем и зеркальной гладью, казалось бы, неподвижных вод.
        Представьте себе раннее утро или зыбкие сумерки, Дон тих и дышит ровно и спокойно, словно дремлет, на его глади нет ни одной задумчивой морщины, а лишь отражение ленивых облаков и прибрежных трав, похожих на ресницы. Сквозь размытые в Дону облака сонно мерцает одинокая звезда, пахнет мятой, чебрецом и полынью и еще какими-то травами с неведомым вам запахом, где-то далеко тонут в тишине звуки повседневных забот казачьего хутора – но вас это не беспокоит, не отвлекает от созерцания  – вы наедине с Доном и с собой, здесь и сейчас…
       
              Облака плывут в Дону,
              В ленной кутаясь истоме,
              Только не идут ко дну:
              Вата сладкая не тонет.
              Лодки, сестры-близнецы,
              Спят валетиком под ивой,
              Ивы и кустов венцы
              Смотрят на свои извивы.
              След причудливой игры
              В зеркале застывшей глади,
              В параллельные миры
              Раздвоились наши взгляды…
             

        СЕДОЙ ХОПЁР получил это имя, потому что стар и мудр.
        Многое, очень многое помнит он, будучи немым свидетелем истории народов, обживавших его лесистые берега и припадавших к его чистым водам.
        Сказывают казаки, что возраст Хопра не меньше десяти тысяч лет, потому и именуют его почтительно «Седой Хопёр». Со стариком он ассоциируется, должно быть, ещё  и потому, что старинная легенда приписывает рождение реки старику из Поперечинской степи по имени Хопёр. Якобы набрел тот однажды на холм, из подножия которого били 12 разбегающихся в разные стороны ключей прозрачной и холодной воды,  да и соединил русла ручейков в один, и стал тот новый ручей истоком реки, названной именем старика. Потому-то воды Хопра прозрачны, потому и считается он до сих пор самой чистой рекой Европы.
        Хопёр крупнейший левый приток Дона, площадь его бассейна в полтора раза превышает площадь Швейцарии. Длина его от истоков до устья 980 км, в том числе в Волгоградской области – 222 км. Ширина его до 100 метров, глубина до 7 метров, дно, как правило, песчаное, течение быстрое. В долине Хопра, ставшей одним из мест расселения донских казаков, много стариц и озёр, наиболее крупные притоки Хопра на территории области – Бузулук и Кумылга, долины которых испокон веков активно обживались казачеством. Был в ту пору бассейн Хопра и прилегающие к нему территории покрыты густыми лесами, защищающим зимовники и станы казаков, устроенные по берегам рек. Ныне ландшафт этой территории более разнообразен. Восточный берег Хопра в Волгоградской области – это настоящая пустыня с песчаными барханами, напоминающими волны в океане, а низовья, ближе к Дону, заняты просторными степями с сосновыми посадками и с холмами, с которых открывается живописный окоем.
        Очень живописна река Хопер с её причудливыми изгибами, чистейшей водой, «кудрявыми» берегами и песчаными пляжами, зарослями водяного ореха (чилима) и белой кувшинки.  Особенно хорош Хопер в мае, когда поют соловьи, и в летнюю пору. Его лесистые берега представляют собой удивительный оазис среди разнотравно-ковыльных степей, изобилующих археологическими памятниками – каменными бабами, древними стоянками и курганами, свидетельствующими о богатой и глубокой истории края.
        Памятники археологии Прихоперья имеют датировку вплоть до четвертого тысячелетия до нашей эры и подтверждают культурное влияние на этот регион многих народов Востока, Запада и Юга. Огромный интерес представляют сарматские погребения. Памятники недавней истории связаны со становлением здесь казачьего войска, с трагическими событиями периода революции и Гражданской войны.


       
        ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ О ЛЮБВИ ДОНА И ВОЛГИ
       
        Задумчив Дон, особенно в смутных сумерках, и частенько спрашивали его казаки: о чем задумался, батюшка Тихий Дон? Не о ней ли, о возлюбленной своей Волге, загрустил ты? Не о той ли гордой красавице, о любви к которой слагают в народе легенды, замечтался ты?..
       
        «...Покинув колыбель свою в лесах Подмосковья, Дон отправился гулять по белу свету, искать своей доли. Его тянет к солнцу, к теплу, и он спешит на юг. Что ни день, то мужает «добрый молодец», что ни шаг, то шире раздаются его богатырские плечи. И вот прослышал Дон, что где-то недалеко катит свои воды красавица Волга, и воспылал он нежной любовью к ней. Круто сворачивает Дон с дороги и устремляется на восток, разрезая могучей грудью степные  просторы, обходя гряды, неудержимо рвется он к своей возлюбленной, и подходит к ней совсем близко, почти вплотную. И кажется, одно усилие, один прыжок, и обе великие реки бросятся в объятия друг другу, чтобы соединиться навеки. Но разлучница Природа не пожелала этого и воздвигла между влюбленными непреодолимую преграду –  Ергени. В отчаянии бьется Дон о прочную, как камень, стену. Надежды никакой. Отступает безутешный Дон и, не оглядываясь, удаляется на запад, чтобы излить свое горе седому Азову. Отворачивается от него и Волга: с разбитым сердцем уходит она на восток, чтобы поделиться своим горем с Каспием. Вот так и разошлись Волга и Дон в разные стороны, разошлись, чтобы не встретиться больше никогда...» – так гласит старинная легенда.
        «…И уже когда не было никакой надежды на встречу вмешался в судьбу влюблённых Человек…» – такую коррективу внесло в легенду время. И случилась долгожданная встреча лишь в 1952 году, когда был построен и открыт Волго-Донской судоходный канал.
       

        Вот что рассказывает о Волго-Донском канале волгоградский краевед Валентина Мягкая:
        – О канале мечтали не одно тысячелетие – все те, кому приходилось тащить свои ладьи по суше между притоками Камышинка и Иловля. Здесь проходил со своей ратью князь Игорь Святославович, перетаскивали свои грузы венецианские и генуэзские купцы, собиралась казачья вольница Степана Разина. Ещё Петр Первый сделал попытку соединить Волгу и Дон и дать России выход к южным морям. С 1696 года десятки тысяч крепостных крестьян и   солдат  5 лет копали землю для будущего канала. Но Северная война остановила эти работы. Остался лишь глубокий ров – Петров Вал.
        За двести лет предлагалось более 30 различных проектов соединения Волги и Дона. Множество проектов погребены в архивах правительственных канцелярий. Были и серьезные противники этого союза. Так, например, астраханский губернатор князь Голицын, на которого Петром Первым было возложено руководство работами по соединению Волги с Доном, писал: «...Если бог создал реки, дал им известное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием стараться направить их в другую сторону... Един бог управляет течением рек, и дерзко было бы человеку соединять то, что всемогущий разъединил.»
        Яростно сопротивлялись союзу Волги и Дона частные владельцы железных дорог. Помешали тому и Гражданская и Великая Отечественная войны.
        Только в апреле 1948 года на трассу канала приехали первые строители. При его строительстве выполнено около 3 млн. куб. м. железобетонных работ по укреплению откосов на площади около  3 млн. кв. метров. Построены 3 водохранилища, насосные станции, плотины, переправы, пристани. Трасса канала поднимается на  88 метров с 1 до 9 шлюза  – это Волжская лестница, и опускается на 44 метра с 10 по 13 шлюз – это Донская лестница. Водораздел находится между 9 и 10 шлюзами. Каждый шлюз имеет четыре башни –  две верхние, две нижние с механизмами и служебными помещениями, которые похожи по своим конструкциям и принципу действия. Известные скульпторы  Вучетич Е.В., Волков С.Н., Мотовилов Г.М. украсили четыре шлюза. Проектирование Волго-Донского судоходного канала велось под руководством академика Сергея Яковлевича Жука.
        Официальное открытие канала состоялось 27 июля 1952 года. После стотысячного митинга теплоход «Иосиф Сталин» открыл регулярное пассажирское движение по новому водному пути. Полупустыню прорезал закованный в бетон и камень канал, соединив не только две русские реки, но и пять морей. Знойный степной воздух огласили звонкие пароходные гудки. Вдоль канала протяженностью 101 км, раскинулись поселения, зазеленели сады и огороды. Союз двух великий рек осуществился…


        ***

        Многие ныне поливают времена Сталина и других советских правителей – но какими достижениями удостоены «новые» времена? Чем мы можем гордиться? Последние 20 лет нашей истории бесславны. Свобода, демократия, равноправие – всё блеф! Кончилась созидательная эпоха. А без созидания и национальной идеи любое государство обречено. Вы скажете – жертвы тоталитаризма? Да, жертвы были, но они всегда были и во всех государствах – просто те не выпячивают свои политические огрехи, а козыряют жертвами других стран.
        Но ведь никто не станет спорить, что ныне жертв в России не только неисчислимо больше, но они вопиющие, обличающие бесчеловечную политику государства и потому цинично умалчиваются. Но самое тяжкое – это их рост и полная безнадёжность что-либо изменить. Пока? Ой, ли!
       

        ...А реки Волга, Дон и Хопёр текут и текут сквозь времена и эпохи, и дают жизнь степям нашим и насельникам берегов своих, и солонеют они от слёз их и печалуются об оскудении душ людских и глубин своих…
       

         
       
Иллюстрация: Волга (слева) и Дон (справа). Коллаж и стихи автора.


Рецензии
Спасибо за интересный красочный рассказ, Лариса, как-будто сам побывал.

С уважением,

Влад Ривлин   20.12.2012 08:58     Заявить о нарушении
Это славно, Влад. "Приезжайте" ещё!)))
С благодарностью,

Лариса Бесчастная   21.12.2012 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.