Архитектура в пейзаже

http://proza.ru/2018/06/03/219

Живопись на открытом воздухе требует определённых знаний и практических навыков. Здесь можно наблюдать гораздо большие пространства: часто расстояние до изображаемых объектов может достигать нескольких километров.

Предположим, вы пришли в парк. Среди старых раскидистых деревьев  встречаются небольшие детали архитектуры – причудливой формы деревянные скамейки, ворота, беседки, веранды, фонтанчики. Прежде чем приступить к зарисовкам, выберите точку зрения, с которой наиболее выразительно будут выглядеть предметы в окружении зелени.

Надо стремиться подчеркнуть характерную особенность строения формы архитектурных элементов, научиться видеть в них главное и второстепенное. Какую-то наиболее интересную часть следует прорисовывать подробнее, остальное упростить.

В таких набросках гибкая, разнообразная линия должна чередоваться с тоном – штриховкой. Тогда рисунок будет выглядеть живее. Наброски выполняются в любой технике, но главная их задача – развить остроту видения, наблюдательность, твёрдость руки. Затем переходим к небольшим цветовым этюдам. Они могут включать в себя простые элементы архитектуры. Здесь также необходим правильный выбор мотива. Если вы изображаете ворота деревенского дома, не забывайте об окружающих предметах – тропинке, кустарнике около ворот, деревьях.

Часто изображение компонуют слишком крупным для выбранного формата листа. Или же, наоборот, рисуют какую-либо деталь настолько мелко, что она пропадает в пейзаже. Или оказывается точно в центре листа, как бы разбивая его на две равные части.

По точному, удачно скомпонованному рисунку легче писать цветом. Но совсем не обязательно показывать, а затем и штудировать кистью мельчайшие детали сооружения. Надо выбрать из них лишь те, которые придают зданию своеобразие архитектурного облика, выражают его характер, «лицо». Ведь часто в погоне за мелочами мы упускаем главное. Но нередко происходит и другая ошибка: полное игнорирование деталей, обязательная «погоня» за обобщённостью. Это выхолащивает из этюда жизненность, делает работу приблизительной.

Планы на открытом пространстве особенно ярко выражены – например, здание, находясь вдали, уже не будет выглядеть так отчётливо, как вблизи. Дальний лес покажется синей или голубой полоской, стволы и кроны отдельных деревьев попросту не видны. Так же и архитектурное сооружение на определённом расстоянии «обобщается» воздушной средой и выглядит в этюде либо тёмным, либо светлым силуэтом на фоне неба и земли – это уже зависит от состояния дня.

Акварелисты чаще всего первый и средний планы прописывают более подробно, накладывая один на другой несколько прозрачных слоёв краски, с постепенным набиранием силы цвета и тона. А для дальнего плана используют технику заливки – наложение краски в один слой.

Колорит архитектурного пейзажа зависит как от облика и окраски сооружений и падающих на них рефлексов, так и от времени дня.

Если вы выбрали утренний мотив, краски вашего этюда не должны быть слишком яркими, резкими. Старайтесь подобрать спокойные сочетания тёплых и холодных оттенков. Работая в солнечный полдень, вы можете заметить, что цвет предметов на свету разбелен, а тени, наоборот, насыщены горячими рефлексами от земли и холодными от неба. Изображая вечерний мотив, например закат, имейте в виду, что предметы становятся менее различимы в деталях, более тёмными по тону и холоднее по цвету, небо же может быть очень красочным, даже несколько фантастичным. Очень важно правильно разобраться в тоновых и цветовых отношениях и верно передать их.

Работа над архитектурным пейзажем окажется успешной лишь при внимательном изучении натуры, умении видеть детали в целом и целое неотделимым от архитектурных деталей. А главное – надо любить природу и архитектуру, чувствовать их нерасторжимое, поэтичное единство.


Рецензии