Я не в духе, не в духах... Ланарку

Стихотворение, написанное во сне после того, когда была
перевернута последняя страница величайшего романа 20 век

Я  не в духе, не в духах, летящих куда-то
В бесконечность вселенной, в провалы миров.
Что еще остается? Любовь и расплата
За забытую нежность сгоревших стихов,
И творений твоих , где глухие пророки,
Докричаться хотят до незрячих актрис,
Я не в духе, хотя в этих нотах высоких
Все пыталась пропеть нашу боль и каприз.

И из вредности снова в пустыне экстаза,
Достаю в суматохе до грез и до звезд,
Что еще остается? Забытая фраза
И откуда-то ветер мне стоны принес,
И понять не могу, там беда иль утеха,
Умиранье в рожденье и приступ тоски,
Только в смеси и плача и дерзкого смеха,
Проступают молитвы, как будто стихи.

Я не в духе, сама по себе я взлетаю,
Или падаю снова в провалы небес,
И распутная вечно, и нынче святая,
Вижу Ирий вдали, золотится там лес.
За черту за Ланарком иду в эти дали,
И пытаюсь художнику душу вернуть.
Только где-то Луна замирает в печали,
И не ясен самой мой изменчивый путь.

Ангел снова останется тенью незримой,
Проступает он яростно в скомканных снах,
Я не в духе, и дух мой проносится мимо,
И теряется где-то в забытых мирах.
Что еще остается? Любовь и расплата
За забытую нежность сгоревших стихов.
Я  не в духе, не в духах, летящих куда-то
В бесконечность вселенной, в провалы миров.

############

Аласдеру Грею  с любовью и благодарностью за его великолепный роман "Ланарк. Жизнь в четырех книгах"


В вечности тает миг, словно свеча в тумане,
Снова седой старик в бездну и в небо манит,
Что мне до этих грез, раз ускользнуло лето,
Думала, что всерьез буду жалеть об этом.

Нет, ни за что, на миг, в голосе и в гортани
Снова одна, и мир так непонятен станет.
Где же ты, мой Ланарк, кто нас в том мире встретит,
Кто позовёт  нас там к пропасти, и ответит

Этот внезапный сон мне на мои сомненья.
Слышу извечный звон, слышу то стон, то пенье,
В голосе тех стихий, рвущихся ниоткуда,
Снова стоит один – мальчик-дракон,  и чудо

Кажется в этот миг  кто-то другой не с нами,
Где-то в тиши возник звездными вечерами.
Там, на планете бед, или прозрений снова,
Лунный печальный свет, призрачно даже Слово.

Нет нас, не будет вновь, только во тьме столетий
Снова моя любовь где-то в созвездьях светит.
Я ухожу от грез, дома не появляясь.
Я ухожу от слез, где-то во тьме теряясь.

Что там? Извечный знак, к пропасти и прозренью,
Это ведет Ланарк, тьмой насладясь и тенью.
И у земной черты, где-то у поворота,
Будешь со мною ты, как мне пропасть охота,

Чтобы уже навек, зная тебя и веря,
Видела этот снег, знала иного зверя.
И от созвездий дум снова уйдя небрежно,
Слышала звездный шум где-то в тепле надежды.

Что это? Только знак, только мираж былого,
Снова ведет Ланарк нас, и бессильно Слово,
И в тишине одна, хочется ли вернуться?
Снова лишившись сна в осени разминуться.

И в пустоте веков, там, где нас было двое,
Томик твоих стихов с трепетом вновь открою.
Как он угрюм и слеп, как мне его не хватало.
Снова к вершинам бед, птица-душа взлетала.

Но не осталось сил,  тихо замрет от ветра,
Как мой Ланарк красив, там, в переливах света…
Снова седой старик в бездну и в небо манит,
В вечности тает миг, словно свеча в тумане.


Статья из Википедии

Аласдер Грей (англ. Alasdair Gray; род. 28 декабря 1934 года в Глазго) — шотландский писатель и художник. Литературные произведения Грея сочетают в себе элементы реализма, фэнтези, и научной фантастики; для них характерно особое концептуальное оформление и использование иллюстраций самого автора. Его самое известное произведение — роман «Ланарк», создававшийся на протяжении почти тридцати лет и впервые опубликованный в 1981 году. На настоящий момент Ланарк считается классикой. Газета The Guardian назвала этот роман «одним из ориентиров в литературе 20-го столетия.»[1] Другой роман Грея, «Бедные-несчастные» (1992), был отмечен наградами Whitbread Novel Award[2] и Guardian Fiction Prize.[3]
Всего Грей написал свыше восьми романов; а ещё несколько сборников рассказов, две книги стихов и множество пьес. Он также писал о политике (в поддержку социализма и независимости Шотландии), и об английской литературе.
Грей является автором множества картин и фресок. Одна из его фресок размещена в ресторане Ubiquitous Chip, что в Вест-Энде Глазго, другая — занимает потолок аудиториума в церкви Оран Мор, что на улице Байрс Роуд, также в Глазго (данное произведение является одним из самых больших, по размеру, в Шотландии).
Писатель Уилл Селф называет Аласдера Грея "творческим эрудитом со всесторонним политико-философским видением[4] " и "великим писателем, возможно величайшим из живущих сегодня на этом архипелаге.[5]» Себя Грей называет «толстым, очкастым, лысеющим, неуклонно-стареющим пешеходом из Глазго[6]».


Рецензии