Обращение к неумеющим объяснять

Для того, чтобы суметь объяснить обычному человеку свою идею, основанную скажем, на теории Марковских процессов или на теории идеального газа (прошу извинить за иронию), нужно найти нужный язык для общения с обычным человеком. Только не надо требовать каких-то знаний от него. Ведь не он напрашивается к Вам за Вашими идеями, а Вы пытаетесь их донести! Вот и нужно потрудиться придумать, как правильно это сделать. Например, я хочу объяснить своей шестилетней дочери, как греет Солнце. Ведь это не значит, что я должен перед ней написать мелом на большой доске все выкладки молекулярно кинетической теории и уравнения ядерных реакций со всеми двойными и тройными интегралами. Мне будет достаточно нагреть полный чайник воды со снятой крышкой и попросить дочку, чтобы она возле чайника поместила свою ладонь. Почувствовав тепло, она интуитивно поймет, как греет солнце, а бурлящая вода будет ей простейшим аналогом того, что происходит на Солнце. После чего она поцелует папу в щечку и скажет спасибо. Именно потому, что иногда мы склонны больше требовать от других, чем от себя, получается, что часто нас никто не понимает. В случае со взрослыми людьми нужно пытаться донести суть, самое главное с установлением причинно следственных связей. Поэтому некоторых профессоров мы не понимаем, а от некоторых схватываем налету. К тому же разум взрослого человека более инерционен, из-за чего взрослых переубедить в чем-то труднее, а людей преклонного возраста, сами понимаете.   Но, в общем, объяснить можно что угодно и кому угодно, главное — как это сделать!
Вместо того, чтобы пичкать людей разнообразием фактов, нужно учить людей методологии (различению). Владеть методологией значит уметь получать новые знания без помощи умных книжек и величавых профессоров (репититоров), самостоятельно. В свое время мне было интересно, что по вопросу методологии пишут умнейшие. В студенческие годы скитался по библиотекам, читальным залам, шарил интернет. Нашел книжку преподавателя ВМиК МГУ «История методологии математики». Скажу так, о методологии в этой книге ни слова, просто тупо излагается история развития математики! Вывод какой, если ничего про методологию математики найти не удается, придется разрабатывать ее самостоятельно (я не гонец за академическими наградами и нобелевскими премиями, поэтому так чисто для себя).


Рецензии