Волшебник плюшевого города

Утром в Самаре был теплый ливень, мутные реки с сережками тополей несло по асфальтам. Потом в прорехе между домами заалело солнце, и город поплыл, как только что нанесенный на лист акварелью. С директором фабрики мягкой игрушки «Бока» Олегом Бакировым мы идем вдоль цехов, перешагивая дома и деревья, отраженные в лужах.

Он то и дело останавливается, говорит с кем-то по телефону, где ключевыми управляющими словами являются жирафы, обезьяны, волки. Молчит, потом снова звонит кому-то.

— Что у нас с котами?


Выслушивает.

И уже в другой мобильник:

— Котов полно. Матроскин, Бумер. Мыши имеются. Мышей не надо? Вовочка зовут. Ну, да, можем вам хоть тыщу отгрузить по железке.

— И как же? — донимаю я его в паузах.

— Что? — недоуменно вскидывает он глаза.

— Ну как все начиналось? Я, как обычно, был не вовремя и совсем некстати. С утра его посещал пожарник, потом еще какие-то органы, а голова директора забита тем, как сделать змею так, чтоб она была похожа на добрую игрушку, а не на финский сервелат.

Бакиров начал свое производство в самые отмороженные годы конца прошлого века. Правда, до того приличный боксер с неожиданным левым хуком, режиссер культмассовых мероприятий, торговал с товарищем спиртными напитками в комке. И буйство своей фантазии проявлял там. Они писали разные, как он формулирует, залепухи. Например, такую: «Говорит Жан-Клод Ван Дамм: за «Агдам» я все отдам». Такой креатив манил за алкоголем людей с другого конца города. Хотя, конечно, не совсем уж и за алкоголем. Там существовал целый клуб по интересам. Музыканты наведывались с гитарами и барабанными установками, устраивали прямо возле ларька импровизированные концерты. Художники, писатели отирались. В общем, это был маленький аналог питерского «Сайгона». Где можно было быть кем угодно. Вытворять, что в башку взбредет. Но главным во всем этом оставалась фраза из Джона Леннона — Life is love (Жизнь есть любовь). Причем любовь к чему, не уточнялось.

— Ну а после уже я стал заниматься поставкой мягких игрушек в Самару. Из Италии, Испании. Дочь как раз подрастала. В то время игрушек в городе не было вообще. И даже китайская фигня раскупалась с быстротой неимоверной. И вот тогда нам с группой товарищей захотелось делать что-то свое. Ниша-то не занята была, — говорит он. — Можно было денег заработать.

Хотя в подтексте его слов, в паузах отчетливо прочитывается, что не совсем уж и в деньгах было дело.

— Первой сделали розовую пантеру из мультика. Я тогда был и дизайнер, и менеджер. Как ракету изобрели, блин, — улыбается он. Мы заходим в пошивочный цех. В одном крыле женщины ножницами режут по выкройкам пока еще непонятные очертания из шкурок, в другом сшивают части и уже едва угадывается что-то. Ловкое движение и потолстевшая шкурка укладывается в стопку. Одна, другая, третья. Стрекочут машинки, стопки растут. Но пока еще не верится, что из них выйдет на ощупь чтото нежное, почти живое.

— Только мы купили еще оборудование, стали расширять модельный ряд, как вдруг ребятки пришли, — продолжает Бакиров когда переходим из одного цеха в другой. — Стали задавать очень наводящие вопросы. Говорят, охрана есть у вас?

А я им: «Да вон дед сидит на проходной». Бакиров изящно, без напряга включает простака. «Хочешь, мы будем?» — «Да не-е, — тянет он, — мне и деда хватает». «Тогда продукцией придется делиться». — «А хоть всю берите». Они зашли, посмотрели, оторопели на первое время. Как раз тогда серия пошла. Козлы. Они: «Ценного нет, что ли, ничего?» — «Видите, там женщины сидят? — киваю в цех. — «Ну». — «Вот самое ценное — руки их». Между собой советуются, может, машинки, говорят, толкнем? Я стою, плечами пожимаю: «Рукавицы, говорю, неплохие можно на них шить. Лес потом валить». Короче, взяли они себе по козлу и пошли, дурачась, бодая ими друг друга. Заходим в набивочный цех. Игрушки тут наполняют искусственным мехом, привезенным из Белоруссии, Польши. По стенам на проволочках еще какие-то лекала из грубой бумаги, на полочках полиэтиленовые пакеты. Возле каждой ячейки значится что-то вроде: слон — розовый, глаза — голубые. Верблюд Алик, глаза — серые с зеленоватым оттенком.

— А какие-то необычные игрушки делали?

— Много, — говорит он. Женщина у окна размашистыми стежками пришивает на шкурку кота глаза. — Народ у нас с фантазией. Как-то звонит человек, говорит: «Нужно 20 тысяч чаек. Из ситца и меха шиншиллы». Я ошалело говорю: «Зачем?» Он говорит: «Буду спонсировать фестиваль имени Чехова». Больше, правда, так и не позвонил. Может, шиншилл не нашел. Всякие были времена. Помню, в 90-е, когда с деньгами было туго, юмор стал какой-то трансформацией скорби. Стали заказывать свиней. В смысле, нам заказывали. Огромных. В человеческий рост. Очень многие скидывались и почему-то на день рождения друг другу дарили. Раз, было, заказали даже с окрасом под далматинца. И очередь была за этими свиньями страшная. У нас даже тетрадочка велась с названием «свинья» куда, кому и сколько. И вот как-то появился у меня новый клиент в Оренбурге. Прислал заявку: свинья большая — 1 шт. Чебурашка — 3 шт. Я выслал с машиной. Через некоторое время приходит заявка: «Чебурашка — 1 шт. Свинья большая — 7». Я ему звоню, говорю: «Ты ничего не перепутал?» Он орет: «Да ты что! Приезжают ребята на «мерсах», только их и берут. Вышли как-нибудь поездом. Сопровождающего я уже отправил. Купе снял». Ну, думаю, ладно. И вот под вечер такая картина. Подъезжает к вокзалу такси, а оттуда мужики выгружают огромных плюшевых свиней и несут по всему вокзалу на спинах. Загрузили в купе. А пока сопровождающий у меня тут отирался, он себе костюм ежика Сени приобрел (мы уже делали их), набрался по дороге на вокзал, добавил в поезде. Упал в этих свиней и храпит. А тут ночью какой-то дядька такой же датый ошибся дверью. Открыл и обомлел. Все купе заполонено розовыми свиньями от пола до потолка. Потом стали шевелиться, и оттуда ежик вылез. Тот как заорет, чуть инфаркт не схватил. Потом приходил ко мне что-то покупать у нас тут в магазине. И сам же все рассказал. Говорил, что пить после этого бросил.

Несколько котов с глазами лежат на столе. Другие руки их расчесывают. Шкуры, кажется, млеют от удовольствия.

— В общем, много всего шьем. Всевозможные корпоративные игрушки. Телефоны, мячи, символы различных банков. Как-то из одной очень известной партии обратились. Им нужны были пятьдесят тысяч медведей. Сказали, чтоб делали все по высшему разряду. А потом ужиматься стали. Звонят, говорят, мол, денег дали меньше. Ну понятно, как это бывает. Клянчили, давайте подешевле материал. Ну а мы уже все запустили. Я так строго и громко говорю в телефонную трубку:

— Да вы что, на медведях экономите?

Собеседник на том конце просто онемел.

— Что ж вы кричите, — говорит, я в тот момент даже его лицо отчетливо представил, озирающееся. — Оставляем все как есть. Все игрушки у Бакирова с человеческими именами. Обезьяна Айседора. Удав Зиновий, говорит, в честь тестя назвал.

— Как же вам удается с китайцами конкурировать?

Директор улыбается одними глазами.

— Никак. Они раньше от нас не вылезали. Типа для обмена опытом приезжали. Вытаскивает из сумки какую-то игрушку. Смотришь и понять никак не можешь: жираф это или бегемот? Потом более или менее научились. Конкурировать с ними занятие бестолковое. Я же тоже к ним ездил. Они начинают производство, и государство их на пять-шесть лет полностью освобождает от налогов. Потому и себестоимость их игрушки среднего размера, скажем, 5 рублей. Мы ее распороли, сняли. Я говорю девушкам: шейте. Они сшили гораздо лучше, но только за работу я им должен отдать 15—20 рублей. Плюс аренда, всякое другое.

Шкурки в охапках девушек перемещаются к набивочным машинам. Это такие огромные чаны, откуда через шланг под давлением распределяется наполнитель, похожий на вату. Коты, раздуваясь на глазах, обретают внушительный объем. Затем на них напяливают штаны с подтяжками. Загружают на тележки и везут паковать.

Странное дело, но целые вагоны игрушек Бакирова чаще всего уезжают туда, где Китай от России отделяет лишь река. Если перевести с французского, то имя ей будет Любовь. Может, это такая форма проявления протеста против экспансии. Или, наоборот, поддержка отечественного. Бакиров пожимает плечами.

Почитав каталог, я отчетливо понимаю, что производство игрушки приносит ему денег, быть может, лишь на сигареты. Потому, чтобы выжить, ему пришлось еще организовать здесь же пошив различных сумок, карнавальных костюмов, которыми занимается с недавних пор жена Ольга.

Мы сидим на разных краешках стола, болтаем в воздухе ногами.

Бакиров говорит, что игрушка — это не просто детская шалость или такое баловство больших дядек на корпоративах. Игрушка есть субстанция, заключающая в себе память и время. У кого из нас в детстве не было такой? Плюшевой или пластмассовой. На батарейках или просто. И когда она падает вдруг с пыльного дачного шифоньера, то, как песня, воскрешает перед глазами все. Трехколесный со звонком, дворовый хоккей, оловянных солдатиков, поцелуи на ветру в арке. Время, когда так легко было быть счастливым.

Мы сидим и болтаем ногами. Мимо человек на тележке провозит упакованных вполне себе упитанных котов. Останавливается, объясняется с Бакировым с помощью пальцев рук. Тот что-то ему отвечает, научился, с тех пор как принял троих таких грузчиков на работу.

— Что он сказал? — интересуюсь я.

— Говорит, волшебник — иди домой. Все сделаем.

— В каком смысле волшебник?

— Да кличка у меня такая, — недовольно ворчит директор.


Рецензии
Тёплый какой репортаж...
Если за игрушками в очередь вставали, значит, и правда волшебник.) Меня саму из магазина игрушек старшая дочь практически пинками выгоняет.)) Я могу там часами ходить, умиляться.))))

А что "крыша"? Волшебник таки отбился?

Вспомнила своего зайца, из детства... Он был с меня ростом. Жутко тяжёлый, одетый в клетчатые брюки, внутри ватой набитый. Таскала его с собой повсюду, как талисман.)) Так и отпечаталось в памяти: я на заднем сиденье запорожца с этим зайцем, впереди друзья (на дачу едем - меня, мелкую, наконец-то, взяли на вольный выпас), вокруг вещи...вещи... Мы с зайцем практически не помещаемся. До заветного кусочка природы (со срубом, берёзовым соком и похлёбкой из макарон и рыбных консервов на костре) остается всего половина пути, и запорожец вдруг наглухо встаёт посреди дороги... Мечты - в прах. Мы с зайцем едем обратно в город...))
Трагедия была.)
Эх... закрутились воспоминания. И за них спасибо тоже (как и за репортаж душевный).
Владимир, доброго...

Шпигель   12.06.2013 20:22     Заявить о нарушении
Большое человеческое мерси, фрау Шпигель. Давно хотелось написать про фабрику игрушек. А тут так случилось, что у приятеля режиссера брат родной в самаре этим занимается... А еще в детстве была мечта, чтоб тебя забыли в каком - нибудь магазине игрушек. И ты там всю ночь бы шарахался. Теперь как- то не очень я люблю по ним ходить. Все пластмассовое, неживое, ничто не цепляет взгляд... Есть лишь один магазинчик на новокузнецкой, куда очень люблю хаживать. Там такие самолетки заводные, паровозики, сделанные на совесть... Он еще называется магазин умной игрушки. Вот там затариваюсь часто. Чтоб какую- ниб штуку веселую потом на день рожденья вместе с подарком вручить. А еще давно хочется приобрести вертолет с камерой. Но каждый раз думаю, а, ладно, лучше детям ченть... Давно не было шальных денег... Ну, в смысле неожиданных премий каких- то. Вот их нужно твратить на всякую фигню.. Ибо как пришли так и уходить должны... Тут как- то едем с товарисчем в машине, он вдруг говорит, все равно у меня вертолет быстрей, чем у тебя появится. Че это? Спрашиваю. Юлька беременна, узи показало, что пацан будет... Так что у меня законное тепрь право приобрести себе вертолет этот)))

Владимир Липилин   13.06.2013 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.