Сказания дальневосточных аборигенов

ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ
*****************************
Нанайская легенда
*****************************
   Об африканских охотниках за черепами, индейских - за скальпами, а также о прочих "головотяпах" многие читали и слышали. Но мало кто знает, что на заре истории приамурских племён почётным занятием для мужчин тоже была охота за головами.
   Академик Окладников в учёных записках так представляет обобщённую картину жестокого обычая...."Из далёкого опасного похода вернулась группа юношей. У них за плечами висят свёртки из листьев и коры, в которые завёрнуты головы людей, ставших жертвами охотников за черепами... Эти черепа станут священными талисманами, хранителями и помощниками, залогом плодородия и удачи для тех, кто ими завладел на лесных тропинках, кто сумел подстеречь и бесшумно убить впервые встреченного и ничего не подозревающего человека".
   Характерно, что учёный в своих заметках об амурских абригенах не называет национальную принадлежность "охотников за головами".По-видимому, наскальные изображения не всегда позволяют различать "почерк"
конкретной народности. Однако чаще упоминаются признаки именно нанайских мифов, в которых черепа играют магическую роль.
   В Сакачи-Аляне некоторые рассказчики приписывают традицию отрубать головы врагам, высушивая их, обращая в талисманы, легендарному народу ха, который якобы обитал в Среднем Приамурье. Может, это чжурчжени, ранее осваивавшие здешние земли? По многим этническим признакам их нравы были весьма суровы. История не даёт ответа, ибо, как говорят нанайцы, "где жили ха, земля выросла за пояс". Предания старины если где и сохранились, то со своеобразным толкованием сюжетов. Заинтересовавшую меня легенду пришлось как бы собирать из "кусочков",
поэтому перессказываю в собственной интрепретации.
      ************************************************
      Всё было на земле: и тайга со зверями, и небо с птицами, и Амур-река с рыбой. Зверей становились всё больше, им стало тесно в тайге. Небо темнело от множества летающих птиц. Из-за обилия рыбы реки выходили из берегов.
   И тогда великий огненный дух Солнце послал на Землю лунных жителей: мужчину по имени Кадо и женщину Джулчу. "Пусть плодятся люди и пользуются всеми благами",- так сказал великий дух Солнце.
   У Кадо и Джулчу появились дети, потом внуки...Постепенно люди так сильно размножились, что им не стало хватать пищи.
   Думал-думал великий дух Солнце, как привести земные дела в порядок, не придумал. Да и некогда заниматься земными хлопотами, когда в небе забот полным-полно. Заглянул в одно большое стойбище. Люди все делами заняты. Кто землянку устраивает, кто дрова рубит, кто сухие коренья на камне перетирает в муку... Один только человек -Долчу-Ходай сладко дремлет в тени своей хижины.
   "Этот Долчу-Ходай, наверное, самый хитроумный в племени, коли от работы отлынивает,- подумал великий дух Солнце.- Назначу его главным шаманом, пусть следит, чтобы все жили в ладу с природой: детей много не рожали и на земле подолгу не задерживались, не заставляли предков скучать в ожидавнии свидания с потомками".
   Долчу-Ходай обрадовался поручению. Смастерил колдовской наряд. Сделал огромную шапку их шкуры, снятой с головы лося прямо с рогами. Смастерил звонкий бубен из оленьей кожи. Вырезал страшную деревянную маску с бородой из медвежьего меха.
   Застучал в бубен, закричал громким голосом, закружился в колдовской пляске. Когда вокруг него собрались мужчины племени, Долчу-Ходай объявил волю великого духа Солнце: быть Долчу-Ходаю главным шаманом и обучать людей всяческим премудростям.
   На другой день Долчу-Ходай снова собрал племя и сказал, что во сне ему явились духи воды, леса и гор. Они велели отныне умерших не сжигать на костре, а шаману самому увозить их на лодке в Долину вечного покоя. Родственники за кажддого покойного должны Долчу-Ходаю платить десятью звериными шкурками и пятью ездовыми собаками.
   Стал главный шаман возить на своей лодке умерших вниз по реке в известную только ему таёжную долину. Тела оставлял на съедение хищным зверям, а отрубленные головы вешал на деревья, где муравьи очищали черепа до белых косточек.
   Вскоре некоторые соплеменники начали роптать: мол, когда сжигали умерших, в жертву приносили только двух собак. При этом своими глазами видели,как душа покойника вместе с дымом улетает в небо. А куда деваются души в долине вечного покоя?
   Хитрый Долчу-Ходай велел всем сомневающимся садиться в лодки и плыть за ним следом.. Долго плыли. Высадились на берег и очутились в таёжной долине. Мрачные дебри раскинулись по холмам На деревьях ,словно страшные плоды белели черепа.
   -Тела ваших умерших родственников я отдаю в жертву духам леса и гор, и за то они помогают вам на охоте и в рыбной ловле,- сказал
главный шаман.- А души мирно покоятся в своих черепах, радуясь, что вы ещё продолжаете жить на земле. Однако если о Долине вечного покоя
узнают чужие племена, они украдут души из черепов и застывят их служить своей удаче. Чужаки и так обнаглели: они убивают наших зверей и ловят нашу рыбу. Прожорливых людей на амурских берегах становится всё больше и больше. У нас сильные мужчины, у нас храбрые юноши. Разве мы не сумеем отвадить врагов? Каждый, кто добудет голову врага, обретёт талисман, который будет охранять благополучие всего племени.
   ...И начали с той поры враждовать соседние племена. Во всех селениях гирляндами повисли на ритуальных столбах засушенные головы чужеродцев. После каждой удачи "охотник за головами" спешил к амурским скалам, чтобы отбойным камнем высечь рисунок, который "расскажет" потомкам о победе предка над врагом.
                **********************************
   


Рецензии