Кино строчкой. Азиатские отражения

В «кино строчкой» собраны мои краткие заметки-впечатления о фильмах с весьма приблизительной рубрикацией. Здесь – об азиатских фильмах или отражениях Азии.
Стоит повторить, что я пишу не о самом кино, режиссерах-актерах, а только о субъективных впечатлениях.
Специфика «азиатского» файла состоит в том, что от различного восприятия мира через силлогизм и дао, буквы и иероглифы (не везде), приоритет части или целого, прямой или окружности, различие в звукоряде и ощущениях пространства-времени – от этого всего никуда не деться. На сей счет можно многое почерпнуть, например, из поучительной книги Ричарда Нейсбита «География мысли». Но мы тут не очень-то философствуем, хотя отдаем себе отчет, что линия напряжения «Запад-Восток» - это не просто пресловутое «столкновение цивилизаций». 
Но можем ли мы адекватно воспринять азиатские фильмы, даже если это коммерчески глобализированный, экспортный вариант, а тем более, то, что было сделано, в основном,  для внутреннего потребления?

***
Дорогой друг Гитлер
Индия, 2011

В Индии сняли фильм об окончании 2 мировой войны «Дорогой друг Гитлер». Апрель 45-го года, агония рейха. Гитлера, Геббельса, их женщин играют индийские актеры. Их характерная внешность, декорации, диалоги – большой повод «поржать». На первый взгляд, это что-то вроде анекдота «салямаллейкумгитлерджан».
  Но – только на первый. Быть может, я бы быстро прекратил просмотр и, смеясь и отплевываясь, поставил бы «хуже не бывает». Однако незадолго до этого я читал Мирчу Элиаде, его рассуждения о неевропейском взгляде на европейские проблемы. Речь шла о наиболее сложных из них – философских. Элиаде отлично показал, что те нелегкие для понимания проблемы и философские открытия М.Хайдеггера, так поразившие образованных европейцев, уже давно были осмыслены в индийской философии и глубоко истолкованы, разумеется, в своих, оригинальных терминах. Попутно заметим, что считающийся величайшим философом прошлого века Хайдеггер тоже имел отношение к нацизму и не только в ректорской должности. Величайший прорыв инфернальных сил в ХХ веке для более древних культур – это не такая уж и новость.
 Европоцентризм уходит. Не потянув мирового господства и сломавшись на великой гордыне, «бремени белого человека», старушка Европа кинулась в другую крайность. Она уничижает себя в дебильной политике «мультикультурализма» и, впав в старческий маразм, ускоряет свой конец различными формами толерастии. Некоторые могут, конечно, продолжать писать о «вонючей Азии» (мне попадались подобные отзывы о просмотренном фильме), но даже если они правы (имея в виду знаменитую индийскую и прочую антисанитарию), то европейцам все равно приходится вести себя гораздо скромнее (хотя желательно бы без «правозащитного» маразма). Во всяком случае, стареющему вундеркинду стоит иногда обратить внимание на крупицы мудрости, добытые за тысячи лет более древними расами и цивилизациями.
 Вернемся к «дорогому другу». Так именует фюрера Махатма Ганди в своем письме к нему. Сцены в бункере (болливудская музыка, декорации и зигования по-индийски – это «просто атас», как выражалась одна знакомая азиатка), чередуются с кадрами о проповедях Махатмы о ненасилии, а также историей бойцов индийского легиона, которые хотят сбежать из Европы и от войны, в которой они приняли участие (враг моего врага - Британия – наш враг).
 Последние дни нацистских вождей, дети геббельсов, верная Ева Браун и пр. показаны в фильме с большим сочувствием. Для нас это может быть очень неприятным. Однако если не морщиться и не хихикать, то есть о чем подумать.
 Мировая война была именно мировой. И Восток влиял на Запад. Сюжеты про Шамбалу, лам-эсэсовцев, тибетские экспедиции Аненербе и т.п. - давно уже стали расхожим сюжетом низкопробной литературы. На раш-тв была даже передача, согласно которой технологии телевидения третий рейх получил прямо от этих самых «шамбальских» лам – тут и «с ума спрыгнуть» недолго.
 Однако индийские сюжеты второй мировой не очень популярны. Без своей колониальной «жемчужины», ресурсов зависимых территорий и пр. как бы Британия выстояла против рейха, она ведь находилась в очень тяжелом положении. (Если поиграть в альтернативную историю, то, как бы обернулся ход войны, если бы после захвата Сингапура, ударные соединения японцев продолжали бы успешно громить британские колонии – до обретения США военной «формы»). Где-то мне попадалась информация, что англичане эксплуатировали Индию и прочие колонии вовсю, что даже привело к настоящему геноциду, жертвами которого стали миллионы человек. И это не считая прошлых «подвигов» англичан, когда они, скажем, выморили голодом индийских ткачей, дабы открыть рынки для продукции своего «промышленного переворота», ну, и восстания сипаев там всякие…
По всем политическим раскладам выходило, что индийцам было очень выгодно считать другом именно Гитлера, так как он воевал против Британии. К индийским солдатам в Европе (даже в кино) относишься с недоумением, а как относиться к англичанам в Индостане?
 Характерно, что протесты известных организаций против положительной трактовки Гитлера были создателями фильма фактически проигнорированы. Кино снято и показано – в Индии почти нет религиозной основы для проведения политического и идеологического влияния «хозяев дискурса». В отличии, от России и той же Европы, где ревизионистская трактовка некоторых событий второй мировой может привести в тюремную камеру.
 Но все же, не надо впадать в истерику от «позитивной» трактовки «дорогого друга». Сейчас это модно: можно вспомнить хотя бы припадки по поводу «Служу Советскому Союзу» - «руки прочь от ведомства Берии»!? На беспринципном НТВ после скандальной картины, менакеровской сценарной поделки, пустили сталинскую ленту «Падение Берлина» – усмотритесь доусеру, поклонники джугашвили. И то, и другое неправда, плохо, и то, и другое оскорбляет русских, но кто здесь на это обращает внимание. В основе всех этих идеологических непотребств, лежит религиозная несамостоятельность, чужая вера, а потом уже «коммунистическое» учение.
  А что с «дорогим другом»? По своему, обсуждаемый фильм очень глубок. Кадр за кадром раскрывается правота Ганди, который предупреждал германского вождя, что тот плохо кончит. Махатма проповедовал, что в войне проигрывают обе стороны (если взять нашу страну, то разве это не так!). Бороться за свою правду лучше ненасильственными методами.
  Другой вопрос, способны ли люди воплотить эту мудрость на практике.   

Олимпиада в Токио
Япония, 1965. Документальный.

 Итикава, конечно, идет по стопам Л.Риффеншталь. Но какие планы съемок! Какие замечательные кадры.
 Смотреть фильм про Олимпиаду, прошедшую еще до твоего рождения, много интереснее, чем нынешние. Игрища в Лондоне (последние), например, ничего кроме недоумения-отвращения-равнодушия не вызывали. Про Сочи и вспоминать не хочется: воровство в особо крупных размерах, плохо прикрытый криминал во всем.
И отношение к спорту еще даже в 60-е было у людей другим. Еще был какой-то «идеализм». Валерию Брумеля или Юрия Власова помнят до сих пор, как настоящих героев спорта. А за кого нам «болеть» сейчас: за тех, кто свою медаль старается побыстрей конвертировать в валюту? Или за джигитов-борцов, из которых получаются такие отличные убийцы!..
 Нет, лучше восхищаться старыми кадрами и истинно человеческими эмоциями. «Олимпиада в Токио» снята великолепно!

Меняясь партнерами
 Южная Корея, 2007 год

 Какая интересная корейщина!
 Японский кинематограф, которым полвека назад так восхищались, сейчас явно деградировал. Либо патология, либо тупая развлекуха, дух «разрядился». Зато корейцы на подъеме, вот и мелодрамы научились снимать неплохие.
 В этой картине к концу немного пружина ослабла, но общего приятного впечатления это не портит. В целом, мило и совсем не пошло.

Пламя
 Япония, 1958 год

 Черно-белую экранизацию «Золотого храма трудно назвать удачной.
Однако если не сравнивать, то смотреть можно.

История написанная водой
 Япония, 1965 год

 Интересная азиатчина! Здесь открывается малоизвестный у нас пласт: послевоенное кино Японии. «Семь самураев» все знают, но было и другое. И другие: Ёсида, например, или Итикава. И снимали они весьма своеобразно и очень  красиво. В этой ленте с «эдиповым комплексом», конечно, перемудрили, но какова операторская работа и игра актеров! (Да и подражательность японцев не всегда уместна, ну, зачем и  им «психоанализ», ведь у них не было библейских репрессий сексуальности).
 Японское кино цвело, примерно до тех времен, пока миру не было явлено «японское чудо» и наступила «стадия экономического роста – эра общества потребления». Тогда уж всякие духовные поиски перестали укладываться в маркетинговые стратегии, и возобладала «культура» глобальной попсы и примитива. Потомки самураев тоже стали «полыми», а их кино-литература потеряли всяческое представление о «третьем измерении». 


*
Опиумная война
Китай, 1997.

Масштабный фильм снят срочно к событию – возвращению Гонконга Китаю. В Поднебесной ничего не забыли (и не простили). Этим блокбастером напомнили, как «белые дьяволы» ввозили в Китай опиум (чтобы было чем расплачиваться за чай), силой покушались на суверенитет империи.
Теперь Китай готов к реваншу. Станет ли Гонконг новым финансовым центром, по значению превосходящим Лондон?
А фильм снят очень неплохо. Без излишней экзотики и наивности.

*
Цветок и змея
Япония, 2004

Редкий случай, когда азиатские «ужасти» поданы с художественной убедительностью. (Хотя возможен взгляд на фильм просто как на садо-порно, все же интересно, видел ли режиссер последнюю ленту Кубрика).
После войны Япония мимикрировала «под Запад», но, по сути, осталась феодальным обществом, где сила ценится больше, чем право – танго и европейская одежда – это наносное, легко убираемое. Да и самураи  -- головорезы изрядные, по национальному характеру. На вулканах и островах жизнь тяжелая, слабаки не выживали. «Чувство прекрасного» также своеобразно развилось, в «сибари», например.




Норвежский лес   
 Япония, 2010 год

Режиссер, кажется, вьетнамец. Мураками всем нравится. Неплохой фильм. И сам по себе, и как экранизация знаменитого романа. Конечно, сложность, красоту и своеобразия книги экран не передает полностью. Разумеется, у многих экранизация вызовет раздражение – у всех ведь сложилось разное представление о главном герое, Наоко, Мидори, Рэйко…   
       Такова судьба литературных шедевров или даже просто мировых бестселлеров. Недаром, например, Толкин относился отрицательно не только к экранизациям, но даже и к иллюстрациям своих книг.
 Но хорошие экранизации имеют право на существование (кажется была пара неудачных попыток экранизировать Х.Мураками). «Норвежский лес», вправду, неплох, хотя многое показано штрих-пунктиром, отсутствуют важные,Ю но второстепенные герои, через которых раскрывается характер Ватанэбе: Штурмовик, светлячок…
 С саундреком проблем, естественно, нет – «норвежское дерево» и прочее, под «битлов» поколение 60-х могло не только перепихнуться, но и прожить большую часть времени. Японская культурная специфика тоже налицо, но без традиционного набора: сакура-гейша-самурай-харакири. Хотя… Конец 60-х, Япония на пике своего «экономического чуда», а у молодежи революционно-суицидальные настроения – следствие послевоенного демографического бума. Парень попал в серьезный переплет (как и его сверстники); старшие помочь серьезно не могли, но молодые как-то справились. Но далеко не все.
  Проблема общечеловеческая, возрастная.
 

Джон Рабе
 Франция, Китай, Германия, 2009 год
 
Немецкий менеджер спасает китайцев во время нанкинской резни.
Вопреки установке, фильм понравился.
Сильная картина.
Китайцы, правда, показаны детьми малыми.
Но многие могут оказаться в таком положении.
 


 
Вожделение
 США, Китай, 2007 год

Женщина как оружие... Экзотика.
 А что мы знаем о Китае, даже если речь идет об истории прошлого века.
 Хотя актуальнее (и опаснее) для нас сейчас не страна, которая производит голливудский поток и таким образом открывает свою подноготную, а именно Китай во всех его проявлениях...
 
 
Провал во времени   
 Япония, 1979 год

Этот, довольно давний уже фильм упоминает А.Валентинов в своей статье «Наши в Хроносе или Приключения майора Пупкина».
 Идея верная: в ином мире и в иной эпохе нашим (азиатам или европейцам, без разницы) не выжить. Эти миры НЕ для нас.
 А кино весьма и весьма забавное, хотя идея хроно-путешествий в фантастике затерта. Хорошо именно наивное и боевое воплощение этого сюжета.
 
Долина цветов
 Германия, Франция, Япония, Индия, 2006 год

Поп-эзотерика: гималайские разбойники, девушка без пупка, снежный человек, похищение теней, левитация, карма, эликсир жизни, эвтаназия.
 Экзотики полные штаны.
 

 Гибель Японии   
 Япония, 2006 год

Кажется, у Саке Комацу была социально-политическая сатира.
 А здесь фильм-катастрофа в американском духе. К тому же, римейк.
 
 
Тройной форсаж: Токийский Дрифт
 США, Германия, 2006 год

Янки,
 Похожий на медвежонка
 В борьбе за девку, дочь проститутки
 Победил в подпольной автогонке
 Джапа, племянника якудзы

 Типа молодежное:
 - Картина есть … там женщина все время улыбается.
 - Мона Лиза?
 
 

Все о любви
 США-Япония-Швеция-Великобритания-Дания, 2003 год

Точнее, «Всё в силу любви». Псевдо-интеллектуальная драма, абсурдизм-катастрофизм, но смотреть местами было интересно.
 
 
Страх и трепет
 Франция, Япония, 2003 год

Отличный фильм по интересному роману А.Нотомб.
 В мире были так ослеплены "японским чудом" и его впечатляющими материальными достижениями, что как-то мало обращали внимание на то, что Япония, по сути, осталась феодальным обществом со всеми вытекающими последствиями. Форма, ритуал и традиции давят человека.
 Бельгийка, конечно, от души и довольно жестоко постебалась над обитателями страны Восходящего Солнца.
 
Меч
 Япония, 1964 год

Юношеский максимализм пост-самурайской эпохи.
 Вдобавок близкое наследие феодализма-милитаризма, кендо, а также наивность, гиперответственность, суицидальность и прочие загадки непонятной японской души.
 Мисима пришел в мир слишком поздно.
 Конечно, невозможно принять идею, что из-за ослушания воспитанников сэнсея (пошли купаться в сильную жару) стоит делать себе харакири. Однако само стремление следовать своим принципам вызывает огромное уважение. Но в 1960-е годов еще были какие-то идеалы, потом они были один за другим дискредитированы и опошлены массовой культурой. Традиционные добродетели стали смешны, Мисима с его утверждением кодекса бусидо – трагикомичная фигура.
 Самоубийство героя фильма, а потом и самого японского гения – это трагедия, превратившаяся в фарс. Но из-за этого она не перестает быть трагедией.   
 
 
Любовь и честь 
 Япония, 2006 год

Родственным душам катарсис обеспечен.
 Ямада – лучший!
 И это он доказывал неоднократно.

Сумрачный самурай
 Япония, 2002 год

"Сумеречный" все-таки.
 Фильм про самурая, но совершенно не «самурайский». Общечеловеческие ценности, так сказать, решительно доминируют над традиционной японской экзотикой, хотя ее много. Ё.Ямада продолжает гуманистические традиции А.Куросавы, в чем-то даже лучше его.
 
Индийская гробница (1959)
 ФРГ-Франция-Италия, 1959 год

Это ТА «Гробница», которую я так давно хотел посмотреть. Слишком наивно. Невероятные приключения сплелись с дискурсом «ориентализма» (в смысле Саида). Красочно, динамично и смешно. Хотя эта история почему-то не отпускала Ф.Ланга несколько десятилетий. И он смог все же довести эту историю до зрителей, вызвав немало «охов». Любовь, погони, экзотика, предательство прочие страсти-мордасти хорошо смотрятся на экране.
 Кинематографические иллюзии естественным образом рассчитаны на детское, подростковое восприятие (к этому сейчас опять пришел Голливуд). Взрослеет киноискусство с очень большим трудом, то и дело, впадая в детство.   
 
 
Камикадзе - божественный ветер

Была тяга на фильмы о Тихоокеанской войне: «Авианосец» (1951), «Мидуэй» (давно думал, хорошо бы снять об этом сражении – оказалось, есть такой), «Тора! «Тора! Тора» (в «Перл-Харборе» многое повторили) «Кабеи» (очередной успех Ямады). И вот – «Камикадзе» - неожиданно сильно в художественном отношении (возвращение души погибшего пилота в образе светляка чего стоит!).
 Правители во всех странах дискредитировали все высокие идеи; и вот героизм уже рассматривается как фанатизм.
 Жаль, что у нас про войну снимать уже совсем разучились. 
 
 
Москва любовь моя
 СССР, 1974 год

Трогательная история. Японка влюбляется в советского художника, а потом умирает от рака (последствия атомной бомбардировки). Когда-то фильм очень нравился, но, посмотрев сейчас, видишь много фальши и/или неоправданной идеализации. Любовь к женщине из капстраны, свободное творчество, полеты туда-сюда – это могло только присниться. Связь с японкой (популярная тема у Митты и Соловьева) не прошла бы незамеченной в конторе. Да что там говорить, сам фильм «Москва – любовь моя» задвинули на дальнюю полку после истории с исполнителем главной роли, советским «секс-символом» Олегом Видовым.
  И все-таки фильм неплох, хорошая игра актеров (стоит отметить роль молодого Ивана Дыховичного. Мы слишком хорошо думали о себе тридцать пять лет назад, слишком идеализировали. Или это сейчас так кажется – после колоссального одичания общества и опошления культуры? В любом случае жаль – могли бы быть и лучше.   
 
 
Сны Акиры Куросавы
 Япония-США, 1990 год

Куросава как всегда гениален. «Визуальные размышления», грезы-сны о смерти и жизни.
 С первобытных времен сон уподобляли смерти. В этом фильме, знаменитый мэтр как бы проводит ряд репетиций ухода из жизни.
 Ожидание неминуемого переносится легче, когда жизнь была столь насыщенной и плодотворной.
 
Топаз   
 Япония, 1991 год

 Фильм «с отлетом», как и положено у Рю Мураками.
 Помню, в начале мураками-бума у нас, знакомая купила по ошибке Рю вместо Харуки и была страшно разочарована. Оказывается, эти писатели носят очень распространенную японскую фамилию. Но темы и стиль у них весьма различны. У Рю это – насилие, секс, наркотики, существование на грани, самоуничтожение, смерть. Странно, если бы Р.Мураками режиссер не соответствовал Рю писателю. Если отвлечься от тематики, то снято весьма неплохо, даже стильно. А иногда - просто завораживает. Это не какая-нибудь глуповато-пошлая «Интердевочка». Главная героиня работает в салоне, обслуживающем с/м клиентов. Япония – страна с богатейшими традициями садомазохизма. Но по сравнению со временами самураев и камикадзе все карндинально поменялась. Как в фильме «под кайфом» философствует «госпожа»: «Япония – богатая страна. Но это богатство без достоинства, что ведёт к мазохизму...»
  Именно, богатство без достоинства. Развитие материальной цивилизации, все эти небоскребюы и электроника на наш взгляд просто фантастическое. Но восторги по поводу успехов японской модернизации были преувеличенны. Оба Мураками показывали острое неблагополучие в культуре своей страны. А ведь тогда Япония находилась на вершине своего экономического могущества. Казалось, вот-вот и «сделает» Америку. Но культурный шок от встречи с Западом и желание подражать его соблазнам оказались слишком сильным. Не только ипотечный «пузырь» сдулся, «крышу» стало сносить все сильнее. В итоге, о японском чуде говорят все меньше, хотя ведь чудо осталось.
Недаром футуристические боевики так хорошо смотрятся в японских декорациях, а стиль кибер-панк как будто для Японии придуман. Но вот в этой стране технических супер-чудес замученные потомки самураев листают мангу и балдеют от эротических мультиков…
 Быть может, не только Россия, но и Япония показывают миру путь развития в цивилиционный тупик, в который остальным лезть вовсе не обязательно?   
 

Королевская битва II
 Япония, 2003 год

Значений много, смысла никакого.
 Предводитель джапского восстания детей стал талибом?
 Глупость японской массовой культуры. Оболочку заимствуют, содержание теряют
 


«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»
«Герой» и т.п.
США, Тайвань, Гонконг, Китай

Азия «прёт». Китайцы, в подражании США, утверждают свою мощь при помощи супербоевиков. Тем более, что у некоторых азиатских кинематографистов есть опыт работы в Голливуде.
А каково было унижение для японцев, когда в разрекламировано фильме про гейш («Дневник гейши», кажется) в главных ролях снимали китайских красавиц, владеющих боевыми искусствами и прославившимися в гонконговских боевиках.
А в Японии, дескать, нет лиц актрис, известных всему миру.
Китай теснит джапов,  Дракон побеждает страну Восходящего Солнца.  Но так ведь было и раньше. Это только пару последних веков пропорции несколько нарушились. Но что такое пару веков для Поднебесной, существующей в различных воплощениях, уже ни одно тысячелетие.

 Детектив Ди и тайна призрачного пламени
 Гонконг, Китай, 2010 год

Очередной глуповатый гонконгский блокбастер о китайском величии.
 Сказка под видом детектива: глупые фокусы и нереальные драки, спецэффекты и т.д.
Денег-то, наверно, затрачено «немеряно». Растут. Но как-то по-обалдуйски.


 «И миллион звёзд падут с небес»
 2002, Сериалы,    Япония

Рекомендовали посмотреть этот сериал, как «не японский». Попробовал. Но это оказалось выше моих сил. Если японский кинематограф представлен в мире весьма прилично, то японские сериалы … весьма специфичны.
Других попыток, чтобы  убедиться в обратном,  предпринять я не рискнул.

 
«Тантра: Йога любви»
2004,  Испания

Испанский телецикл с весьма сексапильной ведущей. Рассказывается о «тайнах» тантрического секса и философии индийской любви. Демонстрируются позы и упражнения, а любительницы играют на музыкальных инструментах Индостана, рекламируя, туризм и чай.
В общем: «Добро пожаловать на программу, которая поможет вам раскрыть свои чувства и познакомит вас с тысячелетней мудростью Востока. Всеобъемлющая мистическая дисциплина Тантра зародилась в Индии и имеет научную и религиозную основы. Ни одна из цивилизаций не может сравниться по здоровому отношению к сексу с Востоком, где секс воспринимается как средство духовного совершенствования. Тантра учит гармонии в ваших отношениях с близким человеком, освобождению от ревности и разочарования, подавленности и невежества. Вы узнаете об основах сексуальных техник. Отправитесь в путешествие по миру Тантры, который позволит вам знать больше, а чувствовать глубже…»
Ну, а то, что с КЕМ практиковать «тантру» - это практически неважно,  как-то не  очень подчеркивается. Можно выбрать партнера по предмету одежды, можно заниматься любовью в группе, иногда можно и с трупами (Кали – почитаемая в Индии богиня смерти). Ну и так далее.
Вырвав «техники задержки эякуляции» из общекультурного (философского и религиозного) контекста, получаешь коммерческую профанацию.
Но посмотреть, в общем-то, можно.
 
Камасутра. История о любви
 Индия, Германия, США, Япония, Великобритания, 1996 год

Смотришь этот фильм индийской глобалистки Наир, получившей мировую известность, и чувствуешь, понимаешь, что никакой глобализации, на самом деле, быть не может. Они ДРУГИЕ со своей «Кама-сутрой» и прочим, сходство только внешнее и поверхностное. Хорошо ещё, если нынешние попытки глобализации и всесмешения не обернутся окончательным «столкновением цивилизаций».
 
 

Слоны – мои друзья
1982, Индия

Как я плакал в детстве, выходя из кинозала после этого фильма! Гибель верного друга, домашнего слона воспринималась как ужасная трагедия.
Эффект был вполне «общечеловеческим»


Рецензии