Невеста

       Пока была жива моя бабушка со стороны отца, я каждый год выкраивал несколько дней отпуска, что бы навестить ее в деревне.  Наряду с помощью по хозяйству и общения с живыми родственниками,  мы с бабушкой обязательно навещали и поправляли могилы родственником умерших.
В один из таких приездов, мы, как обычно, были  на деревенское кладбище. Обошли могилы родни, где требовалось подправил кресты, холмики и ограды. Разложили на могилах конфеты, печенья, рассыпали пшена для птичек. Это в наших местах называют поминками. Считается, что птицы, привлеченные поминками на могилу, передадут тем, кто ушел от нас в заоблачную даль, что  в этом мире их любят и помнят.
Собрав инструмент, я уже собирался уходить, когда бабушка неожиданно подошла и пригорюнившись остановилась у незнакомой могилы. На прикрепленной к кресту табличке, я прочитал имя одинокой женщины, жившей на нашей улице, и которая, как я уже знал, умерла этой зимой, едва достигнув 60 лет. Ничего необычного в том, что бабушка решила навестить могилу своей соседки не было - в отличие от города, в селах отношения с соседями почти родственные. Но тут явно было, что другое — уж  очень горестно она смотрела на начавшей оседать холмик с простеньким крестом. Поглядев на бабушку, я не решился ни очень ее спросить, а молча, под ее одобрительным взглядом, положил поминки и отошел в сторону.
Постояв у могилы, бабушка, вытерла повлажневшие глаза, несколько раз перекрестилась и отвесив низкий, почти до земли, поклон. молча пошла к выходу с кладбища. До самого дома мы шли с ней молчком, и всем своим видом, любящая поговорить бабушка, давала понять, что ей хочется помолчать.
Приехав домой и, рассказывая отцу о деревенских новостях, я, среди прочего, рассказал и о смерти бабушкиной соседки. И удивился, увидев как изменился в лице и явно огорчился отец. Тут уж я не выдержал и высказал свое недоумение. Немного помолчав, отец рассказал мне историю этой женщины.
У отца был старший брат, которому очень нравилась веселая, работящая девушка с их улицы. Да и она к нему была неравнодушна. Дело явно шло к свадьбе, против чего не возражали ни наши, ни ее родственники. Но пришла повестка в армию и свадьбу решили отложить до его возвращения. Дядя ушел в армию, а в селе его, кроме родных, ждала и девушка — в глазах всего села дядина невеста..
Шло время. Шли в село и солдатские треугольники. Осенью 1941 года у дяди кончался срок службы и предварительно на Октябрьские праздники (7 ноября) была назначена свадьба. Обе семьи уже начали по крестьянски неспешно, но основательно готовиться к ней. Мой дед  уже приценивался к материалам на постройку дома для молодых. Но наступило 22 июня 1941 года …. Последнее письмо, написанное дядей 20 июня 1941 года, пришло когда военкоматовские повестки  уже основательно проредили мужскую часть села.
Больше от дяди никаких известий не было. На многочисленные запросы неизменно приходили серые казенные бумаги со стандартными ответами — пропал без вести. И дед с бабушкой, и мой отец, и тетка  умерли так и не узнав о дядиной судьбе. И только уже после их смерти нам с сыновьями удалось отыскать его следы во времени.
Стрелковая дивизия. В которой служил дядя, дислоцировалась на самой границе и на рассвете 22 июня попала под первый, самый мощный удар немцев. В ночь с 24 на 25 июня, один уцелевших к тому времени командиров, собрав остатки дивизии попытался прорваться к своим. Но...
В немецкой карточке военнопленного указано, что в плен дядя попал 25 июля, а 7 ноября  1941 года умер от вспыхнувшей в лагере эпидемии брюшного тифа.
А его невеста так и не вышла замуж. Может была неисправимой однолюбкой. Но скорее всего она, как и   тысяч других девушек не стали осенью 1941 года  женами, потому что их женихов сосватала за себя война. А лишних женихов у судьбы не оказалось.
После смерти бабушки я, к сожалению, редко бываю в деревне. Но когда приезжаю, обязательно хожу на кладбище и, вместе с могилами родственников, навещаю и могилу дядиной невесты. Смотря на затравеневший бугорок скромной деревенской могилы, я иногда пытаюсь представить, какими бы могли быть мои двоюродные братья и сестры. Если бы не было ВОЙНЫ.


Рецензии
Сколько таких невест так и не стали женами благодаря этой страшной войне. Отец говорил, что из его родной деревни на фронт ушло больше ста мужчин, а вернулись пятеро, двое из которых стали на войне калеками. Грустная история.
Есть замечательные стихи Игоря Шаферана.

Ещё до встречи вышла нам разлука,
И всё же о тебе я вижу сны.
Ну разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны,

Наверно, я до срока стала старой,
Да только в этом нет твоей вины.
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны,

И снова ты протягиваешь руки,
Зовёшь из невозвратной стороны.
Уже ходили б в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны,

Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины.
Ты б старше был, а я была б моложе,
Мой милый, если б не было войны...

Желаю Вам добра и благополучия в новом году!
С уважением,

Анна Арбатова   31.12.2012 12:41     Заявить о нарушении
Отличные стихи! И прекрасное исполнение песни на эти стихи Валентиной Толкуновой. В нашем селе секретарь сельсовета (наша родственница) говорила,что в селе практически не было мужчин 1919-1925 годов рождения. Всех забрала проклятая война! Желаю Вам в Новом Году здоровья и всякого благополучия.

Паулов   31.12.2012 15:28   Заявить о нарушении