Духовное непотребство

Вот подумалось, есть феномен affluensa, в переводе на русский звучит как потреблятсво, поведение, при котором человек очень много работает и влезает в долги, чтобы постоянно повышать уровень своего потребления, которое, по сути, становится самоцелью. Потреблятсво материально и бездуховно. Но вот что противостоит потреблятсву? Непотребство что ли? Но толковый словарь Ушакова трактует непотребтсво как разврат, гнусное поведение, непотребное дело. Викисловарь идет дальше, трактуя непотребство как безнравственность, блудодейство, гнусность, жеребятина, неблагопристойность, неприличие, неприличное поведение, неприличность, непристойность, нецензурщина, подонство, позорище, похабень, похабство, похабщина, пошлость, разврат, развратность, разнузданность, распутство, распущенность. Часть этих терминов использовалась Отцами Церкви для описания языческих ритуалов. И вполне возможно, что начальный сакральный смысл термина непотребство, был вывернут наизнанку в угоду пришедшему на Русь христианству. Как это было с другими терминами, такими как кощунство – пение кощун (мифов и сказаний о языческих Богах), жрать – приносить жертву языческим Богам (жертву жрали), позорище – языческое театрализованное ритуальное зрелище.

Об этом может косвенно говорить тот факт, что в Иезекииле 23 слова "непотребство" и "распутство" употребляются попеременно со словами "блуд" и "прелюбодеяние" как образ идолослужения Израильского и Иудейского царств. Апостол Павел пишет о язычниках: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства , так что они исполнены всякой неправды…». Он же продолжает: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство…». Т.е. непотребство поставлено в один ряд с идолослужением и волшебством.

Сегодняшние христианские ортодоксы пишут в Интернете: «Русская баня вообще не христианское изобретение, а непотребство, доставшееся нам от славян-язычников». А ведь баня до сих пор остается последним языческим храмом, в нее нельзя заносить иконы и креститься, да и ходить в нее на церковные праздники запрещалось. Наши пращуры были убеждены, что в бане можно получить сверхъестественные способности и даже стать Колдуном. Все магические ритуалы в бане производились только после полуночи. И горе тому, кто заходил туда в это время без спросу. Да еще и лез париться.

Так что вполне вероятно, что термин непотребтсво у славян язычников значил нечто совершенно противоположное той трактовке, которую мы имеем сегодня.

Вот мне и думается, что современному бездуховному потреблятсву противостоит древнее языческое духовное непотребство.


Рецензии