38. КБ

     Денег в КБ положили не густо – 110 р., но больше практически никто из бывших студентов и не получал, максимум – 120. Уравниловка была ещё та, мало что зависело от того, как ты работаешь, хотя все примерно знали, кто чего стоит. Отдел делился на бригады, во главе каждой из них стоял ГИП, отвечающий за объект (мост), чаще ГИПы параллельно вели два и даже больше объектов. ГИП по фамилии Сучков, к которому я попал, был уже опытный проектант, лет сорока, работой увлечённый, дотошный, иногда с перебором, но это было оправдано – ГИПы головой отвечали за безопасность и объекта, и людей на нём, поэтому перестраховка была обычным делом. Начальство тоже при подписании проектов уже в производство в первую очередь обращало внимание на безопасность. У начальника отдела Эпштейна в этом плане был коронный вопрос: а вот если это оборвётся – что будет? Горе тому ГИПу, в проекте которого он обнаруживал даже не явный промах в части безопасности, а всего сомнение в надежности принятого решения. Тут разносы были страшные, зычный голос разносился по всем комнатам. Но Сучков и сам был не склонен ни в какой мере рисковать, к тому же хорошо чувствовал слабые звенья любой конструкции, поэтому начальственные громы и молнии его обычно обходили стороной.

     Многое пришлось постигать уже в процессе работы, у старших товарищей, как говорят, тут многое зависело от опыта, многие решения были повторяющимися, стандартными, но что-то было и нетривиальное, творчество и фантазия иногда были необходимы. Шеф (так звали Сучкова в бригаде) любил позже вспоминать случай, когда они с Никоновым (Боря был тогда старшим инженером) бились над вопросом, как спустить на воду с берега плавсредство (крупный понтон) с какой-то конструкцией, которую необходимо было подвести под мост. Я, тогда новичок, проработавший всего-то пару месяцев, слушал их жаркий спор – грунты по данным геологов в зоне моста были слабые, ничего не получалось, конструкция вязла. Когда же я просто поинтересовался, а почему надо эту махину двигать именно в этом створе, а не в каком-нибудь другом, где грунты покрепче – шеф сначала вскинулся – с Каспийского моря, что ли? – но потом захохотал, уж больно простое решение напрашивалось, типа – как же сам не увидел. Вспоминал после, приговаривая - вот как бывает полезен незамыленный взгляд на вещи.

     Мосты, которые мы проектировали, строились по всему Союзу, частенько случались командировки на объекты. Если что-то передать или пояснить – короткие, но случались и долгие достаточно – когда надо было делать привязку проекта непосредственно на месте.

Первой из них была командировка в Гори, в начале 70-го, там мы пробыли почти полтора месяца.               


Рецензии