О подстрекателях

               
   Зимой 1973 года работал дизель электроход «Ангаргэс» в таймчартере  у Канадской компании. Работали на линии: Государства района Карибского бассейна – Канада. Из Канады в Гватемалу, Гондурас и т.д. возили газетную бумагу в рулонах, а обратно в Канаду везли тростниковый сахар навалом. Работа была нелегкая, в течение месяца перепады температуры воздуха от минус 30 в Канаде до плюс 40 в тропиках. Сахар в тропиках грузился следующим образом. Трюма на д/э «Ангаргэс» трехдечные: трюм, твиндек, шельтердек. Трюма и твиндеки  не перекрывались, но для поперечной прочности корпуса в них оставляли съемные стальные поперечные балки – бимсы. Шельтердеки закрывались съемными деревянными лючинами, которые после окончания грузовых работ закрывались тремя слоями брезента. При погрузке сахара в шельтердеках несколько лючин на место не ставили, оставляли просветы. Сахар подвозился в бумажных мешках, на крышках трюмов грузчики разрезали мешки и высыпали сахар в трюма. Погрузка происходила в тропиках при температуре воздуха доходящей до 40 градусов жары, при большой влажности воздуха. В Канаде зимой температура воздуха  доходила до минус 30 градусов. После выгрузки,  до начала погрузки в трюма бумаги, из трюмов необходимо удалить весь оставшийся сахар, а его, сначала таявшего в тропиках и затем смерзшегося в северных широтах, на палубах, в пайолах и на судовых конструкциях остается очень много. Зачистка трюмов производится судовым экипажем. Перед погрузкой газетной бумаги в рулонах, трюма после зачистки, моются, обшиваются сепарацией – досками и плотной бумагой. В свою очередь, также после выгрузки бумаги в тропиках, перед погрузкой сахар, трюма тщательно зачищаются экипажем судна. Это входит в обязанности экипажа без дополнительной оплаты. Канадская кампания - арендатор, конечно же, эту работу Пароходству оплачивает. На переходе судна через Атлантический океан в рулевой рубке находится один вахтенный штурман, работает авторулевой. Все матросы занимаются покраской судна. Судно эксплуатируется уже больше 20 лет и в тропиках, и в Арктике. Ржавчина на палубах отбивается пневматическими шарошками. Пыль стоит столбом. Матросы все в респираторах. Жарко, все потные, но пресной водой лишний раз не обмоешься. Пресной воды в танках ограниченное количество. Теплая забортная вода из пожарной магистрали не особо помогает, да и для этого надо запускать пожарный насос. Часто запускать его механики не будут. По Коллективному Договору между плавсоставом  судов и администрацией Пароходства все вредные для здоровья экипажа работы производятся при сокращенном рабочем дне, т.е. шестичасовой рабочий день. Матросы знают, что работать они должны только до 15.00.На их беду боцман на этом судне оказался очень трудолюбивым, работящим. Сам, как говорится, пахал, и других заставлял. Перед покраской палуба очищается от ржавчины, грязи, мусора и затем красится в несколько слоев краской. Если сразу очищенную палубу в этот день не закрасить, то за ночь она покроется ржавчиной и придется ее подготавливать под покраску заново. Матросы предлагают боцману заканчивать зачистку палубы часа за два до окончания рабочего дня, чтобы успеть ее закрасить, но боцман, ни слова не говоря, продолжает отбивать ржавчину, приходится и матросам работать вместе с ним. В 15.00 заканчивают зачистку палубы и необходимо ее закрасить. На это уходит еще пара часов. И так несколько дней подряд. Причем ни капитан, ни старпом в это не вмешиваются. Матросы несмело протестуют, высказывают боцману свои обиды, но тот продолжает свое дело. Как всегда, в любом коллективе, нашелся зачинщик  матрос 1 класса Николай:               
-Хватит нам на боцмана горбатиться, давайте, работаем до 1500 и расходимся по каютам.- Некоторые матросы возражают:
-Так ведь палуба опять ржавчиной покроется. 
-Заново  ошкрябаем и закрасим, все равно, пока мы на судне, без работы сидеть не будем.
 В спор вмешался матрос,заочник Высшего Инженерного Морского Училища:
- Во время рейса, когда была плохая погода, боцман несколько раз отпускал меня с работы. Так я его должник и, как мне быть, если он попросит меня остаться?               
-Вот из-за таких, как ты, и мы должны страдать?
В 1500 матросы молча закончили работу и разошлись по каютам. На палубе остался один боцман. У заочника мерзко было на душе, но тоже ушел. Все так все. В 16.00 на вахту заступает старпом и играет «Учебную общесудовую тревогу». Обязанность согласно «Наставлению по борьбе за живучесть судна» не реже 1 раза в месяц  отыгрывать на судне все учебные тревоги с записью в судовой журнал и журнал тревог. По тревоге экипаж собирается в определенных, расписанных в «Расписании по тревогам» местах. На д/э «Ангаргэс» две жилые надстройки  для экипажа. Одна в кормовой части судна, другая в средней части. Место сбора аварийной партии в коридоре средней надстройки. Собрались матросы и видят такую картину: перед надстройкой красят палубу боцман и зачинщик саботажа Николай. Дело в том, что на эту палубу выходят иллюминаторы каюты капитана и соответственно ходовой рубки, которой несет вахту старший помощник капитана. Начальству сразу видно, кто работает не считаясь с личным временем, а кто «сачкует». Долго Николай мечтал стать боцманом, да все не знал, как себя проявить.
    Боцманом он стал на другом судне – д/э «Павел Пономарев», но ненадолго. Во время стоянки судна в порту Дудинка, Коля загулял. Капитан был строгий и понизил Николая в должности до матроса 1 класса. Николай обиделся и решил еще раз показать, какой он «крутой». Взял охотничье ружье, а в то время моряки иногда брали с собой в Арктические рейсы ружья  песцов пострелять и т.д., сел на бортовой планшир перед ходовой рубкой и выстрелил себе под подбородок. Упал в воду на глазах у многих членов экипажа. Сразу не утонул, не дала теплая одежда: полушубок, валенки. Судно шло полным ходом, на мостике был капитан. Сразу застопорили машины. Подошли к плавающему малым ходом. При маневрах работнули машиной и тело Николая скрылось под водой.
    Шесть месяцев, согласно закону, считался он пропавшим без вести. Потом только его жене выдали «Свидетельство о смерти».   


Рецензии