Морфология психического в человеке

Подведём предварительный итог анализа различных подструктур в «психическом» человека .  Психология, как метод эмпирического познания «психического» в человеке, должна изучать, в основном, структуры и строение сознания в категориях самого психического уровня. Эмпирические морфологические структуры психического, согласованные со структурами деятельности и поведения личности, должны затем выступать критерием отбора структур более высокого, нейрофизиологического уровня. Здесь ситуация такая же, какая была и в химии ХIХ века, когда по внешним признакам (эмпирический уровень познания) и при неверных общетеоретических посылках (теория вибраций теплорода и пр.), но при верной структурно-образующей методологии, удалось построить внутренне непротиворечивую морфологическую систему доминантных, циклически повторяющихся свойств химических элементов, которая оказалась не только верной, но и стала критерием отбора различных моделей атомов …
Второй  момент, который необходимо выделить при морфологическом подходе – это та, несомненно обнаруживаемая при анализе психологических исследований, событийность вычленяемых психологических качеств исследуемого предмета. На психологическом уровне психические реакции выделяются в их целостности, в нерасчлененности, т.е. в определенной абстрактной обобщенности и берутся как целостные. С другой стороны, предполагается их причинная обусловленность и «вневременность», схематизм, синхронизм, вне динамики их становления. Это и указывает на эмпирический уровень такого познания «психического».
Как  для  устойчивого существования экосистемы необходимо,  как минимум, существование пищевой цепочки: (растения \травоядные \хищники, поддерживающие равновесие  в экосистеме),  или (планктон \рыбы \хищные рыбы),  так и в  морфологической системе «психического»  выделяются три самостоятельные подсистемы, организованные в виде блоков, групп (кластеров) сходных по онтологии и иерархическому статусу процессов:  (рефлексы: витальные, ролевые, саморазвития \потребности-мотивы:  духовные, кооперативные, биологические    \и собственно психическое:  подсознание, сознание, сверхсознание).  В отличие от обычных, зависимых от внешних условий и источников активности экосистем, на высшем психическом уровне возникают самозамкнутые системы, когда источником  их активности могут служить внутренние причины (самоанализ). Если  бессознательное и подсознание порождают  рефлексы и реакции,  активность организма, а сверхсознание  порождает химеры нового, то сознание контролирует  их, удерживает систему в равновесии, соотнося её с внешним… Выделяемое  нами  ядро морфологической системы «психического» в типичной триадологической формулировке можно представить в следующем фрактальном виде:


























Кластер «морфологического ядра» психологических феноменов…

Стрелками показано, что данные феномены имеют ещё и более тонкую «периферийную» простую или сложную структуру указанного типа…
Остановимся более подробно на морфологии простейшего уровня организации высшей нервной системы, на инстинктах - генетически и морфологически закрепленных стереотипов поведения, жизненно важных для существования организма. Существует ряд классификаций инстинктов животных и человека. Одной из наиболее полных систем можно считать классификацию, предложенную П.В.Симоновым (1986). Согласно данной классификации, различают три группы инстинктов (безусловных рефлексов):
1. Витальные (жизненные). Инстинкты данной группы обеспечивают сохранение жизни отдельного организма. Для них характерны следующие признаки: а) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи; и б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна никакая другая особь данного вида. К витальным инстинктам относят: - пищевой, - питьевой, - оборонительный, - регуляции сна-бодрствования, - рефлекс экономии сил.
2. Зоосоциальные (ролевые). Рефлексы данной группы возникают только при взаимодействии с особями своего вида. К ним относят: - половой, - родительский, - рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания), - территориальный, - иерархический (рефлексы доминирования или подчинения).
3. Рефлексы саморазвития (удовлетворения идеальных потребностей). Данные рефлексы не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей ситуации. Они обращены в будущее. Эти рефлексы не могут быть выведены из других потребностей, рассматриваемых в предыдущих группах; это самостоятельные рефлексы. К рефлексам саморазвития относят: - исследовательский - имитационный и игровой - рефлекс преодоления (сопротивления, свободы). Исследовательский инстинкт формирует постоянный сенсорный, информационный "голод" (вспомним требование хлеба и зрелищ в Риме), который определяет постоянный поиск информации как фактор развития нервной системы. Большая роль в эволюции принадлежит рефлексу преодоления или свободы. На существование этого рефлекса впервые указал И.П.Павлов. Без рефлекса свободы было бы невозможно добиваться удовлетворения той или иной потребности при наличии внешних препятствий. Воля (как условно-рефлекторное обобщение и развитие инстинкта преодоления на более высоком уровне организации «психического») к преодолению препятствий, стремление к свободному проявлению различных форм поведения, к достижению поставленной цели, несомненно, явилась полезной для индивидуума и вида реакцией, и поэтому закрепилась наследственно (как на низшем, так и на всех высших уровнях).
Основной принцип формирования всей морфологической системы психических состояний основывается на её диалектичности. Все низкие уровни системы не исчезают при переходе на более высокий уровень, а, усложняясь, преобразовываются. Поэтому исходные структуры во многом повторяются и на более высоких структурных уровнях системы. Более того, как теоретически выстраиваемая  конструкция эмпирического уровня познания, морфологическая система всегда структурно изоморфна с любой её подсистемой. По такому принципу организуются и все естественно  возникшие на высшем уровне отражения действительности или  сознательно сконструированные  языковые и знаковые системы. Все их уровни организованы по общему принципу, с единым кодом. Поэтому и уровень системы безусловных рефлексов, и мотивационный уровень, и высший уровень «психического» имеют тождественные структуры. Во многом, это проявляется в том, что высшие уровни морфологической структуры являются одной из более сложных репрезентаций уровней низших. Отметим, например, что инстинкт самосохранения (организма \популяции \вида \...) на другом морфологическом уровне реализуется как потребность (мотив) в безопасности, а на высшем уровне – как некая социальная «норма». Это согласуется с обнаруженным нейрофизиологами  фактом одновременной активности коры мозга отвечающей как за фиксацию факта аморального поведения (при репрезентации фотографий с видами насилия), так и за реакцию отвращения при виде от испорченной пищи. В сущности, мораль – это и есть зафиксированный на ином уровне «психического» запрет на «вредное» как для отдельного организма, так и для всего социума поведение.
Другой пример развертки приведенной выше морфологической структуры. На низшем уровне в блоке ролевых инстинктов включено давно обнаруженное явление эмфатии (сопереживания), при котором активируется отдельная зона коры. Этот феномен выступает одной из компонент базового расщепления психических процессов на внутренние\внешние для организма, что порождает дифференциацию психических типов и по этому признаку: (экстраверт \интраверт \соучастие). На следующем морфологическом уровне этот рефлекс проявляется в блоке базовых мотивов группового поведения, а на высшем уровне в блоке мышления (самосознания), с одной стороны способствуя отщеплению «Я» от внешнего и внутреннего событийного потока, а с другой стороны само мышление предполагает соучастие «других» в мышлении (как в явлении коллективной коммуникации), необходимое для непосредственного, интуитивного взаимопонимания …
… Структура потребностей включает такие элементы, как: (первичная потребность \мотив – как осознанная потребность \воля – осознанная способность преодолевать сопротивление, негатив, трудности для удовлетворения осознанной потребности). Как видим, на этом уровне  «психического» потребность диалектически развивается от простой потребности (побуждение к удовлетворению первичного инстинкта) через подключение сознания (мотив) к высшему типу потребности (к началу её осознанного удовлетворения). Среди потребностей, помимо основных первичных  потребностей, связанных с  реализацией инстинктов, нужно выделить для социализированных организмов одну из важнейших потребностей – потребность в коммуникации, актуализирующей состояния, вытесненные из высшего уровня «психического». Кстати, у высших организмов нет естественной потребности к соперничеству, к борьбе, к насилию, как неверно предполагали «философы», типа Гоббса или Ницше. Такая потребность возникает только в специфических (критических) условиях, когда начинают доминировать неудовлетворенные первичные потребности…
Структура различных уровней психического связана и с различными видами деятельности.  На высших уровнях психического возникает своя дополнительная мотивация деятельности, причем она по-разному формулируется как на предметно-действенном, действенно-образном или образно-понятийном, теоретическом уровнях мышления*.  Мотивы усложняются, наполняются дополнительным содержанием, учитываются дополнительные оценочные критерии (эстетические, этические). Начинают играть роль особенности культурологические, религиозные… Например, в христианстве простая деятельность по поеданию хлеба и вина, усложняется при изготовлении  их для причастия в литургии. Здесь процесс приготовления пищи трансформируется,  используются особые рецепты и технологии с огромным количеством запретов. Наконец учитываются морально-этические и символические аспекты религиозного учения и, в итоге, простому процессу поедания  пищи в Храме придается элемент сакрального поедания Святых Даров как плоти и крови Христовой (наглядно-образный уровень поедания Святых Даров). Таким образом, с ростом типа сознания выстраивается и ряд подвидов деятельности:  (простая еда \причастие \......).
Помимо трансформации системы мотивов деятельности при переходе на иной уровень психического и мышления в частности, трансформируются и процессы проектирования деятельности. Младшеклассники и старшеклассники планируют одну и ту же деятельность по-разному. И совсем на другом уровне планируют эту деятельность специалисты.

***
Структура эмоциональных состояний организма также может быть представлена в кластерно-триадологическом виде.
Система основных типов эмоциональных состояний, как актуализация сложных внутренних процессов в «психическом» человека и проявляющихся как его непосредственные переживания включает: (аффект \эмоцию \чувство).  Аффект – быстрая и бурная разрядка эмоционального перенапряжения, вызванного неэффективной, но сильно мотивированной деятельностью. Эмоция (удовольствие \оцепенение \неудовольствие) – определенный тип кратковременных положительных или отрицательных переживаний, мотивирующих определенную деятельность по удовлетворению потребности, сигнал о возникновении такой потребности. Чувство (страсть \чувство \настроение) – высший окультуренный эмоциональный тип долговременных переживаний и психических состояний сознания, высший тип побудительных к деятельности  мотивов.
















В данном кластере (морфологической системе типов  эмоциональных состояний)  классификация идет по зафиксированной на круге шкале длительностей состояний, с учетом роста их длительности.
… Рассмотрим структуру психического с несколько иной точки зрения, рассматривая его как определенную, последовательную, взаимосогласованную систему основных, выделяемых на психическом уровне описания, процессов. Общая структура такой системы психических процессов, участвующих в познавательной деятельности сознания включает следующие необходимые процессы:
(ощущение,  внимание, восприятие \\память, воображение, представление \\мышление (действенное, образное, понятийное–знаково-структурное), героизм, творческая интуиция)
В свою очередь, каждый из указанных процессов на онтологически  более глубоком уровне выступают как сложноорганизованные нейропсихические  мегапроцессы, состоящие из последовательностей выявляемых на опыте микровозбуждений коры и подкорки мозга.
На  гносеологически более высоком  уровне описания первые три процесса относятся к процессу непосредственно-чувственного отражения и познания предмета, установления внешней картины мира, как единого целого, без понимания его внутренних, скрытых от непосредственного чувственного восприятия особенностей.  Мышление является процессом опосредованного и обобщенного отражения предмета в сознании и заключается в установлении существенных связей и отношений как между самими предметами, между предметами и их образами, так и между образами.







Структура системы психических процессов (от бессознательных до мышления и творческой интуиции).






Так, Ощущение (как отражение отдельных чувственно воспринимаемых качеств предмета) постадийно включает: (внешние анализаторы, органы чувств \внутренние анализаторы, предощущения \проприоцепция – неосознанное ощущение в мышцах и сухожилиях), предкоординация сигналов).
Выделяются три вида Внимания,  рассматриваемого как особая группа психических процессов познающего сознания, подразделяющаяся на: (непроизвольные, случайные \произвольные, преднамеренные, целевые, установочные \постпроизвольные, заинтригованные, выделенные) типы внимания. Здесь включаются психические механизмы из следующего уровня, уровня  внимания.
Восприятие, как психический процесс отражения в сознании предмета в обобщенной совокупности его свойств и признаков, в их структурной целостности, при непосредственном воздействии его на органы чувств (т.е. предузнавание целостного образа предмета), включает следующие уровни восприятия: (обнаружение \различение \опознавание, через сличение и идентификацию). На последнем этапе подключаются механизмы Памяти. На уровне восприятия впервые проявляются элементы структурного синтеза преобразованных ощущений в форме абстрактного предобраза предмета, его схемы, обобщенной структуры... С другой стороны, опознавание в виде определенного образа связано непосредственно с подключением механизмов воображения и образного мышления… Таким образом, это последняя, завершающая группа процессов на рефлекторном уровне формирования побуждения к включению собственно сознания.
Память, система сложных механизмов поэтапной селекции, хранения, и воспоминания восприятий под действием стимулирующих мозг внешних и внутренних возбуждений. В памяти выделяются кластеры-блоки: (аффективной \моторной, сенсорной (зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная) \событийной, пространственно-временной, образной, вербальной, смысловой, структурной)  видов памяти.
Все виды памяти пусть и не тождественны между собой, но структурно связаны и структурно изоморфны. Например, мы уже писали о том, что структура деятельности (движений, моторная память) во многом повторяется в структурах образов, в структурах событий, в структурах символов – как событийная, поэтапная развертка образов  во времени.
Типологически, на сенсорном уровне «психического», редко реализуется ситуация чистых (зрительной \двигательной \слуховой) памятей. В подавляющем числе случаев, например, имеется кластер сенсорной памяти, включающий (зрительно-двигательную \двигательно-слуховую \зрительно-слуховую) виды памяти.
Представление – процесс фиксации в сознании осознанного целостного образа предмета\модели явления  (либо как совокупность извлеченных из памяти воспоминаний, либо как воссозданный воображением). Это предфеномен наглядно-образного психического уровня…
Воображение (сон, фантазии, грезы) обычно рассматривается как психический процесс создания прежде незафиксированного или нового образа предмета (модели явления), начало процесса выявления нового смысла (культуры). Воображение способно абстрагировать конкретный образ, представление, наделить его новыми качествами (например, образа, отчужденного от конкретного предмета). Воображение можно рассматривать, как зародыш будущего, более сложно организованного сверхсознания. 
Как психический процесс, воображение включает следующие три основные взаимно-дополнительные операции: (диссоциацию–расчленение предмета (воспринятого образа, представления) на взаимно-дополнительные составляющие \перебор (подключается память), версификация, игра в конструирование нового образа, моделирование (подключается память) \ассоциация – создание нового образа предмета (модели)). Через воображение воспринятая целостность свойств и признаков, отражающих в сознании предмет, переосмысляется в парадигме уже сложившейся ранее системы образов и смыслов или вне таковой, т.е. отчужденной от неё, конкретно-абстрагированной.




Морфология типов воображения: воображения, для реализации определенной цели: (преднамеренное \непреднамеренное);
воображения, связанные с реализацией продукта воображения (активное \пассивное);
воображения, различающиеся  по оригинальности продукта воображения (реконструирующее \воссоздающее).



Для формирования воображаемого, необходим хорошо организованный механизм памяти, развитие которой предшествует процессу воображения…  Воображение бывает: (интровертным, пассивным – произвольным (мечты) и непроизвольным (гипнотическим, фантазиями) \\экстравертным, активным (артистическим, воссоздающим, пророческим) \\эмпатическим (соощущающим, сопереживающим, сомыслящим))… 
Воображение (реконструирующее) каждый раз конструирует и фиксирует опознанный образ предмета или дает его новый образ (воссоздающее). В отличие от представления, механизм воображения включает операции расщепления образа, переконструирования, поиска нового варианта… Воображение – высший тип психических процессов на чувственном уровне. С другой стороны, по структуре воображение близко к следующим за ним механизмам наглядно-образного и абстрагирующего мышления. Это предмышление…
Мышление. На  психологическом уровне познания «психического» мышление оперирует ранее сформированными и уже опознанными сознанием образами\представлениями  (или их вербальными конструктами – понятиями) и отношениями между ними в рамках уже сложившейся первичной картины мира. Здесь с необходимостью предполагается наличие предварительного анализа и некоторого синтеза образов\понятий в некое целое, т.е. некий первичный дискурс – с самим собой (самосознание, развитое состояние «Я») или с другими («не Я»). Не случайно существует негативно окрашенная оценка «Он вообразил себя невесть кем!». Т.е. самоопределение исторически в сознании народа связывается с развитым воображением. С другой стороны, в изолированном субъекте развитое мышление также возникнуть не могло, а только в результате предварительной коммуникации, согласования индивидуальных смыслов … Мышление всегда связано с модальностью (типа: это должно находиться внутри, а то – снаружи, или это идет (должно идти, может идти) за тем…).
Выделяют три основных вида мышления:
(наглядно-действенное, конкретное, оперативное практическое мышление (здравый смысл) \конкретное наглядно-образное мышление (иконическое, звуковое) \абстрактно-понятийное: событийное, каузальное, вербально-логическое мышления; абстрактно-образное: знаковое и структурное мышления). Мышление, рассматриваемое как процесс, включает такие операции, как: (анализ – как расчленение исходного первичного целого, конкретизация основных признаков у частей, их сравнение \абстрагирование, классификацию, обобщение (как синтез частностей, используя мышление «по-аналогии» или «по-смежности» или др.) \синтез единого целого через моделирование).
Другой вариант триады процесса мышления: (анализ, через расчленение и выделение  \синтез, через моделирование \обобщение, через сопоставление).
Общая структура теоретического, абстрактно-логического мышления понятиями и представлениями, сформированными на рассматриваемом чувственно-психологическом уровне, может быть представлена как (посылка - суждения \сопоставление \вывод). Или (общая посылка \частная посылка \вывод \сопоставление). Для этого уровня объектом являются результаты деятельности предшествующего, чувственного уровня.


В логике, как наиболее ранней системы аналитического мышления выделяют три основных подвида мышления, три основные операции:  (понятие, как обобщение класса объектов по их существенным признакам \суждение, как определенное высказывание об этих  объектах \умозаключение (силлогизм), состоящее из общей посылки, малой посылки, вывода), которые можно рассматривать подструктурами обобщенного логического кластера, описывающего логическое заключение, как процесс.

Таким образом, цепочка операций, используемых для описания  первичной обобщенной формы процесса мышления (логики) может быть представлена приведенным выше кластером морфологического типа, в котором элементами подструктур более высокого уровня являются элементы, синтезированные на уровне предшествующем: суждение состоит из понятий (наименьшая структурная единица), а умозаключение (наибольшая структурная единица) состоит из суждений….
При рассмотрении мышления как процесса решения определенной проблемы (задачи) структурно выделяют следующие операции:  (формулировка задачи – цели, условий \процесс решения, алгоритм чередования операций \вывод результата и его анализ, как продукта мышления).
В целом, на рефлекторно-психологическом уровне мышление включает процессы: анализа, сопоставления, обобщения, проектирующее моделирования новых ассоциаций, воспоминания…. Язык, знаковые системы нужно рассматривать как базовые системы мышления (система операций) с определенной логикой (зафиксированной в грамматике).  Основа структуры любого мышления языкового типа (высказывания) также включает: (расчленение - анализ исходного объекта \сопоставление – частей и образов из памяти \проектирование - создание нового продукта)…
Нельзя не отметить и специфическую структуру сверхсознания, которое включает собственно мышление, героизм и творческую интуици. Здесь  отметим, что мы считаем мышление составной частью именно сверхсознания, а не сознания, поскольку именно сверхсознание выполняет две основные функции: самоконтроль и порождение нового. В противном случае, оставляя его в блоке процессов сознания, мы будем вынуждены сказать, что мышление не порождает ничего нового. Возможно, это и относится к его простейшим формам (тот же пресловутый, всегда нас спасающий от любых новшеств «зравый смысл»), но это никак не относится к высшим теоретическим формам мышления.
___________
… Сознание необходимо рассматривать, как процесс постоянной корректировки  личного опыта и «внутреннего Я», процесс непрерывного самообновления…  При работе сознания (нормальное состояние «психического») активизируются левые лобные области и задние правые. При работе сверхсознания активизируются  правые лобные области и задние левые.
… У математиков из-за особенностей строения мозолистого тела в мозгу связь между полушариями более тесная, более взаимозаменяемая, чем у нематематиков.
… В отличие от непрофессионалов, простых слушателей, профессиональные музыканты воспринимают музыку, в основном, левыми височными долями, т.е. они воспринимают музыку осмысленно, как обычную речь (язык), соотнося её с языковой структурой, состоящей из значимых структурно организованных элементов и обладающих собственным смыслом.
___________
Именно такое разделение активности в коре полушарий на сознательные и сверхсознательные, обнаруживаемое нейрофизиологами, и указывает на существование сверхсознания, как автономной подсистемы на высшем уровне организации «психического»…
Приведенные выше результаты нейрофизиологических исследований активности коры мозга показывают, что у профессионалов, развивших корковые области сверхсознания корковая активность во время их профессиональной деятельности проявляет аномалии: у математиков начинает играть важную роль образное, правое полушарие, а у музыкантов доминируют речевые центры в левом полушарии.  Если у первых, у математиков, с ростом их профессиональных навыков  начинает цениться их способность к мгновенному схватыванию «целого», «общего», то у музыкантов  появляется потребность в обратном¬ – в детализации звукового потока, в его структурировании, для чего используется языково-подобные членения музыки …
Может показаться неожиданным появление в кластере сверхсознания такого феномена «психического», как героизм, но если считать его (а именно так мы все его и воспринимаем!)  высшим проявлением духа, внутреннего мира субъекта, готового в критической ситуации на самопожертвование во имя спасения других, а не только себя (что есть просто проявление инстинкта самосохранения), на преодоление сопротивления всех предшествующих ему форм сознания и мышления (все того же  сигнала-крика из блока  «здравого смысла»: Ты чё, одурел, что ли? Тебя же прибьют!!!), то с необходимостью мы должны такой сверхсложный, но аффекторный, быстро протекающий  психический процесс, как  «героизм», отнести к процессам сверхсознания. То, что и многие животные иногда проявляют признаки такого поведения (например, спасают своих детенышей, уводя от хищника, или сами тонут, но выбрасывают их или раненного самца из бурного потока воды) только подтверждает, что это свойственно и им, что это высшее свойство «психического» с необходимостью возникло на определенном уровне его эволюции.
С другой стороны, инстинкт самосохранения, которой относится к низшему уровню организации «психического» на высшем его уровне проявляется в «самопожертвовании». Здесь завершается диалектический цикл саморазвития этого качества «психического».
И наконец, саморазвитие «психического» невозможно было бы без последнего из указанных в морфологической системе качества – самотворчества (на уровне познающего сознания определяется как творческая интуиция).

Выделенные выше внутренние, высшие психические процессы (внимание, восприятие, память, представление, воображение,  мышление, …) имеют ту же структуру, что и деятельности внешние (поведенческие), через которые внутренние деятельности (определенным образом организованные психические процессы) формируются. Процесс перехода внешних структур в структуры «психического» реализуется в несколько этапов: (систематически повторяющаяся внешняя деятельность \ навык – автоматическое, инстинктоподобное умение, «прообраз» закрепляемой упражнениями максимально эффективной внешней деятельности,  результат моторно-двигательного рефлекторного закрепления  \ интериоризация). Подтверждением этой схемы служит, например, то, что вербальное мышление сопровождается скрытой, латентной артикуляцией языкового типа. Зрительное восприятие и припоминание  всегда связано с сокращением глазных мышц, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими сосредоточенность, переключаемость, торможение …  Навыки закрепляются в мозжечке и в подкорковых областях мозга.  Навыки подразделяются на (двигательные – обеспечивают внешние, моторные аспекты деятельности \познавательные – комплекс навыков поиска, обработки и запоминания информации \теоретические – комплекс навыков по анализу, моделированию, обобщению образно-понятийного материала).
Умение – контролируемая сознанием система (последовательность) навыков (условно-рефлекторных актов). При умении включается кора головного мозга. Отличие умения от навыка в том, что навык – это на порядок ускоренное, закрепленное на подсознательном уровне эффективное «микроумение», которое не контролируется сознанием. С этой стороны любое умение в синхроническом аспекте нужно рассматривать как контролируемую сознанием структурированную систему навыков-«микроумений», т.е. как сложный динамический кластер «микроумений».
В целом морфологическая система умений состоит из (навыков \привычек \ умений). По длительности и по характеру привычка – занимает среднее положение между рефлекторным, быстро текущим навыком и медленно реализуемым, контролируемым сознанием  умением. Это, по сути, механически совершаемые, и на момент решения задачи невостребованные умения, слабо контролируемые сознанием. И привычки и навыки сохраняются в блоках моторной памяти.
Структурирование «психического»  подкрепляется и на генном и на биохимическом уровне. Так инстинкты и первичные побуждения закреплены на уровне генов, которые включают, при определенных условиях, производство белков, изменяющих синаптические проходы, активизирующих специфические участки коры мозга. То же происходит и после закрепления высших побуждений и условных рефлексов, архетипов коллективного бессознательного и навыков\привычек, речевых механизмов, механизмов мышления и интуиции, когда в блоках долговременной памяти происходит их закрепление в специфически трансформированных  генах… 
Не все из выделенных выше основных психических процессов закрепляются на белково-генетическом уровне. Так если восприятие – оперативный механизм в коре мозга (длиться до 6 часов) то воспоминание – уже белково (и генетически) закрепляется.

К сведению читателя!

Все обнаруженные автором методом интернет-поиска по отчетам нейрофизиологических исследований особенности функционирования мозга при различных механизмах высшей психической деятельности согласуются с кластерными моделями памяти и психических процессов…

***
Общество является особым видом  социума, организующем  специфический вид социальной деятельности и должно рассматриваться в том же ряду, что и система личности индивида, система социального организма, культурная система (см. Т.Парсонс ). По мнению автора, структуры всех указанных подсистем описываются и осмысляются в символах и кодах культурной подсистемы. Как квантовая механика дает микроскопическое описание процессов из первых принципов, но в терминах макромира (часть мира, который может быть описан и объяснен достаточно точно и в терминах классической физики), так и уровень психологического описания может быть переформулирован в терминах структурно-культурологических.  Аналогично, уровень объяснения  личностного поведения с точки зрения нейрофизиологических механизмов в коре мозга может быть заменен схематизированным уровнем описания  структурно-психологическим, в терминах системы психологических понятий…
Любая социальная деятельность содержит помимо деятельности отдельных индивидов, еще и то, что является её смысловым содержанием, характеризующим её как специфический вид деятельности. Помимо периферийных элементов структур, в культурных системах существуют и устойчивые, базовые, опорные элементы, которые формируются на протяжении многих поколений и являются исторически устойчивыми, неизменными элементами познавательной и систематизирующей деятельности сознания. Во многом они аналогичны генам, кодовым структурам биологических организмов. Усвоение новых видов социальной деятельности происходит на фоне конкретной культурной системы с помощью её заданной структуры, под контролем её кодов. И формируемая на фоне определенной культурной системы личность, и структура социального организма, и система межличностных отношений в интегрированном социуме – все под контролем и управлением смысловых культурных кодов.
Являясь сторонником парадигмы расширенного бинаризма, утверждающей о доминирующей роли четырех функций в формировании любой автономной замкнутой системе, Т.Парсонс выделил четыре основных уровня в структуре социума: организм, личность, культурная система, социальная система.
Так, по мнению Тэлбота Парсонса, культурная система в основном воспроизводит социальный образец, социальная система – на интеграции действующих единиц (ролевые личности), личностные системы – мотивы и целеполагание,  система поведенческого организма – ориентированы на адаптацию во внешней культурной, социальной и физической среде.
Особенностью  подхода Т.Парсонса является то, что он противопоставляет человека-неличность и личность, внося элемент расовой стратификации в социуме, что и делает это противопоставление неустранимым. Организм – не просто неразвитый до высочайшего уровня личности индивид, но принципиально неспособный до такого развития индивид. Такой подход и приводит его к необходимости расширения числа подструктур в социуме. Социолог верно отмечает, что выделение четырех основных первичных функций в любом социуме отражает тенденцию дифференцироваться и структурироваться на четыре автономные подсистемы. Дифференциация (и сопровождающая её интеграция в новое «целое») идет в направлении увеличения адаптационных свойств социума. Это основное теоретическое положение, на котором строится вся аналитическая социология Т.Парсонса, которая носит стадиальный характер и в которой выделяются три основные стадии эволюции (становления) социума: начальная (архаичная, до-письменная), промежуточная (письменная), современная (коммуникативно-информационная).
Т.Парсонс выделяет три основных типа социальных коллектива: иерархизированный (бюрократический); профессиональный (коллегиальный) союз; добровольная ассоциация. Между этими базовыми социальными группами и развертывается основная политическая борьба в современном обществе за доминирование.

***
Язык – система символов, имеющих смысл,  относящийся к коду, который является нормативной структурой, параллельной структуре социального кода. Об этом по-разному писали Уорф и Ф.Бок , занимавшиеся поисками аналогий между структурами языка, социума и других аспектов культуры. Во многом, наши исследования продолжают эти поиски. Как и эти авторы, мы также предложили (в рамках отстаиваемой нами последовательной триадологии)  дескриптивное описание системы структурных единиц индоевропейского языка, социума, различных культурных и психологических феноменов. Т.е. мы исходили из того, что различные культурные феномены не только состоят из единиц разного уровня, но и что сами эти единицы составляют целостную систему, причем как сами феномены, так и система его единичных элементов организованы по единому принципу, с единым кодом. Языковые структуры воздействуют на отношения в социуме как явно, так и опосредованно, на вербальном и подсознательном уровне, контролируя структуру психологической и социальной деятельности его носителей. Наши наблюдения показывают, что все культурные, психологические  и социальные формы имеют изоморфные структуры, которые изоморфны языковой структуре.
Так, если рассматривать обычный класс в школе, как социум, то в нем можно выделить три главных компонента «класса»: (учителя \обучение, как перераспределение знаний, опыта, эмоций \учеников), причем получаемая структура отношений в этом социуме аналогична структуре отношений  в элементах простого распространенного предложения (S\V\O). Только в аспекте обучения и существует такое сообщество, как «класс».

***
Любая наука начинается с выделения формализующих исследуемое множество явлений абстракций (идеальных объектов), отражающих наиболее значимые при систематизации качества; с установления формальных соотношений между ними (формальная математика, особый причинно-следственный дискурс об особенностях множества выделенных абстракций в терминах и понятиях «идеального»); распространения найденных  «законов» на все большее число сходных или сопряженных с исходными, объектов.
Так, геометризация явлений, использование чисто геометрических методов анализа и символических воплощений  – результат такого представления, при котором реальное – отблеск, отражение идеального, обладающего истинным, высшим смыслом, отражение представления о том, что такое идеальное (метафизика) существует.
Геометризация явлений (по терминологии Э.Гуссерля ) – преднаучный этап анализа системы, его преднаучное созерцание.
Современная наука – практика чистого мышления по отношению к идеальным «чистым предельным формам», абсолютно идентичным друг другу.
Европейское сознание начало формироваться в VII-V веках до новой эры в теогонических дискуссиях древних греков, когда утверждалась новая установка по отношению к окружающему миру.
Мир стал рассматриваться как некое универсальное целое, Единое, как всеохватное единство всего сущего, становящегося в идеальном сверх-образе (Единое) через выявление и всеобщее утверждение норм. И жизнь стала рассматриваться, как бытие в этом «нормированном» становлении. Деятельность, как форма распространения духа общезначимых норм. Нормы, идеальные образы формируются в узком кругу творцов и распространяются до всеобщности – в этом смысл европейской непрерывной перестройки архаичного, мифологического сознания. Главное в европейском сознании – идея непрерывной структурированности, причинно-следственной связности. Усвоение этой идеи порождает непрерывную рефлексию на эту тему и, как результат, прогрессирующее структурное преображение отдельной личности и социума в целом. Согласно Гуссерлю, идеологичность – основная особенность европейского сознания, доминанта его духа. Основной продукт этой цивилизации – идеальное – идея, порождающая новую, более совершенную и всеобщую свою версию. Эта европейская мифологема превратила европейцев в «человечество бесконечных задач» (по Э.Гуссерлю), в сообщество теоретиков по решению «космологической» проблемы.
Это сформировало особый волевой стиль жизни со своими установками на целеполагание.
Второй тип окультуренного сознания – религиозно-мифологический, естественно-органический, природно-цикличный, отражающий естественные установки на природную адаптацию в окружающем мире.
Третий тип европейского сознания, средний между первыми двумя, промежуточный, соединяющий теоретическую установку на познание универсалистского космоса и практической установки на его конкретно-историческое освоение. Это сознание нигилистическое, универсально-критическое.
Возникновение теоретической установки привело к дополнительному расколу европейского социума на три основные группы: (исследователи \образованные \необразованные). Последние рассматриваются Э.Гуссерлем как база для консерваторов-традиционалистов, оппонирующие новоевропейскому менталитету исследователей.
Советский (и продолжающий его Евросоюзовский) новоевропейский социальный эксперимент породил и новый ментальный тип, пришедший на смену новоевропейскому  «протестантскому» ментальному типу. Это тип социальных утопистов-прогрессоров (термин писателей-фантастов Стругацких), как определенный тип социальных (и «научных») экспериментаторов, миссионеров новой, произвольно (или «научно обоснованной») видимой будущности, рассматривающих остальной мир как субстанцию, требующую освоения и социального преобразования любым путем. Тип людей, готовых ради проверки своих гипотез пожертвовать не только собой, но и всем человечеством.


Структура памяти

… Воспоминания хранятся в тех же корковых зонах, где они и воспринимаются …

«Кто помнит прошлое, защищен от будущего»

Проблемой памяти в живых организмах интересовались ещё Платон и Аристотель. Современные психологи на эмпирическом уровне изучения сознания и «психического» в живых организма выделяют в основном три вида памяти. Так помимо моторной памяти, существующей практически у всех организмов, начиная от простейших, выделяют память аффективную, связанную с чувствами. Это так называемый первый, физиологический, моторно-эмоционально-чувственный уровень памяти.  Второй вид памяти характерен уже для высших организмов, особенно для млекопитающих и называется памятью образной (зрительной, иконической).  Третий тип памяти характерен, в основном, только для человека с его развитой вербально-символической системой коммуникации.  Это так называемая вербальная, мифологическая, сюжетно-событийная память, в которой фиксируются основные стереотипы значимых для организма, сложных или архетипических событий. Именно они задают определенные схемы для первичного расчленения и последующего воспроизводства в речи любого сложного события (в том числе истории, мифа, рассказа), протекающего во времени. Попытки дать вербальное описание  любого явления связаны именно с включением этого третьего типа памяти, который предлагает сознанию уже готовые, хранящиеся в ней архетипы основного высказывания (см. П.Жане   ), по заданному стереотипу которого и с помощью грамматических средств определенного языка мы и выстраиваем  любое сообщение. Собственно, простейшими элементами памяти третьего уровня  и являются определенные морфологические и грамматические языковые формулы, а также стереотипы формального дискурса, с помощью которых выстраивается сообщение и структуры всех вторичных знаковых и семиотических подсистем (дорожные знаки, обоняние, звуковая сигнализация и т.п.), используемых для предварительного анализа ситуаций (которые, во многих случаях, и подсказывают новые решения или альтернативные варианты ответов).
Если в образной памяти хранятся понятия, статичные, пространственные  образы (схемы) реальности, как бы мгновенные снимки выделенных сознанием значимых для него событий, то в памяти вербальной фиксируется их наиболее часто повторяющаяся последовательность (временная упорядоченность, каузальность). Этот порядок носит оттенок прежде всего социальной структуры в которой сформировалось сознание, является отражением и фиксацией ритуализованных внутрисоциальных отношений и упорядочений. Вербальная память – это социально структурированная долговременная реакция сознания в условиях отсутствия внешнего стимула (П.Жанэ).

***
В настоящем разделе мы кратко остановимся на психологическом уровне  анализа свойств и механизмов памяти. Это эмпирический уровень, на котором в принципе выявляются общие структурные особенности процессов запоминания, общие функции этого механизма в системе других механизмов «психического» и на сонове этого делаются определенные предсказания о микропроцессах, которые и формируют сам механизм памяти …
Впервые попытку расшифровать психологическую структуру мыслительного процесса, структуру мыслительного акта и специфику мышления в целом на психологическом уровне предпринял сторонник функционального структурализма в психологии Уильям Джемс .  Он представлял мыслительный процесс как цепочку образов, вызывающих один другой. Связь между образами в таком процессе мысли вызывается или по смежности, или по сходству. Исследователь четко выделил два типа мыслительных процессов: естественный, эмпирический, репродуктивный, основанный на ассоциативном, смежном вызывании цепочки хранящихся в этом блоке памяти образов (событийное  мышление) и собственно мышление, как продуктивный мыслительный процесс, связанный с анализом имеющихся суждений и синтезом нового высказывания, т.е. с умозаключением.
Каждая вещь обладает множеством равноценных свойств или атрибутов. При анализе используется одно из таких свойств. Но если подразумевается одна определенная вещь, то упоминание одного из свойств автоматически подразумевает возможность использования и других. Эта потенциальная возможность и используется при ассоциативном мышлении, когда отождествление различных качеств автоматически переносится и на все остальные  свойства вещи.
Ассоциации по смежности возникают как результат закрепления  таких чередований на опыте. Один образ следует за другим, потому что такая последовательность неоднократно повторялась в прошлом на опыте. Это архетипическое, стереотипное чередование отражает событийное мифологическое мышление. На этом уровне впервые возникает представление о времени. Даже у животных идет различение образов по классам, установление определенной иерархии по признакам (свой\чужой), (безопасный\опасный), (пища\несъедобное) и пр. Одни из них влияют на первоочередное внимание, выделение, другие второстепенные, третьи – периферийные. Именно на животном уровне (например, у кошачьих, или псовых) уже наблюдается выделение собственного «Я», своей инаковости…
Другие, высшие по статусу ассоциации по сходству, появляющиеся на достаточно высоком абстрактном вербальном уровне мышления, выявляют и сопоставляют тождественные по свойствам предметы и образы, их одновременный перебор. Такие ассоциации характерны для логического  мышления. Поэтому не случайным было и то, что формализация логики и появление сложных грамматических систем в различных культурных традициях происходила одновременно, ибо вставал вопрос: логика, процесс образования нового суждения, нового знания, это то же, что и грамматика, или нечто иное?
В работе Шенцева М.В.   выделены два основных элемента памяти: неделимый комплекс первичных ощущений в форме образа вещи и ссылка – уникальная характеристика для идентификации данного объекта. Совокупный набор элементов из этих двух подсистем памяти составляют объект – элемент долговременной памяти человека.  Более того, автор утверждает, что и самосознание – это часть памяти, группа объектов в самой памяти, определенная область памяти, её ядро. С другой стороны, в кратковременной памяти хранятся не сами объекты памяти, но ссылки на эти объекты.
В знаменитой работе о формах памяти, Анри Бергсон   выделил только две её формы: память, как привычка (заученный стереотип, повтор) и память, как воспоминание (всегда новое воспоминание и сопереживание о происшедшем событии через раз и навсегда запечатлевшийся образ). Если для припоминания выученного стереотипа (привычки) требуется определенное время, чтобы воспроизвести все основные этапы заучивания, то для воспоминания сразу запечатленного образа этого не нужно, он может быть воспроизведен иными средствами, чем при заучивании его как стереотипа. В первом случае мы имеем дело с действием, а во втором случае – с представлением, репрезентацией образа. Отсюда, по мнению А.Бергсона, существует две формы памяти: одна, рассудочная,  актуализуется как цепочка изменяющих наше сознание и тело причинно-следственных микро-действий, как сюжет, как длящееся во времени движение; вторая  – как воображение, как припоминание целого образа через различные его качества, части, свойства. Если первая, память (привычка) – отражает мир через строго скоординированные и четко систематизированные микродвижения, направленные из настоящего в будущее, то второе (воспоминание) – фантазирует на тему мгновенно запечатленного в прошлом иконического образа, формирует новые картины образной реальности, играет с калейдоскопом знакового и символического множеств, зафиксированных в структурах памяти. Непрерывное соединение этих двух процессов в сознании, их синтез и есть мышление.
На этом мы прервем наш краткий экскурс в проблему памяти, т.к. дальнейший её анализ уже требует перехода на иной, нейропсихологический уровень. А это предмет анализа последней главы настоящей книги…


Морфологическая система эмоциональных состояний

В современной теории дифференциальных состояний «психического» разработаны несколько морфологических классификаций отдельных состояний и их групп в зависимости от предполагаемой авторами  иерархий  и сопряжений .  Общим для всех авторов является понимание, что всё многообразие типов  эмоциональных состояний (порядка 250 состояний) может быть представлено, как комбинации небольшого числа основных, фундаментальных состояний (инстинктов, ощущений, первичных эмоций). Обнаружено, что некоторые состояния не могут появляться одновременно (например: страх и  стыд, или горе и радость, интерес и пренебрежение), но могут следовать друг за другом. Другие состояния могут проявляться одновременно (страх-горе-удивление или ярость–горе-интерес). В принципе любое эмоциональное состояние может быть представлено как набор, как взаимодействие основных, доминантных, детерминирующих психических состояний.
Иногда эмоции, эмоциональное переживание бытия рассматривают, как высший смысл человеческого существования… Психологами  эмоциональное переживание рассматривается как активность одной из шести автономных, но взаимосвязанных систем «психического»: (эмоциональной \\перцептивной, когнитивной,  моторной, гомеостатической (автоматические и условно-рефлекторные подструктуры) \\побудительной).
Про построении морфологического кластера основных  состояний «психического», следуя теории дифференциальных эмоций, автор принял позицию  принципиального разграничения трёх основных группы состояний: (аффективно-когнитивных состояний \эмоций \ побуждений). К первым относятся (направленность: инроверсия-экстраверсия-эмпатия; спептицизм; эгоизм: самомнение-решительность-невозмутимость).
В третью подсистему входят пять безусловных инстинктов-ощущений (выделены жирным курсивом): (голод, жажда \секс, боль, удовольствие \сон, усталость, бодрствование) …
 Секс и боль обладают чертами, сближающими их с эмоциями, и по этому признаку они сгруппированы в одном сегменте. Наиболее развитой является подсистема эмоциональных состояний, среди которых выделяется 9 взаимосвязанных фундаментальных эмоций (Томкинс, 1962 г.). Эта морфологическая подструктура включает  9  основных эмоций, сгруппированных по триадам: (интерес \пренебрежение \удивление); (страх \ярость \стыд); (горе \радость \отвращение) .  Мегакластер, формирующий морфологическое ядро системы психологических состояний можно представить в следующем виде:



























Структура подгрупп формируется по принципу (эмоция \антиэмоция \иное). Объединяя полярные состояния и внося синтезирующее (или промежуточный) элемент мы рассматриваем такой  кластер как динамический, изменение которого отражает процесс изменения состояний. Морфологический кластер указывает на те группы эмоций, которые могут появляться как одновременно, так и друг за другом. Такие часто повторяемые скоррелированные группы эмоций называются комплексами эмоций и они являются отражением существования некоторого мотивационного воздействия на организм…
Отметим, что ежедневные побуждения, в основном, цикличны, например: (голод-сытость-переедание) или (похоть-удовлетворение - экстаз).  В то время, как эмоция, будучи однократным долговременным переживанием, в течении периода бодрствования редко повторяется.
С другой стороны, ещё архаичный человек обнаружил, что  эмоциональный контроль устанавливается при контроле над мимикой и жестикуляцией. При этом обязательно включается фантазия и воображение.  Но именно на этом этапе формирования развитой мимики и системы жестов и появляется речь. Это сопровождается включением механизмов обобщения, абстрагирования и воображения.  Таким образом, речь выступала и как причина и как результат попыток эмоционального контроля, сдерживания и усиления эмоциональных перегрузок на всех уровнях «психического», возникающего у человека прямоходящего, у человека умелого …  Не случайно, у поэтов (способных точно передавать в тексте свое эмоциональное состояние) наивысший период в творчестве связан именно с такими, эмоционально перегруженными периодами в жизни. С другой стороны, обращение к талантливому тексту возвращает читателя в то эмоционально-насыщенное состояние, при котором он создавался. Воспоминания о зафиксированных в памяти эмоциональных состояниях может либо усилить текущую эмоцию, либо её заглушить. Эмоция, через стимуляцию нервной системы и мозга, способствует также организации и концентрации целенаправленных движений и деятельности организма в целом.
С точки зрения нейрофизиологии   поэзия –  эмпатическое сопереживание  при воспроизводстве или при восприятии текста. Эмпатия – точное восприятие в самом себе внутреннего мира другого организма с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Поэт проницательно воспринимает смысл состояния другого, указывает на этот смысл и помогает другим сконцентрироваться на нем, на его полном переживании…  Эмпатия предполагает чувствительность к ощущению переживаний другого, более точно, чем сам собеседник,  передавать смысл его переживаний. Для проявления эмпатических качеств  необходимо быть внутренне сильным, активным, тонким и чутким… Именно это фундаментальное эмоциональное состояние, к сожалению развитое не у всех людей, и способствовало формированию в архаичные времена речи и языка. Не всякий был ещё и способен к такому эмпатическому восприятию и тем более пониманию. Но тем и ценны поэты и люди с настоящим художественным (эмпатическим) чутьем …
К тому же ещё нужно учесть и то, что определенные эмоциональные состояния могут способствовать предвидению, прогнозированию ситуации у тех, кто четко помнит о прошлых своих и других эмоциональных состояниях при тех или иных событиях в жизни…


Рецензии