Сорок лет без родины

               
В 2010 году в минском издательстве «Юнипресс» вышла моя автобиографическая повесть «Две половины еврейского счастья» в двух частях: «Галут» и «Обретённая Родина». Это рассказ о 50-ти годах жизни в СССР и 23-х – на исторической Родине, в Израиле.

Я бы сказал, что это даже не повесть, а скорее – семейная хроника, некий личный жизненный итог. Но на историческом, идеологическом, культурном и пр. фоне событий, произошедших в Стране Советов за эти 50 лет.

Повесть эту в первую очередь я адресовал своим детям и внукам. Впрочем, и чужим тоже. В надежде, что мои воспоминания сослужат роль связующего звена в оборванной цепочке поколений, и подвигнет кого-нибудь заняться поиском своих корней. По личному опыту знаю, что это кропотливое, но очень интересное хобби. Можно сказать, работа.

Кроме того очень хотелось сохранить память о родителях. Их детство и юность прошли в страшные времена еврейских погромов предреволюционной России и в не менее страшный период гражданской войны. Им выпала нелёгкая доля пережить ужасы сталинского террора и Второй мировой войны. Они испытали на себе всю жестокость антисемитской политики тоталитарного режима большевиков.

Однако, несмотря на всё это, отец с матерью смогли воспитать меня и брата, смею надеяться, вполне приличными людьми. Дали нам обоим высшее образование. Сохранили в нашем сознании еврейские корни. Конечно, насколько это было возможно в среде тоталитарной коммунистической идеологии. И за всё это я им бесконечно благодарен!

  Говорят, с возрастом человек обретает мудрость. По моим наблюдениям далеко не всегда. Порой зрелые годы приходят одни. Мудрость не мудрость, но кое-какие знания и опыт я накопил, и решил поделиться ими со всеми, кто захочет прочитать эти воспоминания. В меру способностей рассказал о том, чему сам был свидетелем, что пережил и прочувствовал лично.

Я попытался передать атмосферу времени, в котором прошли детство и юность. Поделился своими взглядами на запомнившиеся события моей взрослой жизни. Дал им оценку. Бесспорно, сугубо личную, субъективную, но, надеюсь всё-таки, достаточно близкую к реальности.

Новейшая история опровергла пословицу, которая гласит, что родину не выбирают. Именно такая возможность была предоставлена советским евреям, начиная с семидесятых годов уже прошлого века. Как и многие мои соплеменники, решительный шаг вперёд я совершил только после энергичного пинка под зад. К сожалению, поздновато. Многие возможности уже были упущены.

Тем не менее об этом, наверное, самом важном в моей жизни решении, ни разу не пожалел. Я много читал и немало слышал о тяжкой судьбе эмигранта. В Израиле, правда, нас называют репатриантами. Здесь государство действительно помогает встать на ноги. И всё же, основываясь на личном опыте, опыте друзей, знакомых и незнакомых мне людей, могу честно признаться, что судьба репатрианта тоже далеко не сахар.

Особенно, когда тебе уже за пятьдесят. Единственно на что более-менее уверенно можно рассчитывать, эмигрируя в этом возрасте, так это разве что, извиняюсь, удобрить почву для своих потомков. Вообще-то, можно сказать, что фортуна мне улыбнулась. Но уверен, дело не только в везении. Бесспорно, помогли трудолюбие, настойчивость, чётко выстроенная шкала приоритетов. Изредка подворачивалась и удача.

Правда, что это такое объяснить затрудняюсь. Я лично придерживаюсь мнения, что везёт тому, кто везёт. Но как бы там не было, сегодня с удовлетворением могу констатировать, что мне с супругой удалось не только реализовать, вышеназванную программу-минимум по части удобрения, но и добиться несравненно большего. Такого, о чём в стране недостроенного социализма мы даже не мечтали.

Жизнь моя чётко обозначилась двумя половинами. Точнее, двумя неравными частями. Это – галут, или по-русски "диаспора", и родина. Не скажу, что стал ощущать себя на родине с первого дня пребывания в Израиле, но сейчас, когда пишу эти строки, не кривя душой, считаю именно так.

В повести я попытался рассказать о, вроде бы, хорошо изученном явлении – эмиграции. Но одно дело читать или смотреть фильмы на данную тему, даже если вещи талантливые, а совсем другое – испытать этот процесс на собственной шкуре.
 
Не у всех он, естественно, проходит одинаково. У меня, в частности, вживление в своеобразное изрильское общество, привыкание к ближневосточной ментальности и окружающей среде были достаточно продолжительными, тяжёлыми физически и ещё труднее духовно. При этом не могу сказать, что процесс уже завершился, несмотря на двадцать три прожитых в Израиле года.

 Некоторые известные факты и события, возможно, изложены здесь излишне пространно. Тому есть своё объяснение. Дело в том, что судьба разделила на части не только мою жизнь. Она разлучила меня с родными, близкими и друзьями. Те, что живут со мной в Израиле, меньше знают о моей бывшей родине. А оставшиеся в Минске, наоборот, не очень знакомы с жизнью на Святой земле.

Именно для них я как можно подробнее пытался поведать об уникальнейшем историческом факте современной цивилизации: воссоздании еврейского государства после почти двухтысячелетнего изгнания иудеев с родной земли. Рассказал о некоторых особенностях политического устройства Израиля, его экономике, армии, "Мосаде".

Ну и, конечно, о жесточайшем, кровавом арабо-еврейском конфликте. По своей продолжительности он уже давно перекрыл знаменитую англо-французскую столетнюю войну. Однако, несмотря на реки пролитой крови, конца этой трагедии двух народов, к огромному сожалению, всё ещё не видно. В конце тунеля по-прежнему густая тьма.

Каждые 8-9 лет на протяжении 64-х летнего периода существования Израиля арабы с тупой настойчивостью и самыми серьёзными намерениями пытаются «сбросить евреев в море». Иными словами, затевают полномасштабные войны. И это не считая практически ежедневной террористической деятельности.

Пока ещё ни одному поколению израильтян не удалось пожить в условиях полноценного мира. Как скажем, где-нибудь в Швейцарии, Голландии или Швеции. Тем не менее народ приспособился, выработал свою уникальную ментальность и, что для многих является неразгаданным феноменом, в массе своей живёт счастливо. Вот об этом еврейском счастье я тоже постарался рассказать.

И всё-таки не хотелось бы, чтобы читатель воспринимал изложенное, как анонс или рекламу моей книги. Вовсе нет. Дело в том, что это всего - лишь предисловие, или если хотите, прелюдия к рассказу о том, что подвигло меня заняться написанием воспоминаний о прожитом.

Побудительной причиной, скажу больше, источником вдохновения, этой интересной, но нелёгкой работы явилась судьба дедушки и бабушки моего зятя. Вообще-то, судьбой в Израиле удивить трудно.

Однако у этих людей она действительно удивительная и необычная. Даже для Израиля, куда прибыли евреи и неевреи из 105 стран мира. Представляете, и каждый со своей судьбой! Так что выбрать есть из чего.

Пару слов о том, что я хочу изложить ниже. Дедушка и бабушка нашего зятя по линии отца, Михаил Богомольный и Лея Трахтенберг прожили весьма неординарную жизнь. Родители Михаила погибли в Украине в 1921 году от рук бандитов из армии Батьки Махно.

Десятилетний Миша со своим 17-ти летним братом Хаимом  с невероятными трудностями в 1922 году добрались из Украине в тогда ещё английскую подмандатную Палестину. Бабушка Лея, жена Михаила, в возрасте восьми лет с родителями, братом и сёстрами в том же году тоже оказались на Земле Обетованной.

По юношеской наивности и неопытности ребят, которые учились в гимназии, вовлекли в палестинское коммунистическое движение. За что оба жестоко поплатились. Во время одной из акций протеста Мишу и Лею арестовали.

Несколько месяцев они провели в тюрьме города Акко. В 1931 году по решению суда английские власти депортировали их из Палестины. Мише было тогда всего девятнадцать. Лее и того меньше – семнадцать лет. Им обоим удалось попасть в СССР и осесть в Москве.

Михаил и Лея ровно на 40 лет разлучились с родными, друзьями с Землёй Израиля. Взамен в Стране Советов, ребята получили скудное питание по карточкам, намного хуже, чем в бедной Палестине, тотальный дефицит практически всего, неустроенный быт и тяжёлый изнурительный труд на строительстве автозавода.

Можно сказать, что Михаилу и Лее ещё невероятно повезло. Большинство палестинских товарищей по коммунистичекой партии, да и политэмигрантов из других стран, сгинули в ГУЛАГЕ. Значительно меньше повезло Иосифу Бергеру-Барзилаю, представителю палестинской компартии в Коминтерне.

В 1937 году он был арестован в Москве. Несмотря на дипломатичекий имунитет по решению "тройки" Иосиф получил 15 лет, которые отсидел в ГУЛАГЕ. Невероятным образом выжил. В 1952 году ему добавили ещё пять лет. Правда, ссылки в сибирскую глубинку. Их он тоже полностью отсидел. И только в 1957 году сумел вернуться в Израиль.

А вот Михаилу и Лее только в 1971 году после нескончаемых мук и страданий с невероятным трудом удалось повторно вернуться на историческую родину. На сей раз уже в Израиль. Таким образом, они дважды, как говорят в Израиле, совершили алию, т.е. репатриацию. Второй раз – с детьми и внуками. Даже для нашей, видавшей виды страны, случай достаточно уникальный.

В 1992 году вышла в свет биографическая повесть Леи Трахтенберг «Из маленького Тель-Авива в большую Москву». В 1996 году она написала продолжение – «Сорок лет без Родины». К сожалению, издать книгу не успела. В том же году бабушка умерла.

Я перевёл на русский язык эти воспоминания. В процессе работы у меня и возникла идея описать свою, не такую экзотическую, но зато собственную жизнь. А вот в дальнейших рассказах я и хочу поведать о незаурядных судьбах этих много переживших людей.


 


Рецензии
*Они испытали на себе жестокость антисемитской политики тоталитарного режима большевиков.*
*Дали нам обоим высшее образование.Сохранили в нашем сознании еврейские корни.*
*Им обоим удалось попасть в СССР и осесть в Москве.*
*За это время под влиянием сталинской реальности Михаил и Лея полностью очистились от большевистской скверны*.

Лев Израилевич! Скажите спасибо большевикам, которые приютили дедушку и бабушку и поселили в Москве и дали им всё.Попади они в Европу, они бы не остались живы. Спасибо Сталину, который спас евреев от уничтожения. Насчёт большевистской скверны - трудно жить двумя жизнями -хлопать в ладоши и получать всё как все граждане и держать кулак и фигу в кармане. Вы все пересматриваете через темные очки, считая, что только евреев унижали и преследовали, что не давали учитьсяч, служить в арми, заниматься культурой, быть учёными, инженерами и т.д. При мне многие уезжали в Израиль, обеспеченные люди, имеющие прекрасную работу, машины, дачи, а там работали уборщиками на пособие и карзинку
Стыдно читать людей, которые теперь излагают всё в чёрном свете, освободясь от*большевистской скверны*.

Пётр Кантарович   19.12.2012 18:35     Заявить о нарушении
Если стыдно - не читайте. А написал ровно то, что испытали я, родители, родные и многие мои еврейские друзья и знакомые за 50 лет жизни в стране Советов.

О том как большевики приютили бабушку и дедушку я ещё напишу. А вот, как Сталин спасал евреев почитайте в рассказе "Обелиск с изъяном".

Лев Израилевич   19.12.2012 18:49   Заявить о нарушении